Знаки правды, или Совершай манипуляции внимательно
Арт-директор Стас Жицкий показывает логотипы, безыскусность которых спасает жизни.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
Паровоз летит, гудит,
Машинист вперёд глядит.
Машинист у полустанка
Кочегару говорит:
— От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Но готов идти на спор —
Это новый семафор.
Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
Никакого семафора —
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
— Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку —
Показать, что путь закрыт.
Сергей Михалков. «Дядя Стёпа»
Любой логотип запросто может нас обмануть, ввести в заблуждение (преднамеренно или по причине непрофессионализма дизайнера), сболтнуть лишнего или, наоборот, недоговорить. Логотип может быть (и часто бывает) вообще не о том, что он должен символизировать, и мы слабовольно готовы простить ему неточность, если он красив.
Но есть такие (как правило, невзрачно-лаконичные и не всегда эстетичные) знаки — я бы назвал их знаками правды или однозначными знаками. Они тупо в лоб сообщают нам жизненно важную информацию, доносят до нас совершенно неопровержимые истины, защищают от бед, а то и от смерти.
Обычно они сделаны максимально незатейливо. Но правда и должна доноситься до потребителя предельно доступным способом. Доступным любому индивидууму, вне зависимости от уровня его образованности, культурности или осведомлённости в модных трендах.
Правда не имеет разночтений, особенно когда она касается нашей с вами жизни. Вот табличка с черепом и надписью: «Не влезай ― убьёт!» — надо ли её как-то эстетизировать или лучше оставить как есть, не очень-то дизайнерской, но доходчиво сообщающей нам именно то, что она и хочет нам сообщить? Зачем нам, к примеру, супернавороченный светофор или гипердизайнерский дорожный знак? Нам от них нужна только правда, только функция: на красный свет мы не поедем, а перед Stop — притормозим. Всё это, возможно, сохранит жизнь нам и кому-то ещё.
«Если на клетке слона прочтёшь надпись: „Буйвол“ — не верь глазам своим», ― написал когда-то Козьма Прутков. Но Козьма Прутков был искусственно сочинённым (и потому безответственным) автором, и поприкалываться над его афоризмами мы можем.
Однако если на пузырьке с подозрительной жидкостью мы увидим череп и надпись: «Яд», ― то мы, скорее всего, не будем пробовать на вкус эту жидкость. Равно как и не станем сомневаться в истинности месседжа на (как правило) ярко-жёлтой табличке ― «Caution: slippery floor» с дополняющим предупреждение символическим поскользнувшимся человечком, который вот-вот разобьёт себе башку.
Мы верим, что машина, на которую наклеена буква Ш в треугольнике, на зимней дороге будет тормозить эффективней, и мы соблюдём дистанцию, дабы в неё не въехать. Мы знаем, что не стоит лезть с отвёрткой в шкафчик, на котором есть знак высокого напряжения. Мы не зайдём (если у нас нет защиты) в помещение, где на двери будет знак радиации или, стоит заметить, вполне себе дизайнерский знак Biohazard…
У меня дома висит табличка, которую я нашёл в заброшенном миланском заводском цехе. На ней написаны слова, которые, вообще-то, могут служить наикратчайшей инструкцией по использованию всей нашей недолгой жизни. «Attenzione alle mani», — написано на табличке.
По-итальянски любая ерунда звучит как строчка из Данте или фраза из оперной арии, а это — всего лишь предупреждение: работай, дескать, с осторожностью, или, если буквально, ― совершай манипуляции внимательно. И этот знак-предупреждение ― недостижимая вершина для изощрённых креаторов навороченных месседжей: он сообщает то, что хотел сообщить, предупреждает о том, о чём хотел предупредить, он за всё хорошее и против всего плохого, он обо мне заботится. И мне не очень важен его дизайн, я говорю ему: «Спасибо, что предупредил, я постараюсь».
Вот бы сделать такие заметные таблички, на которых буквенно-знаково было бы написано «Не укради», «Не лжесвидетельствуй», «Не убий»… И развесить их на видных отовсюду местах ― чтобы люди не поскользнулись в своей жизни, не попёрли бы на красный свет, не влезли куда-то не туда. Но, к сожалению, ни социального, ни коммерческого запроса на такие знаки мы не видим.
Читайте в предыдущих выпусках:
- Знаки, сделанные руками: как культурный контекст влияет на восприятие знака
- Специфика «пацифика», или Голубиная лапка: как логотип становится значимым для множества людей
- LONG LIVE THE LOGO! Почему бизнес невозможен без логотипа
- Похоронное бюро «Русалка»: должен ли логотип соответствовать бизнесу
- Новые ворота для баранов: чем редизайн отличается от рестайлинга и ребрендинга
- Операции на логолицах: нужно ли переделывать логотип, что к этому подталкивает и к чему это может привести