Тренды промышленного дизайна 2025 года
Историк искусства Мария Савостьянова рассуждает, чего можно ждать в следующем году.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В промышленном дизайне, как и в архитектуре, тренды живут годами, поэтому в декабре эксперты зачастую оценивают трансформации внутри каждого направления. В новой колонке историк искусства Мария Савостьянова анализирует изменения в 2025-м.
Устойчивое развитие и/или регенерация
Дизайнеры продолжают думать об устойчивом развитии, не снижают требований к экологичности материалов и изделий, продвигают «зелёные» достижения и отчитываются о них. Новые вещи должны легко ремонтироваться, перерабатываться, а лучше, чтобы они были изготовлены из переработанных материалов.
Пользователи всё дотошнее интересуются, не покупают ли они товары с сомнительным бэкграундом, и учатся отделять greenwashing от по-настоящему чистого производства.
Особого внимания потребуют зоны разрушений. Там будут генерироваться идеи и кристаллизоваться оптимальные решения по временному обустройству разрушенных территорий и планы их регенерации.
Проще — значит лучше
В последнее время всё чаще возникают дискуссии о том, что человеку свойственно находиться в нейтральных пространствах, пользоваться простыми вещами (или такими, что вступают в коммуникацию и «рассказывают» истории). В 2025 году победит минимализм: дизайнеры предпочитают интуитивную понятность вещей и гаджетов, а также тихую элегантность. Вызов в том, что в следующем году простоту придётся сочетать с многофункциональностью.
Персонализация/кастомизация
Персонализация вещей уже несколько лет — ощутимый бонус продуктов. Если потребителю предлагают внести что-то личное в серийный товар, значит, дизайнер или компания-разработчик держат руку на пульсе.
Личное может быть нетривиальным — например, вам сошьют пальто с узором, в котором учтены результаты вашего генетического теста, или сделают ширму, у которой элементы створок набраны из ваших семейных фотографий. Ещё вариант — полностью адаптируют предметы под нужные размеры, фактуры, палитры. Именно в этом направлении мы ждём самых оригинальных идей и неожиданных решений.
Всё для всех
Инклюзия — передовая тема современного промышленного дизайна. Инклюзивный предмет или гаджет доступен людям любого возраста, физических возможностей, культурного бэкграунда, пола и даже телосложения.
Максимально активизировать, включить в социум всех от мала до велика помогут вещи нового типа. Если в предыдущие годы тенденцией выглядели высокотехнологичные протезы конечностей, то сейчас внимание перемещается к пространствам и предметному ряду, где стар и млад чувствует себя одинаково свободно, комфортно и безопасно.
Самый очевидный ключ к достижению таких возможностей — вещи с переменными функциями, регулируемыми размерами и другими возможностями дифференцированных настроек.
Умные и подключённые предметы
Интеграция умных технологий в бытовые вещи — важная тенденция 2025 года. В таких продуктах часто применяют AI, например для голосового управления, автоматизации или настройки на основе данных.
Дизайнеры будут думать о том, как максимально незаметно интегрировать эти технологии в изделия, не жертвуя эстетикой или пользовательским опытом. Их конечная цель — сделать умные вещи более интуитивными и доступными для разных людей.
Номадизм
В 2025 году людям по-прежнему придётся много переезжать, жить, работать и отдыхать в пути. Дизайнеры уже нашли и опробовали многие решения и знают, что любят номады. Среди устойчивых предпочтений мультифункциональные, компактные и портативные вещи, то есть те, что легко перемещать в пространстве.
Среди наиболее популярных предложений — вещи-трансформеры, одежда с ремнями, пристёгивающиеся сумки-палатки. Их главные достоинства: гибкость, адаптивность, прочность, минимальный размер и вес. Плюс в этом году могут появиться новые приспособления для домашних животных: передовые и технологичные переноски, поилки, лотки нового поколения и гаджеты для поиска сбежавших питомцев.
Timeless
Проектировщики будут увлечённо ностальгировать по прошлому, чтобы с комфортом укорениться в настоящем. Прошлое рассматривается как символ привычного и удобного, то, что, может быть, и не образует новых нейронных связей, зато успокаивает нервную систему и дарит ощущение, что мы контролируем ситуацию.
Чтобы реальные предметы не казались вчерашним днём, дизайнеры будут каждый раз искать формулу, как, например, переосмыслить фактуры и палитры сорокалетней давности в современном виде.
Биофилия
В 2025 году растительность продолжит оккупировать города, дома, квартиры и комнаты, общественные пространства. Травы, плющи, цветочные клумбы потребуют дизайнерских решений при проектировании всего: городских дорожных развязок, зданий, технологичных систем увлажнения, освещения и инсоляции.
Дополнительный вектор устойчивой тенденции: в 2025 году будет фокус на пространства, улучшающие психическое здоровье. Зелень в таких локациях — важный терапевтический фактор. Не только зимние сады в штаб-квартирах передовых компаний, но и любое растение на офисном столе или на прикроватной тумбочке в больнице — дань этому тренду.
AI
В 2025-м станет меньше панических настроений относительно экспансии AI в нашу жизнь. Искусственный интеллект в работе проектировщиков станет ещё более удобным помощником. На рынке ждут большого числа приложений для проектирования интерьеров, предметов и гаджетов, сделанных с помощью AI.
Новый вектор будущего года — AI наконец заинтересует ремесленников: керамисты, стеклодувы, мастера текстиля захотят продемонстрировать нам необычные сочетания работы искусственного интеллекта и мастеровитого ручного труда.
Гордый Юг
Всё больше стран Индии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки развивают свой предметный дизайн, текстиль, интерьер и моду, стремясь использовать локальные элементы и традиционные практики своих регионов.
В 2025 году ждём музейные и галерейные выставки, посвящённые Мексике, Ливану, Боливии, Уругваю и ряду африканских стран. Индийский архитектор и автор предметов мебели Биджой Джейн с персональной выставкой в парижском Fondation Cartier как ледокол пробил тему аутентичных и ремесленных подходов в современной архитектуре и предметном дизайне.
За ним потянутся менее медийные, но не менее оригинальные творцы.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Учителя вкуса. Главные дизайнеры современной Японии
- В Мумбай! Как выглядит индийский промышленный дизайн
- Бейрут и Триполи как центры современного дизайна
- Южнокорейский дизайн: особенности, имена, проекты
- Мексиканский дизайн: как сочетаются модернизм и современность
- «Гордый Юг»: как дизайн из южных стран мира становится популярным