Тренды промышленного дизайна 2024 года
Историк искусства Мария Савостьянова рассуждает о том, что будет актуально в следующем году.
Изображение: Flora Vulgaris / Serax DR / Полина Честнова для Skillbox Media
Генеративный дизайн
В 2023 году генеративный искусственный интеллект стал темой общественной дискуссии. Эксперты рисуют перспективу на 2024-й — в следующем году AI перестанет вызывать страх и трепет, заметно «одомашнится» и начнёт превращаться в сверхумного помощника в разных делах.
Генеративный дизайн и в прошлом году был одной из важных тенденций, но теперь как инструмент он будет востребован значительно больше и захочет стать «видимым». Как двадцать лет назад аддитивные технологии изменили форму предметов, так и AI будет влиять на шрифты, орнаменты, формы и цвет.
Перестанет ли AI быть фундаментальным вызовом обществу? Нет. Он, скорее всего, будет «красть» нашу работу и делать нас ненужными.
Сближение реального и цифрового
Эта тенденция затронет все области дизайна, в которых акцент сделан на визуальном. Цифровое уже становится всё более реалистичным, а реальное становится таким же гибким и податливым, как и цифровое. Неслучайно темой трендообразующей парижской выставки Maison&Objet назван «Технорай» (Techno Eden).
Дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и иммерсивный интернет разрушают барьеры между физическим миром и цифровыми областями, в которых мы проводим всё больше времени. Мы используем социальные приложения, чтобы создавать виртуальные пространства, где делимся моментами из «реальной» жизни. Они тщательно отобраны и отфильтрованы для создания цифровых личностей, которые становятся нашими виртуальными «я».
В 2024 году среди прочих увлечений нас ждёт стиль, в котором органично сочетаются гиперреалистичный и сюрреалистический 3D-дизайн — абстрактные и органические формы, яркие цвета и экспериментальные шрифты и орнаменты.
Номадизм как стиль жизни
Номадический импульс не первый год заявляет о себе: тысячи людей пришли в движение и продолжают перемещаться в пространстве. К цифровому номадизму (новые технологии позволяют работать удалённо практически в любой части света) прибавились многочисленные релоканты, мигранты и беженцы.
Читайте также:
Дизайн реагирует на потребности «людей пути»: в 2024 году специалисты продолжат проектировать портативные, складные многофункциональные предметы, а также объекты, многократно уменьшенные в размерах. В этом же списке: сборно-разборные дома (палатки, шатры и убежища новых типологий), одежда из невесомых немнущихся тканей с самонастраивающейся терморегуляцией.
Переработка и энергосбережение
Дизайнеры помогают просвещённым гражданам потреблять ответственно. Например, Росанна Орланди снова объявляет опен-колл премии «Безвинный пластик» (Guiltless Palstic Award), а также активно продвигает и поддерживает участников и победителей конкурсов прошлых лет.
В 2024 году экономика замкнутого цикла станет ещё более важной концепцией, поскольку долговечность, возможность вторичной переработки и повторного использования закладываются непосредственно в продукцию на стадии проекта.
О чём должны помнить дизайнеры в 2024 году? О том, что пользователи всё лучше распознают дух «зелёного промывания» — поверхностных усилий, направленных исключительно на создание положительного пиара вокруг конкретной технологии. Имитировать нельзя. Надо быть зелёным.
Вызов «Гордого Юга»
Уже в 2023 году на международной дизайнерской сцене солировали мексиканцы, ливанцы и дизайнеры из Южной Кореи. В 2024-м в новом фокусе предстанут страны глобального Юга. Proud South — так называется исследовательский проект и книга, выпущенная в прошлом году нидерландским аналитиком трендов Ли Эделькорт (об этом подробно читайте в моей следующей колонке).
Гордый Юг — это ремесленники, мейкеры, дизайнеры из Южной Африки, Бенина, Ганы, Марокко, Индии, Шри-Ланки, Турция. Туда также включены Латинская Америка, невероятные студии и дизайнеры из Мексики, Бразилии, Уругвая. Космогонические орнаменты, ремесленные техники, горячие цветовые сочетания и типологии в одежде и домашней утвари способны вдохновить по-настоящему.
Гордый Юг подарит уставшему Северу (странам с постиндустриальной экономикой) жар, изобретательность и свободу.
Нейроэстетика
Время турбуленций, непредсказуемости и потерь обострило чувственное восприятие. Знание о воздействии цвета, света, фактур, запаха и звуков, накопленные в ХХ веке и скорректированные и углублённые современными нейропсихологами, становятся реальными средствами для восстановления телесных и душевных сил.
Дизайнеры готовы поддерживать с помощью пространств, основные характеристики которых будут действовать как комплексная терапия.
Средства реабилитации
Дизайнеры по-прежнему будут делать протезы, рукава и гольфы, стимулирующие мышечную активность, одежда для людей, потерявших конечности, предметы, облегчающие быт.
Дизайнеры готовы проектировать для инвалидов принципиально новые вещи. Тут потребуется содружество из специалистов по передовому материаловедению, медиков разных специализаций, психологов, биоинженеров, эргономистов. Дизайнеры в такой команде могут сыграть важную роль — именно они подарят вещам и приспособлениям эмоционально поддерживающую эстетику.
Японская менажница
Одна тенденция web-дизайна пойдёт широким шагом в интерьер, витринистику и экспозиционный дизайн. Японские контейнеры для еды бенто разделены перегородками на неравные ячейки. Эта структура стала популярным принципом расположения информационных блоков в графическом и веб-дизайне.
Нерегулярная сетка японской менажницы отлично сработает и в интерьере. В бутиках и холлах гостиниц мы увидим стены, напоминающие страницу комикса, на которой сразу видно несколько историй.
Cluttercore
Дизайнеры разных специализаций в 2024 году поломают голову над тем, как устроить настоящий максималистский беспорядок. Громкий, экстравагантный, полный излишеств, сумасбродства и нагромождения вещей. В освобождающую энергию хаоса поверят дизайнеры всех мастей — средовики, интерьерщики, графики и иллюстраторы.
Inflatable 3D
Неизвестно почему, но надувные буквы, предметы и формы всегда смешат и поднимают настроение. Возможно, реальные предметы и орнаменты на тканях и обоях довольно часто будут выглядеть слегка «поддутыми».
Цифровые сбои как приём
В мире, где AI помогает создавать цифровое искусство, цифровое разрушение и ошибки становятся эффектным приёмом. Пикселизация, поплывшие пиксели, перекошенные штрихкоды, ломаная типографика, ошибки 3D-печати могут стать визуально интригующими в бытовых предметах.
Как многие промдизайнеры хотели имитировать несовершенство ручной работы в серийных вещах, так теперь и цифровое искажение будет свидетельствовать о том, что в оцифрованном мире есть место хаосу и аномалиям.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!