Тренды промышленного дизайна 2024 года
Историк искусства Мария Савостьянова рассуждает о том, что будет актуально в следующем году.


Изображение: Flora Vulgaris / Serax DR / Полина Честнова для Skillbox Media
Генеративный дизайн
В 2023 году генеративный искусственный интеллект стал темой общественной дискуссии. Эксперты рисуют перспективу на 2024-й — в следующем году AI перестанет вызывать страх и трепет, заметно «одомашнится» и начнёт превращаться в сверхумного помощника в разных делах.
Генеративный дизайн и в прошлом году был одной из важных тенденций, но теперь как инструмент он будет востребован значительно больше и захочет стать «видимым». Как двадцать лет назад аддитивные технологии изменили форму предметов, так и AI будет влиять на шрифты, орнаменты, формы и цвет.


Перестанет ли AI быть фундаментальным вызовом обществу? Нет. Он, скорее всего, будет «красть» нашу работу и делать нас ненужными.
Сближение реального и цифрового
Эта тенденция затронет все области дизайна, в которых акцент сделан на визуальном. Цифровое уже становится всё более реалистичным, а реальное становится таким же гибким и податливым, как и цифровое. Неслучайно темой трендообразующей парижской выставки Maison&Objet назван «Технорай» (Techno Eden).



Дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и иммерсивный интернет разрушают барьеры между физическим миром и цифровыми областями, в которых мы проводим всё больше времени. Мы используем социальные приложения, чтобы создавать виртуальные пространства, где делимся моментами из «реальной» жизни. Они тщательно отобраны и отфильтрованы для создания цифровых личностей, которые становятся нашими виртуальными «я».
В 2024 году среди прочих увлечений нас ждёт стиль, в котором органично сочетаются гиперреалистичный и сюрреалистический 3D-дизайн — абстрактные и органические формы, яркие цвета и экспериментальные шрифты и орнаменты.
Номадизм как стиль жизни
Номадический импульс не первый год заявляет о себе: тысячи людей пришли в движение и продолжают перемещаться в пространстве. К цифровому номадизму (новые технологии позволяют работать удалённо практически в любой части света) прибавились многочисленные релоканты, мигранты и беженцы.



Читайте также:
Дизайн реагирует на потребности «людей пути»: в 2024 году специалисты продолжат проектировать портативные, складные многофункциональные предметы, а также объекты, многократно уменьшенные в размерах. В этом же списке: сборно-разборные дома (палатки, шатры и убежища новых типологий), одежда из невесомых немнущихся тканей с самонастраивающейся терморегуляцией.
Переработка и энергосбережение
Дизайнеры помогают просвещённым гражданам потреблять ответственно. Например, Росанна Орланди снова объявляет опен-колл премии «Безвинный пластик» (Guiltless Palstic Award), а также активно продвигает и поддерживает участников и победителей конкурсов прошлых лет.

Фото: Guiltless Plastic
В 2024 году экономика замкнутого цикла станет ещё более важной концепцией, поскольку долговечность, возможность вторичной переработки и повторного использования закладываются непосредственно в продукцию на стадии проекта.
О чём должны помнить дизайнеры в 2024 году? О том, что пользователи всё лучше распознают дух «зелёного промывания» — поверхностных усилий, направленных исключительно на создание положительного пиара вокруг конкретной технологии. Имитировать нельзя. Надо быть зелёным.
Вызов «Гордого Юга»
Уже в 2023 году на международной дизайнерской сцене солировали мексиканцы, ливанцы и дизайнеры из Южной Кореи. В 2024-м в новом фокусе предстанут страны глобального Юга. Proud South — так называется исследовательский проект и книга, выпущенная в прошлом году нидерландским аналитиком трендов Ли Эделькорт (об этом подробно читайте в моей следующей колонке).


Гордый Юг — это ремесленники, мейкеры, дизайнеры из Южной Африки, Бенина, Ганы, Марокко, Индии, Шри-Ланки, Турция. Туда также включены Латинская Америка, невероятные студии и дизайнеры из Мексики, Бразилии, Уругвая. Космогонические орнаменты, ремесленные техники, горячие цветовые сочетания и типологии в одежде и домашней утвари способны вдохновить по-настоящему.
Гордый Юг подарит уставшему Северу (странам с постиндустриальной экономикой) жар, изобретательность и свободу.
Нейроэстетика
Время турбуленций, непредсказуемости и потерь обострило чувственное восприятие. Знание о воздействии цвета, света, фактур, запаха и звуков, накопленные в ХХ веке и скорректированные и углублённые современными нейропсихологами, становятся реальными средствами для восстановления телесных и душевных сил.
Дизайнеры готовы поддерживать с помощью пространств, основные характеристики которых будут действовать как комплексная терапия.
Средства реабилитации
Дизайнеры по-прежнему будут делать протезы, рукава и гольфы, стимулирующие мышечную активность, одежда для людей, потерявших конечности, предметы, облегчающие быт.



Фото: Guiltless Plastic
Дизайнеры готовы проектировать для инвалидов принципиально новые вещи. Тут потребуется содружество из специалистов по передовому материаловедению, медиков разных специализаций, психологов, биоинженеров, эргономистов. Дизайнеры в такой команде могут сыграть важную роль — именно они подарят вещам и приспособлениям эмоционально поддерживающую эстетику.
Японская менажница
Одна тенденция web-дизайна пойдёт широким шагом в интерьер, витринистику и экспозиционный дизайн. Японские контейнеры для еды бенто разделены перегородками на неравные ячейки. Эта структура стала популярным принципом расположения информационных блоков в графическом и веб-дизайне.

Нерегулярная сетка японской менажницы отлично сработает и в интерьере. В бутиках и холлах гостиниц мы увидим стены, напоминающие страницу комикса, на которой сразу видно несколько историй.
Cluttercore
Дизайнеры разных специализаций в 2024 году поломают голову над тем, как устроить настоящий максималистский беспорядок. Громкий, экстравагантный, полный излишеств, сумасбродства и нагромождения вещей. В освобождающую энергию хаоса поверят дизайнеры всех мастей — средовики, интерьерщики, графики и иллюстраторы.


Inflatable 3D
Неизвестно почему, но надувные буквы, предметы и формы всегда смешат и поднимают настроение. Возможно, реальные предметы и орнаменты на тканях и обоях довольно часто будут выглядеть слегка «поддутыми».
Цифровые сбои как приём
В мире, где AI помогает создавать цифровое искусство, цифровое разрушение и ошибки становятся эффектным приёмом. Пикселизация, поплывшие пиксели, перекошенные штрихкоды, ломаная типографика, ошибки 3D-печати могут стать визуально интригующими в бытовых предметах.
Как многие промдизайнеры хотели имитировать несовершенство ручной работы в серийных вещах, так теперь и цифровое искажение будет свидетельствовать о том, что в оцифрованном мире есть место хаосу и аномалиям.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!