Тренды в дизайне: как они появляются и исчезают
Эксперты объясняют, как живут популярные визуальные решения и почему они не остаются в моде навечно.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мы продолжаем публикации о трендах. Нина Захарова и Филипп Третьяков уже объясняли, какие визуальные решения будут в топе в ближайшее время и почему распространяются именно они.
Теперь поговорим о трендах в более широкой перспективе. Как они живут и исчезают? Почему вообще шрифты, иллюстрации, цвета и эстетики становятся немодными? Может ли что-то трендовое уйти и вернуться?
Тренды в дизайне последних лет
Barbie
Тренд появился и вырос из-за мощного маркетинга.
Угас из-за передозировки у аудитории и потому что у большинства искусственно внедрённых трендов-мемов короткий срок жизни.
Перспектива: тренд останется визуальным признаком 2023 года.
Благодаря фильму Греты Гервиг «Барби» в 2023 году розовым стало всё.
Забавный факт: съёмки фильма вызвали дефицит розовой краски оттенка Rosco по всему миру.
Шквал розового цвета — отличный пример тренда с коротким жизненным циклом. Он стремительно появился и так же стремительно закончился, в том числе благодаря маркетологам и инфлюенсерам:
- Маркетинговая кампания стала суперуспешной. Вначале Mattel, компания-создатель Barbie, которая спродюсировала фильм, запустила серию собственных коллабораций. Механику барбификации подхватили другие, в том числе — без участия Mattel и бесплатно для бренда.
- Но как любой большой социокультурный феномен, барбификация выглядела свежей очень недолго. Аудитория быстро утомилась и стала воспринимать её критически.
«Барби» вызвала волну girlyfication: визуально всё стало очень девчачьим, появилось много акцентов на женщинах и на девочках. Когда так себя ведут бренды, которые никогда не обращали внимание на гендерные вопросы, аудитория способна разглядеть в этом некоторую издёвку, чувствует скепсис и подозревает желание на вас заработать.
Нина Захарова
Читайте также:
AR/VR, NFT, metaverse
Тренд появился и вырос из-за общего хайпа вокруг Web 3.0, пандемийного перехода в онлайн, разработок tech-стартапов и Meta*.
Угас из-за технологической неготовности платформ.
Перспектива: пока тренд отошёл на второй план, но вернётся в новых условиях.
Ковидная эпоха сделала metaverse и инструменты дополненной реальности большой темой. С ней пришла определённая эстетика — впрочем, не революционно новая, а с отсылками к ретрофутуризму и киберпанку.
Было ощущение, что мы действительно перейдём в метавёрс и этот тренд останется. Однако:
- В постковидную эпоху люди захотели снова почувствовать на себе реальный мир — многие поняли, что они (пока) не готовы закрываться в интернете навсегда.
- Уровень развития технологий был переоценён.
Эстетика грядущего цифрового будущего, которого мы никак не можем дождаться, отходит на второй план. Пока AR/VR-инструменты, metaverse и Apple Vision Pro ждут необходимого развития, люди вынуждены обращать больше внимания на проблемы реального мира.
Филипп Третьяков
Стикеры
Тренд распространился из-за того, что этот дизайн-приём очень удобный и его легко воссоздавать.
Угас из-за того, что потерял выразительность — его буквально заездили.
Перспектива: вернётся скоро — когда его немного забудут.
Симпатичный визуальный ход, вокруг которого можно было легко собрать удобную айдентику, пользовался в последние годы невероятной популярностью. Но стикербомбинг стал слишком модным, потерял внятность и успел наскучить многим.
Однако из-за своей простоты этот метод, скорее всего, некоторое время «отлежится» и вернётся в дизайн с новой силой.
Возвращение к истокам
Тренд пока актуален.
В 2017–2018 годах модные и tech-бренды массово избавлялись от лишней графики в логотипах и других деталях айдентики. Тогда это объясняли желанием добиться лучшей читабельности на экранах или освежить имидж в связи с обновлением креативной команды.
Однако многие марки из-за упрощения фирменных элементов стали терять узнаваемость и привязку к собственному наследию, которое для люксовых брендов очень важно.
В 2023 году мы наблюдали, как бренды массово возвращали логотипы из прошлого, стараясь вернуть не только наследие, но и поклонников.
Читайте также:
Трансформация корпоративной иллюстрации
Тренд появился и вырос благодаря мегакорпорациям: они добавляли в свои визуальные коммуникации нейтральные, выверенные иллюстрации с доброжелательным характером. Эти стили разрабатывали так, чтобы тысячи векторных картинок можно было делать быстро, очень легко и супердёшево.
Угас из-за того, что стал визуальным символом неискренности и «холодных» digital-коммуникаций.
Перспектива: системы бренд-иллюстраций остаются как удобный инструмент, но «оживают». Благодаря продуктам, которые хотят быть эмоционально ближе к аудитории, корпоративные стили становятся более забавными или даже неаккуратными.
Простая векторная иллюстрация с людьми абстрактных форм, цветов и размеров с 2017 года завладела брендингом практически каждой второй компании в tech-индустрии. Нейтральный стиль, распространившийся благодаря простоте и скорости производства, стал встречаться настолько часто, что иллюстрации вынуждены трансформироваться во что-то новое.
От вектора к карандашу
Дизайнеры стали вдохновляться «живыми» журнальными стилями и делать корпоративные иллюстрации более экспрессивными и неидеальными — например, как у Notion или Mailchimp. Карандаш, наивность и смелая работа с формой — это попытки «придать характер» корпорациям, создать для бренда или для клиента более персонализированный образ.
От вектора к трогательному минимализму
Это не новый тренд, но он набрал обороты, и персонажи-блобы — разноцветные рисунки с глазами — даже стали заменять бездушные градиентные формы в брендинге технологических компаний.
От вектора к упрощённому объёму
3D проникает и в корпоративную иллюстрацию: не только иконки и мокапы, но и сами персонажи и иллюстрации перешли к объëмам. Чем проще и выразительнее, тем лучше.
Это связано и с развитием уровня 3D-графики, и с тем, что появляется всё больше простых инструментов для её создания.
В заключение
Полная запись вебинара о трендах в дизайне
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».