Дизайн
#подборки

Тотальная инсталляция: 5 знаменитых проектов Ильи Кабакова

Как бытность советского человека превратилась в арт-объекты.

Фото: Perry van Duijnhoven / Flickr

Илья Кабаков ― советский и российский художник, автор инсталляций. Несколько его работ стали самыми дорогими проданными произведениями искусства современных российских авторов.

Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске, но во время Второй мировой вместе с семьёй был эвакуирован в Самарканд. В 1943-м он попал в художественную школу при Ленинградском институте живописи, с 1945-го учился в Московской средней художественной школе, затем — на отделении графики Суриковского института.

«Официальная» карьера Кабакова началась с работы иллюстратором книг и журналов для детей в 1956-м, однако для самого художника это был просто способ заработка.

Эскиз иллюстрации, журнал «Мурзилка», 1970-е
Изображение: предоставлено Музеем АРТ4
Издание «Дом, который построил Джек» с иллюстрациями Кабакова, 1967
Изображение: издательство «АСТ»

«Верил» Кабаков в проекты, которые он создавал вне работы, для себя. В 1960-х в Москве появились мастерские художников, которые были местом неофициального искусства: работы этих мастеров не выставляли, о них не писали в газетах. Но это были площадки для творческих экспериментов и обмена идеями — в том числе и для Кабакова.

В работах того периода художник осмыслял жизнь советского человека ― метафорично, часто с иронией. Рисовал схематично или примитивно, дополнял графику необычными авторскими текстами, что было новаторским решением.

Серия «Душ», 1960-е
Изображение: Aleksandra Babenko / Christie’s

В 1965-м художественные работы Кабакова попали на экспозицию «Альтернативная действительность II» в Италии, а затем на выставки неофициального советского искусства в Германии и Британии. О художнике стали постепенно узнавать за пределами Союза.

В 1970-х Кабаков начал экспериментировать с инсталляцией. Из обычных предметов и мусора он воссоздавал концептуальные картины советской действительности. Со временем небольшие арт-объекты превращались в масштабные проекты и целые серии, которые он назвал тотальными инсталляциями.

В 1989 году Илья Кабаков получил стипендию Германской службы академических обменов и эмигрировал в Берлин. С тех пор его карьера развивалась главным образом за рубежом. Однако в основе сюжетов инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых (с конца 1980-х художник работал вместе со своей третьей женой) была рефлексия советских реалий.

27 мая 2023 года Илья Кабаков умер.

Расскажем о нескольких проектах художника ― личных и созданных в соавторстве с супругой.

«Автомат и цыплята»

1966

Это одна из «неофициальных» работ Кабакова 1960-х. На большом фанерном каркасе, обтянутом холстиной и неравномерно оштукатуренном, гуашью нарисованы автомат и цыплята. Работа нарочно неряшливая, непосредственная и напоминает детский рисунок.

Такую форму Кабаков выбрал, чтобы прямолинейно, без сложных аналогий передать ощущения подпольных художников периода хрущёвской оттепели: цыплята, нарисованные в углублениях холста, в безопасности, пока не высовываются и не попадают под прицел автомата.

Фото: «Государственная Третьяковская галерея»

«Ящик с мусором»

1981

Тема мусора была одной из ключевых в творчестве Кабакова. Мусор буквальный и метафорический ― это то, что заполняет жизнь человека, его быт, мысли, воспоминания. В этой инсталляции художник собрал «сокровища» выдуманного коллекционера.

В центре композиции — деревянный ящик, окружённый старыми газетами, на которых стоят предметы (в разные периоды конфигурация менялась). Старая обувь, посуда, щётки, осколки, банки из-под краски ― всего около 150 позиций. На каждом из них есть этикетка, но вместо подписи на ней ― ругательства. Рядом стоит стул, на котором лежит лист со списком вещей.

С одной стороны, это буквально предметы, которые могут составлять чью-то реальность. С другой ― метафора на жизнь абсолютно разных людей, волею случая оказавшихся в тесном пространстве: общежитии или коммунальной квартире.

Фото: «Государственная Третьяковская галерея»
Фото: музей-заповедник «Царицыно» / Ilya & Emilia Kabakov

«Человек, который улетел в космос из своей комнаты»

1985

Это одна из инсталляций серии «Десять персонажей», сделанной в виде полномасштабной коммунальной квартиры. Часть композиций Кабаков создал ещё в СССР, часть ― совместно с Эмилией после эмиграции. Зритель проходил через длинный коридор, заглядывал в комнаты разных персонажей, узнавал об их секретах и взаимоотношениях через оставленные записки, погружался в гнетущий коммунальный быт.

Инсталляция «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» — это небольшое помещение, стены которого оклеены плакатами. В центре ― деревянная перекладина, лежащая на двух стульях, и пружинная конструкция ― видимо, с помощью неё персонаж и улетел из своей комнаты в космос прямо через потолок. Пол засыпан крошками штукатурки, а в потолке зияет круглая дыра, через которую пробивается свет.

Фото: Centre National d’Art Et de Culture Georges Pompidou / Ilya & Emilia Kabakov

«Красный вагон»

1991

Это тотальная инсталляция Кабаковых, иллюстрирующая историю Советского Союза от начала до конца. Они представили её в Дюссельдорфе за несколько месяцев до распада СССР.

Перед входной зоной в вагон установлена сложная деревянная конструкция, напоминающая строительные леса, с лестницей, устремлённой вверх. Это начало экспозиции ― и своеобразное олицетворение надежд и грандиозных планов «на старте» Советского Союза.

Снаружи вагон украшен картинами с моментами из советской истории, внутри же ― большая, во всю стену, иллюстрация идиллического будущего. Здесь в процветающей стране Советов авангардная архитектура соседствует с широкими засеянными полями, над городом летают воздушные шары и дирижабли ― гармония технологий, сельского хозяйства и культуры. Смотреть на светлое будущее авторы предложили с противоположной стороны вагона, сидя на деревянной скамье, окрашенной тёмно-коричневой краской. На выходе из вагона зрители видят свалку строительного мусора.

Инсталляция «Красный вагон» находится в коллекции Главного штаба Эрмитажа, однако сейчас она на реставрации.

Фото: Ilya & Emilia Kabakov
Фото: Ilya & Emilia Kabakov
Эскиз инсталляции
Изображение: государственный Эрмитаж / Ilya & Emilia Kabakov

«Туалет»

1992

Эту тотальную инсталляцию Илья и Эмилия Кабаковы представили на выставке современного искусства Documenta в Германии. В Касселе около исторического здания музея Фридерицианум появилось небольшое бетонное здание ― типовой советский общественный туалет из 1950–1970-х. Однако внутренний антураж этого помещения был неожиданным.

Инсталляция была поделена на две части с отдельными входами ― для мужчин и женщин. Внутри находились три условные туалетные кабины, разделённые лишь перегородками ― без дверей, с отверстиями в полу. А по соседству с ними ― обстановка простой, уютной советской гостиной: диван с мягкими подушками, накрытый обеденный стол, шкаф, картина на стене, стул с небрежно оставленной одеждой.

Фото: Ilya & Emilia Kabakov
Фото: DOCUMENTA IX, Кассель, Германия / Культура.рф

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована