Тотальная инсталляция: 5 знаменитых проектов Ильи Кабакова
Как бытность советского человека превратилась в арт-объекты.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f56/f56f90e516f4a922b8b66df8e86e291f/3405966f248386233fc9d2bf85dc8ec7.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f56/f56f90e516f4a922b8b66df8e86e291f/3405966f248386233fc9d2bf85dc8ec7.jpg)
Фото: Perry van Duijnhoven / Flickr
Илья Кабаков ― советский и российский художник, автор инсталляций. Несколько его работ стали самыми дорогими проданными произведениями искусства современных российских авторов.
Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске, но во время Второй мировой вместе с семьёй был эвакуирован в Самарканд. В 1943-м он попал в художественную школу при Ленинградском институте живописи, с 1945-го учился в Московской средней художественной школе, затем — на отделении графики Суриковского института.
«Официальная» карьера Кабакова началась с работы иллюстратором книг и журналов для детей в 1956-м, однако для самого художника это был просто способ заработка.
![](/upload/setka_images/07394312102023_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Изображение: предоставлено Музеем АРТ4
![](/upload/setka_images/07394412102023_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Изображение: издательство «АСТ»
«Верил» Кабаков в проекты, которые он создавал вне работы, для себя. В 1960-х в Москве появились мастерские художников, которые были местом неофициального искусства: работы этих мастеров не выставляли, о них не писали в газетах. Но это были площадки для творческих экспериментов и обмена идеями — в том числе и для Кабакова.
В работах того периода художник осмыслял жизнь советского человека ― метафорично, часто с иронией. Рисовал схематично или примитивно, дополнял графику необычными авторскими текстами, что было новаторским решением.
![](/upload/setka_images/07394112102023_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Изображение: Aleksandra Babenko / Christie’s
В 1965-м художественные работы Кабакова попали на экспозицию «Альтернативная действительность II» в Италии, а затем на выставки неофициального советского искусства в Германии и Британии. О художнике стали постепенно узнавать за пределами Союза.
В 1970-х Кабаков начал экспериментировать с инсталляцией. Из обычных предметов и мусора он воссоздавал концептуальные картины советской действительности. Со временем небольшие арт-объекты превращались в масштабные проекты и целые серии, которые он назвал тотальными инсталляциями.
В 1989 году Илья Кабаков получил стипендию Германской службы академических обменов и эмигрировал в Берлин. С тех пор его карьера развивалась главным образом за рубежом. Однако в основе сюжетов инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых (с конца 1980-х художник работал вместе со своей третьей женой) была рефлексия советских реалий.
27 мая 2023 года Илья Кабаков умер.
Расскажем о нескольких проектах художника ― личных и созданных в соавторстве с супругой.
«Автомат и цыплята»
1966
Это одна из «неофициальных» работ Кабакова 1960-х. На большом фанерном каркасе, обтянутом холстиной и неравномерно оштукатуренном, гуашью нарисованы автомат и цыплята. Работа нарочно неряшливая, непосредственная и напоминает детский рисунок.
Такую форму Кабаков выбрал, чтобы прямолинейно, без сложных аналогий передать ощущения подпольных художников периода хрущёвской оттепели: цыплята, нарисованные в углублениях холста, в безопасности, пока не высовываются и не попадают под прицел автомата.
![](/upload/setka_images/07394312102023_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
«Ящик с мусором»
1981
Тема мусора была одной из ключевых в творчестве Кабакова. Мусор буквальный и метафорический ― это то, что заполняет жизнь человека, его быт, мысли, воспоминания. В этой инсталляции художник собрал «сокровища» выдуманного коллекционера.
В центре композиции — деревянный ящик, окружённый старыми газетами, на которых стоят предметы (в разные периоды конфигурация менялась). Старая обувь, посуда, щётки, осколки, банки из-под краски ― всего около 150 позиций. На каждом из них есть этикетка, но вместо подписи на ней ― ругательства. Рядом стоит стул, на котором лежит лист со списком вещей.
С одной стороны, это буквально предметы, которые могут составлять чью-то реальность. С другой ― метафора на жизнь абсолютно разных людей, волею случая оказавшихся в тесном пространстве: общежитии или коммунальной квартире.
![](/upload/setka_images/07394312102023_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
![](/upload/setka_images/07394312102023_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
«Человек, который улетел в космос из своей комнаты»
1985
Это одна из инсталляций серии «Десять персонажей», сделанной в виде полномасштабной коммунальной квартиры. Часть композиций Кабаков создал ещё в СССР, часть ― совместно с Эмилией после эмиграции. Зритель проходил через длинный коридор, заглядывал в комнаты разных персонажей, узнавал об их секретах и взаимоотношениях через оставленные записки, погружался в гнетущий коммунальный быт.
Инсталляция «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» — это небольшое помещение, стены которого оклеены плакатами. В центре ― деревянная перекладина, лежащая на двух стульях, и пружинная конструкция ― видимо, с помощью неё персонаж и улетел из своей комнаты в космос прямо через потолок. Пол засыпан крошками штукатурки, а в потолке зияет круглая дыра, через которую пробивается свет.
![](/upload/setka_images/07394312102023_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
«Красный вагон»
1991
Это тотальная инсталляция Кабаковых, иллюстрирующая историю Советского Союза от начала до конца. Они представили её в Дюссельдорфе за несколько месяцев до распада СССР.
Перед входной зоной в вагон установлена сложная деревянная конструкция, напоминающая строительные леса, с лестницей, устремлённой вверх. Это начало экспозиции ― и своеобразное олицетворение надежд и грандиозных планов «на старте» Советского Союза.
Снаружи вагон украшен картинами с моментами из советской истории, внутри же ― большая, во всю стену, иллюстрация идиллического будущего. Здесь в процветающей стране Советов авангардная архитектура соседствует с широкими засеянными полями, над городом летают воздушные шары и дирижабли ― гармония технологий, сельского хозяйства и культуры. Смотреть на светлое будущее авторы предложили с противоположной стороны вагона, сидя на деревянной скамье, окрашенной тёмно-коричневой краской. На выходе из вагона зрители видят свалку строительного мусора.
Инсталляция «Красный вагон» находится в коллекции Главного штаба Эрмитажа, однако сейчас она на реставрации.
![](/upload/setka_images/07394412102023_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
![](/upload/setka_images/07394312102023_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
![](/upload/setka_images/07394312102023_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Изображение: государственный Эрмитаж / Ilya & Emilia Kabakov
«Туалет»
1992
Эту тотальную инсталляцию Илья и Эмилия Кабаковы представили на выставке современного искусства Documenta в Германии. В Касселе около исторического здания музея Фридерицианум появилось небольшое бетонное здание ― типовой советский общественный туалет из 1950–1970-х. Однако внутренний антураж этого помещения был неожиданным.
Инсталляция была поделена на две части с отдельными входами ― для мужчин и женщин. Внутри находились три условные туалетные кабины, разделённые лишь перегородками ― без дверей, с отверстиями в полу. А по соседству с ними ― обстановка простой, уютной советской гостиной: диван с мягкими подушками, накрытый обеденный стол, шкаф, картина на стене, стул с небрежно оставленной одеждой.
![](/upload/setka_images/07394312102023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
![](/upload/setka_images/07394312102023_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!