Дизайн
#статьи

«Это не эмиграция, а возможность протестировать себя»: дизайнеры о визе талантов в США

Рассказываем, зачем вам понадобится адвокат, как наполнять портфолио и почему важно сохранять связь с соотечественниками.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Поговорили с представителями творческих и диджитал-профессий о том, как они получили визу талантов в США и как развиваться в своей профессии за рубежом. В этом выпуске — рассказ Оксаны Скрипки и Яны Грищук.

Из материала вы узнаете:


О выборе страны

Оксана Скрипка

графический и веб-дизайнер, креативный директор диджитал-агентства в Нью-Йорке


linkedin, youtube

Для эмиграции я выбрала США. С детства я хотела жить непосредственно в Нью-Йорке. Изначально я понимала, что это моя страна, и даже не рассматривала никакие другие места.

Яна Грищук

арт-директор, визуальный художник, предприниматель


сайт, telegram

Мы с мужем много путешествовали, но до серьёзных действий не доходило, пока мы не поехали в отпуск из Москвы в Вену. Она нас вдохновила культурой, архитектурой, более мягким климатом, чем в Москве, — мы загорелись идеей переехать в Австрию.

Мы готовились к переезду полгода: читали форумы, смотрели YouTube-каналы, изучали немецкий язык. Однако в Австрии и финансовые, и визовые вопросы сложнее, чем в других странах, а немецкий язык с нуля нам давался сложно.

Когда стало ясно, что с Австрией нам сложно, мы подумали: «А что вообще с Америкой?» Чтобы всё выяснить самим, мы отменили наш тур по Европе и поехали в Америку.

В США мы встретились с моими знакомыми из России. Ребята мне сказали: «Слушай, ты же дизайнер. У тебя такой классный опыт. Почему бы тебе не получить визу талантов?» На что я сказала: «Да вы что? Кто мне вообще её даст? И что я такого интересного сделала?» Они говорят: «Не спорь. Ты просто возьми консультацию у адвоката».

Калифорния — творческая среда. Там огромное количество проектов в креативной сфере. Мне казалось, что я точно смогу найти себе применение. Плюс это экономически стабильная среда.

О работе с адвокатом

Оксана Скрипка

Ещё до переезда я записалась на консультацию с адвокатом из Америки, который занимается визами талантов. Там фиксировали, какие мне нужны документы, какие критерии существуют. Я пыталась оценить свои силы, насколько подхожу под эту визу, перед тем как начать процесс эмиграции.

Я не знаю ни одного человека, который делал бы визу самостоятельно. Тебе всё равно понадобится помощь юриста, который оформляет документы, знает специфику этих кейсов.

Когда ты сталкиваешься с бюрократией других стран, где ты абсолютно ничего не понимаешь, всегда лучше работать с адвокатом, который направит тебя. У меня много знакомых, которые делают визу талантов, ни один из них не работает без юриста. В Америке такая система, что без адвоката ты ничего не можешь сделать, там даже не существует вопроса — работать с адвокатом или нет.

Яна Грищук

Когда мы вернулись из путешествия, созвонились с адвокатом Анной Ароновой. Она сказала: «У вас есть шансы. Просто нужно начать заниматься кейсом и сделать его презентабельным для иммиграционного офицера».

Я занимала руководящую должность в компании, которая была представлена франшизами в странах СНГ и о которой писали в СМИ. Это было одно из мощных доказательств того, что я неординарный специалист.

Если у вас есть Нобелевская или Пулитцеровская премия или вы олимпийский чемпион, то можете обойтись без адвоката — скорее всего, вас одобрят. Но если у вас нет суперизвестных наград в сфере искусства, дизайна, бизнеса, спорта, то лучше нанять специалиста. Адвокаты понимают, что должно быть в кейсе, чтобы убедить офицера в том, что вы достойны получить эту визу.

О сборе документов

Яна Грищук

Чтобы получить визу, у комиссии должны быть публикации в прессе обо мне. Первая мысль практически у всех: «Да кто я такой? Кто обо мне захочет писать? Да это, наверное, огромные деньги на пиар и всё такое». На самом деле если ты интересный специалист, то найдутся люди, которым будет нужен твой опыт.

Я выписала свои сильные стороны, интересный опыт и начала писать в разные издания: «У меня есть такие-то компетенции, такие интересные материалы, и, возможно, вашей аудитории это бы помогло». Кто-то меня игнорировал, а кто-то отвечал: «Действительно интересно, давайте напишем о вас материал». Присылали вопросы для интервью, или я сама писала корпус статьи, прилагала фото.

Есть два способа добиться упоминаний о себе в СМИ. Первый — это выложить хорошенькую сумму пиар-агентству, которое со всеми договорится, и, если получится, о вас выйдут статьи. Второй — вы можете вкладываться в свои проекты, делать так, чтобы они стали интересным инфоповодом, о котором СМИ сами захотят что-то написать.

Я не платила за пиарщиков, а вкладывалась в съёмку своих проектов. Например, вышла наша коллекция кимоно — и я лично, не от компании, наняла модель, визажиста, фотографа. Мы сделали съёмку. И потом я приложила её к статье на РБК, посвящённой теме кимоно.

Кейс я готовила около года. Первые полгода я делала это не спеша, собиралась с мыслями. Каждый вечер после работы ты садишься и составляешь портфолио, гуглишь что-то, переводишь, пишешь сопроводительные тексты, а адвокат даёт структуру и перефразирует текст в более юридический формат.

Самым сложным было найти три письма от американских компаний о том, что они хотят со мной работать. Мне казалось, что на этом моменте я сдаюсь, мы никуда не едем — как я могу издалека найти какие-то компании?

Нельзя просто взять компанию-ИП американского знакомого, который возит холодильники. Нужна из твоей сферы, которая напишет: «Если тебе дадут визу, будет очень классно, мы с тобой захотим работать на таких-то условиях».

Чтобы решить проблему, я начала говорить людям, что собираюсь в Калифорнию. Одна из основательниц компании Kawaii Factory, где я работала, Юля Пескова познакомила меня с известной тату-художницей из Лос-Анджелеса, которая планировала развивать свой бренд в Северной Америке. Мы созвонились в Skype, и у нас всё сошлось! Так я получила не только письмо от её компании, но и первого работодателя и партнёра, который ждал меня в Калифорнии.

Главное, выйти из позиции: «Всё, приехали — ничего не получится». Другие проходили через этот путь, значит, есть способы. Просто нужно каждый день спрашивать себя: «А что я сегодня могу сделать для того, чтобы попробовать решить эту задачу?»

О портфолио

Оксана Скрипка

Важно понимать, что люди, которые смотрят кейсы, ничего не знают о сфере вашей деятельности. Они просто проверяют количество баллов. И им нужно видеть какие-то громкие имена, крупные компании, крупные бренды.

В портфолио вам нужно доказать, что те клиенты, с которыми вы работали, имеют большой вес в вашей стране. А чтобы люди из комиссии вас поняли, нужно сравнить их с какими-то международными компаниями.

Допустим, если вы работали со Сбербанком, то в своём кейсе вы прикладываете портфолио и описываете, что этот банк самый крупный в стране. Проведите аналогию, например, с Bank of America.

Большую роль играет и адвокат. Потому что практически к каждому проекту, который вы прикладываете, вы даёте максимально качественную информацию по каждому клиенту из портфолио адвокату, который из этого будет вытягивать ключевые моменты.

В портфолио необязательно вкладывать много проектов, но они должны быть с крупными игроками в своей сфере, а ваша роль — значимая. Большим плюсом будет, если об этих проектах есть упоминания в СМИ.

Когда вы описываете проект, нужно приложить статьи о нём, так как они дают дополнительные баллы. Вообще, подойдут любые публикации: о вас, вашей работе, упоминания каких-то проектов. Также подойдут статьи, где вы делитесь опытом.

Яна Грищук

Адвокат мне говорила, что не нужно вкладывать как можно больше информации — лучше меньше, но высокого качества. Следить за тем, чтобы всё выглядело стильно, приятно. Где-то докрутить старые проекты, апгрейдить, обработку сделать.

Даже у человека без вкуса может сложиться хорошее впечатление о ваших работах по тому, как они выглядят. Красивое от некрасивого можно отличить, если мы оцениваем другого человека.

Нужно стараться, чтобы портфолио было чистенькое, логичное, с картинками, описаниями, подписанным текстом: какую роль вы выполняли, что это был за проект, о чём он.

О трудностях после переезда

Оксана Скрипка

Я не работала с огромным количеством международных компаний, и, когда переехала, многие мои клиенты остались в России. Мне пришлось весь нетворкинг, весь круг знакомых строить заново, потому что в США меня никто не знал на тот момент. Было сложно начинать с нуля: строить связи, контакты, находить людей, знакомых.

В России с этим проблем у меня не было. За четыре года до моего переезда я никогда не искала работу, она всегда находилась сама. Это была, наверное, самая большая трудность — момент непонимания и полной пустоты. Но со временем ты налаживаешь новые связи, и потом работа также начинает находить тебя.

Если вы думаете о переезде, начинайте работу с международными компаниями — и, желательно, с теми, которые работают в стране, куда вы хотите переехать. Начинайте наращивать социальные связи. Это облегчит путь — у вас уже будут зацепки на новом месте.

Яна Грищук

После переезда возникли две проблемы. Первая — язык.

Как бы вам ни казалось, что вы хорошо учили английский язык, разговор на нём в живой среде — это совершенно другое.

Первое время я иногда не понимала кассиров. Например, меня спрашивают: «Нужен ли вам пакет?» — а я не знаю, что ответить. Не потому, что я не знаю, как переводятся слова «пакет», «нужен ли вам», — это совершенно другое произношение, не такое, к которому я привыкла, учась по каким-то псевдобританским проектам.

Американский английский лучше начинать слушать заранее: смотреть сериалы с бытовыми разговорами, слушать подкасты, аудиокниги. Я смотрела на YouTube ролики вроде «Разница в американских и британских словах». Сейчас легко могу отличить любой вид акцента. Понятно, что с диалектами будет сложнее. Но в целом я понимаю, что тут американский, тут — британский, здесь — австралийский.

Если ваша профессиональная деятельность не требует, чтобы вы постоянно говорили, то вы можете прекрасно существовать и работать с неидеальным английским. Потому что ваша задача — это делать руками или мозгом что-то красивое, функциональное.

К своему неидеальному английскому я относилась как к факту: здесь меня поняли, здесь я поняла — и в целом жить можно. Просто вы даёте себе какой-то реалистичный срок. Не три месяца, а три года для того, чтобы бегло начать разговаривать.

Есть такое предубеждение, что в среде язык учится очень легко и быстро. Но это не так. Учить язык тяжело везде. Просто в другой стране у вас больше поводов и мотивации для этого. Поэтому начинайте учить язык обязательно.

Вторая сложность — английская система мер. Когда ты работаешь дизайнером в России, то знаешь всё наизусть: 5 см, 10 см, размер листа A4. А в США совершенно другие листы, они отличаются по размеру. Естественно, со временем ты всё это узнаёшь, привыкаешь. В первых проектах я не могла нормально заказать образцы посуды, упаковки для косметики, стикеры, этикетки, потому что всё на каких-то дурацких, совершенно других линейках измерений.

О перспективах развития с визой талантов

Оксана Скрипка

Невозможно сравнить перспективы развития в России и в Америке. Это два разных уровня. В США у тебя невероятное количество перспектив, возможностей работать с крупнейшими мировыми лидерами в своих сферах. И такого ты, наверное, нигде не найдёшь, если только не выходишь на международный рынок как профессионал. Всё зависит от твоего трудолюбия, усилий и, естественно, скиллов.

Я очень много раз слышала положительную оценку Russian design — это дизайн хорошего качества и крутого исполнения. И я не могу сказать, что его мало.

Очень многие американские компании любят работать с ребятами из России, Украины и стран СНГ, потому что у них очень качественные продукты. Это не секрет, об этом все знают, потому что уровень качества дизайна в США достаточно слабый.

Яна Грищук

Там, где есть деньги, развитие, стартапы, которые получают поддержку и финансирование, там — работающая годами индустрия в креативной сфере, где точно найдётся место для развития творческого специалиста. Эти люди здесь нужны, и в Америке их больше ценят.

Я рассматриваю свой опыт в США как опыт, который должен дать мне большую свободу выбора места для жизни, работы, ведения проектов, потому что здесь я подтягиваю свой английский язык, получаю международный опыт, который смогу использовать где-то ещё.

Виза талантов даётся на три года. За это время можно, во-первых, подтянуть свой язык и профессиональный уровень в международной среде. Во-вторых, подумать, а как у меня вообще с этой страной.

Виза талантов — это не полная эмиграция, а возможность протестировать себя в новой среде. Может быть, вы захотите продлить визу дальше, а может — получить грин-карту или вообще уехать. В любом случае вы повышаете свою стоимость как специалиста на рынке труда.

Совет тем, кто хочет получить визу талантов

Оксана Скрипка

Важно понимать нюансы работы за рубежом с визой талантов. Например, вы имеете право работать только в сфере, на которую вы подаётесь. То есть дизайнер не может пойти работать актёром или моделью и зарабатывать в этой сфере, это нелегально.

Я думаю, когда ты понимаешь, что готов переезжать по визе талантов, ты просто берёшь и делаешь это. Всё, что важно знать, — это занимает время и требует огромных усилий. Люди, которые в итоге получили визу талантов, осознают, что сделали что-то сложное, но крутое.

Мне кажется, это была одна из самых больших работ по сбору документов в моей жизни — я потратила на неё четыре месяца. Диплом даже было легче писать. Нужно понимать, что это нелегко, если вы не специалист, который работает с международными компаниями и известен в своей сфере на международном рынке. Вы приедете, и будет ощущение, что вы никто и никому не нужны.

Распространённая вещь — синдром самозванца. Вам нужно приглушать внутреннего критика, не опускать руки и идти вперёд, стучаться во все двери. Вас не должно ничего останавливать.

Процесс эмиграции — очень нелёгкий путь. Естественно, легче жить в своей стране. Когда ты попадаешь в другую, то учишься заново делать всё: создаёшь новые банковские счета, карты, телефоны. Ты меняешь всю свою жизнь. За рубежом всё работает по-другому, вся бюрократия. Ты ко всему привыкаешь, разбираешься, но это занимает время.

Первый год эмиграции был самым сложным, но оно того стоит. Здесь я счастлива, потому что возможности, которые может тебе дать переезд и, лично в моём случае, жизнь в Нью-Йорке, — несравнимы ни с чем. И я бы сделала это ещё десять тысяч раз ради Нью-Йорка.

Яна Грищук

Первое, что я бы порекомендовала, — прицениться. Зайти на LinkedIn, indeed.com, поискать работу по своему направлению, оценить зарплаты и требования. Не нужно сразу пугаться и думать: «Ой, там слишком много требуют. Я не подхожу. И английский у меня слабый». Нужно понимать, что за рубежом, вас, возможно, не сразу ждёт работа мечты. Но вы хотя бы будете понимать, к чему можно стремиться.

Второе — нужно рассчитать свою расходную часть на новом месте. Какие у вас есть накопления, какой прожиточный минимум в городе, куда вы едете. Вспомнить, есть ли у вас там какие-то знакомые, к кому можно обратиться в первое время, если что-то случится, кому можно задать глупые вопросы: как записывать номера, нужно ли звонить и добавлять эту единицу.

Сейчас не составляет никакой сложности найти людей примерно вашего возраста, интересов, написать в любую социальную сеть и сказать, что вы планируете переехать и хотели бы познакомиться — я сначала так и делала. Теперь и мне постоянно кто-то пишет, что собирается либо визу получать, либо приехать, задают вопросы. Мы все люди и нормально на это реагируем.

Ещё нужно понимать культурные особенности другой страны. Особенно если вы едете в Азию или на Ближний Восток. Лучше заранее посмотреть, как культура, религия там отражается на образе жизни, чтобы относиться ко всем с уважением.

Сделайте проверку себя на толерантность: насколько вы готовы относиться с уважением к тому, что все люди разные и имеют на это право, если они конкретно вам не причиняют вреда, — так вам будет легче вписаться в новую среду.

Про США ходит очень много мифов, но я такое не люблю. Нельзя обобщать страну, в которой живёт более 300 млн людей, так же как Россию. В Российской Федерации огромное количество народов, культур, языков, традиций, климатических зон, где живут самые разные люди.

Ещё я бы порекомендовала написать «план Б» на случай, если ничего не получится. Иногда нам страшно подумать об этом: мне придётся возвращаться, как будто я проиграл. Но мы просчитывали такой вариант — если что-то не получится и мы в США все деньги потратим, работы не будет, то мы возьмём билеты на самолёт обратно. «План Б» — это не страшно, не нужно ориентироваться на то, что подумают другие люди, решайте свои задачи.

Важно обзаводиться знакомыми. Я такой человек, который иногда очень публичный — веду лекции, проекты,— но в целом который любит побыть наедине и лишний раз куда-нибудь не ехать. Тем не менее я понимаю, что живые люди вокруг меня — это сила, поддержка.

Некоторые говорят: «Всё, я поеду, чтобы адаптироваться в новой стране. Я не буду общаться на своём русском языке ни с кем. Я буду погружаться в новую культуру, общаться только на новом языке». На самом деле это огромный стресс, особенно первое время. Даже если у вас стадия эйфории, когда вы просто счастливы и вам всё нравится.

Ребята, которые говорят на вашем языке, очень ценны. Это поддержка и возможность выдохнуть, успокоиться, понять, что ты не один со своими проблемами, вы проходите похожий путь.

Моё мнение такое — собирайте информацию, формируйте своё мнение и не бойтесь ехать и покорять новые вершины!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована