Главное — вкалывать и сразу найти работу. Все получится
Роман Слепцов работал на заводе в Карелии, а потом решил заняться дизайном. История о том, что нужно не мечтать, а делать.
vlada_maestro / shutterstock
Достижения
Делаю личные кабинеты для крупныхIT-проектов, стал старшим дизайнером —
все это за один год.
В интервью Skillbox Роман рассказал:
- Как кардинально поменять свою жизнь — с завода уйти в дизайн и переехать в Москву.
- Как прийти в новую сферу и поднять доход до 120 тысяч рублей в месяц.
- Чем запомнилась учеба в Skillbox.
- Как новичку успешно стартовать в профессии.
Завод и только потом — дизайн
— Расскажи про свою жизнь до дизайна.
— Я жил в Карелии, небольшом городке Костомукша. Закончил девять классов, пошел в колледж на чудесную специальность автомеханика, получил четвертый разряд. Потом проработал на заводе пять лет. Копил деньги, хотел переехать в Чехию вместе с женой. Но нам отказали несколько раз в визе, поэтому сначала перебрались
в Санкт-Петербург.
— Ты уже знал, чем будешь заниматься?
— Если честно, у меня никогда не было особых увлечений. Так, немного спортом занимался, и все. Но я всегда был легок на подъем. Когда мы с женой в первый раз поехали в Питер, то зашли в гости к моему другу. Он уже учился в Skillbox, на курсе
UX-дизайна — за него платила компания, для повышения квалификации.
— И ты решил заняться тем же?
— Он делал интересные картинки с текстом. Я посмотрел, понял, что получается круто. Подумал, что хочу чего-то подобного. Так и вышло — достал накопленные деньги, зашел на сайт Skillbox, понял, что мне ближе веб-дизайн. Купил курс и начал заниматься. Не особо раздумывал, поддался эмоциональному порыву.
— Долго учился перед тем, как начать работать?
— Мой товарищ тогда работал в компании дизайнером — разрабатывал прототипы сайтов. Ему не хватало времени и был нужен человек на небольшие задачи, а тут я подвернулся. На тот момент я проучился в Skillbox уже полтора месяца, приобрел немного практических навыков. Мы начали совместную работу с сайта торгового центра в Калуге — я сделал адаптивную версию дизайна и внутренние страницы под его руководством.
И понеслось — я делал отдельные элементы для проектов, блоки. Стал подмастерьем. Мне повезло, что я начал работать с ним в команде: смог многому научиться, вырасти в навыках.
100 тысяч для дизайнера — это не предел
— Сколько зарабатывал до дизайна?
— 45 тысяч рублей — учитывая надбавки за зону Крайнего Севера, из-за сложных условий. Это довольно хорошие деньги — их хватало на поездки в Чехию, на переезд в Питер. Я накопил финансовую подушку — смог продержаться три-четыре месяца, пока учился и дохода толком не было.
— Что было потом?
— Сначала друг привлекал меня на проекты: 5 тысяч рублей, 10 тысяч рублей. Конечно, денег не хватало, я уже жил в Питере — тратил то, что отложил с завода. Нужно было устраиваться на работу.
Так я попал в NetPrint — онлайн-сервис печати. Делал принты на футболки, кружки, графический дизайн. Не очень хотел этим заниматься, но терпел и пахал. Тогда понял, что дизайн не всегда приносит удовольствие, но такая работа может многому научить.
— Чему, например?
— Я по-настоящему начал понимать, как изучать целевую аудиторию, как разбираться в том, чего хочет твой конечный клиент — человек, который будет пользоваться продуктом.
В этой компании работал мой товарищ. Он отучил меня смотреть в сторону зарубежных сайтов. Конечно, Dribbble, проекты и прочее — это чудесно, но если мы работаем в России, то нужно смотреть на ресурсы компаний, которые создают продукты для нашей аудитории. Тот же Skillbox, крупные банки, маркетинговые агентства — все это дизайн не ради дизайна. Это продукт для людей.
— Когда твой доход начал быстро расти?
— В последние четыре-пять месяцев. Сейчас я работаю в студии Максименко. Это новое агентство, его только запускают — будет комплексный маркетинг для крупного бизнеса. Конкретно я занимаюсь разработкой личных кабинетов для финансовых сервисов, электронной коммерции и IT-компаний — делаем это вместе с арт-директором. Все серьезно, с NDA и множеством тонкостей в ТЗ.
Сейчас у меня максимальная сумма за месяц — это 120 тысяч рублей. Но я не готов останавливаться, планирую еще повысить — как за счет сверхурочных, так и за счет роста навыков.
— Сколько ты хочешь зарабатывать дизайном?
— 100 тысяч — это совсем не предел. Думаю, что подняться выше 200 тысяч будет сложно, если все делать самому. Но ведь и дальше есть рост. Можно руководить, можно сделать свой проект или заняться бизнесом в этой сфере — путей очень много.
Когда преподаватели «фристайлят» — получается очень круто
— Сложно было учиться в Skillbox?
— Я первый раз нормально открыл Photoshop уже после того, как купил курс. У меня был суперотстойный ноутбук, который каким-то чудом выжил после всего, что мне приходилось с ним делать. Более того, я и рисовать совсем не умею. Поэтому да, сложно.
— Дашь обратную связь по курсу? Что понравилось, что не очень?
— Объясняют все отлично, но этого недостаточно. Мой плюс в том, что я учился и параллельно работал, поэтому навыки так быстро росли. Нужно больше практических задач, реальных проектов. Но, с другой стороны, домашних заданий много, поэтому, наверное, это не проблема курса.
В общем, я считаю, что выдумывать какие-то проекты из головы в начале карьеры не стоит. Нужно больше тренироваться на реальных задачах. Лучшее решение — это найти сразу стажировку или работу, пусть на минимальную ставку.
— Почему ты взял паузу в прохождении курса, не сделал дипломную работу?
— Чем проще домашнее задание, тем сложнее заставить себя его сделать. Сейчас по программе курса мне нужно нарисовать превью кейсов — там работы буквально на несколько минут, если честно. Но у меня так много рабочих задач, что просто неохота отвлекаться. Я все мечтаю выделить день и засесть за учебу — внутри
все-таки беспокоит что-то, понимаю, что нужно закончить.
По сути, я сейчас в стартапе, а это требует большой отдачи и много времени.
— Все домашние задания были простыми? Может быть, какое-то запомнилось?
— Нет, задачи были разными. И это хорошо. Например, я делал инфографику о космосе. Это было для меня чем-то новым — необычный подход, интересная тема. Мне кажется, получилось хорошо.
— Как тебе преподаватели?
— Самое главное, что запомнилось, — это манера подачи информации. Когда преподаватели говорили заученными словами, используя много терминов, у меня голова кружилась. Это было очень сложно, приходилось вслушиваться, разбираться со значениями. Но когда преподаватель начинал что-то рассказывать от себя, «фристайлить» — было очень классно! Рассказывали о каких-то тонкостях, которые после действительно выручали меня в реальной работе.
— Что-то еще захотелось выучить?
— Не только захотелось, я уже прохожу еще два курса. Но подход к выбору был уже другой, не как в первый раз.
На днях я сдал первое домашнее задание для курса «Cinema 4D» — это классный инструмент для веб-дизайнера. Для работы мне часто нужны анимации, и лучше делать их самому, чем искать что-то подходящее на стоках. На курсе отлично объясняют как принципы, так и технические особенности инструмента, все просто и по шагам: открываешь — и сразу понятно, что и как делать.
Еще мне подарили «Дизайн мобильных приложений» — я привел друга и курс достался бесплатно. Хочу лучше разбираться в прототипах и в целом расширить набор своих навыков. Пока что так, что будет дальше, не знаю. Но вряд ли остановлюсь, расти нужно постоянно.
У меня жена сейчас учится веб-дизайну, проходит тот же курс, что и я. Будет семейный подряд. Она учится очень быстро — помогает образование ландшафтного дизайнера и знание программ для работы, есть понимание общих принципов.
Секрет успеха для любого новичка — вкалывать
— Ты перебрал много проектов и компаний. Посоветуй новичкам, как стартовать в карьере дизайнера?
— Хвататься за все что можно. Есть возможность сделать какой-то проект — обязательно делайте. Я так попал в крупный издательский дом, который выпускает известные журналы. Им нужен был человек на позицию Senior, с опытом хотя бы три года. Но взяли меня, новичка, который учился-то всего три-четыре месяца.
— Чем ты привлек их внимание?
— Показал сайт, который сделал для жены. Она занималась мейкапом, было нужно портфолио — я за вечер собрал его на Tilda. В Hearst Shkulev Media понравилась моя работа. Думаю, потому что получилось похоже на стиль их спецпроектов. А им как раз и был нужен человек на это направление.
— Почему ты сейчас не работаешь с ними?
— Естественно, я просто не справился с задачами. Да это было понятно сразу — я ведь на собеседовании никогда не вру, сразу рассказываю, что умею, что нет. Но меня взяли, попытались помочь. Жаль, конечно, что не вышло. Но плюсов в такой стажировке было много — посмотрел, как работает издательство такого уровня изнутри, сделал несколько проектов, которые потом смогу добавить в портфолио.
— Как приходил в другие проекты?
— Я обычно никуда особо не рвусь, не прошусь на работу — наоборот, меня зовут. Но это работает так: сначала ты делаешь человеку небольшой проект, он видит, что ты можешь, стараешься. И начинает к тебе хорошо относиться как к профессионалу. Когда у него появляется вакантное место, зовет тебя. Главное — показать людям, что ты готов вкалывать.
— То есть конкуренции особой нет? Просто работать?
— Последние четыре месяца я работал практически без выходных. Нам не хватает толковых дизайнеров, руки очень нужны. И не гении, просто ребята, которые будут стараться, учиться, практиковаться. Нужны люди, которые не боятся работы. Спрос на дизайнеров сейчас просто огромный.
— Может быть, у вас просто планка высокая по требованиям?
— Я далеко не супердизайнер. Но я смотрю на людей, которые хотят устроиться к нам, просят по 80–100 тысяч рублей, и понимаю, что они совсем ничего не умеют. Им нужно еще прокачиваться, чтобы делать нормальные продукты. Поэтому для новичков в дизайне, которые много трудятся, сейчас отличное время стартовать. Конкуренции нет — нужно просто пахать, и все получится.
Блиц
— Думал о фрилансе?
— Моя цель — вырасти как профессионал. Поэтому я стремлюсь работать с людьми, которые круче меня, которые знают больше. На фрилансе же ты один, должен сам решить задачу клиента.
— За какой срок ты вырос с нуля до 120 тысяч в дизайне?
— Прошел год со старта моего обучения. Нашел отличную работу с окладом в 80 тысяч, поднялся до 120 тысяч.
— Если бы не дизайн, то чем бы хотел заниматься?
— Спортом или чем-то, связанным с IT.
— Самая классная книга/блог о дизайне? Здесь можно несколько
— Я впечатлен блогом Кирилла Олейниченко — «Оди». Плюс у него обалденные рассылки.
— Что хочешь делать дальше?
— Перестать быть ремесленником, выйти на другой уровень творчества в дизайне.
— Главное качество дизайнера.
— Быть гибким. Никогда не злиться.
— Поделись лайфхаком, выработанным за этот год.
— Если клиент не может внятно объяснить задачу, начните делать хоть что-то. Клиент посмотрит и будет яснее формулировать свои идеи, опираясь на ваши наработки.
— Что используешь в работе, какие программы?
— Photoshop, Sketch, Illustrator, Cinema.
— Mac или Windows?
— Ха, даже не знаю, что и выбрать. На работе Mac, он так быстро работает. Дома Windows.
— Три главных совета начинающим дизайнерам.
— Нужно сразу идти работать. Найти людей, сильных в дизайне. Браться за любые проекты — никогда не знаешь, какой опыт пригодится.