Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Не стройте иллюзий и не бойтесь пробовать новое

Дизайнер AIC Никита Покатилов о музыке, плохом и хорошем дизайне и работе в студии мечты.

Анкета

Никита Покатилов

Россия, г.Москва

Дипломная работа:

Пройденый курс:

Достижения:

Работа в AIC и проекты в Сбербанке

Рост дохода за последний год:

+ 600%

В интервью Никита рассказал:

Про школьное увлечение дизайном

— Ты родился в Казахстане. Помнишь момент переезда в Россию? Легко было адаптироваться на новом месте?

— Да, мы переехали в село Хлевное Липецкой области, когда мне было девять лет. Я поступил в местную школу, которую закончил в 2010 году. Сложно было привыкнуть к новому менталитету, мышлению, потому что в провинции люди иначе общаются между собой: все решает не ум, а сила и авторитет.

— Чем занимался в свободное от учебы время?

— В старших классах я увлекался тяжелой музыкой и даже играл в группе на гитаре. Было много свободного времени, хотелось чего-то нового, поэтому я пробовал плавание, волейбол, лыжи, туризм, даже пять лет играл в оркестре.

Классе в девятом, когда на уроках информатики нам преподавали азы HTML-верстки, начал интересоваться дизайном. Тогда еще были сайты, которые собирались
из PNG-картинок. Мне стало интересно, как это работает, скачал какой-то учебник по верстке, начал сам пробовать что-то делать дома на старом ноутбуке. Интернета дома не было, поэтому качал архив с сайта на флешку и нес его домой. Сам учил табличную верстку, стандартные теги.

— Какое у тебя образование?

— Высшее техническое, я бакалавр информационных систем и технологий. Заканчивал кафедру кибернетики в МАТИ РГТУ имени К.Э. Циолковского. Сначала хотел поступать в воронежский политех, и даже уже отправил им оригиналы документов. Но в последний момент пришел ответ из Москвы, куда я тоже подавал документы, и в итоге поехал учиться туда.

— Не думал углубиться в разработку?

— Программирование нам преподавали в вузе, но я не находил, как применить эти знания. Поэтому вся эта информация как вошла в голову, так и вышла.

В самом начале, когда объясняли азы, было интересно. Потом начались штуки посложнее, и мне это не подошло, скорее, по личным качествам. У меня «боязнь толстых книг». Это когда понимаешь, что перед тобой длительный процесс, но не видишь ценности результата, который за ним стоит. Так пропадает желание этим заниматься. Я не видел ценности в программировании, поэтому не захотел продолжать. И хорошо.

— То есть ты не жалеешь?

— Зачем жалеть? Мне нравится то, что я делаю сейчас.

Уроки Photoshop и первые проекты

— Когда ты вспомнил про свое увлечение дизайном?

— В конце первого курса мне захотелось зарабатывать самостоятельно, поэтому начал искать, чем заняться. К этому моменту у меня в копилке были пройденные уроки Photoshop, вроде «Рисуем кнопку для сайта». Это тогда было в тренде, как раз бюро Пирогова набирало популярность. Я восхищался их работами, реалистичностью компьютерной графики.

— Уроков хватало, чтобы во всем разобраться?

— Если честно, многое было не понятно. Кроме технических вопросов, — как работать со слоями, что такое векторная и растровая графика, были еще концептуальные, например, почему нужно использовать именно такой цвет. Как обычно выглядят уроки: вот вам панелька с настройками градиентов, установите такие. И ты думаешь: а почему не другие? Почему этот ползунок стоит именно так? Я не представлял, как это все работает и из чего собирается, поэтому не мог понять такие детальные вещи. Позже начали выходить материалы про колористику, цветовой круг, сочетание цветов, появился Adobe Kuler — все это очень помогало.

В итоге я пришел к тому, что на выбор, который ты делаешь в процессе работы, должен влиять вкус, а не соответствие какому-то конкретному значению цвета или формы.

— А ты просто смотрел уроки или сразу пробовал что-то делать?

— Пробовал делать сайты, занимался их поддержкой и небольшими доработками, контент-менеджментом. Но хотелось сделать не просто макет в графическом редакторе, а настоящий сайт.

Так как я учился в техническом вузе, то легко нашел программиста, которому было интересно поработать в паре. Как и большинство начинающих, первый сайт делали для знакомых, чтобы наработать опыт.

— Когда получил первый коммерческий заказ?

— Один мой знакомый занимался доставкой роллов в Екатеринбурге, и ему нужен был сайт. Он предложил заплатить около 60 тысяч рублей, что для студента неплохие деньги. Но все пошло не так гладко, как хотелось бы.

— Расскажи подробнее, что было не так?

— Я позвал на проект верстальщика и менеджера. Мы договорились, что будем работать без предоплаты. Сайт был «под ключ». Даже макет остался.

Сначала все шло хорошо, этап дизайна мы прошли за полторы недели с учетом всех согласований макетов. Затем начался этап верстки, и проект заглох. Верстальщик не справился с задачей, но начал требовать деньги за невыполненную работу. В целом это был полезный опыт. Тогда я понял, что не готов организовывать людей и брать ответственность за всю команду.

Как раз в это время мой вуз объявил конкурс на разработку нового дизайна сайта. В качестве приза пообещали ноутбук, и я отправил свою работу. В итоге не победил, но зато появились азарт и интерес от процесса — и желание продолжать заниматься дизайном.

— Как думаешь, почему ты не победил?

Мне не хватало навыков. Например, понимания композиции, работы с типографикой, колористикой, акцентами, ритмом. Такие базовые моменты у меня были упущены.

Про сайт Amazon и первую настоящую работу

— А как ты думаешь, что вообще отличает хороший сайт от плохого?

— На эту тему есть лекция арт-директора студии Лебедева, где он рассказывает про систему 3K, по которой любой дизайнерский продукт можно оценить по трем параметрам: контент, контраст, контекст.

Лекция «Что такое хорошо». Сергей Кулинкович, арт-директор студии Артемия Лебедева, Design Prosmotr

Я бы сказал, что хороший дизайн от плохого отличает следование правилам и детали. Когда на сайте все сделано ровненько, по колонкам, грамотно сверстано. Если мы говорим про визуальную составляющую, есть правила композиции, типографики, контрастов, на основании которых уже можно оценить сайт. Есть еще другие моменты: насколько глубоко продумана идея, какая концепция, есть ли в ней что-то новое, выполняет ли сайт свою задачу, какая у него конверсия.

Плохие сайты получаются, когда дизайнеры не чувствуют размеров, не соблюдают правила контраста между заголовком и основным текстом, используют только два цвета, белый или черный, без каких-либо градаций. Все это говорит о низком уровне проработки.

— А вот, например, сайт Amazon не очень соответствует тому, о чем ты сейчас говорил. Но он работает. Как можешь это объяснить?

— Есть сервисная история, а есть продуктовая. Продуктовая не подразумевает
каких-то кардинальных изменений визуальной оболочки и логики продукта. Она про анализ поведения пользователей и улучшение показателей. Мне кажется, Amazon идет по этому пути. Они целенаправленно оттачивают мелкие фичи, которые в дальнейшем внедряют и повышают целевые показатели.

— Расскажи про твою первую работу.

— Я работал в МАТИ, занимался дизайном новостных материалов для сайта. У меня тогда не было опыта, только несколько проектов на фрилансе. А университет искал человека, который будет обрезать фотографии под нужный размер и оптимизировать их для загрузки на сайт. Я сходил на собеседование в IT-отдел, и меня взяли в штат на частичную занятость. Это была достаточно странная работа, которая не давала никакого развития. Но мне хотелось попробовать себя в чем-то, связанном с вебом, поэтому в целом был полезный опыт.

Потом началась реструктуризация внутри университета, сокращали отделы, поэтому я ушел и начал активно заниматься фрилансом. Спрашивал знакомых, родственников, не нужна ли им помощь с дизайном, и искал заказы на биржах.

— На каких биржах работал?

— В основном это были freelancer.ru и FL.ru. На западный рынок я не смотрел, потому что не знал, что там, и понимал, что мои работы не могут сравниться с работами топовых российских студий и даже средних западных дизайнеров.

— Получалось найти на биржах что-то интересное?

— Я отправлял запросы, но не получал ни одного заказа. Я тогда еще не понимал, как работать с людьми. Когда начинаешь заниматься дизайном, ты автоматически переносишь себя в категорию творческих людей: надеваешь на голову корону и ждешь, что тебя признают. Но если ничего не делать, то ничего и не происходит. Тогда для меня это было неочевидно. Я думал, что заказчики только и ждут, когда я отправлю им предложение о сотрудничестве. Но по факту все было не так.

Одним из первых проектов был сайт для моего дяди Ласло Габани, свадебного фотографа в премиум-сегменте. Он порекомендовал меня владелице свадебного агентства WeDoAgency, которой нужен был сайт «под ключ» с бюджетом в 50 тысяч рублей. Я уговорил программиста из старой команды взяться за проект, и он согласился. Мы вдвоем сделали сайт за три недели, потому что заказчик точно знал, чего он хочет. Этот проект дал мне понять, что на дизайне действительно можно зарабатывать.

— Всего три недели ушло на все процессы?

— Да. А так быстро вышло, потому что заказчик пришел и сказал: я хочу так же. У нас был образец, мы обговорили, как все будет наполняться, продвигаться, быстро все сделали и получили деньги.

— Что ты делал после завершения этого проекта?

— Были сайты для свадебных фотографов, но они никак не запомнились. Потом мне предложили поработать с брендом итальянской обуви Karma of Charme. Собеседование прошло легко, и я устроился на свою первую работу как полноценный дизайнер. Это был июль 2012 года. Работал два дня в неделю и получал 20 тысяч рублей.

— Как эта компания тебя нашла и чем ты там занимался?

— Меня порекомендовала владелица свадебного агентства, для которого я делал сайт. А занимался всем, что было необходимо компании: от визиток и макетов для журналов до концепций сайта и широкоформатной рекламы. За два года работы там понял, что печатная реклама, да и реклама в целом мне не очень интересна. Там своя технология и процессы, много ретуши, а мне не хотелось в этом разбираться. С вебом другая история: я уже понимал, какие там механики, поэтому хотелось больше заниматься веб-дизайном и мобильными приложениями.

— Получается, что ты всему учился сам или проходил какие-то курсы?

— Грамотных курсов по веб-дизайну в 2012 году было крайне мало. Только отдельные уроки, где объясняли шаги, но не давали никакой системы. Поэтому я сам учился, где и какие инструменты применять.

Работа в финансовом стартапе, учеба в Skillbox и работа мечты

— Что было после работы в Karma of Charme?

— Я разместил резюме на HH.ru, меня даже звали на собеседование в «Тинькофф», они как раз искали джуниор-дизайнера. Но я тогда запланировал поездку к родителям и не смог прийти. Спустя два месяца, в октябре 2014 года, также через HH.ru меня позвали на собеседование в стартап в области брокерских услуг Margin Consulting Group. Сначала выбрали другого дизайнера, но тот не вышел на работу, и они позвонили мне.

— Какие у тебя были обязанности?

— Я занимался всем, что связано с дизайном. Первой задачей было разработать основной сайт для дочернего проекта компании. В качестве примера я использовал сайт Росатома, который делали AIC.

Я узнал про AIC, еще когда искал референсы для одного проекта на фрилансе. Вышел на сайт «Авангард-Агро», а внизу была ссылка на разработчиков. С того момента начал следить за студией: сначала на сайте, а потом в социальных сетях.

Работы AIC сильно вдохновляли и мотивировали делать что-то подобное. Именно из-за их постов в социальных сетях я начал пользоваться Behance и Dribbble. Раньше слышал про эти сервисы, но не придавал им значения.

В MCG я также занимался внутренней системой, личным кабинетом клиента. Были сайты для стартапов, которые параллельно открывал начальник. За два года работы я прокачался во многих областях. Например, разобрался в 3D-визуализации и попробовал себя в гейм-дизайне.

— Учился прямо по ходу работы?

— Да. Мне говорили, что нужно сделать визуализацию, я шел и делал. По ходу искал ответы на вопросы, которые возникали. Плюс такого обучения в том, что ты всегда закрываешь какой-то практический вопрос, поэтому все быстрее запоминается. Таким образом за месяц-полтора я более менее освоил 3DS MAX. Мне пригодился этот опыт, когда мы разрабатывали сайт для онлайн-ателье.

Концепция сайта для онлайн-ателье

— Почему ты решил уволиться из стартапа?

— Нам начали задерживать зарплату. Сначала на несколько дней, потом — больше. Из-за этого часто случались конфликты с начальством, и я ушел.

— Что делал дальше?

— После стартапа я полностью перешел на фриланс, но начал понимать, что нахожусь в профессиональной изоляции и не развиваюсь так быстро, как это можно делать в студии. Мне очень нравилось то, что делают AIC, и я хотел попасть к ним, чтобы научиться так же. Мониторил и другие студии, например, следил за Creative People, у них были классные работы.

Потом увидел вакансию в AIC, они искали дизайнера в команду «Ярости», «Ярость»Одна из дизайнерских команд студии AIC под руководством арт-директора Тима Черного.арт-директором которой тогда был Тим Черный. Я отправил свои работы архивом с джипегами на почту студии, написал, что хочу у них работать. Но ответа не получил, наверное, они даже не открыли архив.

— Как думаешь, почему тебе не ответили?

— Думаю, дело было в том, как студии вообще отбирают и оценивают кандидатов. Если человек отправляет один отклик в 100 разных студий с одним и тем же рассказом о себе, то это сразу попадает в спам. А я именно так и сделал, зато понял, что это не работает.

— Помнишь день, когда ты решил пойти учиться в Skillbox? О чем тогда думал, чего ждал от курса?

— Вообще хотел прокачаться в UI-дизайне, потому что считал, что у меня уже есть опыт в UX. Я часто проектировал структуры сайтов, делал большой акцент на прототипировании, но были проблемы со шрифтами, композицией, и я не знал, как их решить.

Но я фанател от AIC и хотел научиться делать такие же классные вещи, как у них, поэтому пошел на UX. Я попал в первый поток курса, получил много нового опыта в сфере взаимодействия: раньше работал сам и не общался ни с одним дизайнером.

— Расскажи, как и где проходил твой учебный день, и сколько времени занимала учеба?

— Я в то время занимался фрилансом, поэтому работал и учился дома. Каждое видео приходилось пересматривать по несколько раз, потому что было много новой информации и не хотелось ничего упустить. В среднем на разбор каждой темы уходило час-полтора, а по итогам нужно было сделать домашнее задание и отправить его преподавателю. Потом проекты возвращали на доработку. Думаю, это важно, потому что так ты не просто покупаешь диплом, а получаешь реальный опыт и извлекаешь из учебы больше пользы. Каждая такая отправка на доработку — это большой плюс к профессиональному росту.

— А что лучше всего запомнилось из курса? Была какая-то особенная тема?

— Каждый блок был такой. Всю информацию сразу можно было внедрять на проектах и иначе продавать свою экспертизу. Ведь никому не нужен дизайнер, который просто рисует красивые картинки. Нужен тот, кто спроектирует интерфейс, защитит его перед заказчиком, покажет, как это все работает, утвердит и выпустит готовый продукт.

Много нового узнал из блока про UX. Потому что все про него говорят, но мало кто знает, что это такое на самом деле. В части про коммуникацию тоже было много полезного: для дизайнера важно уметь себя представлять и отстаивать свои решения. Как раз после этого модуля я понял, что двигаюсь в правильном направлении. Плюс он помог мне сделать проект интернет-магазина, над которым работал в этот момент на фрилансе. В результате сдал его без единой правки.

Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

— Какой у тебя был дипломный проект?

— Нужно было выбрать одну из нескольких компаний и разработать для нее мобильную версию сайта. Я остановился на Kaspi Bank. Провел исследование рынка, чтобы посмотреть, какие уже есть решения, а потом мне стало тесно в рамках мобильной версии, и я сделал приложение.

Прототип приложения Kaspi.Travel

— Как проходила защита диплома?

— Обычно назначают дату защиты, где собираются все студенты курса и рассказывают о своих проектах. Наша проходила в сентябре, но я защищался на два месяца позже, когда уже работал в студии. Зато так получил больше опыта по проектированию интерфейсов и, как мне тогда казалось, выработал собственный метод. Я нащупал область, где мог делать что-то свое, и это меня очень заряжало.

Видео с защиты диплома

— Какое из выступлений студентов больше всего запомнилось?

— Помню, как выступала Катя Лемма. Она делала приложение для премиум-сегмента «Газпромбанка» и на защите показала ролик, где ее знакомый тестирует прототип. Этот проект мне запомнился, потому что он был проработан на всех пластах: не только само приложение, но и подача, и презентация. Катю тогда засыпали предложениями о работе, а я после этого понял, что «упаковка» имеет большое значение.

— Все ожидания от учебы оправдались?

— Курс дает много полезного, но после него нужно продолжать развиваться. Раньше я думал, что пройду все модули и сразу стану крутым дизайнером. Но оказалось не так, и это нормально. Потому что любая теоретическая информация не имеет никакого смысла, если ты не перерабатываешь знания, не пробуешь все на практике в своих проектах.

Моя формула развития — это 10 000 рабочих часов, умноженные на коэффициент эффективности. Он зависит от информации, которую ты потребляешь и применяешь. Если просто копировать референсы, ты не получишь опыта, потому что ничего не переварил и не понял.

— Расскажи, как ты начал работать в AIC?

— Еще в процессе учебы узнал, что AIC организует Behance Portfolio Review. Пошел туда с горящими глазами, познакомился лично с Сергеем Попковым, Искандером Мирмахмадовым и Виталием Черемисиновым. После мероприятия начал добавлять всех дизайнеров и арт-директоров в друзья на Facebook, задавать им вопросы про профессию, так и познакомился с Колей Ивановым, арт-директором AIC. Я тогда интересовался визуальными ходами, просил подсказать какие-то мелочи. Потом вдохновился работами студии и запилил два кейса в портфолио на Behance. Они там до сих пор лежат. В кейсах студии было много анимации экранов, я тоже решил попробовать, и меня это затянуло.

Уже после ухода из Karma of Charme Никита разработал концепцию для обновления их сайта, но она не была использована.

В мае 2017 года снова пошел на Behance Portfolio Review. Начал готовиться заранее, хотел показать свою работу арт-директорам AIC, чтобы получить фидбэк. Параллельно готовил оригинальное резюме, чтобы отправить его HR.

Уже на мероприятии лично пообщался с Колей Ивановым, показал ему свои кейсы, обосновал решения, получил фидбэк. Потом спросил про вакансии в студии, сказал, что очень хочу у них работать, а в ответ мне предложили выйти на работу. Так я оказался в AIC. Шесть месяцев работал внутри, нарабатывал опыт и круг знакомств в сфере. Сделал несколько проектов, например, для банка УРАЛСИБ и для оператора спутникового телевидения.

Проект для банка УРАЛСИБ

— Где сейчас работаешь и что входит в твои обязанности?

— С августа 2017 года работаю в Сбербанке как аутстаффер от AIC. Занимаюсь разработкой интерфейса для финансовой отчетности клиентов сегмента «средний +». Эта система отвечает за проверку кредитных заявок от компаний, которые хотят получить заем.

— Насколько отличается работа внутри студии и в банке, и что тебе ближе?

— Работа отличается кардинально, потому что расходятся интересы. У студии интерес в том, чтобы как можно быстрее закрыть проект. Задача банка — повысить внутренние показатели.

В студии мне нравится, что можно свободно переключаться с одного проекта на другой. Темп гораздо быстрее, чем ты можешь выдавать в продукте.

А в продукте нужно сильнее копать в глубину, хорошо разбираться в процессах, чтобы в итоге спустя месяц выдать один экран. Такой дизайнер должен быть частью команды.

Блиц

— Назови людей, знакомство с которыми повлияло на тебя в плане профессии.

— Мой дядя Ласло Габани. Коля Иванов, арт-директор AIC. Моя девушка Анна.

— Есть персоны из мира дизайна, с которыми ты бы хотел познакомиться?

— Нет, я не понимаю, что мне это даст.

— Не хочется снова взять в руки гитару?

— Я продолжаю играть дома. Недавно купил электрогитару. Собираю оборудование, чтобы заниматься этим как хобби.

— Слушаешь музыку, когда работаешь, или предпочитаешь тишину?

— Я почти все время в наушниках. Музыка помогает сфокусироваться и избавиться от лишних шумов.

— Где молодому дизайнеру лучше всего размещать портфолио и искать клиентов?

— Если бы я вернулся в свои 19 лет, я бы рвался в студию, чтобы попасть в окружение, которое постоянно дает обратную связь.

Где размещать работы: я бы не заходил через парадную дверь. Надо знакомиться с дизайнерами и попасть в тусовку.

— Как ищешь вдохновение и идеи для проектов?

— Все идеи беру из головы. Это та информация, которая попала ко мне извне и отлежалась в мозгу какое-то время. Постоянно делаю наброски в блокноте.

Когда нужно выдавать предсказуемый результат, можно смотреть на референсы и пытаться осознанно перенимать чужой опыт.

— Что делать, если устал от любимой работы?

— Все просто: устал — отдохни.

— Чего никогда не должно быть в дизайнерском портфолио?

— Это вопрос моральных принципов. Не должно быть того, что не входит в твои нормы допустимого.

— Назови пять обязательных книг, видео или курсов для любого дизайнера.

  1. «Искусство цвета» Йоханнеса Иттена.
  2. «Модульные системы в графическом дизайне» Йозефа Мюллера-Брокманна.
  3. Что-то про композицию и «Живая типографика» Александры Корольковой.
  4. Курс «UX-дизайн» от Skillbox.
  5. «Красная таблетка» Андрея Курпатова.

— Что можешь посоветовать начинающему дизайнеру?

— Первое — не строить иллюзий, что есть люди, у которых всегда все получается. Второе — не бояться пробовать что-то новое.

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов