Дизайн
#истории

Это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова

Глава UX-направления студии ONY Катя Лемма о детстве с книжкой про доктора Фортрана, опросах пользователей на полях для гольфа и целеустремленности.

 vlada_maestro / shutterstock


Катя Лемма

Россия, Москва


ПРОЙДЕНyЫЙ КУРС


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дизайн-концепт приложения «Private Banking Gazprombank»


Достижения

Работа в качестве эксперта со стартапами и крупными брендами, крутые и интересные зарубежные проекты. Начало личного проекта.


Ссылки


В интервью Катя рассказывает:


 — Меня зовут Катя Лемма, я дизайнер и UX-консультант. Работаю в ONY на должности Head of UX. По сути, я отвечаю в компании за весь user experience: исследования, персоны, сценарии, интерфейсы, их тестирование на пользователях и контроль внедрения на этапе разработки.

— Как ты познакомилась с дизайном и UX?

 — С мировым дизайном я познакомилась через стулья и дома великих архитекторов — Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Миса Ван дер Роэ, Френка Гери и многих других. UX, можно сказать, впитала с молоком матери. Мама у меня программист, и с самого детства я была «на ты» с компьютером, а вместо обычных книжек мы читали «Энциклопедию профессора Фортрана».

Детские игрушки: перфокарты, 5-дюймовые дискеты и «Энциклопедия профессора Фортрана»

Мама учила меня программировать на Бейсике и Паскале. Я помню этот первый опыт: ты пишешь какой-то код, нажимаешь Enter, и на экране рисуется график. О, это было обворожительно, особенно для малышки дошкольного возраста!

Мама-программист, экспериментальный класс на развитие логики, олимпиады по математике — все эти факторы задолго до поступления в вуз определили то, чем я буду заниматься.

Я занималась архитектурой, ландшафтным и графическим дизайном, созданием одежды. В какой-то момент технологии стали развиваться настолько стремительно, что стало очевидно: будущее за цифровой индустрией. Так я ушла в диджитал. При этом я пришла в эту сферу с уже сформировавшимися представлениями — ведь увлекалась дизайном с детства и была хорошая насмотренность, поэтому после университета мне хотелось больше работать над удобством цифровых продуктов, нежели над их визуальной и эстетической составляющей.

Эстетика очень важна, но функциональность для меня важнее, и я всегда хотела делать удобные вещи.

Кто-то скажет, что я не права, так четко разделяя UX и визуальную культуру. Но серьезно, мне не интересно рисовать концепции. Мне проще взять мощного визуального дизайнера, который нарисует основу, а я буду развивать ее.

— Чем ты занималась до UX-дизайна?

 — Начну с самых ранних лет, потому что это многое объясняет про меня. В детстве, как и многие, я мечтала стать актрисой, но уже тогда не ограничивалась желаниями. И вот, в семь лет я сказала маме, что твердо намерена исполнить свою мечту – она ответила «давай». И я, маленькая первоклашка, пошла в городской театр, прямо к директору. Зашла в кабинет, поздоровалась и сказала, что хочу играть на театральных подмостках. Помню обалдевший взгляд этой взрослой женщины и минутное молчание всех, кто находился там. После прочтения пары стихотворений меня торжественно приняли в ряды актерской труппы. Так начался мой путь к дизайну, немного необычным образом.

В образе императрицы Екатерины II.

В театре я играла десять лет, в школе училась в классе с экспериментальной программой на развитие логики, а еще выступала за сборную Краснодарского края по легкой атлетике. Тренер, Александр Гуков, воспитывал в нас самые сильные качества: ответственность и упорство. Он учил всегда вставать после каждого неудачного прыжка — и в сотый, и в тысячный раз.

На Чемпионате России. Татарстан, 2010 год

Сейчас я понимаю, что это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова.

Параллельно старшим классам школы я училась в колледже ландшафтному дизайну и архитектуре малых форм. Написала дипломный проект на тему реконструкции парка, который занял второе место на общероссийском конкурсе. Для девчонки из провинциального городка это было очень серьезным достижением.

В свободное время я придумывала и шила себе одежду, так что весь мой гардероб всегда был эксклюзивным. А еще сочиняла стихи и песни — их мы исполняли с подружкой на школьных праздниках и выпускных. Забавно, что это всегда был рэпчик: представляете меня в широких штанах и бейсболке?

Сейчас я не понимаю, как же я все успевала, каким образом удавалось совмещать столько занятий. Но могу сказать: чтобы делать все качественно, нужно безумно любить свое дело. Я всегда очень глубоко погружалась в то, чем занималась, и никогда не делала того, что мне не нравилось.

В старшей школе за успехи во всех этих увлечениях меня наградили государственной премией для поддержки талантливой молодежи. Это стало чем-то невероятным! 30 тысяч рублей для 2005 года были очень большой суммой, особенно в провинции. Я потратила их на компьютер: это была самостоятельно собранная мной машина с самыми топовыми характеристиками железа, которые вообще были на тот момент в магазинах.

В выпускном классе стал выбор университета. В театральный меня не пустили родители. Поступила на архитектурный в Краснодаре, но мне не понравилось отношение тамошних преподавателей к студентам и я забрала документы и уехала в Таганрог. Мне потом звонили из архитектурного, спрашивали, куда я пропала.

В Таганроге я поступила в радиотехнический, на дизайн. Плюс продолжала заниматься архитектурой. Мне очень повезло, потому что один из преподавателей был как раз архитектором — Василий Марков. Мы с ним делали 3D-модели старых петровских зданий Таганрога.

Еще был проект гостиницы на месте первого в мире искусственного форта, там же, в Таганроге. Этот проект публиковался в массе журналов, выставлялся и получал награды на архитектурных конкурсах-выставках СТИМэкспо, «Золотая капитель» и «Зодчество». В тоже время я еще и работала, делала афиши для мероприятий, грамоты и всякую сувенирку.

Еще принимала участие в массе конкурсов и выставок с другими проектами и накопила целую стопку грамот и благодарственных писем. Дипломный проект был тоже отмечен на российских и международных конкурсах, что дало мне еще больше уверенности в своих силах.

После окончания университета я переехала в Ростов и устроилась на работу в студию Олега Чулакова. Здесь и начался мой путь в UX.

Диван в Студию Чулакова выбирала сама.

— Как ты выбирала, где учиться?

 — Университет — исключительно по рейтингу и успешности выпускников. Если вуз ценится на рынке и его выпускники добиваются успехов, значит, можно идти учиться. А вот на курсы шла целенаправленно, решая определенную задачу.

До Skillbox я успела поработать в одной из топовых компании страны — в студии Олега Чулакова. Так что на курс в Skillbox я отправилась уже сложившимся и опытным дизайнером. А пошла, потому что хотелось поработать с финансовым сектором и очень не хватало знаний именно в этой области. AIC, партнер курса — как раз могут помочь с нужным пулом компетенций. Так что курс полностью отвечал моим потребностям. Я могла продолжать жить далеко от столицы и получать знания и опыт лучших игроков рынка, а в UX-дизайне для банковской сферы это как раз AIC.

— Как шла учеба на курсе Skillbox?

 — В онлайн-образовании все мои интересные истории связаны с принципом «наглость — второе счастье». Я училась в первом потоке Skillbox, и ребята сами не очень хорошо знали, насколько подробно нужно подавать материал и кто будет их целевой аудиторией. Где-то было суперпонятно, где-то хотелось углубиться. В итоге я писала преподам в личку на Facebook*, мы договаривались встретиться в офисе и они мне что-то объясняли более подробно.

Верхом моей наглости было приходить и просить помощи по текущим рабочим проектам.

А еще я не боялась попросить помочь научить меня продавать. Это тоже важно для дизайнера, чтобы уметь обосновывать план работ. Женя Ефанов мне очень помог с этими знаниями. Ребята, конечно, оказались очень крутыми. Я в итоге довольна тем объемом знаний, которые получила на курсе.

— А что делала в качестве диплома?

 — Поскольку я пошла за знаниями для финтеха, то и темой диплома выбрала систему дистанционного банковского обслуживания для клиентов категории HNWI, для «Газпромбанка». Свою концепцию я построила на основе изучения персон.

Целевая аудитория была очень непростой и найти ее было трудно. Людей для интервью искала через друзей и знакомых. Еще очень помогло то, что я играю в гольф. В гольф-клубе все присутствующие с вероятностью в 99% были моей целевой аудиторией. В итоге я нашла 11 человек для интервью, и этого хватило для построения и отработки основных гипотез.

Дальше я разрабатывала приложение, с помощью которого пользователь мог распоряжаться как карманными деньгами, так и инвестиционными. Только уровень защиты у каждой категории был разный. Приложение решало многие важные проблемы этих людей.

Ролик-презентация дипломного проекта.

С наличием приложения пользователям стало не нужно лично встречаться с менеджерами, подписывать бумажные документы при каждом поручении. Мой продукт дает клиентам возможность совершать все операции с инвестиционным капиталом, находясь в любой точке мира.

Разработанные пользовательские сценарии превратились в интерфейсы. А потом мне, как человеку с глубоким знанием анимации, захотелось сделать проект красивым и создать видеокейс. Я написала сценарий, нашла через знакомых людей, которые подходили по внешности под моих персон, друзья помогли организовать студию для съемок.

Проработка гипотез на проекте.

На съемках оказалось, что один из пришедших мужчин — реально целевая аудитория продукта. Он рассказывал, как взаимодействует со своим персональным банковским менеджером, и я тут же тестировала на нем уже разработанный мною продукт. Это были шикарные съемки, который длились целый день в краснодарской «Медиашколе». Огромное спасибо Паше Павленко и Диме Коломенскому, которые весь день снимали со мной всех актеров и помогали в этом непростом деле.

По возвращении в Москву оказалось, что звук ни у одного актера нормально не записался. Это был фейл. Не могу забыть свои шок и растерянность. Но я быстро сообразила и заказала озвучку у профессионального диктора. Защита диплома несколько раз переносилась, это позволило мне закончить ролик в срок, потому что объемы работы были очень большими. Помню, что я жутко устала делать этот проект одна. И была невероятно счастлива, когда он закончился.

— Что, кроме курсов, помогало учиться? Конференции, книжки, что-то еще?

 — Шило в известном месте (смеется). Я никогда не могла усидеть на месте. Параллельно курсу в Skillbox я пошла на интенсив в Британку и очень много читала статей на Medium. А еще мы решали дизайнерские задачки с Сашей Ковальским, дизайн-директором CreativePeople, одним из самых топовых людей российского диджитала. Я как раз пришла работать к ним в то время.

Поскольку перед нашей командой стояла задача создания отдела сервисного дизайна, то и саморазвитию нужно было уделять много времени. В общем, это был год колоссального профессионального роста, все свое время я тратила на образование и все деньги инвестировала в свои знания.

Книги на рабочем месте.

Самые главные для меня книги по UX

— Каким был первый проект и особенно — процесс работы над ним?

 — Я расскажу про проект, за который я впервые получила деньги. Это был университетский конкурс на афишу к турниру по Counter Strike (про который я тогда едва ли не впервые услышала). Но ничего: победила и забрала свою призовую тысячу рублей. Афиша, на мой взгляд, выглядит ужасно (надеюсь, ее никто никогда не увидит (смеется)), но тем не менее, она получила высшую оценку конкурсной комиссии.

В UX первым таким проектом был сайт по аренде квартир в Новочеркасске. Это была моя первая задача в студии у Чулакова. Там не было огромных CJM, он был всего с парой сценариев — посмотреть квартиры и забронировать понравившуюся. Я расспрашивала заказчика о целевой аудитории, оказалось, это это были люди, приехавшие в командировку. В итоге, исходя из полученных данных, на сайте появился виджет с погодой, который в дружественной форме давал советы о том, что необходимо захватить зонт, теплый шарф или панамку. Это был 2013 год.

— Как проходило твое первое трудоустройство?

 — Если отбросить университет, где я работала графическим дизайнером, то это история про настойчивость.

После университета я переехала в Ростов и устроилась в маленькую студию. Но я была там одним дизайнером и в первый день поняла, что вырасти там я не смогу. И вот, через пару дней моей работы, к нам с лекцией пришел Олег Чулаков. Все восторженно носились по офису, а я, как человек новый в индустрии, не понимала, откуда этот ажиотаж. Пришел молодой парнишка, чуть старше меня, в белой футболке и кедах и рассказывал про креативность. Где-то в середине его лекции я поняла, куда мне нужно идти работать.

 Быстренько написала ему, что хочу в его компанию. Олег отказал, сказав, что это неэтично и непрофессионально: я работаю у его друга и он не может меня нанять. В итоге я его убедила, мы договорились на собеседование после того, как я уволюсь. Испытательный месяц я доработала и пошла работать к Чулакову. На самом деле в этом не было ничего сложного. Оказалось достаточно огромного желания развиваться и работать именно в его студии. А Олег это очень ценит.

— Как шел карьерный путь?

 — В студии Чулакова первое, чему меня начали учить, — это анимация во Flash и AfterEffects. Я делала какое-то фантастическое количество баннеров для Tele2, Yandex. В тот период компания очень много работала с Fantasy,  поэтому удалось и для них немного поанимировать. Параллельно делала сервисы. Вообще в Студии всегда был упор на сервисные проекты.

Работали мы много, задерживались за полночь и в выходные, если требовалось. Олег даже шутил, что год, проведенный в Студии, можно считать за два. Этот объем работы дал свои результаты — за два года я научилась очень многому в цифровом дизайне. Это был очень сильный старт.

После Студии я на год уехала жить к морю. Иногда приезжала в Москву и знакомилась с разными компаниями. На фрилансе поработала с госзаказчиками (это оказалось очень неприятно, поскольку их бюрократия не пропускала ничего, кроме того, что они сами напроектировали). Были именитые бренды и агентства.

Хорошие клиенты на фрилансе были именно потому, что все знали студию Чулакова и ценили ее, а я стала первым человеком на рынке, кто больше не работает в студии и доступен для фриланса.

Через год я приехала в Москву и встретилась с Сашей Ковальским из CreativePeople. Я и до этого периодически так делала, и Саша рассказывал мне, как обстоят дела в московском диджитале (благо, красивым девочкам никто не отказывает во встречах (смеется)).

И вот в ходе разговора выяснилось, что он хочет развивать сервисный дизайн, а у меня как раз есть хороший опыт. К тому же в тот самый момент только начался курс по UX-дизайну и я рассказала, что начала его проходить. Хороших руководителей всегда подкупает желание сотрудника развиваться, особенно если он готов делать это за свой счет. В итоге Саша предложил мне работу в четверг, а в понедельник я уже вышла на новое место. Так, быстро решив все дела и закрыв проекты, я переехала в Москву.

В бейсболке CreativePeople

В CreativePeople было много интересных проектов, но самое главное — мы за полтора года с нуля построили отдел сервисного дизайна.

— Насколько важно изучать не только дизайн, но и получать знания об основах тех процессов, которые действуют в студиях, о принципах работы, взаимодействия с клиентами и внутри команды и прочего?

 — Сейчас актуальны дизайнеры, которые прекрасно знают толк не только в визуальной культуре, но и в проектировании и в разработке механик. Очень важно разбираться в маркетинге, экономике, знать JS и основы бизнес-процессов. В этом случае в выигрыше оказываются те, кто когда-то пробовал запускать свои компании и стартапы.

Конечно, если вы фрилансер, то вам может и не пригодиться устройство процессов в агентствах. В таком случае важно научиться понимать процессы клиентов.

Помните, что процессы во всех агентствах строятся по-разному, а в продуктовых компаниях вообще все иначе.

Для чего это может быть полезно — вы делаете проект, клиент спланировал, что вы отдадите дизайн в продакшен 11 октября, а 25 октября будет запуск, эта дата уже анонсирована в СМИ. Так вот, если вы задержите сдачу дизайна, то и остальные этапы сдвинутся. Иногда это может быть критично и вы подведете большую команду.

А вообще, задерживать сроки — это не профессионально. Сразу указывайте, сколько времени вам реально понадобится на задачу, закладывайте риски на непредвиденные обстоятельства.

Бизнесу не нужны красивые истории о том, как вы возили бабушку в больницу. Бизнесу нужно, чтобы дело было сделано и продукт работал.

Если просят интернет-магазин за выходные, — не соглашайтесь. Потому что в тот момент, когда вы не сдаете в оговоренный срок, вы становитесь безответственным сотрудником. А с такими никто не хочет работать. Следите за репутацией.

— Чем ты занимаешься сейчас?

 — Работаю в ONY, консультирую продуктовые компании по UX, временами преподаю. Начала понемногу делать свой личный проект. А еще готовлю новый модуль по e-commerce в курс по UX. В свободное время продолжаю придумывать дизайн одежды для своего гардероба вместе с @Yuolex_madewithlove. Немного пишу маслом и делаю простую мебель (стулья и полки). Летом играю в гольф и немного катаю на скейте, а зимой на лыжах. И слежу за тем, как развивается каждый сделанный нами MVP.

Моя идеальная работа — это, наверное, консультант, который приходит в команду на время и помогает решить какие-то задачи.

Я поэтому и не ушла в продукт, мне скучно работать с одной тематикой. Помнишь ведь историю из детства — каждый день новая роль! Сейчас так и работаю с ребятами на фрилансе. С «Альфа-банком» вот недавно закончили проект.

Что дальше — не знаю, но мечтаю жить у моря и снова не прочь поработать с Fantasy и в целом с англоязычными проектами, потому что это интересная возможность посмотреть на другую культуру и другие правила. И хочется сделать совместный проект с несколькими великими дизайнерами, один из них — Илья Рудерман.

— Продолжаешь ли обучение (или собираешься)? Если да, то как?

 — Развиваться нужно постоянно. В тот момент, когда вы чувствуете свое превосходство, вы начинаете проигрывать, потому что сдаете в темпе.

Развитие должно быть как в глубину — это специализированные знания, так и в ширину — это смежные области. У вас должна быть узкая специализация, но широкий кругозор.

Пока в основном развиваюсь на практике, читаю книги и статьи на Medium, хочу больше новых проектов со спецификой, в которой я еще не работала — хочется необычных задачек для мозга. Сама немного преподаю – это помогает еще лучше разобраться в теме, потому что студенты порой такие вопросы задают — я бы до некоторых никогда не додумалась.

В мыслях — поехать подучиться дизайну в Европу, но это будет история исключительно при визуальную культуру.

— Что помогает развиваться?

 — Самое важное — это открытый ум. Понимание того, что текущих знаний недостаточно для работы. Нужно изучать смежные сферы и не останавливаться, пока есть силы. Потому что в 40 лет вы устанете и захотите лежать на диване или путешествовать.

Очень помогает развиваться общение с коллегами. Частенько я пишу ребятам из разных компаний и встречаюсь с ними за чашечкой кофе или чего покрепче

Общаюсь со старшими коллегами-дизайнерами. Они помогают советами и являются ориентиром, путеводной звездой. Более того, они напоминают о том, над чем нужно работать, например, над развитием сообщества. Нужно общаться с коллегами, слушать и слышать то, о чем они говорят. Плюс, ты же не можешь все держать в голове, и списки дел тут не помогают.

Не переводите все в диджитал, не отдавайте все задачки машинам. Оставляйте больше людям, чтобы не исключать из жизни самое интересное — эмоциональное общение.

— Дашь напутствие тем, кто хочет все бросить и пойти в дизайн?

 — Не выбирайте дизайн. Выбирайте то, что любите, то, к чему лежит душа, то, чем вы занимаетесь со страстью и блеском в глазах. Выбирайте то, чем вы искренне хотите заниматься. А если выбрали и начали работать, вкладывайте в свое дело всю страсть и душу, делайте качественно. Если не можете сами, просите помощи у коллег, ищите ответы, учитесь.

Если вы живете где-то далеко, для вас самый крутой способ получить новые знания — это онлайн-образование. Выбирайте курсы, которые создают топовые компании, которые зарекомендовали себя лучшими игроками на рынке.

Если у вас есть время сделать что-то интересное и показать себя – показывайте. Пока вы размышляете о принятии решений и боитесь рискнуть, кто-то делает и достигает успеха. Пока вы серфите в интернете, кто-то занимается полезными делами.

Каждый новый день, совершая маленький шаг, вы придете к тому, что принесет вам успех. У меня никогда ничего не получалось с первого раза, за каждой победой стоят десятки и сотни неудачных попыток.

И учите английский! Вам же как-то нужно общаться с мировым сообществом.

P.S. Но самое главное — любите то, что делаете, и наслаждайтесь процессом. И вы просто будете счастливы.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована