«Разрабатывая собственные коллекции одежды, я испытываю огромное удовольствие»
Евгения придумывает одежду с самого детства. Основав независимый бренд, она прошла курс по графическому дизайну, чтобы обогатить свой визуальный язык.
Евгения Воропаева
Россия, г. Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Подтянула знания в графическом дизайне и брендинге и совершенствует визуальный язык своего бренда одежды.
В интервью Евгения рассказала:
- как ещё в студенческие годы её работа попала в британский журнал;
- что делать, когда тебя раскритиковали и выгнали из шоурума;
- какие навыки она прокачала на курсах по графическому дизайну;
- насколько странными бывают заказчики;
- как она создала и продвигает свой бренд одежды;
- сложно ли сшить платье как у Тильды Суинтон.
— Раньше ты занималась дизайном одежды, а сейчас переходишь в графический дизайн. Что общего у этих сфер?
— В обеих дизайнеры должны знать, какая у них целевая аудитория, какие вещи хорошо продаются, какие цвета и формы котируются. Ещё одна схожая черта — обе эти сферы, дизайн одежды и графический дизайн, следуют трендам, от которых зависит то, насколько и за сколько люди захотят купить товар или услугу.
— А где больше свободы в работе?
— Пожалуй, в графическом дизайне. Многих людей пугает понятие моды, поэтому они предпочитают носить более сдержанные и утилитарные вещи. Но в графике такого нет — здесь важно правильно подать продукт, сделать его ярким и выделяющимся.
К тому же создание одежды всегда завязано на ресурсах. Найти нужные ткани или фурнитуру бывает очень тяжело. А в графическом дизайне мы можем выбирать любые цвета, картинки и формы. И в этом заключается свобода.
Как не сдаться, когда тебя прогоняют из шоурума вместе с твоей дизайнерской одеждой
— С чего ты начинала в дизайне одежды?
— В детстве у меня был свой модный журнал. В него я зарисовывала вещи, которые замечала на людях: шарфы, сумки, шапки. В подростковом возрасте вручную сшила себе крутую юбку в складочку. Тогда же я сделала себе ещё и сумку-багет.
Сомнений, что моя жизнь будет посвящена дизайну одежды, никогда не было, и я решила научиться этому в вузе.
Во время обучения я участвовала в конкурсах молодых дизайнеров и даже выигрывала специальные призы за свои дипломные работы.
— Что это были за проекты?
— В одной из моих дипломных работ я отображала движения природы в одежде с помощью необычных форм и принтов. Мы с командой отсняли эту коллекцию, и фотосессия попала в английский журнал Defuze.
— Круто! Ты как-нибудь пыталась развить этот успех?
— Забавно, но после успеха дипломной коллекции мне хотелось сделать что-то более «носибельное» и рентабельное. Я начала шить свою одежду, предлагать её разным шоурумам. Но те вещи покупались плохо.
Владелица одного из шоурумов вообще проводила меня вон со словами: «Зачем ты это сшила? Никому не нужно такое».
— Что ты чувствовала тогда?
— Я очень расстроилась. Стояла с пакетами в центре города, плакала и не понимала, куда мне идти со своей одеждой. Легко ведь критиковать творческого человека и спрашивать, зачем он сделал ту или иную вещь. Я никогда не отвечу на этот вопрос, потому что идея что-то сшить может прийти ко мне внезапно. Бац — и я уже вижу готовую вещь в своей голове. Когда я сажусь и начинаю её делать, в процессе рождаются другие идеи. Ты входишь в творческий поток и уже не можешь остановиться, главное — успевать шить. А куда идти потом с готовыми изделиями — дело десятое.
Спустя время я попробовала продать свои вещи ещё раз. И мне это удалось: мою одежду взял на реализацию один питерский шоурум. Тогда я поняла, что если ты действительно чего-то хочешь, ты всегда можешь добиться своих целей. Просто не сразу.
— Теперь ты живёшь в Питере. Что послужило мотивацией для переезда?
— Я поняла, что здесь смогу найти работу по профессии. В Питере очень много брендов, и мне захотелось в них поработать, посмотреть, как они живут и развиваются. В Екатеринбурге тогда было мало интересных вакансий.
— Куда ты устроилась работать?
— Сначала младшим дизайнером в дизайн-отдел Oodji. Работала с документацией, отрисовывала эскизы — занималась операционной работой. Но я не видела там развития и ушла.
Потом меня пригласили полноценным дизайнером в организацию, которая продавала пальто для женщин среднего возраста. Там я познакомилась с очень опытными специалистами, увидела, как работает производство и запускаются модели. Я даже создала свою маленькую молодёжную коллекцию. Но и с этой компанией мне было не по пути — очень сложно в свои 26 лет понять, что хотят носить женщины в 40–50 лет, а иметь свой маленький уголочек для 20-летних в магазине с другим контингентом бессмысленно.
Третья организация, куда я устроилась, дала мне ещё больше опыта. Там я отвечала уже не за маленький уголок с одеждой, а за полноценную разработку модных коллекций с учётом всех тенденций. Но началась пандемия, и меня оттуда уволили — руководство решило, что справится без дизайнера.
Я расценила своё увольнение как возможность начать с чистого листа, решила найти онлайн-курсы и подтянуть свои навыки в графическом дизайне.
— «Подтянуть». То есть ты уже была знакома с этой сферой?
— Отчасти. Помимо основной работы, у меня всегда была дополнительная занятость на фрилансе. Это был как раз графический дизайн — я брала простенькие заказы на сайты, каталоги и визитки.
Как понять, каких знаний тебе не хватает
— Ты выбирала между несколькими курсами Skillbox: «Бренд-дизайн», «Дизайн логотипа и фирменного стиля» и «Графический дизайн». Почему остановилась на последнем?
— «Бренд-дизайн» показался мне более узконаправленным, поэтому я его и не взяла. «Дизайн логотипа и фирменного стиля» не впечатлил меня количеством программ, в которых работают студенты: мне особенно хотелось изучить InDesign, его на этом курсе нет.
А на «Графическом дизайне» студентов обучают важным аспектам работы дизайнера: от брифовки клиента до развития концепции и её воплощения. Курс как раз подходил мне по объёму и актуальности. Первые занятия, кстати, были очень насыщенными по части маркетинга. Особенно запомнилась лекция Артёма Кашехлебова — он офигенно рассказывал о брендинге.
— Какие навыки ты прокачала с нуля на курсе?
— Я углубилась в позиционирование бренда. Узнала, что такое tone of voice, как бренд «разговаривает» и что он несёт. Также до курса я не так часто сталкивалась с мокапами. Помню, когда делала свой первый кейс, я размещала сразу несколько продуктов на одном экране. Думала, что покажу всё сразу. Оказывается, это совсем неправильно: проект нужно презентовать постепенно. Мне продиктовали чёткие и важные требования к качеству презентаций.
Когда я ещё больше погрузилась в графический дизайн, я задумалась о качестве контента, который размещаю в Instagram*. Заметив, что некоторые люди выкладывают в сеть достаточно простые фотографии своей одежды, я, напротив, решила подойти к оформлению страницы своего бренда творчески и выкладывать не пресные, заурядные посты, а маленькие произведения искусства.
— Наверное, большинство заданий на курсе всё-таки не были связаны с брендами одежды?
— Конечно. Например, задание создать аутдор-рекламу для Audi. Мне было любопытно узнать про позиционирование этого бренда — как он себя отделяет от Mercedes и BMW. Я также исследовала рынок готовых завтраков «Завтрак будит», разработала дизайн листовки для Nike и создала обложку для альбома любимой группы — Clutch.
Мне захотелось брать задания по максимуму, чтобы сделать своё портфолио более ярким и презентабельным. Я даже попросила своего преподавателя, чтобы она меня судила построже. Иногда мне приходится переделывать свои работы: нужно выходить на более высокий уровень.
Как создать свой ламповый бренд одежды
— Ты сказала, что у тебя есть свой бренд. При всех сложностях — как тебе удалось его открыть?
— У меня было большое желание и много терпения.
Нужно делать то, во что веришь, стараться не смотреть на других и не сравнивать их с собой. Тогда найдутся и единомышленники, которые смогут чем-то тебе помочь, и покупатели.
Сейчас я хочу сохранить аутентичность и не раздуваю свой бренд до больших масштабов. Люди должны покупать мою одежду просто потому, что им нравится, а не потому, что это популярно. У многих брендов, выходящих на широкую аудиторию, начинает падать качество. Я такого попросту не хочу.
Не вижу смысла зарабатывать на имени и халтурить в одежде. Моя задача — создавать красивые качественные вещи, чтобы они радовали людей.
Когда отправляю заказы, я даже вручную пишу письма людям с благодарностями и лучшими пожеланиями. Мечтаю, чтобы такая уютная атмосфера сохранялась и дальше. И чтобы, например, ко мне любой мог обратиться с просьбой переделать вещь в другом цвете, а я бы сумела это осуществить. Крупные бренды не могут себе такого позволить.
— Fashion-рынок огромен. Как тебе удаётся создавать конкурентный продукт?
— На fashion-рынке много непрофессионалов: они могут что-то в эскизе накалякать и сразу сшить. Им плевать на косяки, которые мне часто бросаются в глаза, — главное, что их одежда продаётся. А когда ты учился шесть лет на дизайнера и у тебя есть соответствующие знания и опыт, ты можешь делать такое, о чём даже не догадываются люди без профессиональных навыков. Например, если изменить крой, модель уже совсем по-другому будет сидеть и выглядеть.
— К тебе обращаются с заказами на индивидуальный пошив?
— Да. В основном это мои знакомые, которые знают, что я уже очень давно себе шью одежду и покупаю только то, что не могу сделать сама. Однажды ко мне обратилась подружка с просьбой сшить платье как у Тильды Суинтон. Вещь была от Dior, по-моему, стоила она дофига, да и её, скорее всего, не купишь просто так в магазине. Но мы таки сшили очень похожее платье-рубашку, и вышло в несколько раз дешевле.
— Не думала шить на заказ и заниматься своим брендом одновременно?
— Разработка собственных коллекций приносит мне гораздо большее удовлетворение, чем процесс шитья на заказ. Меня, кстати, до сих пор приглашают работать швеёй — видимо, не хватает кадров. Но я не хочу туда идти. Там, в цеху, я бы делала какие-нибудь карманы целыми днями. Или воротники, потому что у меня они хорошо получаются. Однако работа швеёй на потоке очень монотонна. Я даже для своего бренда не могу шить больше четырёх часов подряд — тяжело эмоционально.
Что касается совмещения шитья на заказ и работы со своим брендом — это ещё и невыгодно. Индивидуальный пошив достаточно затратен сам по себе. Приходится делать с нуля лекала, заказывать дорогие ткани, переживать в процессе шитья, что выйдет кривой шов. Это не самое благодарное дело, потому что здесь тобой управляет заказчик, а не творческие порывы. Сейчас я больше ориентируюсь на то, чтобы шить вещи моего бренда под индивидуальные мерки. Так я смогу проявлять себя, пользуясь при этом уже готовыми наработками.
Но если и совмещать с чем-то развитие бренда, то не с индивидуальным пошивом, а с графическим дизайном.
— У тебя уже есть идеи подобного совмещения?
Графический дизайн тесно связан с общим визуалом марки, её посылом. Поскольку у меня не совсем обычные вещи, моему бренду важно иметь свой визуальный язык. Кроме того, графический дизайн связан с маркетингом, с раскруткой, так что я теперь могу более чётко выстраивать структуру рекламных сообщений — например, для таргета. А также дополнять свою айдентику (бирки для одежды, стикеры и прочее).
Сейчас я как раз делаю визитку для своей марки. Также графический дизайн нужен при коммуникации через Instagram*. А позже я буду делать сайт, и мне понадобятся умения графического дизайнера.
Не обольщайтесь свободой фриланса
— Если взять графический дизайн, какими проектами ты занимаешься сейчас?
— Я работаю над учебным проектом — делаю каталог для P.Y.E OPTICS. От их дизайна у меня мурашки по коже. Для меня это очень высокая планка, над каждой страницей приходится долго работать. Но я снова чувствую, как растут мои навыки, — и это просто замечательно.
— Ты до сих пор берёшь заказы на фрилансе?
— Да, пока что я делаю проектные работы для одной компании. Но я не выхожу в широкое поле заказов, потому что рынок фриланса меня сильно пугает. Во-первых, здесь много демпинга. Во-вторых, новичкам сейчас гораздо сложнее взять первый заказ, чем пять лет назад. Я уже не совсем новичок, но всё-таки.
Ещё мне страшно нарваться на какого-нибудь безумного заказчика. Ты, как профессионал, стараешься понять задачи компании, подумать, чем она может выделиться, и оценить конкурентов. А заказчик может потребовать совсем другое, например, чудовищный логотип с изображением медведя, скачущего на крокодиле. И это уже будет совсем не то.
Также многие заказчики боятся пустоты. Они стремятся впихнуть все свои акционные предложения в один маленький листочек. Но это слишком тривиально. Наоборот, чем больше пустого места, тем дороже выглядит дизайн. Таких людей, как правило, сложно переубедить. Особенно когда ты начинающий дизайнер. Проще, если ты уже состоявшийся профессионал, — заказчики им больше доверяют.
— Ты бы поработала в какой-нибудь крутой дизайн-студии?
— Да, как раз думаю об этом. Я не могу больше сидеть дома, это морально тяжело. Когда ты работаешь на один бренд, задачи очень ограничены. Например, продукт можно создавать только в одной цветовой гамме. А у дизайн-студий чаще всего много клиентов и очень разноплановые задачи. Сегодня ты можешь делать что-то для строительной компании, а завтра — для какого-нибудь ресторана. Такая работа даёт невероятные опыт и рост.
Я бы выбрала Facultative Works. У них очень классные проекты, которые выбиваются из массы других. Мне очень интересно понять, как мыслят люди, которые там работают, я бы многому у них научилась.
Блиц
— Обязательно ли иметь опыт в творческой профессии, чтобы учиться на графического дизайнера?
— Совсем нет. Есть люди, которые никогда не занимались творчеством, но у них к этому предрасположенность: они взглядом могут выцепить какие-то красивые трендовые вещи и реализовать их в своих творениях.
— Что читаешь по дизайну, моде и стилю?
— Джона Клиффорда — «Иконы графического дизайна». И ещё недавно вышла книга Стефана Загмайстера и Джессики Уолш «Загмайстер и Уолш. О красоте» — очень нравится.