«В дизайне совершенно другой масштаб рисков»
Сперва Зоя ушла из крупной корпорации, чтобы стать стилистом, теперь открыла дизайн-бюро. Две успешные карьеры параллельно — такое и правда возможно?
Pexels / Евгений Рыбкин / Skillbox
Зоя Сохор
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
Запустила собственное дизайн-бюро.
В интервью Зоя рассказала:
- как помогала друзьям с подбором одежды, а потом это стало для неё профессией;
- зачем люди обращаются к стилисту;
- чем похожи стайлинг и дизайн интерьеров;
- как работает project management в дизайн-бюро;
- на чём она сделала особенный акцент в своём курсе по стайлингу;
- как звучит её сокровенная мечта.
Как решиться уйти из офиса и сделать хобби своей работой
— Вы человек-оркестр: персональный стилист, автор курса по стайлингу и сооснователь бюро по дизайну интерьеров. Как получается всё успевать? Дайте рецепт :)
— Храбрость, кофе и планирование по Глебу Архангельскому! (Смеётся.) Правда! Я стараюсь сначала распланировать все важные съёмки и встречи, затем все личные дела и оставляю между ними люфт для неожиданных событий.
— Когда вас недавно выбрали бренд-директором Московской недели моды, это стало сюрпризом для модного сообщества столицы. Почему?
— Потому что я знакома этому сообществу в первую очередь как персональный стилист, а не менеджер проектов. Я занимаюсь консультациями по стилю уже 6 лет, но до этого работала в бренд-маркетинге в крупных корпорациях: в Bacardi, в Simple, поэтому у меня есть соответствующий опыт.
— Вы ушли с хорошей офисной позиции из крупной корпорации и стали стилистом. Как так получилось?
— О, это был долгий путь. В юности я хотела стать парикмахером-стилистом, чтобы делать людей красивыми. Но моя семья, скажем так, настоятельно рекомендовала мне пойти учиться в Плехановскую академию, и мечту пришлось отложить. Я получила экономическое образование и работала в офисе.
При этом у меня всегда было чувство стиля, и многие друзья время от времени просили меня помочь подобрать что-то из одежды.
— То есть это сначала было такое хобби?
— Да, и я делала это бесплатно. Но потом ко мне пришла писательница Радмила Хакова, тоже за помощью в подборе одежды, и сказала: «Слушай, мы же в Москве живём! Тут ничего не делают бесплатно». Я подумала — и стала брать деньги за свои консультации.
— Страшно было уходить в творческую профессию с непостоянным заработком?
— Очень страшно. Но я рассчитала, сколько мне нужно клиентов, чтобы зарабатывать на жизнь. Оказалось, что много не надо: у меня своя квартира, плюс я тогда была замужем. И я поняла — всё, пора! Хотя реально прошло ещё полгода, прежде чем я нашла силы уволиться. Потому что стабильность, комфорт — к этому привыкаешь.
Но в сентябре 2015-го я уволилась, и с тех пор ни разу об этом не пожалела.
— Кажется, что выбирать одежду — это просто, любой человек может справиться сам. Зачем люди обращаются к стилисту?
— Во-первых, не так уж просто. Это только в Instagram* у моделей идеальная фигура, а в жизни мы все разные, с разными фигурами, темпераментом, социальным положением и отношением к жизни. Стилист помогает людям не «наряжаться», а формировать гардероб, который соответствует их реальным, практическим задачам. Чтобы подобранная одежда была комфортна и соответствовала внутреннему состоянию человека, его статусу.
Во-вторых, это задача, которую человек может, так скажем, отдать на аутсорс. У меня есть, например, клиентка 45+, директор крупного международного бизнеса. Она обращается к стилисту, чтобы зайти в ЦУМ и быстро, за час между встречами, подобрать интересные вещи, на поиск которых у неё нет времени.
В-третьих, правильно подобранная одежда меняет людей. С ними начинают происходить интересные вещи. Часто после работы со стилистом кто-то получает повышение или меняет работу. Кто-то вступает в отношения или, наоборот, обретает уверенность в себе и возможность из отношений выйти. Так что перемена гардероба — это такая инициация, которая сопровождает особенные моменты в жизни.
Моя работа меняет жизнь людей к лучшему, и мне это нравится.
Чем работа в дизайне отличается от профессионального стайлинга
— Как получилось, что вы снова пошли учиться, будучи уже опытным стилистом? И почему выбрали именно дизайн интерьера?
— Ну, я довольно давно занимаюсь созданием интерьера как хобби. В прошлом году мне заказали дизайн-проект квартиры под ключ в Петербурге. Я решила — раз уж людям нравится и они готовы платить мне деньги за это, то лучший способ использовать их — реинвестировать в образование в той же области. Лето, карантин, сижу в Питере, время есть! Я выбрала Skillbox и начала проходить курс. Было приятно снова почувствовать себя студентом: слушать лекции, читать книги.
— Стайлинг и дизайн интерьера — это похожие сферы?
— Они очень похожи, на самом деле. Мне нравится мысль нашего куратора Екатерины Юдиной о том, что дизайнер задаёт человеку некую планку. Мы создаём ему новое пространство для жизни, и у него в этом пространстве случается определённый рост, скачок в развитии. Со стайлингом то же самое. Так что для меня оба этих дела — части общей истории про красоту, про баланс. Они находятся на одной оси координат.
— А в чём отличия?
— Ну, во-первых, когда ты работаешь с клиентом как стилист, в этой работе — только вы вдвоём, это очень интимный процесс. Во-вторых, проекты краткосрочные: одна или две встречи — и потом уже через полгода вы, может быть, снова поработаете. И в-третьих, это небольшой бюджет и небольшие риски.
Максимум, что может случиться, — подберёте человеку неидеальную рубашку.
В дизайне совершенно другой масштаб рисков: можно сделать неправильный проект, или подобрать плохую бригаду, или просчитаться с бюджетом. Так как в процесс вовлечено много людей, то больше и complexity. Ещё она проблема — довольно часто клиенты выходят из проекта. Люди обращаются к дизайнеру и после озвучивания примерной стоимости работ решают, что не могут себе такого позволить. Много времени тратится на проработку предложений, которые потом не реализуются.
— Как справляться с такими проблемами?
— Тут мне помогают навыки проджект-менеджмента, приобретённые за годы работы в корпорациях. В этом смысле мы прекрасно дополняем друг друга с моим партнёром по бизнесу Ксенией Белинской. Она говорит, что слабое место архитекторов — это менеджмент и управление проектами. А у меня это, наоборот, сильная сторона.
В нашем бюро я занимаюсь организацией работы: общаюсь с клиентами, с подрядчиками, с поставщиками, веду базы, таблицы, делаю презентации. А она — непосредственно тем, чем должен заниматься архитектор. И получается комфортная для всех ситуация. В феврале этого года появился заказ, мы встретились, обсудили технические моменты совместной работы и финансовые договорённости и сейчас уже делаем два проекта совместно.
— Какие планы по развитию дизайн-бюро?
— Запускать минимум один проект в месяц, делать жилые и общественные интерьеры. Нарастить качественное портфолио и развиваться.
Основная идея бюро в том, что мы не делаем дизайн ради дизайна, ради красивой картинки в соцсетях.
Мы делаем практичные, эргономичные и стильные пространства, в которых сочетаются демократичные бренды и объекты желания.
— На что вы ставите в будущем: хотите развиваться как дизайнер или как стилист?
— Думаю, в ближайшие лет пять фокус будет на работе с Неделей моды, а также на системном развитии своего бизнеса. Но у меня есть постоянные клиенты в стайлинге, и, конечно, я их не брошу.
Нужно ли учиться на стилиста
— Зимой вы запустили свой курс «Персональный стилист». Как решили его открыть?
— В 2014 году я ездила учиться в Лондон и увидела там качественное профессиональное образование. А у нас в России тогда было непонятно что и никакого образования в этой области. Поэтому в 2018 году я разработала свой маленький курс по стайлингу. Он всем очень нравился, но студентами были в основном мои друзья и знакомые, потому что я не занималась его продвижением.
Оказалось, у Skillbox давно есть задумка сделать курс на тему стайлинга. Наши интересы совпали, и они мне предложили взаимовыгодное сотрудничество: я выступаю как эксперт, а продюсированием и коммерческой стороной курса занимаются другие люди. Я подтянула туда Аню Рыкову, с которой работала на fashion-съёмках. Так родился курс «Персональный стилист». Совместно с Аней я участвую также в курсе «Профессия Fashion-стилист».
— Сейчас в Instagram* множество бесплатных и быстрых курсов или марафонов по стилю. Почему люди выбирают именно ваш курс?
— Есть стилисты-блогеры, которые наряжаются и этим зарабатывают, а есть стилисты, которые помогают другим людям, и для этого нужен совсем другой уровень подготовки и знаний.
Наша профессия многим кажется лёгкой из-за низкого порога входа. Кажется, что стилисту не нужны специальные знания. А на самом деле нужно знать очень много о теории цвета, типах фигур, согласовании цветов и паттернов, необходимо уметь работать на контрастах. Важно чувствовать человека, понимать его темперамент, его запрос. А ещё — иметь большую насмотренность, причём не только в одежде, но и в искусстве, в архитектуре.
— На чём в программе вы делаете особенный акцент?
— Мы стараемся показать работу стилиста комплексно: и работу с одеждой, и работу с человеком, и административный процесс в рамках индустрии. Я всё время повторяю: нужно вести CRM, строить бренд, строить календарь. В общем, управлять процессом. Потому что научиться делать коллажики для Instagram* — это одно, а работать с реальным человеком, с его реальными проблемами, с его далеко не идеальным телом — это совершенно другое.
— Вопрос, который волнует, наверное, всех: как сегодня нужно одеваться, чтобы выглядеть стильно?
— Это очень сложный вопрос, даже тема для отдельного разговора. У разных людей очень разный контекст и разные критерии. Нет универсального рецепта.
С другой стороны, обычно мы хотим выглядеть не стильно, а модно. Это несложно: есть медиаресурсы, позволяющие следить за модой. В Instagram* много модных девочек, но все они при этом одеты одинаково.
А стиль — это индивидуальное средство самовыражения, некая характеристика личности. Чтобы отразить свою индивидуальность в одежде, нужно сначала понять, кто ты.
— Какая вещь обязательно должна быть в гардеробе стильного человека?
— Чёрные очки! Я фанат солнцезащитных очков, они делают любой образ. А остальное зависит от профессиональной деятельности, от фигуры, от твоих отношений с телом.
— А чего стоит избегать?
— Вещей, которые не радуют. Избавьтесь от того, что не налезает на вас и этим портит настроение. Или от вещей, которые подарил кто-то, воспоминание о ком вам не в радость. Все вещи с дурным эмоциональным багажом вам точно не нужны. Мы одеваемся каждый день, этого невозможно избежать, поэтому следует завести здоровую привычку хорошо одеваться — так же, как мы заводим привычки заниматься спортом и правильно питаться.
Как сохранять баланс между работой и семьёй
— Чем занимаетесь в свободное время? Оно вообще остаётся, когда работаешь в двух сферах?
— У меня дочка, ей скоро четыре года, и я стараюсь проводить побольше времени с ней — тем более что наши интересы совпадают. Например, мы часто ходим на фотовыставки. Ещё я недавно начала посещать танго и очень увлеклась: в хорошие периоды танцую по 6 часов в неделю. А так всё, что я делаю в свободное время, если это не спорт, так или иначе связано с профессиональным развитием. Я повышаю насмотренность: листаю альбомы, читаю книги, смотрю документалки, хожу на выставки.
Я тот счастливый человек, который занимается своим любимым делом, поэтому мои хобби и работа лежат в одной плоскости.
Образы Зои для спецпроекта Wella & Trend Island
— А вы для дочки подбираете гардероб? Она — объект вашего стайлинга?
— Ха-ха, дочкин стиль — объект моих душевных страданий, она так одевается, как будто она креативный директор Gucci: то животные принты, то треники, а сверху юбка-пачка, и ей это очень нравится. Я, конечно, предлагаю какие-то другие варианты, но никогда не навязываю свой выбор. Просто слежу, чтобы она была одета по погоде.
— У вас есть мечта?
— Знаете, в моей юности, в России 1990-х, не было понятия «стиль». Одежда была сугубо функциональной, было не так важно, как она выглядит. Люди одевались как могли, и часто это выглядело печально.
Поэтому моя сверхзадача — увеличивать количество красоты в мире. Одежда — это же не прихоть, это условие комфорта и средство самовыражения.
И я рада, что в современной России становится всё больше счастливых, успешных, красиво одетых людей.