«Мы помогаем стартануть в мире моды»: как начинающий дизайнер организовала фешен-фестиваль
Вероника организует и продюсирует фешен-фестиваль «На показ!» для таких же, как она, начинающих дизайнеров. А ещё планирует запуск своего бренда.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Вероника Печникова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Вместе с другими студентами Skillbox запустила фешен-проект, который помогает молодым дизайнерам заявить о себе.
Вероника рассказала:
- как желание обсуждать моду с однокурсниками переросло в идею фешен-фестиваля для начинающих дизайнеров;
- как без бюджета и связей организовать фестиваль почти на 200 человек;
- как насмотренность помогла ей найти свой стиль в дизайне одежды;
- на что вдохновляют биографии культовых дизайнеров.
От создания костюмов для кукол до организации модного фестиваля: как превратить детское хобби в дело жизни
— Вероника, расскажи, как и когда ты увлеклась модой.
— Всё началось с костюмов для кукол, которые я шила ещё в детстве. Правда, тогда о существовании такой профессии, как дизайнер одежды, я не знала, поэтому всем вокруг говорила, что мечтаю стать модельером.
Мама моё увлечение поддерживала как могла — например, давала перешивать свои платья. Причём я всё мастерила вручную — швейной машинки у нас не было, а купить её мы себе позволить не могли, я росла в небогатой семье.
А потом у меня начался переходный возраст и я ещё сильнее ударилась в творчество. Чего я только не делала! Рисовала, вышивала, вязала крючком, играла на гитаре, даже гастролировала в составе музыкального коллектива по разным городам.
Параллельно активничала. Организовывала школьные мероприятия, ездила на молодёжные форумы и в целом живо интересовалась молодёжной политикой. В вуз поступила на направление «Организация работы с молодёжью», и увлечение модой на время отошло на второй план.
— Что же пробудило твой интерес заново?
— Дело в том, что мне всегда было трудно подобрать себе в массмаркете одежду, особенно платья. Я невысокого роста, и готовые модели почти никогда не садились на меня нормально. Чем старше я становилась, тем острее ощущала дискомфорт от этого. И вот однажды пришло решение — научиться шить одежду для взрослых и создать нужные мне изделия самостоятельно! Не только же костюмами для кукол ограничиваться 🙂
Мой порыв поддержали коллеги из ивент-индустрии, где я тогда работала. Одна из них, заметив мой интерес к моде, подбодрила меня словами: «Вероника, не забрасывай свою мечту, исполняй её!»
Этот разговор состоялся как раз в канун Нового года — в волшебную пору, когда так хочется исполнить все свои сокровенные желания. Вот я и подумала: «А ведь действительно — почему бы мне не попробовать?» Нашла курс и начала учиться.
— Многие считают, что прикладные специальности, вроде дизайна одежды, лучше изучать вживую, в офлайн-формате. Почему ты предпочла ему онлайн?
— На момент покупки курса я уже училась в магистратуре — соответственно, претендовать на ещё одно бесплатное высшее не могла, а платное вузовское образование точно не потянула бы. Плюс мне не хотелось тратить драгоценное время на рутинные этапы, которые я уже проходила два раза: сбор документов, поступление, адаптацию, жизнь по независящему от тебя графику…
Учиться в онлайне намного проще — можно осваивать новую профессию, не меняя привычного уклада жизни. Я слушала лекции в метро и в перерывах на работе.
Единственное, чего мне не хватало, — живое общение. Конечно, у нас было онлайн-комьюнити в студенческом телеграм-чате, где можно было задавать любые вопросы и знакомиться, но… мне хотелось именно офлайн-встреч. Инициировала их сама — предложила однокурсникам периодически собираться и вместе осваивать мир моды.
В итоге набралось целых 30 человек желающих. Вместе мы ходили на выставки, смотрели фильмы о моде, читали книги, обсуждали фешен-тренды… Кстати, с некоторыми из этих ребят мы позже и организовали модный фестиваль «На показ!».
Из чата однокурсников — на подиум: как организовать фестиваль без связей и бюджета
— Ого! Расскажи о модном фестивале подробнее. Как родилась его идея?
— Как ни странно, я вдохновилась выставкой про советскую моду! Там я увидела фотографии модельеров, которые слаженно, одной большой командой работали над коллекциями, и меня этот подход зацепил. Да, у них не было личного бренда, зато было чувство сообщества. Выйдя с выставки, я поняла, что хочу организовать именно такое комьюнити.
Так и возникла идея студенческого показа. Я начала рассказывать о ней ребятам с курса, предлагала поучаствовать. Объясняла, что мы только начинаем свой путь в моде, нам сложно куда-то пробиться, а потому особенно важно поддерживать друг друга и создавать возможности для демонстрации нашего таланта. Многие меня поддержали, и я стала искать организаторов — тоже среди однокурсников.
Команда собралась быстро: всем понравилась мысль о том, что мы можем помочь друг другу раскрыться творчески. В конце концов, сколько великих талантов умерли, так и не заявив о себе, просто потому, что они не оказались в нужное время в нужном месте? Мы же решили нужное место создать себе сами.
— Наверное, сложно было с нуля, без связей, искать площадку…
— Да, и основная проблема заключалась в том, что, кроме команды и горящих глаз, у нас не было ничего. А для аренды площадки под показ, конечно, необходим бюджет.
Пытались выкрутиться. Сперва думали договориться с каким-нибудь городским парком, но потом нам подсказали обратиться в культурные центры Москвы. Один из них согласился нас принять, но в итоге ничего не сложилось. В процессе наша идея простого показа разрослась до полноценного фестиваля с мастер-классами и выставками, а владелец площадки был готов предоставить помещение лишь на пару часов.
Найти площадку нам помог проектный офис Москвы, а информацию о готовящемся фестивале в своей рассылке распространил Skillbox. Именно благодаря рассылке к команде присоединились визажисты, фотографы, видеографы, стилисты. Такие же начинающие, горящие своим делом ребята, как и мы. Никто не просил денег — все понимали, что мы работаем за идею.
И случилась магия: потратив плюс-минус 30 тысяч рублей, мы собрали фестиваль с командой из 80 человек и привлекли 100 зрителей! Но главный итог для меня заключался даже не в цифрах, а в том, что у нас действительно получилось вдохновить начинающих дизайнеров.
Многие из них поняли, что хотят не просто окончить курс, но и продолжить свой путь в моде. Более того: им это по силам. Кто-то со своими коллекциями даже отправился выступать на другие площадки. Получается, мы помогли ребятам стартануть в мире моды!
— Это очень крутой результат! А чему научил опыт организации и проведения фестиваля лично тебя?
— Я осознала, что хочу не просто шить для себя или работать модельером (как мечтала в детстве), а разносторонне развиваться в индустрии моды — открыть собственный модный дом, продолжить развивать проект «На показ!». Его, кстати, уже выбрали лучшим в номинации «Продюсирование Fashion-проектов» в рамках конкурса Fashion Leaders!
— А как именно ты планируешь развивать свой проект?
— Сейчас «На показ!» постепенно перерастает из фестиваля в полноценный фешен-клуб. Мы придумываем и организуем полезные мероприятия для участников.
Например, после первого ивента провели фотодень: полностью взяли на себя поиск моделей, фотографов и площадки. Начинающим дизайнерам нужно было только прийти со своими коллекциями в студию и на выходе получить красивые снимки в портфолио.
Конечно, не полноценный кампейн, но всё же это качественно сделанная фотосессия, которую большинство новичков не могут себе позволить. А мы провели её лишь за небольшой оргвзнос!
Кроме того, не так давно мы устроили два онлайн-марафона: по пошиву одежду и по фешен-скетчингу. В планах — запустить собственный подкаст о моде и продолжить организовывать лекции и встречи с опытными дизайнерами. И конечно, провести второй фестиваль.
В общем, мы с командой «На показ!» планируем приложить максимум усилий, чтобы стать настоящим фешен-комьюнити.
Хотим помочь как можно большему числу молодых дизайнеров не потерять первоначальный запал. Поддержать их. Чтобы, даже если друзья и родственники пока не понимают их увлечений, а первые шаги в сфере даются с трудом, они всегда знали, что есть мы — комьюнити творческих людей, где можно безопасно показать себя, получить совет и поддержку.
На мой взгляд, это главное — не бояться проявлять себя, даже если пока в сфере у тебя нет опыта, друзей, денег и очевидных возможностей.
«У Коко Шанель тоже всё получилось не сразу»: как начинающему дизайнеру поверить в себя
— Я также знаю, что, помимо организации фестиваля, ты планируешь создать и запустить свой бренд. Это круто! Поделись: как возникла идея?
— Как-то сама собой. Просто в процессе курса я поняла, что у меня действительно получается. Правда, это произошло не сразу.
Первое время мои скетчи были довольно простыми, мне даже пару раз возвращали домашние задания на доработку, поясняя, что в них не хватает креатива. Тогда я попросила куратора посоветовать мне каналы, книги и другие ресурсы для повышения насмотренности. Изучив рекомендации, я и правда стала лучше разбираться в моде, нашла свою изюминку.
Если поначалу я рисовала платья, которые довольно легко отшить, то потом перешла к более сложным формам, цветам, наложениям, стала уделять больше внимания деталям. Без насмотренности и бесконечной практики на мудбордах у меня бы этого не получилось.
Некоторые идеи я реализовала на практике — например, закастомила свою старую, самую обыкновенную джинсовую юбку. Купила красивую ткань, расшила её бисером и пайетками. Потом красиво соединила её с юбкой и сшила. По такому же принципу обновила и своё бархатное платье — пришила к нему балетную юбку.
Вообще, подход upcycle — именно то, что я бы хотела заложить в ДНК своего бренда. Всё-таки мода — очень «мусорная» индустрия. Не все вещи покупаются, не все носятся, остаётся много отходов. Для меня важна экология, поэтому свои линейки я бы хотела отшивать из переработанных материалов. Давать вещам второй шанс.
— Что помогло тебе не опустить руки, когда твои эскизы возвращали на доработку?
— Честно, именно критика меня и мотивировала! Когда мне говорят, что у меня что-то не получается, я начинаю прикладывать все усилия, чтобы доказать обратное. К тому же меня сильно вдохновляли биографии культовых дизайнеров: Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана…
Сейчас их имена известны по всему миру, но так было не всегда. Когда-то и они терпели поражение за поражением, ошибались, хоть и вкладывали в своё дело огромное количество сил и энергии.
Никто не преуспевает с первого раза, поэтому всегда стоит приложить максимум усилий, прежде чем опускать руки.