«Мне надоело раскручивать чужие бизнесы»: как маркетолог открыла свой бренд украшений
Юлия бросила успешную карьеру в маркетинге, чтобы создать ювелирный бренд Lumare. Теперь она выпускает и продвигает свои уникальные украшения.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Юлия Чернова
Россия, Нижний Новгород
Пройденные курсы
Достижения
С нуля создала свой ювелирный бренд Lumare. Готовится к выпуску третьей коллекции и продвигает свои изделия не только в России, но и за рубежом.
✅ Помощь
Юлия рассказала:
- как можно прикоснуться к вечности через украшения;
- почему ювелирному дизайнеру недостаточно просто красиво рисовать;
- в праве ли маленькие бренды поднимать цены на свои изделия;
- как рождение ребёнка помогло ей решиться на уход из найма;
- как повышать узнаваемость своего бренда за границей.
«Профильного образования, кроме художки, у меня не было»: как начать карьеру в новой сфере без опыта
— Ювелирный дизайн не самое популярное направление для тех, кто хочет сменить профессию. Расскажи: как родился твой интерес к украшениям?
— Вообще, я долгие годы работала в найме, занималась продвижением брендов. А когда доросла до должности директора по маркетингу в крупной компании, то поняла, что мне надоело раскручивать чужие бизнесы.
Да, я показывала хорошие результаты и много чего умела, но тратила весь свой потенциал на проекты других людей, а не на свой. Это удручало.
Плюс мне всегда хотелось создать что-то своё. Оставить после себя какой-то след на этой земле. Вот так однажды мне и пришла в голову мысль запустить ювелирный бренд. Без всякой предыстории или детской мечты: мне просто нравились украшения, потому что в них одновременно заключались и смысл, и красота.
Украшения — вечны. Они останутся после нас, будут передаваться из поколения в поколение как фамильная ценность. Мне нравится эта миссия.
Как-то так я и решила прикоснуться к этому бессмертному миру драгоценностей и открыть своё дело. Хотя даже не имела профильного образования. Разве что художественную школу за плечами.
— С чего ты начала свой путь в ювелирном дизайне?
— Мне повезло, что в определённый момент я нашла единомышленницу, тоже увлечённую украшениями. Вместе мы решили создать бренд и начали над ним работать: набросали бизнес-план, нашли ювелирного мастера.
Но… довольно скоро наши взгляды на проект разошлись. Знакомая хотела выпускать более коммерческую бижутерию, я же — мечтала создавать украшения на века. Такие, чтобы правнуки наших покупателей доставали кольца или серьги из шкатулок и говорили: «А это вещь моей прабабушки».
— И как вы решили конфликт интересов?
— Расстались, но очень по-доброму. Каждый пошёл своим путём. Я в одиночку приступила к развитию своей идеи. Честно скажу: было очень непросто — всё-таки я вообще ничего не понимала в технологии изготовления ювелирных украшений и работе с драгоценными металлами и камнями.
Периодически мне попадались люди, предлагающие свою помощь, но ни с одним из них ничего не получалось — все быстро пропадали. В итоге я всё делала сама: продумывала концепции, рисовала эскизы, искала мастеров, которые могли бы мои идеи воплотить.
Наконец труд привёл к осязаемому результату — под брендом Lumare вышла моя дебютная коллекция Dolce.
«Надо нарисовать эскиз так, чтобы мастер выполнил его с наименьшим количеством правок»: о задачах ювелирного дизайнера
— В какой момент ты поняла, что всё-таки хочешь пройти обучение по новой специальности? Что к этому подтолкнуло?
— Если честно, создание бренда и выпуск первой коллекции были скорее капризом, чем рациональным шагом. Я вообще не понимала, взлетит мой проект или нет, и поэтому параллельно продолжала работать в найме.
А потом я увидела, что мои украшения нравятся людям, пошли продажи. Тут-то я и поняла, что для дальнейшего развития мне по-хорошему нужно образование в сфере ювелирного дизайна.
— Но ты же выпустила первую коллекцию своими силами и всё вроде как получилось хорошо…
— Не совсем. Когда я подготовила свои первые эскизы и пришла с ними к мастеру, он сказал: «Реализовать это невозможно». Оказалось, что да, я нарисовала красивую картинку, вот только не учла технические требования: мягкость серебра и его минимальную толщину в изделии, способ и место крепления камней…
Чтобы в будущем не допускать таких ошибок, я решила учиться. При этом я понимала, что проходить очное, полноценное обучение по изготовлению ювелирных украшений я не смогу — слишком долго и трудоёмко. Искала альтернативы.
И вот, найдя курс по ювелирному дизайну от Skillbox и прочтя его программу, я обрадовалась: «Это то, что нужно!» За пять месяцев обещали научить грамотной подготовке эскизов, работе с разными материалами и поиску клиентов.
А ещё меня привлекло то, что экспертами выступали практикующие мастера, глубоко погружённые в сферу, хорошо понимающие текущие тренды, рынок и технические возможности в изготовлении украшений.
— А как была устроена практика на курсе? Всё-таки ювелирный дизайн — прикладная специальность, и кажется, что не всё возможно реализовать в онлайн-формате.
— На самом деле так только кажется. В отличие от мастера-ювелира дизайнеру не нужно вручную паять и крепить детали. Наша задача — нарисовать эскиз так, чтобы мастер понял его и смог выполнить с наименьшим количеством правок.
На курсе именно этому мы и учились. Сначала нас познакомили с историей дизайна и развития ювелирного дела. Интересно, что с веками оно меняется гораздо медленнее, чем какое-нибудь машиностроение. Да, появляются новые технологии и инструменты, но камни, например, по-прежнему крепят вручную, как и сотни лет назад.
А на практике мы уже выполняли конкретные задания: разрабатывали дизайн украшений и отрисовывали его. Нас учили графически правильно воспроизводить камни на бумаге, изображать украшения с разных ракурсов. Объясняли, для чего это нужно.
Мастеру недостаточно увидеть лишь эскиз фронтальной части изделия, он должен понимать, как оно выглядит со всех сторон.
Также мы учились учитывать нюансы носки: разбираться, не оттянут ли серёжки мочки ушей, не будут ли камни цепляться за волосы и одежду, продумывать, как защитить камни от скола.
А потом, после создания мудбордов, эскизов и полученных правок, уже готовили макеты украшений. Делали их из пластилина — так мы хотя бы примерно понимали, как изделие будет смотреться в реальной жизни.
— И всё это удалённо?
— Да, причём в рамках удалённого формата я не испытывала никаких трудностей. Просто отправляла отсканированные или сфотографированные эскизы и наработки куратору, а он давал обратную связь.
Кольца с тайниками и сервис украшений: как развивать ювелирный бренд сегодня
— Юлия, удалось ли тебе реализовать в коллекциях своего бренда какие-то задумки, родившиеся на курсе?
— Да, во время обучения я узнала, как проектируются изделия с подвижными элементами. Например, украшения-трансформеры, которые в одно движение можно превратить из повседневных в торжественные — спрятать драгоценный камень за специальным механизмом днём и раскрыть вечером. Или же украшения-конструкторы, где внутри одни камни или элементы можно заменять на другие в зависимости от настроения и случая.
Все эти приёмы я использовала в третьей коллекции своего бренда Lumare: в её рамках выйдут кольца с поворотным механизмом, позволяющим менять камень с прозрачного на цветной — и наоборот. Первое кольцо этой коллекции мы уже создали и запускаем в продажу.
А ещё я задумала сделать кольца с тайниками — эту идею я тоже почерпнула на курсе. Такие кольца были очень популярны в XV–XVI веках: туда клали что-то памятное от дорогого человека или же… яд.
— Круто, что в процессе учёбы ты не только получила новые знания, но и нашла вдохновение! Как ты сейчас продвигаешь свой бренд?
— Пока мы продаём наши изделия только через интернет: офлайн-магазины и площадки, как правило, требуют неподъёмную для небольших ювелирных брендов комиссию. Единственный выход из положения — ощутимо поднять цены на изделия, но пока я к этому не готова.
Радует, что клиенты всегда довольны нашими украшениями: за всё время не было ни одной жалобы на качество или внешний вид изделий.
Более того: сейчас мы развиваем новое направление — сервис украшений. Наши покупатели могут принести нам свои изделия для чистки. Всё-таки серебро — очень чувствительный к внешнему воздействию металл, за ним нужно постоянно ухаживать.
— А соцсети в продвижении задействуете?
— Да, конечно. Я активно веду странички в крупных соцсетях, а ещё стараюсь рассказывать о своём бренде и через публичные выступления. Например, читаю лекции про ювелирный этикет, стиль и легендарные украшения, окутанные тайнами и мифами.
Кроме того, недавно я выпустила подборку по некрупным, но интересным российским ювелирным брендам. Помимо других классных компаний, я включила туда и свою Lumare. Сейчас подборкой активно делятся и кто-то узнаёт о бренде именно оттуда.
— Ты довольна тем, как растёт твоё дело?
— Да. Бренд развивается плавно, но уверенно. К сожалению, пока у меня нет большого капитала, который я могу вложить в бизнес, чтобы ускорить процессы. Плюс я в проекте практически одна. Конечно, есть люди, помогающие с логистикой или съёмками, но всё остальное — на мне.
Но рост всё равно ощутим. Оглядываясь, я вижу важные этапы, через которые уже прошла. В первый год работы бренда я стабильно уходила в минус — из-за того что изначально неправильно рассчитала стоимость производства украшений.
Потом — обнаружила себя уже в следующем кризисе: себестоимость украшений отбивала, но всё ещё продавала изделия слишком дёшево. Пришлось повышать цены. Помню, мне было очень сложно решиться на этот шаг: казалось, что у такого маленького бренда никто не будет покупать по более высокому прайсу.
В итоге оказалось, что я переживала зря: клиентов Lumare совсем не испугали новые цены. Я увидела, что люди готовы платить за уникальность.
— Сейчас ты продолжаешь совмещать развитие бренда с работой в найме?
— Нет. Lumare я запустила в 2020 году, а уже в 2021 году уволилась: сначала ушла в декрет, а потом просто решила не возвращаться и полностью посвятила себя проекту.
Я заметила, что, когда мы не можем решиться на важный шаг, жизнь обязательно посылает нам «помощников», которые и выталкивают нас из зоны комфорта.
Для меня таким «помощником» стало рождение дочки. Новая роль помогла мне понять, что Lumare тоже своего рода мой ребёнок, и я не могу его бросить. Мне важно уделять ему достаточно времени, не распыляя свою энергию и амбиции на чужие проекты.
«Российские украшения очень ценят в мире»: как продвигать ювелирный бренд за рубежом
— В соцсетях Lumare указано: «Россия, Хорватия, мир». Почему в этом списке ты выделила именно Хорватию? Бренд частично базируется там?
— Не совсем. Всё производство по-прежнему находится в России, оттуда же мы и отправляем украшения по всему миру. Но сама я живу в Хорватии и стараюсь рассказывать о Lumare и здесь тоже. Часто приношу украшения на разные мероприятия, показываю их потенциальным клиентам. Организую лекции.
— Как удаётся продвигать бренд в другой стране?
— Секрет прост: я много общаюсь с русскоговорящим сообществом, прихожу на разные встречи и анонсирую на них или в чатах свои лекции. Там я уже, помимо теоретической части, показываю и коллекции своего бренда.
Мне уже начали поступать международные предложения: недавно звали поучаствовать в ювелирной выставке в Милане.
К сожалению, пока у меня нет финансовой и логистической возможности приехать туда, но зато теперь появилась хорошая цель на будущее. Всё-таки Италия — центр ювелирного дизайна, где выставляются все лучшие бренды мира.
— А какое место на мировой арене занимают российские бренды и ювелиры?
— Я заметила, что отечественные ювелирные бренды и украшения очень ценят в мире. Как и драгоценные камни и металлы, из которых они сделаны и которые добыты в России, как и их огранку.
Так что к украшениям своего бренда я тоже вижу интерес за рубежом: у меня часто спрашивают про сайт, цены, просят показать побольше изделий. Но это бывает сложно: всё-таки большинство украшений находятся в России. С другой стороны, наши российские покупатели тоже не могут «потрогать» изделия и покупают всё онлайн, по фото и видео.
Раньше мне казалось, что никто не купит украшение, не померив его. Оказалось, что я ошибалась: если качественно и во всех ракурсах снять фото и видео, клиентам этого будет достаточно.
— О каком будущем для бренда Lumare ты мечтаешь? Какие у него клиенты, коллекции, доходы?
— Мечта — очень хорошее слово, потому что для меня Lumare — не столько коммерческая история, сколько проект, в котором я могу воплотить все свои задумки и желания.
У будущего Lumare моей мечты коллекции будут достойны того, чтобы выставляться рядом с творениям лучших ювелирных брендов современности.