Дизайн
#истории

Как победить в дизайн-конкурсе и найти зарубежных клиентов: история Ульяны Лебедевой

Ульяна перешла в графический дизайн из аудита. Теперь она создаёт айдентики для фондов и зарубежных заказчиков, а её работы — выходят в топ на Behance.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ульяна Лебедева

Россия, Москва



Достижения

Сменила профессию, выиграла конкурс от Skillbox и фонда «МойМио» и теперь работает на зарубежный рынок.


ссылки


Ульяна рассказала:


— Ульяна, по образованию ты внутренний аудитор, занималась анализом рисков и оптимизацией бизнес-процессов компаний. Что сподвигло тебя сменить профессию и перейти в дизайн?

— Декрет. Подумала, что это идеальное время для воплощения в реальность давних мечт. Ведь, если честно, аудитором я стала не совсем по своему желанию. Меня всегда тянуло к творчеству: с детства я любила рисовать и ещё в школе участвовала в конкурсах и олимпиадах. Одно время мы с мамой даже обсуждали моё возможное поступление в профильный вуз, Строгановское училище, и я собирала для него портфолио.

Но в девятом классе родители неожиданно передумали и настояли на получении «нормальной» профессии. Меня убедили, что умение рисовать неприменимо в жизни. Пришлось поступать в Финансовый университет.

— Как тебе далось это решение?

— Отказываться от мечты было тяжело. Но поступать в училище без поддержки родителей — ещё труднее. Как минимум для успешной сдачи вступительных экзаменов было необходимо заниматься с репетиторами. Оплачивать их самостоятельно я не могла, а родители соглашались нанять только тех, кто поможет с поступлением в Финансовый университет. Вот я и не стала с ними спорить.

Образование и опыт работы аудитором нередко выручают меня в графическом дизайне: я более глубоко понимаю, как работают компании, умею структурировать информацию и красиво подавать её владельцу бизнеса. Так что всё было не напрасно.

При этом ни на день не прекращалась тяга к творчеству. В вузе мы готовили много проектов, исследований, и к каждому из них требовались презентации. Они получались у меня так хорошо, что одногруппники удивлённо спрашивали, откуда я беру идеи и стиль, где подсматриваю инфографику. А я всё выдумывала сама! В попытках привнести хоть чуть-чуть креатива в свою жизнь.

«На курсе ты находишь себя и как художник, и как специалист»: об обучении и проблемах новичка

— Почему для обучения на графического дизайнера ты выбрала именно Skillbox?

— Мне понравилось, что курс ориентирован на практику: мы изучаем, из каких этапов состоит работа дизайнера, как делать брендинг, логотипы, где брать заказы, как общаться с клиентом. Преподаватели дают знания, необходимые специалисту в реальной работе. При этом про свободу творчества тоже не забывают: нам рассказывают об интересных приёмах, стилях, мы много экспериментируем и в ходе обучения находим себя как художники. В других же школах, к сожалению, обычно делают уклон либо на одно, либо на другое.

— Какая тема на курсе тебя особенно заинтересовала?

— Больше всего мне понравились лекции и практические задания, направленные на разработку фирменного стиля (логотипов, шрифтов, брендбука). Например, мы делали айдентику для пекарни. Это было одновременно и увлекательно, и очень трудно. Пожалуй, самое сложное задание на курсе.

— Почему же?

— Как новичку, мне было непросто выбрать, в каком именно стиле я хочу работать. В голове возникало сразу столько вариантов, и все казались интересными! Помню, вначале я даже слегка растерялась 🙂

Но это полбеды. Определившись со стилем, я должна была решить, какие приёмы использовать. Конечно, хотелось блеснуть сразу всеми умениями, продемонстрировать спектр возможностей. И всё же умом понимала: нельзя, а то получится каша.

— Как решила эту проблему?

— Ограничивала себя во времени. Без конкретного дедлайна можно бесконечно перебирать опции и находить минусы и плюсы в каждой. Я давала себе два дня на размышление и пробу разных техник. В конце срока — обязательно определялась.

— А общалась с другими студентами, обсуждала варианты?

— Да, в чате курса мы часто обменивались результатами своих проектов, иногда даже показывали черновики, процесс создания. Кстати, интересно, что многие, закончив обучение, переделывают старые работы и делятся в чате наглядным прогрессом.

— Знаю, что некоторых дизайнеров просмотр более профессиональных работ демотивирует. У тебя такого не было?

— Почему же, бывало. До сих пор, когда вижу проекты более опытных дизайнеров, ловлю себя на мысли: «Мне так никогда не сделать». Но потом начинаю анализировать работу и учиться. Что именно меня привлекло? Какие приёмы использовал дизайнер: как расставил текст, расположил иллюстрации? Почему именно так? Такой процесс обучает. Проанализировав крутые техники, ты можешь забрать их себе, адаптировать и создать свой классный кейс.

Подарить вдохновение, а не вызвать жалость: о работе для фонда «МойМио»

— Ты победила в дизайн-спринте от Skillbox и благотворительного фонда «МойМио» — разработала для них айдентику. Расскажи: как это было?

— На самом деле это не первый конкурс образовательной платформы, в котором я участвую. В моём дебютном дизайн-спринте я пыталась разработать упаковку и айдентику коробки для пиццы. Уже предвкушала: «‎Ох, сейчас как покажу всем, что умею, и как выиграю!»

Вот только вновь столкнулась со старой проблемой: идей было слишком много, и я не могла определиться, что именно хочу изобразить. Думаю, это свойство всех новичков. В итоге напихала разных шрифтов и иллюстраций и перегрузила дизайн. Мне и самой не очень понравился результат, но я всё же его отправила. И не победила.

Прошёл год. За это время я набралась опыта, поработала с реальными клиентами, попрактиковалась. И решила попробовать свои силы вновь: мне стало любопытно, как я справлюсь с заданием во второй раз.

— И, как мы знаем, справилась отлично! Расскажи, где искала референсы, на что опиралась при выборе стиля?

— «МойМио» сформулировали цель: разработать яркий, но при этом светлый дизайн, который не вызывает грусть и жалость, а, наоборот, дарит светлые чувства и веру в лучшее. Вдохновляет на помощь. При этом было необходимо сохранить их фирменный бирюзовый цвет.

Для поиска референсов использовала Behance. Сначала ориентировалась на другие благотворительные организации и фонды, но в итоге вдохновилась абсолютно не близкими по тематике проектами — фестивалями, выставками, брендами одежды и даже ресторанами. Они больше подходили по настроению.

— Насколько психологически сложно работать над темой детской болезни?

— У меня маленькая дочка, потому читать истории ребят из фонда было особенно трудно. Я невольно примеряла их на себя и сильно сопереживала. Прониклась к ним безумно: настолько, что мне захотелось полностью отдать себя этому проекту, чтобы своим трудом помочь мальчишкам. Что я и сделала.

— А в следующем году планируешь вновь участвовать в дизайн-спринте?

— Нет. Пускай новые студенты пробуют свои силы, не хочу становиться им конкурентом. Всё-таки по себе знаю: соревноваться с теми, у кого больше опыта, — сложно. Особенно в моральном плане: так можно и вовсе отбить желание участвовать. Но за результатами следить буду.

«Выкладывайте в интернет абсолютно все работы. Это лучшая самореклама»‎: о проектах

— Давай поговорим о работе. Как ты нашла первого клиента?

— О, это удивительная история! Так вышло, что он сам меня нашёл. Я просто выложила на Behance всего одну работу: как раз ту самую многострадальную айдентику для пекарни. Выложила и всё: даже аватарку не поставила.

И вдруг в один день мне написал бизнесмен из Южной Кореи. Он управлял своим магазином очков, существующим с семидесятых годов, и кофейней. Мы познакомились, и он поделился, что за пятьдесят лет у магазина так и не появилось фирменного стиля. Предложил мне его разработать.

Ульяна с дочкой
Фото: личный архив Ульяны Лебедевой

 — Звучит как мечта любого новичка…

— Да, и вправду странная история! Причём я долго не читала его сообщение на Behance, и тогда он нашёл меня в соцсетях. На вопрос, почему же среди стольких дизайнеров он выбрал именно меня, ответил, что просмотрел много проектов, но ни один не зацепил, как мой.

Вывод из моей истории: всегда выкладывайте все свои проекты на всевозможные российские и иностранные площадки — это самая простая самореклама.

— Процесс работы с клиентом их Южной Кореи оказался таким же лёгким, как и знакомство?

— Не совсем 🙂 Я наивно ожидала, что все заказчики будут подробно заполнять бриф и почти с первого раза принимать результат. Реальность оказалась суровее. Сначала мешал языковой барьер: мы с корейцем общались на английском, и мне приходилось дополнительно гуглить и учить профессиональные дизайн-термины на иностранном языке.

Кроме того, в тот момент я ещё не умела правильно планировать работу и выстраивать коммуникацию и потому полностью переделывала проект раз пять. Под конец много нервничала и даже сомневалась в своих навыках.

И всё-таки прийти к компромиссу удалось: проект я доделала. Более того, с южнокорейским заказчиком мы до сих пор сотрудничаем. Упаковку, плакаты и рекламу для его бренда — всё это делаю я. Сейчас его ТЗ почти всегда ограничивается одним предложением: «Ульяна, ты уже знаешь, какой стиль мне нужен».

— Другие клиенты тоже нашли тебя сами?

— Не все. Одного заказчика мне передала подруга, тоже графический дизайнер. Ему был необходим фирменный стиль для бутика в Дубае. Мы успешно завершили проект, а затем от него по сарафанному радио ко мне пришли ещё несколько клиентов.

Но всё же повторю: на мой взгляд, Behance — самая крутая площадка для поиска заказчиков. Например, однажды у меня случился застой: сделанных проектов было много, но новые клиенты не приходили. Тогда я решила придумать кейс под несуществующий бренд косметики для кожи и тела: сделала мокапы, собрала картинки, выложила на площадку и уехала в отпуск.

Но даже на отдыхе я не могла отогнать депрессивные мысли: расстраивалась отсутствию новых клиентов и даже начала сомневаться, правильно ли выбрала профессию. Каким же было моё удивление, когда буквально на следующий день мой телефон чуть не разорвался от уведомлений!

Оказалось, Behance дал моему проекту ленточку, и это вывело его в топ сайта. Пользователи стали лайкать и спрашивать про цены, условия работы. Благодаря этой истории сейчас я работаю с канадским брендом косметики.

Дизайн бренда косметики, придуманный Ульяной
Изображение: личный архив Ульяны Лебедевой

О правиле двух концепций, брифе и правах на дизайн

— Комфортный для тебя процесс работы с клиентом — какой он?

— Сначала обязательно узнаю сферу деятельности бренда. Есть направления, с которыми я никогда не стану работать: микрокредитные организации, ломбарды и им подобные.

После знакомства с заказчиком разрабатываю две концепции. Если клиенту ни одна из них не подходит, предпочитаю не продолжать работу. Ведь это значит, что у нас не совпали взгляды на дизайн, а это чревато бесконечными правками и постоянным недовольством заказчика. Если всё в порядке и одну из концепций приняли — направляю бриф для заполнения.

— Из чего состоит твой бриф? Какую информацию должен предоставить клиент?

— Бриф включает в себя 5–7 разделов. Точное количество зависит от того, что хочет заказчик: брендинг или дизайн упаковки. Обычно я прошу дать описание бренда и его миссии, рассказать о ценностях. Обязательно уточняю целевую аудиторию, ценовой сегмент, а также информацию о конкурентах. Взгляд клиента в этом вопросе не лишний, хоть в процессе работы я в любом случае сама также провожу конкурентный анализ.

Плюсом ко всему, прошу заказчика описать ценность его услуги или продукта: объяснить, почему, на его взгляд, потребители выберут именно этот и никакой другой товар. Всё это помогает мне придумать метафору, от которой я буду отталкиваться при создании дизайна.

— Ты запрашиваешь дополнительные материалы, референсы?

— Обычно понравившийся стиль и дизайн клиент показывает в формате скриншотов или доски на Pinterest. Если у клиента есть маркетинговые исследования, прошу предоставить и их. И конечно, обязательно узнаю, какие цвета нравятся, а какие, наоборот, отталкивают.

— А договор составляешь?

— Нет, так как почти 90% моих клиентов из других стран и непонятно, в какой юрисдикции будет вестись судебный процесс в случае нарушения его пунктов. Безопасность себе обеспечиваю другим способом — всегда беру 100% предоплату 🙂 Отзывы обо мне и моей исполнительности клиенты всегда могут получить от моих постоянных заказчиков.

— А как решается вопрос с правами на дизайн? Кому они принадлежат?

— Права переходят заказчику. Ведь в дальнейшем именно он будет работать с логотипом, регистрировать его, печатать и прочее. Для публикации кейса в своём портфолио на Behance, Pinterest и в «Инстаграме»* я всегда дополнительно спрашиваю разрешения.

Блиц

— Кто круче: дизайнер, имеющий свой фирменный стиль, или тот, кто подстраивается под клиента?

— Скорее второй. Тот, кто умеет чувствовать клиента и делать то, что ему нужно. В этом и заключается профессионализм хорошего специалиста. А узнаваемый стиль скорее пригодится иллюстраторам.

— Какие они, твои дизайнерские «нет»? То, что ты не приемлешь в проекте.

— Проект с южнокорейским клиентом показал мне, что на всё можно ответить «да» 🙂 Например, однажды я применила аж четыре шрифта сразу! А ведь много раз слышала, что это воспрещено. Так что всё зависит от ситуации. Иногда уместно и смешивать стили, и даже использовать шрифты, вышедшие из моды.

— Чем тебя вдохновляет профессия графического дизайнера?

— С помощью дизайна я могу создавать красивое. Видеть его, чувствовать. Например, иногда, посещая провинциальные города России, я могу посмотреть на устаревшую, выцветшую вывеску и тут же придумать, как её можно было бы исправить, переделать.

— Какие у тебя планы на будущее?

— Из ближайших: дополнить мой профиль на Behance, оформить и выложить накопившиеся проекты. Если же говорить о долгосрочных планах — хочу открыть свою студию дизайна, создать команду. Когда над проектом работает сразу несколько человек, он выходит профессиональнее и креативнее.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована