«Я живу без маниакальной идеи, что должна всем на планете сделать дизайн»
Светлана преподавала танцы и открыла курсы по шитью, постоянно добиваясь результатов. Пандемия привела её в веб-дизайн, и она быстро развивается.
Фото: из личного архива Светланы Вайцеховской
Светлана Вайцеховская
Россия, Томск
Пройденные курсы
Достижения
Нашла первого клиента, только начав курс. Сейчас создаёт на фрилансе логотипы и сайты на заказ, добавляет в свою работу анимационный дизайн. Наняла таргетолога, который помогает ей вести аккаунт в Instagram*.
Светлана рассказала:
- как она нашла своего первого клиента в веб-дизайне;
- откуда сейчас у неё столько заказов;
- какие сложности возникают при создании дизайна сайтов;
- как правильно общаться с клиентами;
- что она делает, чтобы не выгореть.
— В одной из инстаграм-сторис* тебе задали вопрос: «Кем ты мечтала стать в детстве?» Ты ответила, что у тебя было три увлечения: преподавание, танцы и создание одежды для кукол. Все эти свои хобби удалось претворить в жизнь?
— У меня реализовалось практически всё. Я преподавала хореографию детям. Мечта одевать кукол сподвигла меня к шитью — я делала одежду под заказ. Страсть к преподаванию переросла в школу шитья. Но потом я забеременела, пришлось срочно закрывать школу. После этого я ушла в онлайн, преподавала шитьё там.
— Тебя привели в дизайн твои увлечения?
— Да. Мне нужен был сайт для продажи моих курсов по шитью и наборов выкроек — я сделала его в сервисе Vigbo. Я тогда прилипла к компьютеру надолго — мне всё время казалось, что можно сделать лучше: тут ещё поправлю, там. Это был первый звоночек о том, что мне стоит присмотреться к профессии веб-дизайнера. Потом я подумала, чем бы могла заниматься, чтобы прям «сел, и тебя за уши не оттянешь». И пришла к выводу, что это именно веб-дизайн.
— Многие начинают изучать веб-дизайн с роликов на YouTube. А как ты выбирала, где учиться?
— Я искала достойный курс для начинающих, и, кажется, он искал меня тоже: в течение недели таргетированная реклама напоминала мне об акции в Skillbox. Так что этот маркетинг хорошо сработал :)
Где новичку найти первые заказы
— Найти первого клиента было сложно?
— Нет. В апреле 2020 года я начала учиться в Skillbox, а в конце месяца уже взяла первый коммерческий заказ: у меня ещё не было в тот момент ни портфолио, ни опыта. Но я уже умела работать в Vigbo и училась делать дизайн в Tilda. Об этом я рассказала своим подписчикам в Instagram*: поделилась, что учусь и готова сделать сайт за символическую плату — исключительно ради портфолио и практики. Откликнулись две девушки, которые и стали первыми клиентками. Заплатили мне что-то в районе 100 долларов, но тут важнее было чувство, что я работаю веб-дизайнером и беру за это деньги.
— У тебя не было страха провалиться?
— Вовсе нет, было интересно! Спустя месяц после работы над собственным сайтом я хотела погрузиться в платный проект для кого-то, а не для себя. Не было и чувства, что я беру деньги за то, в чём не разбираюсь.
— Сейчас ты тоже на фрилансе или, может быть, уже на офисной работе?
— Я всё так же на фрилансе, создаю логотипы и сайты. Начинаю изучать и постепенно добавляю в свои работы анимационный дизайн.
— Сейчас клиентов тоже ищешь в Instagram*?
— Да, только там. Раньше у меня был швейный блог с примерно двадцатью тысячами подписчиков. Раньше я вела его на любительском уровне, и клиенты ко мне приходили благодаря красивым картинкам, которые я постила, и за счёт пользы, которую им приносил мой контент. Когда я стала писать про дизайн, примерно пять тысяч из двадцати отписались.
Я даже наняла таргетолога, которая помогает мне найти новую аудиторию с интересом к веб-дизайну. Она продвигает меня, а я создаю контент — рассказываю об этапах работы, показываю, как делаю дизайн, итоговые проекты. Мы работаем глубоко, конкретно на целевую аудиторию. Люди видят это и заказывают у меня сайты. Ну, и ещё я делюсь какими-то личными вещами и интересными фактами из области веб-дизайна.
Как Светлана работает над дизайном сайтов
— Как обычно выглядит процесс создания сайта для клиента?
— Ко мне обращается заказчик, рассказывает, что ему нужно, и спрашивает про стоимость и сроки. Я высылаю анкету-бриф, чтобы выяснить приблизительную цену, и, если он с ней согласен, мы созваниваемся и обсуждаем стилистику сайта.
Потом я прошу заказчика описать проект так, будто он рассказывает о нём незнакомому человеку. Это помогает понять, какие эмоции он сам испытывает к бренду и какие хочет вызвать у аудитории. Разобравшись с этим, я отрисовываю в Figma главную страницу сайта, мы утверждаем цвета, расстановку. Если всё хорошо, то я берусь за остальное.
— Бывает, что работа идёт не совсем по плану?
— Например, когда заказчик говорит: «Давайте добавим что-нибудь ещё». Если я делаю логотип, то сразу предлагаю ему четыре варианта — и, естественно, показываю все детали, которые должны там быть. Пожелание «что-нибудь», мягко говоря, размыто. Получается, что такой заказчик сам не знает, что хочет, но я должна это знать.
Или если заказчик говорит: «Сделайте логотип таким, чтобы он отражал меня». А как я должна это сделать, если его впервые вижу? К тому же он о себе практически ничего не рассказал. Даже в работе со знакомым не всегда такое возможно, а для постороннего человека — на грани фантастики.
— Приведи лайфхак: как правильно общаться с клиентом?
— Надо стремиться быть с ним на равных: доказывать это в общении и в совместной работе. Если этого не делать, то на тебя будут смотреть как на исполнителя, у которого нет своего мнения: ты просто делаешь то, что тебе сказали. То есть важно донести клиенту, что ты выполняешь важную задачу для его бизнеса, поэтому к тебе надо прислушиваться, стоит ценить тебя как часть команды.
— Веб-дизайн для тебя — творческая профессия или нет?
— Это скорее про умение балансировать между творчеством, практичностью и заботой о клиентах своих клиентов :)
«Это просто я — то самое чудо-юдо»
— До курсов у тебя был бизнес: ты шила на заказ, потом открыла школу по шитью, стала продавать выкройки с инструкциями — в итоге ты бросила эти проекты и переключилась на дизайн. Почему?
— Абсолютно банальная причина — я выгорела. Мне надоело шить на заказ, делать примерки у себя дома. Правда, со школой шитья складывалось неплохо, но из-за беременности пришлось закрыть офлайн-курс, а в онлайне он просуществовал совсем немного: когда ты с маленьким ребёнком, трудно записывать видеоуроки. Оставался вариант с выкройками, но там я столкнулась с проблемами в коммуникациях с учениками, скажем так. Некоторые из них не могли разобраться в инструкциях и писали мне ежедневно в духе: «А что тут нужно сделать? А куда нажать?» И меня это, честно говоря, раздражало.
Ещё я не могла разделить рабочее и личное время. Думала: «Как же я отойду, клиенты меня ждут!» Сейчас могу смело выключить телефон, и если я не могу отвечать, то не отвечаю. Но тогда этого не понимала, так что дело было скорее во мне.
— Что ты сейчас делаешь, чтобы и с веб-дизайном не случилось выгорания?
— У выгорания две причины. Либо человек на энтузиазме хочет узнать всё и сразу, стать опытным за неделю, что практически невозможно. Либо у человека финансовые проблемы и ему приходится много трудиться, чтобы больше зарабатывать и покрывать все вынужденные расходы. По идее, обе эти дорожки ведут к адскому стрессу, вплоть до ненависти к своей работе.
Лично я стараюсь не совершать прошлых ошибок и не работать в супертемпе, не бросаться в омут с головой. А наоборот — спокойно жить без маниакальной идеи, что я должна всем на планете сделать дизайн. Это, кстати, даёт возможность иногда отказывать клиентам, если я чувствую, что мы совсем друг друга не понимаем и у нас точно разойдутся мнения о проекте.
— Какие у тебя дальнейшие планы?
— У меня сейчас два направления деятельности. Помимо дизайна, я изготавливаю натуральные соевые свечи. И если говорить про первоочередные планы, то мне нужно найти баланс между работой, учёбой и отдыхом. Отдых для меня — это то, что не всегда легко даётся. Особенно когда сын пошёл в садик, времени стало больше и я решила, что теперь всё буду успевать.
— А что тебя вдохновляет на все эти дела?
— Скорее не кто, а что. Меня вдохновляют люди, и неважно — дизайнеры ли они. Например, мне нравится наблюдать за этими инстаграм-персонами*:
— Как думаешь, существует ли такой вымышленный чудо-гибрид профессий, в котором объединились бы все твои интересы?
— Наверное, это просто я — то самое чудо-юдо, они во мне слились!