Как устроиться в дизайн-студию, имея всего один проект в портфолио: история Светланы
Светлана влюбилась в дизайн интерьеров с первого взгляда и нашла работу по новому профилю всего через полгода после начала обучения.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Светлана Лебедева
Россия, Нижний Новгород
Пройденные курсы
Достижения
Нашла работу в дизайн-студии через полгода после начала обучения, имея при этом всего один учебный проект в портфолио. Сейчас работает с коммерческими помещениями.
✅ Помощь
Светлана рассказала:
- зачем после учёбы на дизайн-направлении в вузе приобрела онлайн-курс;
- освоение какой темы давалось тяжелее всего, а какой, наоборот, легче;
- как ей удалось найти первую работу в дизайне интерьеров, имея всего один проект в портфолио;
- где она ищет вдохновение.
«Мама видела меня экономистом»: о пути к дизайну интерьеров
— Светлана, расскажи, что привело тебя в дизайн интерьеров.
— На самом деле у меня даже первое высшее связано с дизайном — я училась на факультете технологии и дизайна. Да и вообще — с детства видела себя исключительно в творческой профессии: обожала рисовать и всегда знала, что для меня это занятие больше, чем просто хобби.
— И в художественную школу, наверное, ходила?
— Нет, к сожалению, не ходила. Так вышло, что мои родители не одобряли моего увлечения творчеством: мама видела меня экономистом, потому что у нас в семье все либо учителя, либо экономисты. А я пошла против системы.
— Как тебе удалось отстоять свои желания и поступить в творческий вуз, несмотря на мнения близких?
— А я просто тайком подала документы в понравившийся вуз, и всё 🙂 Мама узнала о случившемся позже, когда я уже поступила. Удивилась, конечно, и даже обиделась на меня, но потом смирилась и приняла мой выбор. Тем более что училась я хорошо.
— Правильно понимаю, что упор в твоём вузовском образовании делали не на дизайн интерьеров?
— Да. Мы изучали все сферы дизайна понемногу, но большее внимание уделяли всё же дизайну одежды. После школы я ещё не понимала точно, какое именно направление мне ближе, поэтому сделала ставку на фешен… и прогадала.
В процессе обучения я поняла, что мне вообще не близок дизайн одежды: то же шитьё давалось мне с огромным трудом. Так что после выпуска я сразу отмела возможность работать в этой сфере.
— И как же ты пришла в своём поиске к дизайну интерьеров?
— Случайно: на выпускном курсе у нас ввели предмет «Дизайн интерьера», и я сразу в него влюбилась! Мне безумно понравилось проектирование, работа с чертежами — вот и решила углубиться в дисциплину.
Полученных в универе знаний не хватало для входа в профессию, поэтому я стала думать, где научиться основательнее.
Сначала рассматривала вариант второго высшего (конечно, очного). Даже подала документы на дизайн интерьеров в один крупный нижегородский вуз, но не прошла. Сейчас думаю, что к счастью, ведь это сберегло мне столько ценных лет.
— И ты решила учиться в онлайне.
— Да, одна знакомая посоветовала присмотреться к онлайн-курсам. Мол, это и быстрее, и удобнее — можно совмещать с работой. Остановилась на Skillbox и после изучения всех программ купила курс с двумя профессиями внутри: по дизайну интерьеров и по ландшафтному дизайну одновременно.
Подкупила перспектива всего за три года освоить сразу два направления.
— Как связаны эти два направления?
— Да, сперва действительно кажется, что никак: всё-таки дизайн интерьера — о внутреннем проектировании пространства, а ландшафтный дизайн — о загородном участке, его озеленении, посадке растений. Но эти две профессии объединяют технические чертежи — именно от их грамотного составления зависит вся дальнейшая работа.
«Archicad доводил меня до слёз»: о трудностях, радостях и итоговом проекте
— Как продвигается твоё обучение?
— За полтора года я завершила основной блок по дизайну интерьеров и сдала итоговый проект. А также окончила обучение по программе Archicad (необходима для проектирования). Сейчас нахожусь где-то на середине программы по ландшафтному дизайну и по Photoshop. И это всё — параллельно работе по профилю!
— Какая тема показалась тебе самой сложной на курсе?
— Мне труднее всего давалась программа Archicad — прямо до слёз меня доводила, ничего не получалось. Но я не сдавалась, потому что хотела как можно скорее её освоить и понимала: без владения Archicad работу по специальности не найти.
В этот непростой период помогла поддержка кураторов: они отвечали на мои вопросы даже ночью — подробно расписывали ответы, разбирали домашки. И всё получилось.
— Я знаю, что Archicad — боль многих дизайнеров. Как думаешь, почему так?
— Archiсad — очень объёмная программа с огромным количеством инструментов и настроек. Вот во всех них новички и теряются. Помню, я иногда по полчаса искала одну кнопку 🙂 Конечно, после такого нервы сдают.
Но, как и во всём, хорошее ориентирование в программе — это вопрос опыта. Чем больше практикуешься, тем быстрее начинает получаться.
— О сложностях поговорили. А что, наоборот, нравилось?
— Составление коллажей! Подбор референсов для проекта: стиль, материалы, отделка, орнамент, мебель и даже декор — всё это мне очень полюбилось.
Коллажи помогают понять, попадаем мы в желания клиента или нужно что-то менять.
Всё-таки не каждый заказчик может уже на старте взять и точно описать, какого дизайна ждёт в итоге. Тут-то на помощь и приходит коллажирование: я показываю диван, а клиент говорит, нравится он ему или нет. И мы двигаемся дальше.
— Бывает, что у заказчика своё чувство прекрасного и оно никак не подходит под помещение и общие правила. Что делать в таком случае?
— Нужно всегда отталкиваться от запроса клиента. Всегда. Его желание — это самое важное. Заказчику жить в этом дизайне, тот будет его радовать. Дизайнеры должны сделать всё, что в их силах, чтобы решение и клиента удовлетворило, и в интерьер вписалось.
Мне нравится максимально вовлекать клиента в процесс: советоваться по поводу дизайн-проекта, вместе подбирать материалы, обсуждать идеи. Так человек чувствует, что с его желаниями считаются и что в его квартиру будет вложен и его труд тоже.
Когда клиент вовлечён в процесс, работа движется быстрее.
— Ты упомянула, что уже защитила итоговый проект по дизайну интерьеров. Поделишься, чему он был посвящён?
— Я разрабатывала дизайн-проект в стиле новой классики — это направление, которое гармонично сочетает в себе несколько стилей: классику (рококо, барокко, использование любого антиквариата) и новые стили (минимализм, модерн, лофт).
Этот стиль ещё часто называют современной классикой или неоклассикой.
«Я уверенно сказала, что всему научусь»: как найти работу, имея единственный проект в портфолио
— Я знаю, что первое время ты совмещала учёбу на курсе с работой администратором в автосалоне. Что помогало всё успевать?
— Дисциплина. Я два дня работала, два — училась. И так по кругу. Вперёд меня двигала сильная мотивация: я точно знала, что хочу стать дизайнером, несмотря ни на что. А не работать администратором всю оставшуюся жизнь.
— И очень скоро ты свою мечту осуществила…
— Да, в один момент я решилась: стала пробовать откликаться на вакансии. Хотя было страшно. Я понимала, что никто не любит кандидатов без опыта, а у меня в портфолио лежала только одна недоделанная работа с курса.
Но я всё равно выставила своё резюме на HeadHunter и начала смотреть объявления. Уже скоро откликнулась на понравившуюся вакансию местной дизайн-студии «Пол& Стены» и… получила приглашение на собеседование.
Как сейчас помню: я пришла на встречу со своим ноутбуком, показала руководительницам единственную работу и уверенно сказала: «У меня есть база, а всему остальному я быстро научусь». И они согласились! Так я и устроилась на свою первую работу по профилю.
— Ты очень решительная: взяла ситуацию в свои руки и сделала так, как хотела. Для этого нужно много храбрости! Кто тебя поддерживал на пути?
— Моя главная поддержка — это мой муж. А вообще, моя жизненная философия такова: всегда нужно пробовать. Несмотря на страх и сомнения, идти и делать, а там уже смотреть, что получается.
За попытки ведь не наказывают: получилось — хорошо, не получилось — значит, нужно искать дальше.
— За что ты отвечала в дизайн-студии «Пол& Стены»?
— Первое время мне давали самые простые задачи. Например, расставить мебель на плане квартиры. Хотели посмотреть, что я вообще умею. Получалось у меня средне, но я не отчаивалась, ведь мне сильно помогали коллеги: подсказывали, как избежать ошибок, как сделать грамотнее.
А ещё я отвечала за создание коллажей: предварительно составляла для клиента картинку из референсов, передающих образы и общую концепцию будущего интерьера.
— А потом, когда стала расти, твою зону ответственности расширили?
— Да, со временем мне стали доверять проработку целых проектов: от работы с техническим заданием и составления чертежей до оформления рабочей документации.
Стройку я не контролировала. Обычно с клиентом финально общались руководительницы: они и передавали мне потом презенты от заказчиков — конфеты, шоколадки.
— Какие клиенты обычно обращаются в небольшие студии вроде той, где работала ты?
— Нашими заказчиками чаще всего выступали семейные пары — они почти всегда не могли договориться между собой о том, чего хотят, и поэтому обращались к нам как к третьему лицу.
Причём почти все просили личного общения: встретиться в студии, попить чай и в такой обстановке обсудить проект. Оно и понятно: людям важно установить человеческий контакт с теми, кто будет создавать дизайн их жилища.
— В дизайн-студии «Пол& Стены» ты отработала год. Какие планы дальше?
— Решила, что нужно расти, и уже нашла себе новую работу. Центр карьеры Skillbox помог мне грамотно оформить резюме и ёмко скомпоновать весь полученный опыт.
А ещё карьерные специалисты вовремя меня ободрили. Как получилось: я подобрала себе понравившуюся вакансию, прошла собеседование, но в конце услышала классическое «Мы вам перезвоним». Восприняла это как отказ и очень расстроилась.
В Центре карьеры мне пояснили: «Мы вам перезвоним» — это не всегда отказ. Представители компании действительно могут думать.
И правда: уже на следующий день мне перезвонили и пригласили на работу. Теперь я дизайнер-проектировщик в компании «Офис Галерея», профессионально занимающейся мебелью.
«Пока ищу свой стиль»: о качествах дизайнера и планах на будущее
— Какими главными качествами, на твой взгляд, должен обладать дизайнер интерьера?
— Мне кажется, специалист в этой сфере обязательно должен быть пунктуальным и внимательным. Всегда честно и развёрнуто отвечать на вопросы клиента: людям важно получать профессиональный комментарий и точно понимать, какое решение к какому результату приведёт.
А по моему внутреннему убеждению, дизайнер также всегда должен прийти на помощь коллеге — взаимоподдержка и небезразличие в этой сфере очень важны. Обязательно найдётся тема, в которой ты разбираешься чуть лучше другого, и наоборот.
— Ты работаешь дизайнером чуть больше года. У тебя уже сформировался собственный стиль?
— Пока нет, я ещё в поиске. Эстетически мне ближе всего минимализм с его мягкими пастельными оттенками, светлыми тонами, минимумом мебели.
Мне вообще кажется, что этот стиль по вкусу большинству сегодняшних дизайнеров. Причина простая: мы выросли в девяностые и нулевые, когда наши родители любое свободное пространство заставляли мебелью. Даже на пустые стены ковры вешали 🙂
Читайте также:
А тут наконец простор, стремление к свободе.
— А как ты в целом вдохновляешься? Откуда берёшь вдохновение?
— Я люблю путешествовать и узнавать, как живут люди в разных городах, чем они увлекаются. В отпуске всегда стараюсь уехать в новое место, чтобы получить ни на что не похожие эмоции.
Ещё обожаю ходить в картинные галереи — там всегда удаётся «подсмотреть» что-то интересное, вдохновиться. Ну и, конечно, для поиска новых идей использую интернет-площадки, например Pinterest.
— А общение с единомышленниками тебя заряжает?
— Да, я очень люблю встречаться и общаться вживую. Не так давно, например, мы с коллегами были на презентации новых коллекций бренда — лидера на рынке керамической плитки Kerama Marazzi.
Это такая своего рода закрытая вечеринка, где мы обсуждали дизайн, новые поставки плитки. Было приятно находиться в комьюнити понимающих тебя людей — это тоже помогает двигаться вперёд.
— Какие планы на работу в новой компании?
— Если в прежней студии я создавала проекты для жилых помещений, то теперь — для коммерческих: офисов, библиотек, школ, больниц, банков. Это гораздо сложнее, поскольку ТЗ здесь строже, а метраж больше.
Зато сейчас я отчётливо ощущаю свой рост: когда задачи глобальные, начинаешь работать быстрее.
— Светлана, напоследок: о чём ты мечтаешь?
— Я мечтаю перейти на удалёнку, а в будущем, скорее всего, и на фриланс. Мне важна свобода. Надеюсь, однажды у меня получится набрать базу клиентов, поставщиков и выбирать свою рабочую нагрузку. И путешествовать… я обожаю путешествовать.