Дизайн
#истории

«Придумайте себе задачу и сделайте по ней проект — вот вам и готовый кейс»: история Ольги

В сфере архитектуры Ольге не хватало творчества. И тогда она нашла его в иллюстрации, где теперь реализует все свои самые креативные задумки.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ольга Савушкина

Россия, Москва



Достижения

Ушла с нетворческой работы и осуществила детскую мечту — стать художником. Вышла на крупного заказчика и начала зарабатывать на иллюстрации.



ссылки


Ольга рассказала:


Архитектор, фотограф, менеджер: как попробовать всё и найти себя

— Ольга, сейчас ты работаешь иллюстратором на фрилансе, а как складывалась твоя жизнь до этого? Ты всегда тяготела к творчеству?

— Да, я с детства хотела рисовать, но родители были против чисто художественного образования, говорили: «Ну и что ты будешь с ним делать?» Поэтому я поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества на специальность «архитектор-реставратор».

Правда, ещё будучи студенткой поняла, что архитектура — совсем не моё. Думала перейти на какое-то другое, более творческое направление, но не складывалось: то сессию завалю, то ещё что-то случится… В итоге на четвёртом курсе устроилась работать по профессии, архитектором, но продержалась лишь два года.

— Не смогла без творческой составляющей в работе?

— Да. В строительной сфере всё очень плохо с финансированием: нужно постоянно выбивать гранты и работать с документами — это сложная и техническая история, не имеющая ничего общего с креативом. А мне хотелось творить, рисовать.

Фото: личный архив Ольги Савушкиной

В конце концов я оставила архитектуру и стала примерять на себя другие профессии: фотографа, менеджера по продажам в школе рисования. А ещё купила курс по векторной иллюстрации, но быстро поняла, что вектор — не моё. Тогда задумалась о переходе в растровую графику, но для работы с ней сперва нужно было приобрести айпад.

Примерно в это же время я случайно наткнулась на курс по коммерческой иллюстрации в Skillbox — моё внимание привлекло то, что бонусом к основной программе шёл модуль по рисованию на планшете. Как раз то, что я искала.

А ещё загорелась мыслью вспомнить Illustrator, освоить Photoshop, познакомиться с анимацией.

Решившись, приобрела курс и начала проходить его параллельно основной работе (тогда я трудилась в кофейне, где делала пиццу). Шла по программе: сперва заполнила все пробелы в векторной иллюстрации, а уже потом, накопив на айпад, полностью перешла в растр.

— В чём для себя ты видишь преимущество растровой графики перед векторной? Почему выбрала первую?

В векторной графике картинка создаётся не из точек, а из кривых. То есть ты задаёшь ключевые точки с помощью мышки, а компьютер самостоятельно выстраивает между ними кривые.

Плюс вектора в том, что он позволяет масштабировать изображение как угодно без потери качества: один и тот же рисунок можно поместить как на сайт, так и на огромный билборд. Минус в том, что этот процесс совершенно не похож на привычное рисование на бумаге.

В растровой же графике изображение складывается из точек. Да, его нельзя масштабировать без потери качества, и поэтому изначально нужно рисовать размер в размер, но зато рисунок можно создавать рукой, а не мышкой. Это решающее преимущество для меня.

— Как тебе удавалось совмещать довольно стрессовую работу в общепите с учёбой? Как технически, так и морально.

— Помогал плавающий график. В рабочие дни я делала пиццу, а все выходные и любое другое свободное время посвящала изучению иллюстрации.

Не сдаваться помогало то, что я безумно горела целью — научиться профессионально рисовать.

А не выгорала за счёт ещё одного хобби — игры на барабанах. Тогда я состояла в музыкальной группе и наши репетиции были для меня отдушиной, помогали переключаться. Сейчас группа, к сожалению, уже распалась.

«Разница между моими работами тогда и сейчас — колоссальная»: как прокачаться в иллюстрации

— Тебя нельзя назвать зелёным новичком — уже до обучения ты имела определённые знания по иллюстрации. И всё же: что полезного ты забрала из курса?

— Я наконец-то научилась грамотно пользоваться референсами. Конечно, я знала, для чего они нужны, и раньше, но не особо задействовала этот инструмент в работе. И, как оказалось, очень зря — он сильно выручает.

Объясню: любой иллюстратор примерно прикидывает, что и как он хочет нарисовать, но при этом чаще всего не представляет наверняка, как именно будет выглядеть конечный результат. Из-за этого — может упустить из виду важные детали объекта, которые хотел воспроизвести.

Чтобы этого избежать, я теперь всегда перед началом работы собираю папочку на Pinterest с интересными композиционными приёмами, палитрами, деталями и персонажами.

Причём моими референсами становятся не только иллюстрации, а что угодно: понравившийся предмет одежды, фотографии с модных показов, необычный окрас животного… В общем, всё, что может вдохновить и пригодиться в работе.

— А что из практических заданий запомнилось тебе больше всего?

— Пожалуй, итоговая работа. Она была очень интересной. Перед нами поставили задачу с нуля разработать айдентику проекта. Бриф можно было выбрать из готовых (например, придумать фирменный стиль для парка или магазина одежды) или предложить что-то своё.

Я решила создать айдентику для музыкальной группы мужа — «Колокол». В итоге на работу у меня ушло около года, было сложно.

— Что именно не получалось?

— Поначалу я вообще не представляла, как должен выглядеть финальный результат и от этого расстраивалась. А потом поняла, что самое главное — двигаться поэтапно, грамотно ставя перед собой задачу за задачей. Не стремиться продумать всё и сразу.

Я расписала, что мне нужно сделать: разработать логотип, оформить соцсети в едином стиле, придумать дизайн рассылки, чтобы группа могла рассылать красивые письма концертным площадкам или стримингам.

И в итоге всё получилось! Сейчас группа «Колокол» пользуется всем, что я придумала, так что проект из учебного перерос в коммерческий. Более того, в ближайших планах — продажа мерча по моим эскизам, уже даже готов принт толстовки.

— Если сравнить твой первый учебный и последний рабочий проект, как бы ты оценила: что заметно поменялось?

— Да всё 🙂 Разница между моими первыми домашками в Skillbox и иллюстрациями сейчас просто колоссальная.

Я научилась профессионально работать на айпаде, который прежде не держала в руках. Глубже разобралась в других инструментах — Photoshop, Illustrator. Поняла, из каких этапов строится работа и как удобнее к ней подходить, в какой очерёдности накладывать слои. Конечно, всё это — преимущественно благодаря практике.

Совет на личном опыте: рисуйте как можно больше, рассматривайте чужие работы, ищите референсы, читайте профильные статьи.

— Технические навыки и насмотренность — это поняла. А что ещё помогает тебе развиваться в профессии?

— Пожалуй, тесное общение с коллегами. Раньше я много участвовала в разных челленджах в соцсетях по рисованию, а потом через них познакомилась с девушкой, организующей живые встречи иллюстраторов.

Теперь у нас своё комьюнити: мы собираемся и вместе рисуем — это очень вдохновляет и поддерживает. Кстати, в Skillbox тоже есть чат, где студенты общаются, вместе посещают выставки или другие профильные мероприятия.

Это правда важно — знать, что ты не одинок, что есть люди, которые проходят схожий с твоим путь.

— А часто ли такие творческие люди, как иллюстраторы, сталкиваются с синдромом самозванца?

— На своём опыте скажу, что да, раньше он часто меня тормозил. Мне резко начинало казаться, что я ничего не умею и лучше уже не будет.

Не могу сказать, что сейчас полностью переборола это состояние, но оно точно настигает меня гораздо реже. Помог опыт работы и общения с заказчиками, а ещё — забота о своём ментальном здоровье.

Кстати, в материалах курса в том числе были вставки, где психологи рассказывали о том, как бороться с синдромом самозванца и не терять из-за него мотивацию.

— И какой совет показался тебе самым полезным?

— Заранее подготовить скрипты ответов на всевозможные вопросы заказчика. Чтобы, если клиент действительно обратился к вам, иметь перед глазами шаблон, на который можно опереться. Это не только сэкономит время в коммуникации, но и снизит тревогу от общения, свойственную начинающим иллюстраторам.

«Выбираю не распыляться на „левые“ заказы»: как иллюстратору войти в нишу мечты

— Переходя к теме клиентов: как ты искала и находила свои первые заказы?

— Ещё до обучения я предлагала услуги своим знакомым музыкантам. Говорила, что могу сделать обложку для соцсетей, логотип. Кто-то соглашался и потом рекомендовал меня знакомым — работало сарафанное радио.

Позже из учебных материалов я больше узнала о продвижении иллюстраторов и чуть сменила тактику. Поняла, что нужно сформировать список потенциальных заказчиков в тех нишах, где я бы хотела работать, и целиться в них.

Для этого я сперва очертила интересные мне области (ту же книжную иллюстрацию) и отмела неподходящие (рекламу). Это здорово помогло расставить приоритеты и не распыляться на «левые» заказы, неполезные для моего портфолио.

Затем я составила список интересных мне компаний в выбранных сферах и стала рассылать им предложения о сотрудничестве, прикрепляя портфолио. Именно так зимой я написала издательству «Бомбора», и, о чудо, они мне ответили и предложили сделать для них раскраску!

Я также знаю, что сильна в отрисовке героев, поэтому, кроме прочего, предлагала свои услуги компаниям, у которых ещё нет бренд-персонажа.

— А из чего собрать релевантное портфолио, если ты новичок и реальных заказов ещё не выполнял?

— Всё очень просто. Во-первых, из учебных работ. Во-вторых, задачу, заказчика и ТЗ можно придумать самостоятельно. Например, создать обложку для книги «Лолита» Набокова и выложить кейс на Behance.

Трёх-четырёх работ, учебных или выдуманных, достаточно для получения первого заказа.

— Ты упомянула, что хорошо делаешь бренд-персонажей. А зачем они компаниям?

— Бренд-персонажи повышают доверие к бренду и вызывают эмоциональный отклик у потребителей. Всё потому, что действительно классно отрисованный герой может здорово передать настроение компании и создать позитивную ассоциацию с ней.

Условно, сделать так, чтобы потенциальный покупатель подумал: «Блин, у них такой крутой персонаж! Наверное, они и сами крутые, загляну-ка я на их сайт».

Ещё один плюс — в дальнейшем с бренд-персонажами можно делать стикеры для Telegram. Это также повысит узнаваемость компании. Например, если человек, ещё не являющийся её клиентом, получит такой стикер, он точно узнает о бренде и запомнит его.

— Ольга, а расскажи, пожалуйста, о проекте, которым гордишься больше всего: что делала в его рамках? За что особенно его любишь?

— Моя гордость — как раз та самая раскраска для «Бомборы», которая должна выйти в конце августа. Она посвящена рецептам: моей задачей было пошагово проиллюстрировать этапы готовки нескольких блюд.

Тогда-то мне особенно и пригодился навык работы с референсами: я смотрела видео приготовления разных блюд, рассматривала в деталях ингредиенты. Пока рисовала, постоянно хотела есть 🙂 Теперь у меня идея-фикс — самой приготовить все блюда по рецептам из раскраски.

— А что делать иллюстратору, если подходящий референс никак не найти?

— Его всегда можно сделать самостоятельно. Например, если в иллюстрации нужно воспроизвести необычную позу, просто сядьте в неё, сфотографируйте себя и потом опирайтесь на снимок.

Решаемы и проблемы с мокапами, а то обычно они либо плохие, либо платные. Я, например, просто ищу подходящие фотографии в интернете, выбираю нужный мне ракурс и сама на планшете в Procreate накладываю изображение на предмет.

Обложка раскраски для издательства «Бомбора»
Изображение: личный архив Ольги Савушкиной

— Ты уже зарабатываешь иллюстрацией?

— Стараюсь! Пока выходит 15–20 тысяч в месяц.

Вообще, конечно, очевидный минус фриланса — отсутствие стабильности и чётко обозначенных выходных. Довольно легко забыть про отдых, когда неделя не разграничена на рабочие и нерабочие дни.

— Но ты не жалеешь, что выбрала для себя этот путь?

— Точно нет. Я совсем не скучаю по найму. К тому же тогда я работала в сфере, абсолютно мне не подходящей.

Другой вопрос, что сейчас, наверное, я была не против попробовать свои силы в агентстве. Всё-таки в таком формате удобно то, что тебе не надо вести коммуникацию с заказчиком напрямую, а ещё — всегда можно спросить совета у старших и опытных коллег.

— А если говорить про направление работ, какие планы строишь? Может, есть заказ мечты, который очень хочешь реализовать?

— Да, моя мечта — разработать этикетки для алкоголя. Родилась она очень просто — с того, что однажды в магазине я увидела полки разного крафтового пива с интересными дизайнами и захотела создать что-то подобное. Первый шаг уже сделан — я подготовила концепт-проект и разослала его по пивоварням и агентствам.

А ещё не так давно я начала изучать анимацию — это очень интересное направление, буду стараться развиваться и в нём.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована