«Две книги уже изданы, ещё две — готовятся к публикации»: история иллюстратора Ольги
Ольга с детства рисовала, но построила карьеру в другой сфере. Неожиданное предложение сотрудничества и обучение помогли ей стартовать в иллюстрации.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ольга Сахнова
Россия, Ростов-на-Дону
Пройденные курсы
Достижения
Освоила коммерческую иллюстрацию и уже проиллюстрировала несколько книг.
Ольга рассказала:
- как продвигает свои работы и находит заказы;
- в чём специфика детской иллюстрации;
- как работать над книжной иллюстрацией;
- почему ей сложнее делать логотипы, чем иллюстрировать книги;
- как новые знания повлияли на её художественный стиль.
Из энергетики в иллюстрацию: как сделать профессию из детской мечты
— Как вы пришли к иллюстрации?
— В детстве я много рисовала и мечтала о творческой профессии, но родственники-технари настояли, чтобы я получила «серьёзное» образование. Я так и поступила: окончила вуз и устроилась экономистом в сфере энергетики. Творчество осталось как хобби: я рисовала картины и ходила на мастер-классы.
Мне нравилось рассматривать картинки в книгах, но я никогда не думала, что сама смогу стать иллюстратором. Всё изменилось, когда ко мне обратился друг детства: он написал несколько сказок и предложил их проиллюстрировать. Я согласилась, так как у меня был опыт в рисовании и художественная школа за плечами. Но при этом я понятия не имела, как работать с книжными иллюстрациями и с чего начать.
Тогда я начала искать онлайн-школы по иллюстрации и наткнулась на Skillbox.
— Наверное, художественный бэкграунд здорово помог вам в обучении.
— Да, сложностей в учёбе вообще не было — наоборот, я получала от неё удовольствие и кайф. Пригодился и опыт работы в экономике: на работе я постоянно имела дело с разными программами, поэтому освоить софт для иллюстрации мне было несложно.
— Когда вы смогли впервые применить новые навыки на практике?
— Сперва это были учебные работы — например, я разработала визуальную концепцию для городского парка. По заданию нужно было взять за основу парк Горького, и я пошла на небольшую хитрость: выбрала парк Горького в родном Ростове-на-Дону, а не в Москве. Хотелось поработать именно с этой локацией, потому что я хорошо её знаю и накопила много фотореференсов и информации.
Я решила сделать визуал именно для празднования Масленицы в парке, так как эта идея показалась самой не избитой, в отличие от новогодних гуляний. Тем более Масленицу в нашем городе отмечают интересно и с размахом. Получилось несколько ярких иллюстраций, над которыми было очень интересно работать. Потом я по совету куратора отправила концепцию администрации парка, но не получила ответа.

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова

Изображение: : Ольга Сахнова
Ещё во время курса у меня появились первые коммерческие заказы. Несмотря на то что первым клиентом стал мой друг, мы оформили сотрудничество «по‑взрослому» — с договором и оплатой.
Я проиллюстрировала уже три его книги и начала работать на четвёртой.
Первые две были изданы как самиздат, третью друг отправил в несколько издательств и ждёт отклика. Четвёртую сказку — самую объёмную — сразу начали готовить с расчётом на полноценную публикацию: уже составили список подходящих издательств, которым планируем предложить сотрудничество.
Кстати, когда отправляли последнюю книгу в издательства, несколько из них ответили, что внесли меня в свою базу иллюстраторов, и пообещали связаться со мной, как только появится подходящий по стилю проект.
— Здорово, что у вас уже набирается база контактов! А как ещё вы продвигаете свои работы?
— Я активно выкладываю свои работы в соцсети, откуда ко мне начали приходить другие клиенты. Например, местная энергетическая компания, для которой я разработала логотип, и строительное предприятие, для которого редактировала изображения в Photoshop.
Помимо соцсетей, у меня есть страничка на Illustrators.ru, а ещё — портфолио в PDF-формате, которое я направляю издательствам. В файле я делаю акцент именно на книжные иллюстрации: показываю несколько разворотов, обложку и форзац, чтобы заказчик понимал, как может выглядеть оформленная книга. Стараюсь наглядно показать все этапы — эскизы, тоновую проработку, работу в цвете. Это помогает клиенту ориентироваться в процессе и знать, чего ожидать на каждой ступени.
«Пространство для творчества, где можно выразить всё, что захочется»: о специфике работы над книжными иллюстрациями
— Что стоит учитывать иллюстратору при работе над детскими книгами? В чём особенность иллюстрации в этой сфере?
— Важно соблюдать стилизацию персонажей и выдерживать определённое настроение, чтобы иллюстрации выглядели «по-доброму»: мягко, аккуратно, «по‑детски». Когда пишу картины для себя, придерживаюсь реализма: рисую анатомически точные фигуры, соблюдаю правила академического рисунка. А в детских иллюстрациях я пренебрегаю канонами, чтобы добиться нужной мягкости и наивности.
— Какого алгоритма вы придерживаетесь при работе над книжными иллюстрациями?
— Я работаю так, как нас учили на курсе. Сначала создаю макет книги с разворотами, правильным размещением текста и местом под иллюстрации. Затем перехожу к эскизам, потом — к тоновой проработке, а уже после этого приступаю к финальной отрисовке. Такой подход очень удобен — ты с самого начала чувствуешь атмосферу книги и понимаешь, как она будет выглядеть.
Больше всего я люблю этап разработки эскизов — момент, когда только начинаешь придумывать, как и где будут располагаться иллюстрации. Сначала я делаю раскадровку книги, то есть грубые наброски всех разворотов, чтобы понять общую композицию. А затем решаю, где разместить персонажа крупным планом, где — увести фон, а где — вообще сделать пейзаж без людей.
Это очень увлекательный творческий процесс, когда из пустого макета начинает вырастать целый мир.

Изображение: Ольга Сахнова

Изображение: Ольга Сахнова

Изображение: Ольга Сахнова
— Насколько плотно вы взаимодействуете с заказчиком на разных этапах?
— На первом этапе обязательно проговариваем, сколько будет иллюстраций и к каким частям текста они будут привязаны. Раскадровки я тоже сразу отправляю заказчику, чтобы он мог внести правки и дополнения. После утверждения раскадровки я приступаю к детализированным эскизам, которые тоже обязательно согласовываю.
В общем, весь процесс построен на регулярном взаимодействии с клиентом — без этого никуда.
— Как вы выходите из ситуаций, когда ваше видение и видение заказчика расходятся?
— Через диалог. Например, в последней сказке, над которой мы работали с другом, были разногласия насчёт того, как должен выглядеть персонаж. Сказка была про цифры, и друг хотел, чтобы цифра «пять» была девочкой в нежно-розовом воздушном антураже. Я же изначально видела этого персонажа мальчиком, потому что он лучше вписался бы в композицию и цветовую гамму. Привела свои доводы заказчику, спокойно расписала преимущества — и он согласился.

— Помимо книжных иллюстраций, вы работали и над другими проектами — например, над логотипом для энергетической компании. Как была устроена эта работа? Чем она отличается от работы над иллюстрациями?
— Эта компания как раз проходила через реорганизацию, поэтому нужен был новый логотип. До этого они обращались к внутренним специалистам и сторонним графическим дизайнерам, но результаты их не устроили. В итоге директору посоветовали меня, так как я иллюстратор, который при этом разбирается в энергетической сфере. Разработала несколько эскизов, один из них понравился руководству, и мы начали сотрудничество.
Работать над логотипом оказалось намного сложнее, чем с книжной иллюстрацией, потому что нужно чётко и лаконично передать суть предприятия в одном небольшом образе.
В книге же гораздо больше пространства для творчества, и можно выразить всё, что захочется.
С трудностями помогла справиться тщательная подготовка: я много изучала особенности компании, задавала вопросы руководству и по ответам составила для себя подробный бриф.
— Уже самые первые ваши заказы были оплачиваемыми. Как вы формировали прайс на свои услуги? Не всем начинающим фрилансерам это даётся просто, в том числе из-за синдрома самозванца.
— С этим у меня проблем не возникло, потому что я и до этого продавала свои картины на заказ и была знакома с правилами ценообразования. Цены устанавливала средние по рынку, предварительно изучила аналогичные предложения в интернете. Помогло и то, что на обучении мы разбирали, как правильно составлять договоры, поэтому с документацией сложностей тоже не было.

Изображение Ольга Сахнова

Изображение Ольга Сахнова

Изображение Ольга Сахнова

Изображение Ольга Сахнова
«Иллюстрация повлияла на мой художественный стиль»: о творчестве и планах
— Как развивается ваше личное творчество сейчас? Повлияли ли на него новые знания по иллюстрации?
— Систематически продавать картины я начала одновременно с обучением в Skillbox. В том же году меня впервые пригласили поучаствовать в региональной выставке, где купили несколько моих работ. До этого я рисовала картины в подарок на дни рождения или другие праздники на заказ для знакомых.
Иллюстрация повлияла на мой стиль — я отошла от реализма и стала применять декоративные приёмы. До этого, как и полагается в реализме, я строго соблюдала законы светотени и анатомии, а теперь позволяю себе стилизацию. В последней своей картине я сознательно не следовала анатомическим правилам и немного деформировала фигуру человека, а пейзаж вокруг него намеренно сделала нереалистичным и сказочным.
В последнее время особенно нравится техника, которая имитирует карандашный рисунок. Она получается мягкой и текстурной — то, что нужно для детской иллюстрации.

Изображение: Ольга Сахнова

Изображение: Ольга Сахнова
— Как вы видите своё развитие в профессии? Планируете и дальше заниматься детской иллюстрацией или освоите новые жанры?
— Очень хочу полностью сосредоточиться на творчестве. Думаю, как только у меня появится стабильная работа с издательствами, полностью переключусь на иллюстрацию. Пока что совмещаю её с основной работой экономистом. К счастью, теперь я занимаю руководящую должность и могу делегировать большую часть задач подчинённым, чтобы сохранить силы для рисования.
В планах — продолжить рисовать для детей.
Они настолько непосредственные и открытые, что, когда рисуешь для них, особенно хочется передать красоту этого мира и атмосферу сказки.