«Дизайнер жил во мне всегда и теперь вырвался наружу»: как стоматолог занялась интерьерами
Ольга пошла по стопам родных и стала стоматологом, но выгорела в профессии. В итоге нашла себя в дизайне интерьеров и теперь занимается любимым делом.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ольга Гришина
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Ушла с изнурительной работы в стоматологии и освоила профессию дизайнера интерьеров. Теперь успешно работает с клиентами.
Ольга рассказала:
- как оставить семейное дело и не испортить отношения с родными;
- почему перфекционизм не всегда полезен и как с ним бороться;
- как грамотно составленная анкета поможет избежать недопонимания с заказчиком;
- почему стоит не боясь озвучивать клиентам смелые идеи;
- какие программы считает незаменимыми в работе.
«Я год пыталась вытащить себя из кровати»: как справиться с профессиональным выгоранием
— Ольга, ты пришла в дизайн интерьеров из совершенно далёкой сферы — стоматологии. Как так вышло?
— Я из семьи стоматологов, так что фактически мой карьерный путь был предопределён уже со старших классов.
К тому же в юном возрасте я сама не понимала, чем действительно хочу заниматься в будущем, поэтому ничего не оставалось, кроме как пойти по стопам родственников. Так и закрутилось: мединститут, интернатура, ординатура.
Лечить я начала уже в середине учёбы и довольно успешно проработала восемь лет: у меня накопилась огромная база довольных клиентов и впереди меня ждали прекрасные перспективы. Но… почти каждый день я просыпалась с осознанием того, что не испытываю удовлетворения от своей работы.
А потом случилась пандемия. В это время у меня начались сложности и в жизни, и на работе, и я решила взять неоплачиваемый отпуск на год.
— И как он прошёл?
— Я так выгорела на работе, что год отпуска провела в глубоко депрессивном состоянии: периодически пыталась вытащить себя из кровати и снова научиться чего-то хотеть. Получилось не сразу.
Помогли близкие: они постоянно напоминали мне, как важно к чему-то стремиться, и проговаривали, что поддержат любое моё начинание.
А я с детства обожала рисовать и обустраивать пространство: причём не просто расставлять по дому свечи и букеты, а прямо кардинально менять планировку и мебель. Вспомнив об этом увлечении, я поняла, что мне нужно развиваться в дизайне. Нашла курс и пошла учиться.
— И всё-таки: как родные отнеслись к тому, что ты решила не продолжать семейное дело?
— Сперва сложно. Для отца моё решение вообще стало ударом, так как мы вели совместный приём: он как хирург-ортопед, а я проводила терапевтические и эстетические стоматологические работы.
Но я готовила его — неоднократно объясняла, что выгорела, что не чувствую себя счастливой. В итоге он смог меня понять и сейчас даже радуется моим успехам в новой профессии.
«Я упёртый перфекционист»: что помогало в учёбе и как она проходила
— Наверное, было непросто вливаться в обучение по абсолютно новой специальности?
— Не совсем. К моменту начала учёбы я уже немного понимала профессию: всё-таки за плечами у меня была неоконченная художка, а ещё я соприкасалась с дизайном интерьеров на практике и прежде.
— Расскажешь, как это было?
— В 2021 году я переехала в новую квартиру и обратилась в дизайнерское бюро. Правда, в итоге по моей инициативе весь проект я делала сама: сама придумала концепцию, сама разбиралась с дизайнером в чертежах, даже сама пыталась вручную рисовать планы по сантехнике, электрике, освещению.
Сейчас, будучи профессиональным дизайнером, я понимаю, что такое активное вовлечение клиента в процесс не очень комфортно для специалиста, но тогда… Тогда я ничего не могла с собой поделать: это было моё первое собственное жильё, и мне хотелось максимально оформить его под себя.
В общем, пройдя через подготовку дизайн-проекта и ремонт, я поняла, что хочу углубиться в эту сферу, и обратилась в Skillbox.
— С какими сложностями сталкивалась в процессе обучения?
— Их было немало. Например, я два месяца безуспешно пыталась разобраться с Archicad: перестроить мозг на механику работы этой программы оказалось довольно сложно. Плюс из-за моего слабоватого «железа» всё постоянно зависало.
Но в итоге я всё же познала логику Archicad, и теперь эта программа — моя любовь. Чертежи для меня — медитация, в которую я могу уходить с головой на весь день.
— Что помогло тебе не сдаться и продолжить освоение Archicad, несмотря на неудачные попытки?
— Я просто по своей натуре упёртый перфекционист: если у меня что-то не получается, я лоб расшибу, но всё же разберусь. Безусловно, у такого подхода есть и свои минусы: достигнув поставленной цели, я тут же теряю интерес. Но с Archicad такого не произошло!
Вообще, мне кажется, эту программу можно познавать бесконечно. Каждый раз, наблюдая за тем, как в ней работают другие дизайнеры, я узнаю что-то новое, вдохновляюсь и начинаю переделывать свои макеты.
Помимо Archicad, конечно, есть и много других полезных для дизайнера программ. Например, я сейчас активно делаю скетчи в Procreate и внедряю их в работу.
— Стремление к идеалу — это круто, но у него ведь есть и обратная сторона. Как ты контролируешь свой перфекционизм, чтобы он не мешал работе?
— Действительно, перфекционизм нередко негативно влиял на мою учёбу. Чаще всего я срывала дедлайны именно потому, что вечно переделывала задания, так как не могла удовлетвориться результатом.
Только начав активно работать с клиентами, я поняла, что мне надо научиться обуздывать свой перфекционизм. Решила так: уж лучше я буду показывать заказчикам то, что есть, и потом уже принимать их правки, чем бесконечно сомневаться в верности своей концепции и от этого задерживать сроки.
Не надо бояться быть неидеальной, нужно просто делать: запустить свой продукт в мир и посмотреть, как тот на него отреагирует.
«Непреодолимых препятствий нет»: как приступить к реальной работе и не сойти с ума
— Кстати, про реальную работу с клиентами: я знаю, что первые заказы у тебя появились ещё во время обучения. Поделись: как ты их находила?
— Как и большинство начинающих дизайнеров — через сарафанное радио. Первый проект взяла осенью 2022 года, когда только-только освоилась в Archicad: ко мне обратился знакомый знакомого, которому требовалось обустроить студию.
Квест вышел интересный: в квартиру 23 квадратных метра, помимо стандартной мебели, необходимо было впихнуть «жилое место» для огромного пса. Дополнительная сложность заключалась ещё и в маленьком бюджете, а также в том, что клиенты не могли определиться, для чего им квартира: для собственного проживания или для аренды.
Помню, сперва я испытывала сильный страх: что недостаточно хорошо знаю технические нюансы, что не смогу грамотно подготовить чертежи. Но в ходе работы поняла, что непреодолимых препятствий не существует: любые навыки можно добрать в процессе.
Так что, преодолев первоначальный страх, я подготовила и сдала концепт в виде коллажей в Procreate и выдохнула. Сейчас студия уже готова. Результат не отражает задумку на 100%, но это нормально.
Маловероятно, что заказчик одобрит все услышанные идеи, — каждый дизайнер должен это понимать.
— И дальше заказы пошли один за другим, всё так же по сарафанному радио?
— Да, клиенты обращались с разными запросами: кого-то нужно было просто проконсультировать, кому-то — сделать редизайн или мелкое декорирование, кому-то — полноценный дизайн-проект.
Сейчас из-за большой нагрузки я иногда даже отказываюсь от проектов. Моя психика ещё не окрепла после выгорания в стоматологии, так что я не хочу перенапрягать себя и загонять в те же рамки уже в новой профессии.
— Слышала, что многие дизайнеры страдают от того, что их клиенты сами не могут понять, чего хотят в своём интерьере. Как ты видишь на собственном опыте: как предотвратить или решить такие ситуации?
— Мне кажется, самое главное правило — больше разговаривать. Мы все люди, и пока вы не спросите другого человека, чего он действительно хочет, ничего путного не выйдет.
Дизайнерам я бы посоветовала составить для клиентов подробную анкету, закрывающую все возможные вопросы.
Я делаю так: сперва встречаюсь с заказчиком, чтобы в общих чертах понять его видение и стиль жизни, а дальше составляю индивидуальный документ, в котором прописываю вопросы, оставшиеся после встречи. И, конечно, всегда остаюсь на связи со своими клиентами, чтобы оперативно реагировать на их идеи и обратную связь.
И ещё один момент: дизайнеру крайне важно иметь проверенную строительную бригаду, с которой сразу можно проговорить все технические нюансы. Лучше вообще «на берегу» собраться втроём с заказчиком и бригадиром и обсудить проект. Дизайнер накидает референсов и идей, бригадир подскажет, насколько они реально выполнимы, а клиент сразу даст или не даст добро.
В общем, открытое человеческое общение — залог качественного результата.
— А как ты нашла свою идеальную бригаду?
— Хорошие строители, как и другие сокровища, обычно передаются из рук в руки 🙂 Мне повезло: над моей собственной квартирой работал очень хороший прораб, с которым я продолжаю сотрудничество до сих пор.
Параллельно нашла ещё одну классную бригаду — тоже через знакомства. Так получилось, что одна моя знакомая одновременно со мной пошла учиться на дизайнера. Правда, узнала я об этом только спустя полтора года, когда она написала мне: «Оля, я не справляюсь, помоги». С тех пор мы совместно работаем над проектами, и в этом нам помогает прекрасная бригада, которая когда-то работала над домом моей напарницы.
— Каково это — работать в тандеме с другим дизайнером? Удаётся ли эффективно разделять зоны ответственности и избегать конфликтов?
— Сначала мы действовали по наитию: каждая делала то, в чём хорошо разбирается. Напарнице, например, не давался Archicad, и поэтому чертежами занималась я, а она разрабатывала концепцию.
Но сейчас мы ведём уже третий совместный проект и научились более конкретно разделять обязанности: созваниваемся, распределяем задачи, обсуждаем каждый этап проекта. Практически каждый день у нас трёхчасовые созвоны — это позволяет нам сверяться друг с другом и держать руку на пульсе.
Помогает и то, что мы в целом на одной волне. У нас очень душевное, но при этом профессиональное общение — мы свободно делимся своими идеями и уважаем время и опыт друг друга. Конфликтов не бывает.
«Не бойтесь делиться даже самыми безумными задумками»: как решиться на креативные решения
— За твоими плечами уже несколько реализованных проектов. Изменился ли как-то твой профессиональный подход?
— Каждый проект для меня — как путешествие в новую страну или город. Каждый раз — разные ощущения и подход. Я всегда стараюсь работать с людьми индивидуально, а не штамповать удобные и популярные решения. Обязательно спрашиваю клиента, что ему нравится, куда он любит путешествовать.
Если умеешь чувствовать человека, то обязательно заметишь, какие вопросы или идеи пробуждают в нём отклик и огонь в глазах.
А ещё я стала смелее, а то изначально боялась предлагать клиентам яркие идеи. Например, моим вторым заказом стало оформление пустой квартиры в новостройке. Я приступила к проработке концепта и позволила своему воображению разыграться: придумала внедрить в интерьер бордовые откосы, переходящие в плинтусы. Когда идея только пришла мне в голову, я подумала: «Заказчики никогда это не примут». А в итоге им дико понравилось!
Или как-то я работала с довольно консервативными клиентами, которые сразу обозначили, что хотят квартиру в стиле классического японского минимализма. Но я всё равно решилась и предложила им несколько смелых решений: яркую плитку с необычным принтом, панно из гипсовых фигурок японских карпов… И они согласились!
Так что никогда не стоит бояться своих задумок: смело делитесь ими, даже если они кажутся безумными.
Кстати, «японский» проект я в итоге также представила в качестве своей итоговой работы в Skillbox — её приняли почти сразу, поправив только пару мелочей в чертежах.
— В начале нашего разговора ты упомянула, что активно внедряешь в работу программу для рисования Procreate. В чём её удобство для дизайнера интерьеров?
— В Procreate я обожаю делать коллажи. Сначала формирую белую модель в Archicad с соблюдением всех пропорций, а дальше заполняю и отрисовываю её в Procreate: добавляю вручную мебель, текстуры. Получается что-то между скетчем и 3D-визуализацией.
Вообще, для этих целей в курс входил целый блок по Photoshop, но у меня к этой программе ещё с ранней молодости отторжение — когда-то я работала фотографом и с тех пор психологически не могу вернуться к этому инструменту, хоть и понимаю, что он прекрасен.
А к Procreate пришла просто: вместе с курсом муж подарил мне планшет. С тех пор мой мир изменился — на нём я делаю абсолютно всё и не представляю жизни без него. Долго с программой разбираться не пришлось: так как у меня художественное образование, мне легко работать с формой, линиями, цветом.
— А какими ещё программами пользуешься, кроме Archicad и Photoshop?
— Не представляю свою работу без Canva: брифы, анкеты, презентации, дипломные работы — всё это делаю там.
«Пока молода — готова заниматься стройкой»: в каких направлениях может развиваться дизайнер
— Ты рассказала, что получаешь заказы через сарафанное радио. А соцсети? Не продвигаешь свои услуги там?
— После профессионального выгорания я сильно разлюбила публичность в любом её виде. Мне не хочется делиться с кем-то своим пространством, границами и всем остальным. Я даже большинство встреч с клиентами провожу онлайн.
Поэтому ведение соцсетей даётся мне тяжело, хоть я и понимаю, как важно рассказывать о себе миру, чтобы стать узнаваемым специалистом. Думаю, скоро начну работать над этой психологической травмой, чтобы приблизиться к своей большой мечте — открытию дизайнерского бюро.
— Ого, классная и масштабная цель!
— Спасибо. Причём, думаю, оно будет направлено не столько на дизайн интерьеров, сколько на декорирование. А ещё я бы очень хотела поработать с ресторанами и отелями, так как очень люблю индивидуализировать пространства, делать их оригинальными, ни на что не похожими.
— А не будешь скучать по чертежам, если уйдёшь в сторону декорирования?
— Вообще, в мой курс в Skillbox входит и блок по декорированию. Пока я успела пройти только дизайн, но к задачам декоратора тоже всегда тяготела — по моему ощущению, эта профессия максимально близка к истории искусств, которую я в силу художественного образования очень люблю.
Декорирование — это что-то возвышенное и прекрасное, на что я бы очень хотела переключиться в более взрослом возрасте. А пока молода — готова заниматься стройкой 🙂
Что касается чертежей — думаю, они от меня никуда не уйдут. Уверена, что в профессии декоратора не меньше технических моментов, которые не видны человеку со стороны.
— Как изменилась твоя повседневная жизнь после освоения новой профессии? Наверное, знакомые теперь постоянно просят совета насчёт интерьера…
— Естественно, через мои руки прошли квартиры уже половины моих друзей: я даже успела дистанционно оформить детскую для подруги, которая живёт в Германии. Но важно сказать, что обычно помощь я предлагаю сама.
Да и вообще: меня всю жизнь преследует желание менять пространство вокруг. Даже в отелях и ресторанах я всегда обращала пристальное внимание на интерьер, залезала под столы, чтобы получше их изучить, рассматривала посуду… Так что дизайнер жил во мне всегда, теперь он просто вырвался наружу.