Дизайн
#истории

«Дизайнер жил во мне всегда и теперь вырвался наружу»: как стоматолог занялась интерьерами

Ольга пошла по стопам родных и стала стоматологом, но выгорела в профессии. В итоге нашла себя в дизайне интерьеров и теперь занимается любимым делом.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ольга Гришина

Россия, Москва



Достижения

Ушла с изнурительной работы в стоматологии и освоила профессию дизайнера интерьеров. Теперь успешно работает с клиентами.


Ольга рассказала:

  • как оставить семейное дело и не испортить отношения с родными;
  • почему перфекционизм не всегда полезен и как с ним бороться;
  • как грамотно составленная анкета поможет избежать недопонимания с заказчиком;
  • почему стоит не боясь озвучивать клиентам смелые идеи;
  • какие программы считает незаменимыми в работе.

«Я год пыталась вытащить себя из кровати»: как справиться с профессиональным выгоранием

— Ольга, ты пришла в дизайн интерьеров из совершенно далёкой сферы — стоматологии. Как так вышло?

— Я из семьи стоматологов, так что фактически мой карьерный путь был предопределён уже со старших классов.

К тому же в юном возрасте я сама не понимала, чем действительно хочу заниматься в будущем, поэтому ничего не оставалось, кроме как пойти по стопам родственников. Так и закрутилось: мединститут, интернатура, ординатура.

Лечить я начала уже в середине учёбы и довольно успешно проработала восемь лет: у меня накопилась огромная база довольных клиентов и впереди меня ждали прекрасные перспективы. Но… почти каждый день я просыпалась с осознанием того, что не испытываю удовлетворения от своей работы.

А потом случилась пандемия. В это время у меня начались сложности и в жизни, и на работе, и я решила взять неоплачиваемый отпуск на год.

— И как он прошёл?

— Я так выгорела на работе, что год отпуска провела в глубоко депрессивном состоянии: периодически пыталась вытащить себя из кровати и снова научиться чего-то хотеть. Получилось не сразу.

Помогли близкие: они постоянно напоминали мне, как важно к чему-то стремиться, и проговаривали, что поддержат любое моё начинание.

А я с детства обожала рисовать и обустраивать пространство: причём не просто расставлять по дому свечи и букеты, а прямо кардинально менять планировку и мебель. Вспомнив об этом увлечении, я поняла, что мне нужно развиваться в дизайне. Нашла курс и пошла учиться.

Ольга на рабочем месте в стоматологии
Фото: личный архив Ольги Гришиной

— И всё-таки: как родные отнеслись к тому, что ты решила не продолжать семейное дело?

— Сперва сложно. Для отца моё решение вообще стало ударом, так как мы вели совместный приём: он как хирург-ортопед, а я проводила терапевтические и эстетические стоматологические работы.

Но я готовила его — неоднократно объясняла, что выгорела, что не чувствую себя счастливой. В итоге он смог меня понять и сейчас даже радуется моим успехам в новой профессии.

«Я упёртый перфекционист»: что помогало в учёбе и как она проходила

— Наверное, было непросто вливаться в обучение по абсолютно новой специальности?

— Не совсем. К моменту начала учёбы я уже немного понимала профессию: всё-таки за плечами у меня была неоконченная художка, а ещё я соприкасалась с дизайном интерьеров на практике и прежде.

— Расскажешь, как это было?

— В 2021 году я переехала в новую квартиру и обратилась в дизайнерское бюро. Правда, в итоге по моей инициативе весь проект я делала сама: сама придумала концепцию, сама разбиралась с дизайнером в чертежах, даже сама пыталась вручную рисовать планы по сантехнике, электрике, освещению.

Сейчас, будучи профессиональным дизайнером, я понимаю, что такое активное вовлечение клиента в процесс не очень комфортно для специалиста, но тогда… Тогда я ничего не могла с собой поделать: это было моё первое собственное жильё, и мне хотелось максимально оформить его под себя.

В общем, пройдя через подготовку дизайн-проекта и ремонт, я поняла, что хочу углубиться в эту сферу, и обратилась в Skillbox.

— С какими сложностями сталкивалась в процессе обучения?

— Их было немало. Например, я два месяца безуспешно пыталась разобраться с Archicad: перестроить мозг на механику работы этой программы оказалось довольно сложно. Плюс из-за моего слабоватого «железа» всё постоянно зависало.

Но в итоге я всё же познала логику Archicad, и теперь эта программа — моя любовь. Чертежи для меня — медитация, в которую я могу уходить с головой на весь день.

— Что помогло тебе не сдаться и продолжить освоение Archicad, несмотря на неудачные попытки?

— Я просто по своей натуре упёртый перфекционист: если у меня что-то не получается, я лоб расшибу, но всё же разберусь. Безусловно, у такого подхода есть и свои минусы: достигнув поставленной цели, я тут же теряю интерес. Но с Archicad такого не произошло!

Вообще, мне кажется, эту программу можно познавать бесконечно. Каждый раз, наблюдая за тем, как в ней работают другие дизайнеры, я узнаю что-то новое, вдохновляюсь и начинаю переделывать свои макеты.

Помимо Archicad, конечно, есть и много других полезных для дизайнера программ. Например, я сейчас активно делаю скетчи в Procreate и внедряю их в работу.

— Стремление к идеалу — это круто, но у него ведь есть и обратная сторона. Как ты контролируешь свой перфекционизм, чтобы он не мешал работе?

— Действительно, перфекционизм нередко негативно влиял на мою учёбу. Чаще всего я срывала дедлайны именно потому, что вечно переделывала задания, так как не могла удовлетвориться результатом.

Только начав активно работать с клиентами, я поняла, что мне надо научиться обуздывать свой перфекционизм. Решила так: уж лучше я буду показывать заказчикам то, что есть, и потом уже принимать их правки, чем бесконечно сомневаться в верности своей концепции и от этого задерживать сроки.

Не надо бояться быть неидеальной, нужно просто делать: запустить свой продукт в мир и посмотреть, как тот на него отреагирует.

«Непреодолимых препятствий нет»: как приступить к реальной работе и не сойти с ума

— Кстати, про реальную работу с клиентами: я знаю, что первые заказы у тебя появились ещё во время обучения. Поделись: как ты их находила?

— Как и большинство начинающих дизайнеров — через сарафанное радио. Первый проект взяла осенью 2022 года, когда только-только освоилась в Archicad: ко мне обратился знакомый знакомого, которому требовалось обустроить студию.

Квест вышел интересный: в квартиру 23 квадратных метра, помимо стандартной мебели, необходимо было впихнуть «жилое место» для огромного пса. Дополнительная сложность заключалась ещё и в маленьком бюджете, а также в том, что клиенты не могли определиться, для чего им квартира: для собственного проживания или для аренды.

Помню, сперва я испытывала сильный страх: что недостаточно хорошо знаю технические нюансы, что не смогу грамотно подготовить чертежи. Но в ходе работы поняла, что непреодолимых препятствий не существует: любые навыки можно добрать в процессе.

Так что, преодолев первоначальный страх, я подготовила и сдала концепт в виде коллажей в Procreate и выдохнула. Сейчас студия уже готова. Результат не отражает задумку на 100%, но это нормально.

Маловероятно, что заказчик одобрит все услышанные идеи, — каждый дизайнер должен это понимать.

— И дальше заказы пошли один за другим, всё так же по сарафанному радио?

— Да, клиенты обращались с разными запросами: кого-то нужно было просто проконсультировать, кому-то — сделать редизайн или мелкое декорирование, кому-то — полноценный дизайн-проект.

Сейчас из-за большой нагрузки я иногда даже отказываюсь от проектов. Моя психика ещё не окрепла после выгорания в стоматологии, так что я не хочу перенапрягать себя и загонять в те же рамки уже в новой профессии.

Фото: личный архив Ольги Гришиной

— Слышала, что многие дизайнеры страдают от того, что их клиенты сами не могут понять, чего хотят в своём интерьере. Как ты видишь на собственном опыте: как предотвратить или решить такие ситуации?

— Мне кажется, самое главное правило — больше разговаривать. Мы все люди, и пока вы не спросите другого человека, чего он действительно хочет, ничего путного не выйдет.

Дизайнерам я бы посоветовала составить для клиентов подробную анкету, закрывающую все возможные вопросы.

Я делаю так: сперва встречаюсь с заказчиком, чтобы в общих чертах понять его видение и стиль жизни, а дальше составляю индивидуальный документ, в котором прописываю вопросы, оставшиеся после встречи. И, конечно, всегда остаюсь на связи со своими клиентами, чтобы оперативно реагировать на их идеи и обратную связь.

И ещё один момент: дизайнеру крайне важно иметь проверенную строительную бригаду, с которой сразу можно проговорить все технические нюансы. Лучше вообще «на берегу» собраться втроём с заказчиком и бригадиром и обсудить проект. Дизайнер накидает референсов и идей, бригадир подскажет, насколько они реально выполнимы, а клиент сразу даст или не даст добро.

В общем, открытое человеческое общение — залог качественного результата.

— А как ты нашла свою идеальную бригаду?

— Хорошие строители, как и другие сокровища, обычно передаются из рук в руки 🙂 Мне повезло: над моей собственной квартирой работал очень хороший прораб, с которым я продолжаю сотрудничество до сих пор.

Параллельно нашла ещё одну классную бригаду — тоже через знакомства. Так получилось, что одна моя знакомая одновременно со мной пошла учиться на дизайнера. Правда, узнала я об этом только спустя полтора года, когда она написала мне: «Оля, я не справляюсь, помоги». С тех пор мы совместно работаем над проектами, и в этом нам помогает прекрасная бригада, которая когда-то работала над домом моей напарницы.

— Каково это — работать в тандеме с другим дизайнером? Удаётся ли эффективно разделять зоны ответственности и избегать конфликтов?

— Сначала мы действовали по наитию: каждая делала то, в чём хорошо разбирается. Напарнице, например, не давался Archicad, и поэтому чертежами занималась я, а она разрабатывала концепцию.

Но сейчас мы ведём уже третий совместный проект и научились более конкретно разделять обязанности: созваниваемся, распределяем задачи, обсуждаем каждый этап проекта. Практически каждый день у нас трёхчасовые созвоны — это позволяет нам сверяться друг с другом и держать руку на пульсе.

Помогает и то, что мы в целом на одной волне. У нас очень душевное, но при этом профессиональное общение — мы свободно делимся своими идеями и уважаем время и опыт друг друга. Конфликтов не бывает.

«Не бойтесь делиться даже самыми безумными задумками»: как решиться на креативные решения

— За твоими плечами уже несколько реализованных проектов. Изменился ли как-то твой профессиональный подход?

— Каждый проект для меня — как путешествие в новую страну или город. Каждый раз — разные ощущения и подход. Я всегда стараюсь работать с людьми индивидуально, а не штамповать удобные и популярные решения. Обязательно спрашиваю клиента, что ему нравится, куда он любит путешествовать.

Если умеешь чувствовать человека, то обязательно заметишь, какие вопросы или идеи пробуждают в нём отклик и огонь в глазах.

А ещё я стала смелее, а то изначально боялась предлагать клиентам яркие идеи. Например, моим вторым заказом стало оформление пустой квартиры в новостройке. Я приступила к проработке концепта и позволила своему воображению разыграться: придумала внедрить в интерьер бордовые откосы, переходящие в плинтусы. Когда идея только пришла мне в голову, я подумала: «Заказчики никогда это не примут». А в итоге им дико понравилось!

Или как-то я работала с довольно консервативными клиентами, которые сразу обозначили, что хотят квартиру в стиле классического японского минимализма. Но я всё равно решилась и предложила им несколько смелых решений: яркую плитку с необычным принтом, панно из гипсовых фигурок японских карпов… И они согласились!

Так что никогда не стоит бояться своих задумок: смело делитесь ими, даже если они кажутся безумными.

Кстати, «японский» проект я в итоге также представила в качестве своей итоговой работы в Skillbox — её приняли почти сразу, поправив только пару мелочей в чертежах.

— В начале нашего разговора ты упомянула, что активно внедряешь в работу программу для рисования Procreate. В чём её удобство для дизайнера интерьеров?

— В Procreate я обожаю делать коллажи. Сначала формирую белую модель в Archicad с соблюдением всех пропорций, а дальше заполняю и отрисовываю её в Procreate: добавляю вручную мебель, текстуры. Получается что-то между скетчем и 3D-визуализацией.

Вообще, для этих целей в курс входил целый блок по Photoshop, но у меня к этой программе ещё с ранней молодости отторжение — когда-то я работала фотографом и с тех пор психологически не могу вернуться к этому инструменту, хоть и понимаю, что он прекрасен.

А к Procreate пришла просто: вместе с курсом муж подарил мне планшет. С тех пор мой мир изменился — на нём я делаю абсолютно всё и не представляю жизни без него. Долго с программой разбираться не пришлось: так как у меня художественное образование, мне легко работать с формой, линиями, цветом.

— А какими ещё программами пользуешься, кроме Archicad и Photoshop?

— Не представляю свою работу без Canva: брифы, анкеты, презентации, дипломные работы — всё это делаю там.

«Пока молода — готова заниматься стройкой»: в каких направлениях может развиваться дизайнер

— Ты рассказала, что получаешь заказы через сарафанное радио. А соцсети? Не продвигаешь свои услуги там?

— После профессионального выгорания я сильно разлюбила публичность в любом её виде. Мне не хочется делиться с кем-то своим пространством, границами и всем остальным. Я даже большинство встреч с клиентами провожу онлайн.

Поэтому ведение соцсетей даётся мне тяжело, хоть я и понимаю, как важно рассказывать о себе миру, чтобы стать узнаваемым специалистом. Думаю, скоро начну работать над этой психологической травмой, чтобы приблизиться к своей большой мечте — открытию дизайнерского бюро.

— Ого, классная и масштабная цель!

— Спасибо. Причём, думаю, оно будет направлено не столько на дизайн интерьеров, сколько на декорирование. А ещё я бы очень хотела поработать с ресторанами и отелями, так как очень люблю индивидуализировать пространства, делать их оригинальными, ни на что не похожими.

— А не будешь скучать по чертежам, если уйдёшь в сторону декорирования?

— Вообще, в мой курс в Skillbox входит и блок по декорированию. Пока я успела пройти только дизайн, но к задачам декоратора тоже всегда тяготела — по моему ощущению, эта профессия максимально близка к истории искусств, которую я в силу художественного образования очень люблю.

Декорирование — это что-то возвышенное и прекрасное, на что я бы очень хотела переключиться в более взрослом возрасте. А пока молода — готова заниматься стройкой 🙂

Что касается чертежей — думаю, они от меня никуда не уйдут. Уверена, что в профессии декоратора не меньше технических моментов, которые не видны человеку со стороны.

— Как изменилась твоя повседневная жизнь после освоения новой профессии? Наверное, знакомые теперь постоянно просят совета насчёт интерьера…

— Естественно, через мои руки прошли квартиры уже половины моих друзей: я даже успела дистанционно оформить детскую для подруги, которая живёт в Германии. Но важно сказать, что обычно помощь я предлагаю сама.

Да и вообще: меня всю жизнь преследует желание менять пространство вокруг. Даже в отелях и ресторанах я всегда обращала пристальное внимание на интерьер, залезала под столы, чтобы получше их изучить, рассматривала посуду… Так что дизайнер жил во мне всегда, теперь он просто вырвался наружу.

Освойте топовые нейросети за один день. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована