Дизайн
#истории

«На запуск бренда одежды нас с мамой вдохновила... Сибирь»: история дизайнера Марии

Вместе с мамой Мария создала концептуальный бренд одежды с сибирской идентичностью — «КЕМ». Теперь развивает его и разрабатывает новые модели.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Мария Синицына

Россия, Новосибирск


Пройденные курсы


Достижения

Вместе с мамой открыла концептуальный бренд одежды с сибирской идентичностью.


ссылки


Мария рассказала:

  • что натолкнуло их с мамой на идею создать бренд с сибирской идентичностью;
  • как строить рабочие отношения, если твой партнёр — твоя мама;
  • чем составление майндмэпов и мудбордов полезно для дизайнера одежды;
  • что вдохновляет её на создание новых изделий;
  • почему индустрия моды действительно необходима людям.

«Сибирь в глазах людей — это всего лишь холодное место, где когда-то жили шаманы»: о создании бренда «КЕМ»

— Мария, у тебя очень необычная история: ты развиваешь бренд концептуальной одежды в паре с мамой. Как вы пришли к этой идее?

— Я с детства мечтала стать дизайнером и всегда следила за многими известными модельерами. А моя мама — профессиональный график. Она долгое время работала художником по театральному костюму и когда-то даже пробовала производить вещи по собственным эскизам, правда, в таком, скорее кустарном формате.

Мы с мамой никогда не планировали работать вместе, идея родилась случайно. Просто однажды вечером за бокалом вина разговорились и поняли, что хотим сделать качественный сибирский бренд одежды.

Здесь важна предыстория: мы из Сибири, а Сибирь, к сожалению, не слишком широко представлена в массовой культуре. Про нас почти не снимают кино, не пишут книг, а все классные бренды одежды делаются дальше Урала. Единственное, что хорошо развито здесь, — это музыкальная индустрия.

И вот мне всегда было грустно, что большинство людей вообще не имеют представления о Сибири. Единственное, что они знают, — что здесь всегда холодно и когда-то жили шаманы. Этими переживаниями я постоянно делилась с мамой, и тот судьбоносный вечер не стал исключением.

Тогда-то мы и решили, что можем изменить взгляд на наш регион и создать что-то своё. Тем более я к тому моменту уже училась на курсе по дизайну одежды и имела профильные знания.

— С чего вы начали запуск бренда «КЕМ»?

— Сперва мы детально продумали, как будет выглядеть наше первое изделие. Хотелось, чтобы оно несло в себе сильную идею, этакий «стейтмент», но при этом не было очередным национальным костюмом или свитшотом с принтом о Сибири.

Усложнялось всё и тем, что дорогую в производстве модель мы себе позволить не могли, а значит, требовалось обойтись без сложных решений. Спойлер: сейчас наш конструктор, смотря на нашу первую модель, постоянно ругается и спрашивает, с чего мы вообще решили, что сделали её простой 😀

Так или иначе, мы придумали своё первое платье. Довольно простое на вид, но с интересной конструкцией. И затем приступили к поиску ткани.

— С этим были какие-то проблемы?

— Да, обнаружилась загвоздка: на наш сложный крой требовалось много материала. Та ткань, что понравилась нам изначально, обошлась бы минимум в 200 000 рублей, а наш стартовый капитал ограничивался плюс-минус 30 000 рублей. Поэтому процесс поиска затянулся.

А потом новые проблемы: отшив и померив первые три платья, мы поняли, что с ними что-то не так: они не сидели так, как должны были, и вообще не походили на наши семплы, выполненные из более дорогого материала. Получилось, что ткань, найденная нами, оказалась очень капризной — так история с переделкой растянулась ещё на полгода.

— Знаю, что первые неудачи всегда больно задевают и охлаждают энтузиазм. Многие на этом этапе сдаются. У вас не было мысли взять и всё бросить?

— Нет, нам с мамой в этом плане очень повезло: мы обе страшно амбициозные и из злости, наоборот, только черпаем энергию — если что-то не получается и на пути возникают препятствия, мы решительно «бьём кулаком по столу» и начинаем работать ещё упорнее.

Ну и, безусловно, не бросаем ещё и потому, что жалеем вложенных сил, времени, денег. Не хочется потом сокрушаться, что потратили их впустую. Однако мы тоже люди и, конечно, бывает, что расстраиваемся из-за неудач. Всё-таки это всегда неприятно.

— А как вы с мамой разделили задачи? Изначально распределили зоны ответственности?

— Получилось как-то само собой — помогла наша разница в характерах. Мама — свободный художник, она несколько хаотична, креативна, постоянно придумывает идеи. Она даёт мне творческие советы и учит мыслить вне рамок. Я же — педант, мне важно досконально разобраться в теме, если я за неё берусь.

Например, недавно мы отправили в разработку модель рубашки, которая навеяна хакасским национальным женским платьем. Так вот: чтобы её сделать, я пошла учиться к этнической хакаске. Прекрасная мастерица преподавала мне именно тот крой, который они используют в своей народной одежде.

— Вот это подход!

— Да, для меня достоверность и внимательность к деталям очень важны.

Так что у нас с мамой замечательный тандем: я её в чём-то приземляю, отсеивая идеи на «трендовость» и окупаемость, а она — привносит в наш проект лёгкость.

— Ты с большой теплотой говоришь о маме и о вашей совместной работе. И неужели вы никогда не спорите и не ругаетесь в творческом порыве?

— Почему же? Бывает, что спорим! Причём громко и яро — мы обе темпераментные личности, поэтому со стороны наша живая дискуссия часто похожа на серьёзную ссору. Но проживаем мы её не так: быстро отпускаем и никогда не затаиваем друг на друга обид.

«Иметь возможность высказаться — это очень ценно»: об обучении и работе с программами

— Ты сказала, что пришла на курс для дизайнеров одежды ещё до того, как вы с мамой придумали свой бренд «КЕМ». Много успела освоить, прежде чем перешла к практике?

— Я почти полностью прослушала теоретическую часть, но, к сожалению, домашних заданий выполнила гораздо меньше: с головой уйдя в своё дело, на учёбу почти не находила времени.

— Знания, полученные на курсе, как-то помогают тебе в развитии бренда?

— Конечно! Для начала дорогого стоит уже просто получить структурированную информацию. А то, когда изучаешь что-то сам, знания «записываются» фрагментарно, не складываясь в единую картину. Да, до обучения я читала статьи, смотрела вебинары, интервью с профессионалами и всё остальное, что только можно найти на необъятном «Ютубчике», но усваивала из этого лишь малую часть.

Удобно иметь один качественный источник информации, к которому всегда можно обратиться. Для меня им стал курс.

Интересно, что о некоторых инструментах, например майндмэпах или мудбордах, я знала и до курса, но не использовала их. Можно сказать, недооценивала: думала, что и без них всё очевидно, и зачем тогда тратить время на составление? Однако после прослушивания лекций я изменила своё мнение и начала их применять.

Оказалось, майндмэпы и мудборды сильно помогают дизайнерам: они превращают кашу из идей в голове в понятную и чёткую концепцию, сохраняют идеи «на бумаге», не позволяя ничему забыться. И, конечно, развивают насмотренность.

— А технические навыки удалось прокачать?

— Безусловно. Я наконец разобралась в работе с софтом — Adobe Illustrator, программами для 3D-моделирования.

Дело в том, что я сама по себе «бумажный» человек — люблю делать рисунки от руки. Но давно понимаю, что это уже моветон: те же работодатели требуют уверенного владения компьютером и графическими редакторами. Так что стараюсь соответствовать.

— А мама проходила обучение вместе с тобой?

— Нет, но всю нужную информацию она получает через меня. Обычно я составляю выборку из того, что мне показалось интересным и полезным, и показываю или рассказываю ей, мы обсуждаем. Так гораздо удобнее: не хочу её загружать лишними задачами.

«Сибирь — мой главный источник вдохновения»: о рождении идей и эталонных модельерах

— Мария, расскажи немного про процесс: как вы с мамой придумываете идеи для новых изделий бренда?

— В первую очередь смотрим вокруг себя. Например, у нас «под боком» Алтай. Мы часто там бываем, и первое наше платье было создано именно под вдохновением от его естественных природных линий: обкатанные Катунью камни, Каракольские озёра, каскады водопадов.

Некоторые вещи рождаются из национальных костюмов: русского и малых народностей, как в случае с тем же хакасским платьем.

Что-то берём из истории городов. Например, у нас недавно вышла линейка «Град», которую мы создали под впечатлением от сибирских городов. Тот же Новосибирск — это брутализм в архитектуре. Он суровый, холодный, серый, мрачный. Но не такой мрачный, как Петербург. Мрачный по-другому, по-сибирски. Город бетонных блоков.

— А чем ещё, помимо окружающей природы и городов, ты вдохновляешься? Возможно, читаешь каналы о моде?

— Да, я в целом подписана на разнообразные телеграм-каналы о моде, но… я бы не назвала их источником вдохновения. Скорее это средство для повышения насмотренности: чем больше чужих идей вижу, тем плодороднее для идей становится моя собственная почва.

А если говорить про конкретных людей, то, конечно, у меня есть знаковые модельеры, благодаря которым я вообще решила стать дизайнером.

— Поделишься?

— Первый и главный — Йоджи Ямамото. Это дизайнер, которого я, что называется, чувствую, он очень мне близок. Как и я, Йоджи любит закапываться в архивы, использовать в своих изделиях грубость, неправильность материи как инструмент.

Ещё восхищаюсь одеждой марки Erdem: у них такой рафинированно британский стиль, но при этом абсолютно волшебный, от него просто не оторвать глаз.

Обожаю сложный неовинтаж: особенно люблю коллекции Алессандро Микеле в период, когда он ещё работал креативным директором Gucci.

Наконец, отметила бы бельгийского кутюрье Дриса Ван Нотена: он гениально работает с цветом. Я до сих пор не смогла раскусить, как именно он делает такие невероятные вещи.

— А из российских дизайнеров кто-то нравится?

— Конечно! Если бы не наши ребята, работающие с локальным, национальным кодом, я бы вряд ли решилась открыть свой собственный бренд с такой же миссией.

Мне нравится Маша Андрианова, Саша Гапанович, бренд «Сурепка». Я могу написать ещё целый список имён, но, думаю, те, кто знает, и так продолжат перечисление за меня. Все эти люди протоптали дорожку мне и другим российским модельерам в срезе работы с локальной идентичностью.

Биркин, Шишкин и феминизм: что такое мода и зачем она нужна людям

— Как ты видишь: для чего вообще мода нужна обществу? Иногда кажется, что всё это лишь причуды богатых. Мало кто знает имена модельеров, которых назвала ты, зато каждый слышал про сумку «Биркин» и ажиотаж вокруг неё.

— Вопрос сложный. О нём можно рассуждать часами и всё равно не прийти к верным умозаключениям, даже для себя.

Я бы сказала так: «быстрая» или имиджевая мода, из-за которой часто в негативном ключе думают обо всей фешен-индустрии — это лишь одна сторона. Да, многим людям необходимы дорогие и трендовые вещи как символ статуса, и с этим нужно смириться. Как и с тем, что «среднему» и «низшему» классу до всего этого абсолютно нет дела.

С другой стороны, ведь есть дизайнеры, не следующие тенденциям. Те, для кого одежда — способ разговора, способ передачи важных идей и смыслов. У них своя, понимающая аудитория. И в таком случае вопрос «Зачем обществу мода?» становится риторическим, как, например, вопрос «Зачем людям Шишкин?»

— У того же Шишкина почти все знают картину «Утро в сосновом лесу», изображённую на конфетах, но на этом познание заканчивается 🙂 Также и истинный смысл модных коллекций открывается далеко не всем.

— Да, но что-то с подиумов всё равно спускается сюда, в мир обычных людей. Иногда модная индустрия говорит о сложных общественных процессах очень простым языком.

Можно вспомнить креативного директора Dior Марию Грацию Кьюри и её футболки с надписью: «Мы все должны быть феминистками». Пошло? Может быть, но тем не менее это приглашение к диалогу. Трансляция общественных настроений и социальных проблем.

А тот же Александр Маккуин через одежду говорил о политических настроениях в своей родной Шотландии. Так что в этом смысле я не готова согласиться с тем, что мода — это каприз.

Просто мы все, как мне кажется, живём в постоянном стрессе и потому ценим только тех, кто работает в очевидно важных профессиях: врачей, инженеров, работников безопасности. Но забываем о культуре, которая вообще-то и делает нас людьми. Мода — как раз часть этой культуры.

— Спасибо за интересную мысль. И напоследок: о чём, как дизайнеры, вы говорите с мамой, рассуждая о вашем бренде «КЕМ»?

— Мы обсуждаем свою миссию, наших покупателей и их образ жизни.

Помню, на первых этапах мы определили, что человек, который будет носить нашу одежду, — это тот, кто в живёт в большом городе, чувствует себя его частью. Но позже выяснили, что даже в мегаполисы проникает природа и её непоколебимое спокойствие, гармонично уживаясь с бешеным ритмом жизни и не конфликтуя с ним. И были этому очень рады.

Так что теперь мы думаем так: наш покупатель — это человек, который находит время подумать и о внутреннем, и о внешнем. О мире вокруг и о себе. Тот, кто умеет создавать гармонию.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована