«Вёрстка — это тоже дизайн. Начинающий не может работать только с самыми сливками»
Маргарита рассказала, почему передумала быть искусствоведом, о своей любви к книжной иллюстрации и о том, как выделиться среди массы дизайнеров.
Фото: из личного архива Маргариты Бадоевой
Маргарита Бадоева
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Прошла стажировку в Ornament Media, устроилась на работу внештатным дизайнером.
Маргарита рассказала:
- как она хотела стать искусствоведом, но пошла в дизайнеры;
- как смогла устроиться на работу дизайнером, не окончив курс;
- о своей мечте иллюстрировать книги;
- почему ей не скучно заниматься вёрсткой;
- о самых стильных книгах, каталогах и сайтах.
Между искусствоведением, продажами и дизайном
— Когда ты впервые задумалась о дизайне?
— До переезда в Петербург я жила во Владикавказе. Там я окончила бакалавриат факультета искусств, кафедру живописи и после университета работала в детском клубе аквагримёром — рисовала детям на лицах рисунки. Спустя год решила, что нужно развиваться, и переехала в Питер, чтобы поступить в Академию художеств на искусствоведа.
Но потом задумалась, действительно ли мне это нужно и насколько актуальной будет профессия искусствоведа в будущем. В конце концов я решила, что хочу заниматься дизайном, и пошла на курсы по флэт-дизайну. Специально для этого я ещё купила ноутбук с сенсорным экраном и перо. Но курс оказался настолько узкоспециализированным, что по итогу я знала только основные функции программы, а как их применить в жизни — не представляла.
— И ты решила заняться графическим дизайном?
— Я сделала паузу на год, а потом снова начала искать курсы, но на этот раз более комплексные — так я и вышла на Skillbox. Поначалу думала пойти на курс по иллюстрации, но менеджер рассказал о пакете курсов по графическому дизайну, где как раз есть все инструменты, чтобы после него я могла работать и иллюстратором, и дизайнером. Такая учёба экономит моё время.
— Были ли сложности во время прохождения курса?
— Нет, не было вообще. Лекции были подробными, но, если возникали сложности с выполнением заданий, преподаватели всегда помогали справиться.
— Совсем недавно ты стала внештатным дизайнером в Ornament Media, ещё не окончив курс. Как у тебя это получилось?
— В Ornament Media я устроилась в разгар пандемии, когда стало ясно, что сфера продаж очень нестабильна. Тогда я решила, что нужно двигаться дальше и развиваться в дизайне хотя бы с теми скиллами, которые у меня были. Я стала откликаться на вакансии и стажировки в Telegram-канале Skillbox, посвящённом работе в сфере дизайна. Я увидела, что Ornament Media ищет специалиста по инфографике, меня эта вакансия зацепила. Когда я сделала тестовое задание, меня позвали на стажировку.
Честно призналась, что верстать в сетке не умею, но, видимо, им настолько понравилась моя инфографика, что они дали мне шанс, научили оформлять статьи и терпели первое время, пока я въезжала в процессы. Я стажировалась удалённо, параллельно работала в продажах два через два — и можно сказать, что пару месяцев у меня вообще не было выходных, но это всё равно было круто. На протяжении всей стажировки менеджер из Skillbox интересовалась, как идёт процесс, какие у меня успехи. Было очень приятно. А потом меня взяли в Ornament внештатным дизайнером.
— Но ты до сих пор работаешь в продажах?
— Да, в TJ Collection. Я работаю там уже несколько лет, но надеюсь, что в скором времени смогу полностью обеспечивать себя дизайном. Продажи — это не моё. Я интроверт, художник, а в продажах нужно быть активным, общительным, поэтому мне сложно даётся подобная работа. Но, конечно, нужен стабильный доход, поэтому я и решила «временно» пойти в продажи, на тот период, пока пробиваюсь как иллюстратор, — а получилось, что осталась здесь надолго.
На самом деле из этого круга намного труднее выбраться, чем кажется. Ты каждый день думаешь: «Потом буду развиваться, вот завтра начну, а через пять лет уже точно буду крутым», но в моменте получается, что ничего для этого не делаешь. Наступает завтра, потом будущее — а ты, по сути, тот же самый человек, которым был.
«Если ты не готов к мелким и не совсем прорывным проектам, то, возможно, ты ошибся с профессией»
— Что тебя больше всего привлекает в графическом дизайне?
— Возможность передавать свои образы читателю. Я с детства очень люблю читать и рисовать, поэтому неудивительно, что воображение — моя сильная сторона. Даже в художественной школе я из всех предметов выделяла композицию, потому что это единственное занятие, когда ты можешь пофантазировать, а не рисуешь готовую постановку.
Дизайн меня всегда привлекал, но книжная иллюстрация — это мечта ещё с университета. Стать хорошим и узнаваемым иллюстратором непросто, я слежу за карьерой некоторых профессионалов, которые работают с крупными изданиями, и по-доброму завидую. Возможно, однажды я попробую себя и в этом. Например, я хочу сотрудничать с редакцией журнала Esquire. Мне нравится концепция издания, то, как выглядит цифровая версия, вёрстка, — это очень стильно. Я хочу работать на таком уровне.
Но сейчас у меня в приоритете учёба. Я осознаю, что мне не хватает определённых навыков и знаний в графическом дизайне, и они ждут меня в следующих модулях.
— Для тебя не проблема, что ты сейчас больше занята вёрсткой и не рисуешь иллюстрации?
— Нет, не проблема. Сейчас я горю дизайном продукта, мне интересно попробовать себя в этом, но также нравится вёрстка, а иллюстрация остаётся как задел на будущее.
— А творческому человеку, художнику не скучно заниматься вёрсткой?
— Нет! Я думаю, что надо отдавать себе отчёт, что, пока ты учишься, придётся пройти через разные виды деятельности. Главное — понять, что интересно и близко тебе.
Кстати, считаю, что вёрстка — это тоже дизайн. Я как-то работала над крупным проектом Сбербанка и получала огромное удовольствие, когда видела на сайте статьи, которые я сверстала. Мне вообще кажется странным, если человек хочет работать только с самыми сливками. Если ты не готов к мелким и не совсем прорывным проектам, то, возможно, ты ошибся с профессией.
— Как думаешь, какие качества должны быть в дизайнере, чтобы он не затерялся среди других?
— Он должен быть универсалом, а ещё необходимо своё видение, которое он не боится описать. Конечно, не нужно идти поперёк запросов клиента, но хорошо бы что-то предложить, а не просто быть исполнителем. Думаю, тогда его оценят.
Блиц
— К каким книгам ты хотела бы сделать иллюстрации?
— К «Убить пересмешника» Харпер Ли и книгам Эльчина Сафарли.
— Ты смогла бы проиллюстрировать книгу, которая совсем не понравилась?
— Да. Думаю, что любая книга рождает образы, даже если они тебя не сильно цепляют. Опять же, можно сделать мудборд по ключевым эпизодам и всё равно что-то вынести. Главное, чтобы было желание — плохому танцору и туфли мешают.
— Есть ли у тебя любимые примеры оформления и вёрстки книг, сайтов, журналов?
— Конечно. Приведу несколько:
- Прекрасная вёрстка журнала Kinfolk.
- В этой книге про дизайн мне нравятся монохромное сочетание матовой и глянцевой бумаги, а также её минималистичное оформление.
- В брошюре Amazonia меня зацепили яркие иллюстрации и фотографии, сбалансированное сочетание цветов и вёрстка.
- В каталоге к выставке Skopje. City, Architecture and Art of Solidarity мне нравится акцентный шрифт, который отлично сочетается с оформлением фотографий, а также минималистичные дизайн и вёрстка.
- Этот стильный лендинг хочется листать благодаря красивым 3D-изображениям и анимации.
UPD: Маргарита продолжает работать в Ornament Media, но из сферы продаж она ушла, хотя, по её словам, это было нелегко. Теперь она совмещает дизайн и работу в музее. Курс по дизайну Маргарита ещё проходит.