«Всегда хотел уметь всё и ничем не ограничиваться»: история motion-дизайнера Марата
Марат развивается сразу в трёх направлениях — это музыка, моушн-дизайн и новые медиа. И ни о чём не жалеет — он растёт как универсальный специалист.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Марат Высоцкий
Казахстан, Алматы
Пройденные курсы
Достижения
Систематизировал свои знания по motion- и sound-дизайну и устроился на работу в зарубежную компанию.
Марат рассказал:
- как он пришёл к motion-дизайну через создание электронной музыки;
- как получить первые фриланс-заказы;
- как Excel-таблица помогла ему установить прайс за свои услуги;
- насколько важен профессиональный нетворкинг за границей;
- как нейросети помогают ему в motion-дизайне;
- зачем использовать бумажный ежедневник в учёбе;
- почему не стоит стесняться менять свои интересы.
«Раньше мне казалось, что за компом можно только развлекаться»: как превратить хобби в профессию
— Марат, когда и как ты впервые заинтересовался motion-дизайном?
— Мне с детства было интересно возиться с компьютером — создавать картинки, монтировать видео. Но в какой-то момент я это увлечение забросил — переключился на тусовки с друзьями и вообще почти ничем не интересовался. Разве что только иногда делал для себя смешные видео со своим котом или монтировал что-то друзьям за символические деньги.
А потом в моей жизни настал переломный момент: я многое переосмыслил, бросил вредные привычки, сменил окружение и вернулся к своим хобби. Именно в это время подруга прислала мне вакансию монтажёра для работы над мультфильмом.
Сначала я отмахнулся, решив, что это точно не для меня. Слишком серьёзно. Да и кто меня возьмёт с моим-то уровнем? Но подруга настояла: «Просто попробуй». И я почему-то её послушал.
— Как разворачивались события дальше?
— Мне сразу прислали тестовое задание — попросили смонтировать футажи с какого-то старого мероприятия. Я сел и настолько вошёл в поток, что сделал всё буквально за несколько часов. И только потом узнал, что справился с тестовым быстрее других кандидатов.
Правда, позицию это в итоге мне не обеспечило — её отдали соискателю с большим опытом. Но я не расстроился, а наоборот — похвалил себя за то, что решился, и спокойно отпустил ситуацию. А через месяц мне написали снова — оказалось, что с тем сотрудником у компании не сложилось, и мне предложили занять его место.
Так я подключился к уже запущенному проекту. На ходу вливаться в уже выстроенную чужую структуру и адаптироваться к ней было сложно: конечно, я допускал ошибки, но вместе с тем получал огромный опыт — научился передавать проекты, правильно принимать и хранить файлы, выстраивать рабочую коммуникацию.
А ещё я научился правильно собирать и содержать структуру проекта. В тот период это стало для меня настоящим открытием, ведь прежде я совсем не задумывался о том, что прямо внутри программы можно создавать папки и систематизированно хранить внутри них всё необходимое. Это была первая ошибка, на которую мне указал руководитель.
— Что стало итогом твоей работы?
— За год работы в студии DikiDigital мы смонтировали целый сезон мультфильма «Вселенная Хакинга» для канала «2×2».
Словами не передать, что я испытал, когда увидел свою фамилию в титрах после первой серии. Я понял, что сделал что-то настоящее. Своими руками!
До этого мне казалось, что за компом можно только развлекаться: смеяться над видео, играть в игры, а если и креативить, то только для себя. А тут реальный проект, серьёзная работа. Это многое во мне перевернуло.
Именно на этом проекте я впервые увидел, как работают аниматоры, и загорелся идеей освоить их навыки. Меня зацепило не только их мастерство, но и сам подход к работе. Мне нравилось, что они эксперты в своей области: углубляются в детали, оттачивают технику и при этом отвечают только за свою часть проекта. Это контрастировало с моей ролью монтажёра, где я вёл проект от черновой сборки до финала, сводя всё воедино — и аудио, и саунд-дизайн, и анимацию.
Я понял, что хочу так же глубоко погружаться в создание визуала, а не быть универсальным связующим звеном. И так пришёл к motion-дизайну.
— Ты сразу стал осваивать новое увлечение на практике или сперва начал с обучения?
— На самом деле впервые я попробовал себя в моушне ещё задолго до серьёзного решения перейти в него. С большими перерывами у меня было, наверное, три захода в изучение After Effects.
И каждый раз всё происходило по одному сценарию: я натыкался в интернете на бесплатные уроки, проходил первые шаги — и всё. Программа казалась чересчур сложной, и я просто откладывал её на потом. Проходил год, и всё повторялось сначала.
А вот когда я уже попал в DikiDigital, в команду настоящих профессионалов, и сам стал работать в серьёзной монтажной программе, у меня внутри будто что-то переключилось. Я вернулся к After Effects: снова начал смотреть уроки на YouTube и пробовать интересные фишки из них. И так не сразу, но постепенно втянулся.
В какой-то момент даже дорос до того, что придумал свою небольшую анимацию. Сел её делать, и наконец всё сложилось — мне вдруг стало понятно, как программа «думает». Будто вся её логика стала и моей собственной.
После этого обучение пошло гораздо легче. Уроки на YouTube уже казались понятными и лёгкими, а процесс — увлекательным. Именно с этого момента и начался мой настоящий путь в motion-дизайн.
— Почему в таком случае ты всё же решил пройти курс по моушн-дизайну в Skillbox, если и так уже здорово продвинулся в освоении профессии сам?
— Моя история немного нестандартная. Дело в том, что изначально я пошёл учиться не на моушн, а на курс по электронной музыке. Это был как раз тот период активного поиска себя — когда я ещё не устроился монтажёром, но уже отказался от старого образа жизни.
Я хотел чем-то заняться, но не понимал, чем именно. Тогда моя будущая жена сказала: «Тебе же нравится электронная музыка — вот, по ней есть курс на Skillbox, посмотри». Я глянул, подумал и решился.
Этот курс стал для меня важным шагом: он помог расшевелить мозги и напомнил, каково это вообще — увлекаться чем-то искренне и учиться с интересом. Ведь до этого я просто плыл по течению
Я прошёл основную часть программы и освоил программу Ableton. Незакрытыми у меня оставались только блоки по сольфеджио и истории электронной музыки. И вот тогда я понял, что уже взял от этого обучения всё, и написал в поддержку Skillbox с просьбой обменять оставшуюся часть курса на обучение motion-дизайну. Мне пошли навстречу.
Стоит сказать, что к тому моменту благодаря YouTube и другим источникам я уже сам довольно неплохо разобрался в базе моушна. Но всё равно решил пройти курс, чтобы систематизировать знания и посмотреть, как там объясняют основы After Effects и Cinema 4D.
— И как?
— Прошёл немного, а потом снова обменял курс, на этот раз — на саунд-дизайн. Но в телеграм-чатах по моушн-дизайну остался, поскольку продолжаю работать в этой сфере и где-то могу подсказать новичкам важные моменты. Да и просто там очень классное и живое комьюнити.
«Стучитесь везде»: как найти первые фриланс-заказы и сформировать прайс
— Ты рассказал, как сделал первую анимацию для себя. А как и когда взял первый коммерческий заказ?
— Всё началось с того, что в одном чате я увидел очень дельный совет: если вы хоть чуть-чуть что-то умеете — не стесняйтесь. Стучитесь везде и предлагайте себя. Не как профи, конечно, а как новичок — честно, открыто. Мол, хочу попробовать, даже за бесплатно, но имейте в виду, что могу затянуть со сроками и с чем-то не справиться.
На первом этапе главное — получить хоть какую-то реальную задачу.
Сейчас, конечно, можно попросить ChatGPT придумать вам задачу для тренировки. Но когда я начинал, он только-только появлялся, и поэтому я предпочёл живое общение: писал разным людям, искал заказы. Большинство мне вежливо отказывало, ссылаясь на то, что им нужен человек с опытом.
— И всё же, спустя множество попыток, ты добился своего…
— Да, в итоге я всё же получил задачу от одного агентства. Им требовалось оформить шоурил. Монтаж у них уже был готов, а мне предстояло придумать креативную упаковку — анимацию и графику.
Я сразу сказал, что готов поработать бесплатно, просто ради опыта. Они согласились, предоставили мне все материалы, объяснили задачу и даже не стали ставить жёстких дедлайнов. Это показалось мне странным, и я даже подумал, что реальную задачу отдали более опытному исполнителю, а мне так, дали поиграться.
Но это было круто! Шоурил оказался довольно длинным, со множеством разных проектов агентства внутри, к каждому из которых нужно было придумать свою графику. Было сложно — всё-таки реального опыта у меня толком не было, но я всё осваивал на ходу — искал уроки по motion-дизайну, брал из них то, что было мне необходимо, и встраивал в проект.
Когда сдал работу, никаких аплодисментов и фанфар не было — просто написали: «Круто». Но и этого мне хватило, ведь теперь в моём портфолио появился большой серьёзный кейс, который затем помог найти следующие заказы. Кстати, спустя время это же агентство вернулось ко мне с новым проектом — на этот раз оплачиваемым. Теперь мы периодически сотрудничаем.
— Многим начинающим специалистам психологически сложно назначать прайс за свои услуги. Как у тебя произошёл переход от бесплатных заказов к платным?
— С ценами отдельная история. Долгое время мои расценки были плавающими — я просил разную сумму под каждую задачу и мог полдня потратить на размышления о том, сколько же запросить в этот раз. Даже сейчас, когда меня спрашивают про прайс, я немного переживаю — не слишком ли много назвал.
Свой первый платный заказ я вообще оценил почти наугад. Помню, мне хотелось, чтобы было не слишком много, но и не совсем копейки. В итоге взял чуть больше, чем обычно просил с друзей, хотя объём работы был приличным.
Потом, с опытом, пришло осознание: я трачу силы, время, делаю качественно, а оплата этому совсем не соответствует. Поэтому стал постепенно поднимать прайс. Сначала это давалось тяжело: я пытался ориентироваться на рынок, но чужие расценки меня отталкивали. Я не чувствовал, что имею право претендовать на такую оплату.
Ощущение собственной ценности выработалось лишь со временем.
— Как?
— Мне просто надоело постоянно мучить себя переживаниями о цене, и поэтому я сел и проанализировал оплату за все свои проекты. Разобрал, где мне было комфортно, а где я недооценил себя, и составил таблицу, прописав в ней, сколько и за какую задачу я хочу брать.
Эта шпаргалка теперь всегда меня очень выручает. Больше не надо думать о прайсе: достаточно просто открыть таблицу, найти нужную услугу и назвать клиенту соответствующую цену.
«Пришёл порисовать в кафе, ушёл с оффером»: как найти работу за границей
— Как развивался твой путь в моушне после первых фриланс-заказов?
— Если честно, в какой-то момент я устал от анимации и немного выгорел. Моушн требует невероятной концентрации: нужно постоянно держать в голове ключи, тайминги, точки. Стоит чуть-чуть что-то не то сдвинуть — и всё ломается. Потом приходится долго сидеть и разбираться, почему всё поехало.
Однажды я так устал от всего этого, что подумал: «А стоит ли оно того? Тратить столько часов, чтобы на выходе получить пять секунд анимации?» И тогда я снова вспомнил о своём увлечении музыкой и решил изучать саунд-дизайн. В тот период у меня как раз была возможность не работать, и поэтому я полностью ушёл в учёбу. Даже всерьёз задумался о том, чтобы сменить сферу.

Но в мои планы вмешалась жизнь — мне пришлось переехать в другую страну. В новых обстоятельствах я понял, что входить в новую профессию с нуля — это долго, а motion-дизайн я уже хорошо освоил. Так и вернулся к моушну и после переезда довольно быстро устроился на работу, где занимался монтажом и созданием простых анимаций — текстовых вставок и плашек для интервью.
— Как ты нашёл на эту вакансию?
— Вышло случайно. Я просто познакомился с парнем, который работал в одиночку как ИП, — у него был небольшой видеопродакшен. Он давно подумывал о том, чтобы нанять помощника, потому что объём заказов рос и задачи уже стоило начать делегировать. И тут появился я. Сначала я помог ему с одним заказом как фрилансер, а потом начал работать на него официально. Всё вышло очень органично и легко, и так мы просотрудничали около года.
А потом случилось то, чего я так ждал, — одно казахстанское агентство прислало мне оффер именно на позицию motion-дизайнера. Это был важный этап, ведь до этого, сколько бы заказов я ни выполнял, в моём резюме так и не появлялось заветной строчки. Помню, когда получил предложение, подумал: «Вау, неужели я правда поднялся на следующую ступень?»
Больше, чем сама должность, меня манила возможность поработать в офисе. После годов фриланса мне не хватало живого общения, ощущения себя частью команды. Поэтому я не раздумывая принял оффер и на данный момент работаю в этой компании уже два года.
— Найти работу за рубежом непросто. Как это удалось тебе?
— В Казахстане можно спокойно работать, будучи русскоязычным. Это сильно облегчает задачу. Во многих других странах, конечно, без английского уже не обойтись. Я сам подумываю о переезде в Европу, но для этого нужно серьёзно заняться языком.
А история о том, как я устроился motion-дизайнером в агентство, сама по себе довольно показательная — она наглядно показывает всю силу нетворкинга.
— Поделишься?
— Однажды я увидел объявление, что в кафешке рядом с моим домом пройдёт скетч-завтрак. Любой желающий мог прийти, познакомиться с единомышленниками, пообщаться и порисовать. Мне всегда было интересно рисование, и поэтому я решил поучаствовать.
Во время знакомства каждый рассказывал о своей работе. Я упомянул, что занимаюсь моушном. И тут одна участница неожиданно сказала, что в агентстве, в котором она работает, как раз ищут специалиста. Я оставил ей контакты и портфолио, и буквально через два дня мне позвонили и пригласили на собеседование.
Вот так: пришёл просто порисовать, а ушёл с предложением о работе. С тех пор я беспрекословно верю в силу нетворкинга. Никогда не знаешь, где и с кем пересечёшься и как это поменяет твою жизнь.
— А есть ли какие-то особенности работы в иностранной, пусть и русскоязычной компании?
— Единственная особенность состоит в том, что практически в любом проекте требуется два языка — русский и казахский. Как правило, они либо идут параллельно в одном ролике, либо приходится делать две отдельные версии. А если заказчик крупный — например, я как-то работал с местной авиакомпанией, — то добавляется ещё и английский.
Так что я хорошо прокачал навык работы с многовариантными адаптациями — в первую очередь языковыми. А в остальном моушн — он и есть моушн.
— До агентства ты долго работал только на фрилансе. Как далась адаптация к офису? Возникали сложности?
— Пожалуй, самое сложное — это просто привыкнуть к новому месту. Я уже давно за собой заметил: если попадаю в незнакомую среду, то первым делом хочу сбежать — всё мне не нравится и кажется отталкивающим. Включается внутренний сигнал тревоги. Но потом проходит несколько дней, я выдыхаю, адаптируюсь и уже могу спокойно и без эмоций понять, моё это место или нет.
Кажется, это единственная трудность. В остальном — наоборот, в офисной работе я вижу только плюсы. Я, например, за два года сильно прокачался в софт- и в хард-скиллах. Научился делать HTML-баннеры, освоил нейросети и постепенно стал браться за более комплексные задачи.
— А как ты используешь нейросети в работе?
— Нейросети здорово выручают, если нужно исправить мелкие недочёты, добавить недостающие детали или даже — сгенерировать целый объект для key visual.
Сейчас мы также активно изучаем генерацию видео, потому что она уже вышла на какой-то новый, почти космический уровень. Пробуем применять её в презентациях для клиентов. Например, заранее показываем, как может выглядеть тот или иной кадр в запланированном ролике. Это помогает и нам лучше визуализировать идею, и заказчику сразу понять, к какому результату мы движемся.
«Важные мелочи приходят с опытом»: о росте в профессии и непрерывном обучении
— Ты упомянул, что за два года на новой работе сильно вырос в хард-скиллах. Какую разницу замечаешь между своими первыми и нынешними работами?
— Со временем приходит понимание, как строить анимацию так, чтобы потом её было легко изменить. Раньше я собирал сцены как монолитные конструкции — сделал, и всё, стоит. Но при таком подходе любая правка превращалась в кошмар — чтобы что-то изменить, приходилось переделывать весь проект от начала до конца.
Сейчас я работаю иначе и заранее думаю о возможных правках. Собираю уже не статую из камня, а своеобразный конструктор с продуманными соединениями.
Например, если я знаю, что цвет может поменяться, я сразу делаю специальный ползунок, с помощью которого можно изменить оттенок сразу во всём проекте. Если у клиента есть фирменные цвета — просто кидаю их скриншотом в проект на видное место, чтобы потом пипеткой быстро брать и использовать нужный оттенок. А ещё я заранее собрал пресеты для экспорта: с фоном, без фона, облегчённые версии. Такие важные мелочи приходят с опытом.
— Есть ли что-то, что до сих пор даётся тебе в работе с трудом?
— Однозначно 3D. Всё-таки я работаю с 2D-моушном, и это иногда фрустрирует. Бывают задачи, которые в 2D просто не решить — например, нужно облететь объект или показать его под углом.
Я проходил через все стадии — от «2D — это слишком просто и никому не интересно» до принятия себя как 2D-специалиста. Думал: «Ну, есть 3D-дизайнеры, а есть 2D, и ничего страшного, что я не шарю в 3D». Но потом снова приходил к мысли, что всё-таки освоить 3D нужно — просто чтобы иметь больше свободы в действиях.
Я долго смотрел в сторону Cinema 4D, но у программы дорогая лицензия, да ещё и рендер платный и по подписке. Не понимаю, как вообще начинающий дизайнер может всё это финансово тянуть. Да, можно поставить «пиратку», но тогда это будет старая версия, с которой безумно грустно работать. Особенно когда по роликам на YouTube видишь, какие возможности есть в новой.
В общем, с Cinema 4D у меня не пошло. И я задумался: а почему я никогда не рассматривал для освоения Blender? Как-то всегда относился к нему снисходительно — мол, это не стандарт, а так, софт для энтузиастов. А потом однажды увидел, какие на самом деле у программы возможности, и понял: пора осваивать. Даже если в будущем я перейду на другой инструмент, у меня уже будет база. Так я начал изучать Blender самостоятельно и делаю это уже больше полугода.
— Многим самостоятельное обучение даётся тяжело — сложно мотивировать себя без дедлайнов и домашних заданий. Как справляешься ты?
— Один из главных лайфхаков — завести бумажный ежедневник. Я так сделал и начал подробно записывать туда всё, что прохожу: уроки, полезные фишки. И это дало нереальный буст!
Раньше я заносил всё в Google Docs, но это не было эффективно — я почти туда не заглядывал. А с блокнотом всё иначе — информация лучше усваивается, когда пишешь рукой. К тому же я выработал следующий алгоритм: записываю конспект по видео, а потом иду в программу и пытаюсь повторить изученное на практике, глядя в конспект. Получается двойной процесс обучения: сначала через голову, потом — через руки. Так материал крепко укладывается в голове.
Но сложности в самостоятельном обучении, конечно, тоже есть. Самое трудное — когда долго не видишь результата. Я, бывало, слишком увязал в отдельных темах. Копал глубоко, а выхлопа — ноль. Со временем это начало демотивировать. Где-то месяц-полтора я по этой причине даже не открывал Blender. Но недавно всё же вернулся к нему и понял, что уже многое подзабыл.
Так что главный секрет успешного самообучения — чаще видеть результат. Лучше делать небольшие работы, которые можно сразу положить в портфолио или кому-то показать, чем месяцами сидеть над одним масштабным проектом, который, возможно, никогда так и не будет закончен.

Фото: Марат Высоцкий

Фото: Марат Высоцкий
— Ты в профессии уже несколько лет. Есть ли проект, который особенно тебе запомнился?
— Один из таких случился со мной, когда я только переехал в Казахстан. Парень, который позже взял меня к себе в видеопродакшен, подкинул мне клиента — девушку, которая искала моушн-дизайнера для оформления мероприятия. Мы с ней встретились, обсудили идею, и я взялся за работу. Дедлайн стоял через неделю, а задач было крайне много.
Через два дня я отправил заказчице первый вариант проекта и столкнулся с крайне резкой критикой: «Вы что, вообще не помните, о чём мы договаривались?» Чтобы свериться по стилю, клиентка попросила сделать мудборд. Я сначала запаниковал, но потом собрался и сделал. Клиентка мудборд одобрила, и я вновь принялся за работу.
Я тогда жил в хостеле — людей вокруг было много, сосредоточиться сложно, плюс ко всему ещё мешал постоянный недосып из-за сжатых сроков… В общем, я очень нервничал. Подливало масла в огонь ещё и то, что я впервые делал анимацию для отображения на LED-экранах.
В итоге мой проект приняли, и я наконец выдохнул. А потом, в день мероприятия, открыл соцсеть площадки и увидел, как моя анимация крутится на огромных экранах, а люди фотографируются на её фоне. У меня до сих пор мурашки, когда я это вспоминаю. Помню, что смотрел на это и не мог поверить: «Я своими руками сделал то, что людям реально зашло».

Заказчица тоже осталась довольна и даже заплатила мне вдвое больше названной мной изначально суммы. Эти деньги буквально спасли меня в непростой период, когда мне нужно было искать квартиру в другой стране.
— Как тебе удавалось сохранять работоспособность в таких условиях — переезд, хостел, неопределённость?
— Всё это время меня очень поддерживала жена. Мы поженились незадолго до моего переезда, и именно она, как я уже рассказывал, порекомендовала мне купить курс по электронной музыке, с которого, собственно, всё и началось. С тех пор она рядом, верит в меня, поддерживает, и это очень многое для меня значит.
Вообще, в моей жизни часто происходят серьёзные перемены — периоды, когда приходится многое в себе менять и пересматривать. До сих пор каждый день — это работа над собой.
У меня тревожное расстройство. Я уже научился с ним жить, но эта особенность всё равно накладывает свой отпечаток. Помню, Skillbox как-то выпустил бесплатный курс про тревожность — так я сразу его скачал. Посмотрел несколько лекций и стал лучше понимать, что со мной происходит и как с этим быть.
Иногда мне бывает тяжело, но я стараюсь не сдаваться и маленькими шажками продолжать идти к своей цели.
«Это не смена интересов, а развитие по спирали»: как быть открытым к разным возможностям и сферам
— Марат, какую профессиональную цель ты ставишь перед собой сейчас?
— Сейчас меня очень захватывает тема генеративной, интерактивной и реактивной графики. Например, я изучаю TouchDesigner — это программа, в которой можно создавать визуал, реагирующий на музыку, движение, звук и вообще любые входные данные. Впервые я узнал о таком софте от подруги, а уже потом увидел, что по нему есть курс от Skillbox. Правда, на тот момент я ещё не мог позволить себе обучение.
И тут как раз перед Новым годом Skillbox устроил конкурс на лучший стикерпак. Я подумал — вот он, шанс. Нарисовал стикеры от руки, отфотографировал их, обработал в Photoshop и отправил. В итоге занял третье место и выиграл желанный курс по TouchDesigner. Был невероятно рад!

Изображение: личный архив Марата Высоцкого

Изображение: личный архив Марата Высоцкого

Изображение: личный архив Марата Высоцкого

Изображение: личный архив Марата Высоцкого
Сейчас я его прохожу и параллельно смотрю бесплатные уроки на YouTube. Кроме того, чтобы глубже погрузиться в возможности программы, я начал самостоятельно изучать Python — чем больше ты понимаешь в коде, тем больше контроля ты получаешь над визуалом.
А ещё я недавно был на воркшопе, где нас учили управлять графикой с помощью жестов. То есть ты сидишь перед ноутбуком, камера ловит движение твоей руки, и визуал на экране начинает меняться. Это просто магия какая-то.
Я бы очень хотел развиваться в этом направлении. Правда, для этой профессии пока нет устоявшегося названия. Кто-то называет такого эксперта видеоинженером, кто-то — техническим специалистом по визуальным инсталляциям. Но суть примерно одна: это человек, который помогает воплощать визуальные идеи в реальность.
Мне близка именно эта роль — быть частью команды, которая может сделать даже самую сумасшедшую идею технически возможной. Когда после кропотливого труда твой проект запускается, а ты стоишь за кулисами и знаешь, что ты тоже причастен к этому чуду.
— Здорово, что ты проникся такой любовью к своему делу! При этом у тебя ведь ещё много увлечений: ты также учился саунд-дизайну, электронной музыке, монтажу… Что бы ты сказал людям, которые боятся пробовать себя в разном, потому что думают, что это «несерьёзно» и так они будут «распыляться»?
— Я тоже сталкивался с этим страхом, когда только-только начал называть себя моушн-дизайнером и отправлял портфолио всюду, куда мог. Помню, как-то скинул его подруге, которая работает в агентстве. У меня тогда толком не было проектов, и поэтому я запихнул в портфолио вообще всё, что вспомнил, — монтаж, анимацию, рисунки, сделанные в Illustrator. Хотел показать, что умею разное.
И тогда она мне сказала: «Слушай, нам нужен узкий эксперт. От твоего портфолио есть ощущение распылённости». Меня это немного задело. Потому что я с самого начала хотел быть как раз таким мультифункциональным специалистом: работать и с видео, и с графикой, и со звуком. Мне это казалось силой — уметь всё и ничем не ограничиваться.
Вообще я заметил, что мои интересы действительно как будто всё время вращаются по кругу. Увлекаюсь 3D — потом переключаюсь на музыку, потом — на генеративную графику, потом — на нейросети или рисование. А потом снова возвращаюсь к началу, но уже на новом уровне — с багажом из всех предыдущих увлечений. Получается, что это уже не просто смена интересов, а развитие по спирали.
Каждое новое увлечение даёт импульс к изучению и лучшему пониманию другого.
Например, когда я проходил курс по саунд-дизайну, я поучаствовал в творческой лаборатории GameBox. Там я попробовал себя в роли саунд-дизайнера. Это был очень крутой опыт: за месяц с ребятами собрали игру. Они отвечали за механику и визуал, а я — за звуковое сопровождение. Я написал саундтрек, сделал озвучку — от звуков шагов до музыкальной темы для главного меню.
Мне очень запомнилось, как потом наши проекты смотрели и комментировали на защите. Включают меню — и сразу моя музыка. Грозная, атмосферная. И кто-то из жюри говорит: «О, уже с первых секунд чувствуется нужный вайб». Это было очень приятно.
Так что я всегда открыт к разным ролям. Если где-то нужен звук, музыка — я с радостью подключусь. Вот, например, я скоро пойду на интересный воркшоп, где буду через программирование в PlugData трансформировать вибрации в аудио и создавать собственные аудиоперфомансы.
Да и вообще я всё больше убеждаюсь, что самое эффективное — это совмещать. Если тебе интересны музыка, 2D- и 3D-графика — сделай музыкальный клип, где объединишь всё это вместе. И тогда каждый твой навык будет не просто жить сам по себе, а работать в связке, усиливая другие и создавая что-то по-настоящему целостное и живое.