«Мою цифровую одежду можно примерить в любой точке мира»: как дизайнер освоила Clo 3D
Ксения с детства любила моду, но долго считала, что это — не её. Всё изменилось, когда она освоила программу Clo 3D.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ксения Рубан
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Внедрила в работу навыки по цифровой моде и сделала её основным видом деятельности. Также опубликовала свой плащ на известной площадке виртуальной одежды Zero10.
Ксения рассказала:
- почему не всем подходит путь самоучки;
- что помогло ей победить прокрастинацию;
- как её первая работа попала на международную платформу цифровой одежды;
- как показала руководству, что Clo 3D — перспективный инструмент в сфере рекламы и маркетинга;
- о будущем цифровой моды в России.
«Это не игра, теперь я настоящий дизайнер»: путь от художки до графического дизайна
— Твой путь в дизайн и цифровую моду начался с искусства. Расскажи: как ты им увлеклась?
— В школе, как и многие дети, я ходила в художку, но всегда считала себя скорее теоретиком, исследователем, нежели практиком. Поэтому в университет поступила на факультет мировой культуры, а потом ещё и получила диплом по современному искусству.
Интерес к моде тоже возник уже в детстве. Маленькую меня так и манила швейная машинка, вот только мама меня к ней не подпускала, потому что я то ломала иглы, то портила вещи, которые пыталась перешить… Тогда и подумала, что дизайн одежды, наверное, не моё.
— А как ты перешла от мировой культуры к графическому дизайну?
— Я бы сказала, из практических соображений. В девятом классе я пришла к маме с заявлением: «Хочу стать художником». Она, как мудрый человек, поняла, что запрещать мне что-либо бесполезно, и пошла иным путём: показала, что есть более прикладные профессии, направила в искусство. И там я уже узнала о существовании такой сферы, как дизайн.
Свои первые фриланс-заказы взяла на первом курсе: дизайнила для студенческих мероприятий, для друзей. Задачи давались легко, ведь я хорошо рисовала, понимала, как работает композиция, имела вкус, насмотренность. Потом меня стали привлекать и к более серьёзным проектам.
В итоге после выпуска из университета я уже имела на руках внушительное портфолио и легко нашла постоянную работу в графическом дизайне. Хорошо помню свои мысли, когда мне принесли на подпись мой первый трудовой договор: «Ничего себе, я взрослая! Это не какая-то игра, теперь я настоящий дизайнер».
«Мода — это интересно, но не про меня»: как вспомнить детское увлечение и побороть страх перед новым
— Круто, что у тебя получилось найти работу по профилю! Как я поняла, про увлечение модой ты на долгое время забыла?
— Не совсем, я всегда интересовалась ей, но… скорее как сторонний наблюдатель. Смотрела показы иностранных дизайнеров, чьи фамилии не могла произнести, ходила на недели моды в Петербурге. Даже экспериментировала со своим гардеробом и постоянно искала новые интересные решения. И всё же продолжала думать: «Мода — это интересно, но не про меня».
Всё изменил, как это часто бывает, личностный кризис. А именно — всем знакомые мысли в три часа ночи, когда понимаешь, что хочешь большего и нуждаешься в переменах.
Мы даже обсуждали это с психологом: каждый раз, когда меня переполняют личные переживания, я начинаю учиться чему-то новому. История повторялась не раз: так было с курсами по креативному мышлению, по современному искусству, с другими краткосрочными программами… То же самое случилось и с модой.
Я случайно наткнулась на статью о цифровой моде и заинтересовалась. Начала искать информацию, читать про направление больше, а потом узнала о существовании такой программы, как Clo 3D, и о том, что ей можно обучиться.
Решилась на покупку курса легко, просто подумала: «Почему бы нет? Раз у меня не хватает усидчивости и терпения для „реального“ шитья, может, получится создать что-то прикольное в цифровом формате?»
К тому же роль ученика довольно безопасна: ты ещё не специалист и можешь позволить себе любые ошибки и недочёты. И даже если остаётся небольшой страх перед неизвестностью, его заглушает впечатление от новых знаний.
— Возможно, страх был меньше ещё и потому, что ты уже имела приличный опыт в творчестве?
— Честно говоря, не могу сказать, что бэкграунд графического дизайнера сильно помогал мне в учёбе 🙂
Мозгу ведь всё равно приходилось напрягаться и адаптироваться к специфике нового дела. Например, часто бывало, что после работы в Photoshop я переходила в Clo 3D и безуспешно пыталась отыскать там те же функции. Требовалось время, чтобы сориентироваться.
Лекции я тоже далеко не всегда усваивала с первого раза. И всё же не сдавалась и пересматривала их, пока не разберусь. Думаю, что любой сможет влиться в цифровую моду. Независимо от образования. Главное: разрешите себе чего-то не понимать и никогда не опускайте руки. И всё получится.
«Важнее всего — трезвый подход»: почему не стыдно проходить курс два года вместо трёх месяцев
— А как обстояли твои дела с домашками? Что помогало преодолевать сложности в практических заданиях?
— Мне кажется, помогала сама структура программы: курс был выстроен от общего к частному. Сначала нам объясняли базовые определения и алгоритмы работы с инструментами, а уже потом показывали, как применять их с конкретной одеждой или аксессуарами.
Когда я сама изучала Photoshop и Illustrator, то руководствовалась таким же принципом: через конкретные задачи (например, применение того или иного эффекта) накапливала опыт и закрепляла знания. В итоге у меня всё получилось, но сейчас я немного жалею, что осваивала те программы самостоятельно 🙂
Когда тебе объясняют всё и сразу, сильно экономишь своё время и энергию. Плюс всегда можно получить развёрнутую обратную связь от куратора или задать ему вопрос в чате. Кстати, часто выручают и одногруппники: мне мои на своих кейсах показывали, как справлялись с той или иной проблемой. Так что у меня никогда не возникало ощущения, будто я остаюсь один на один с какой-то сложной и нерешаемой задачей.
— Обучение — довольно долгий и сложный процесс, который не всем поддаётся во взрослом возрасте. Что помогало тебе поддерживать интерес к обучению и не терять мотивацию?
— Во-первых, я смотрела разные онлайн-лекции на тему цифровой моды и Clo 3D, даже когда забрасывала курс. Да, бывало и такое, что я совсем не хотела учиться, но обычно именно в этот момент мне на почту приходило письмо о том, что преподаватель скоро проведёт вебинар или прямой эфир, и интерес каким-то чудом заново просыпался. Думала: «Ладно, посмотрю, что там».
На одном из таких вебинаров, например, я узнала о платформе Zero10, где дизайнеры выкладывают свою цифровую одежду и любой желающий может её «примерить», отсканировав QR-код. В итоге я отправила туда один свой плащ — совершенно дикий, не «носибельный», но интересный и яркий. И как же я удивилась, когда вскоре мне ответили и сообщили, что добавили моё изделие в коллекцию сайта.
Одобрение от известной платформы сильно меня подстегнуло, дало силы двигаться дальше. Помню, я подумала: «Я ведь только учусь, а мою работу уже может „примерить“ человек из любой точки мира».
— А что помогало ещё?
— Второй источник мотивации — трезвый подход к обучению. Изначально мой интерес спал из-за того, что учёба затянулась: я думала, что пройду курс за три месяца, как написано на лендинге, а в итоге весь путь занял два года. Сперва я огорчилась этому факту, даже задавалась вопросом: «Ну почему у меня ничего не получается?»
На самом деле ответ был прост. Почему не получается? Да потому, что нужно быть реалистом и внедрять программу обучения в свой личный план, а не следовать абстрактным срокам.
В итоге я составила Excel-таблицу: посчитала, сколько времени мне потребуется на прохождение остатка курса, и умножила это число на два, чтобы учесть риски — возможные повторения и заминки. Потом села и стала думать: «А сколько времени я действительно готова выделять на обучение? Без сумасшедшей гонки и выгорания». Пришла к тому, что мой идеальный темп — четыре часа в неделю.
Сначала расстроилась, решив, что так ещё долго не окончу курс. Но в итоге остаток программы, распланированный по новой системе, прошла гораздо быстрее первого отрезка. Всё потому, что избавилась от чувства вины и нереалистичных планов, которые и провоцировали прокрастинацию.
«Виртуальный гардероб может быть любым, даже самым безумным»: как внедрить цифровую моду в рекламу
— А расскажи, пожалуйста, подробнее про виртуальный плащ, опубликованный на Zero10. Как ты работала над ним? Как проходила отбор?
— Действовала довольно интуитивно. На самом деле в начале обучения я не создавала ничего, кроме изделий в рамках практических работ. А потом подумала: «Ксюша, вот ты всё что-то изучаешь-изучаешь, а может, уже и сама придумаешь что-то?» И вот собрала проект с нуля: нашла референсы на Pinterest, нарисовала эскизы, выбрала подходящий и адаптировала в Clo 3D.
Хотела создать что-то необычное, невообразимое в типичном гардеробе. Так и появился плащ для «городских джунглей»: тигровый принт, угловатые рваные плечи, которые никогда бы не держались на реальной вещи. В общем, совершенно «неносибельный» в реальной жизни.
Сделала и забыла. А потом, когда услышала про Zero10 на вебинаре и зашла на сайт компании, осознала, что цифровая мода радикально отличается от реальной. Всё-таки когда мы открываем сайт любого настоящего магазина одежды, то в первую очередь оцениваем понравившуюся вещь практически: из чего она сделана, куда мы будем её надевать, с чем сочетать. Но в виртуальном мире всё иначе!
VR-гардероб может быть любым: ярким, броским, безумным. Как раз как мой плащ. Вот я и решила рискнуть: отправила свою работу на платформу и, хоть на тот момент она ещё не была доведена до идеала, её взяли.
— По-моему, очень круто для первого проекта! Публиковала ли ты что-то ещё после этого?
— Нет, но этот опыт убедил меня в том, что мне действительно нравится цифровая мода и я хочу заниматься ей на практике. Я начала рассказывать коллегам о виртуальной одежде, о технологиях её создания, о Clo 3D, предлагала, как можно внедрить её в работу нашего агентства… Но креативный директор лишь отмахивался: «Да-да, очень интересно, попробуем как-нибудь потом».
Всё изменилось, когда я стала активно развивать свой блог: публиковать в соцсетях находки с курса, делиться новостями о цифровой моде, постить свои работы. Коллеги, кто был на меня подписан, со временем стали предлагать мне задачи, связанные с одеждой и модой.
— И во что это вылилось?
— В итоге мы стали использовать Clo 3D для того, чтобы придумывать и показывать клиентам концепции — коллекций мерча, например. Это сильно повысило качество работы: если раньше мы пользовались чужими лекалами и картинками, то теперь можем самостоятельно создать вещь, учитывая все необходимые нам характеристики.
Так, недавно мы придумали два образа для клиента из киберспорта: тематические костюмы для промоперсонала. Я с нуля отрисовала образы, защитила их перед клиентом, и мы отшили костюмы по моим идеям. И вот недавно их уже надели реальные люди на мероприятии.
Невероятное чувство: видеть, как настоящий человек ходит в том, что ты только недавно нарисовал.
— Круто, что полученные знания получилось внедрить в реальную работу!
— Да, мы даже открыли новый отдел, полностью посвящённый мерчу: на самом деле многие клиенты приходят с запросом на создание своих брендированных вещей.
И если обычно большинство останавливается на том, что просто закупает базовые футболки или худи и наносит на них логотип компании, то мы предлагаем совсем другой уровень: небанальные дизайны, уникальный крой, пошив с нуля. Как говорит моя руководительница Наташа Эйс: «Мы именно про фэшен, ребята».
— Вот это да! А что ещё изменилось в работе агентства с внедрением новых технологий?
— Клиенты стали быстрее говорить «да» нашим концептам. Всё-таки теперь они видят модели в объёме и с самых разных ракурсов. Понимают, как будет лежать ткань и будут выглядеть текстуры. Это вам не шаблон из Photoshop. Конечно, такая услуга стоит дороже. Но это не отпугивает тех, кто любит всё необычное и готов рискнуть.
— А какую обратную связь получаешь от руководства?
— Мне очень повезло: моя руководитель не консервативна и очень свободно принимает всё новое. Управляющие агентством — тоже драйвовые ребята, нередко сами приходят с безумными идеями. Мы в такие моменты всегда переглядываемся и отвечаем: «А давайте попробуем!»
Мне кажется, посыл «А давайте попробуем!» очень важен в любом творчестве, даже если это творчество в рамках бизнеса.
Плюс большое преимущество Clo 3D состоит ещё и в том, что не нужно тратить много денег и сил на логистику, отшив пробных образцов. Всё можно протестировать на экране. Почти никакие ресурсы, кроме интеллектуальных и временных, не затрачиваются.
«Где они, края возможностей? Видимо, их и не существовало никогда»: о будущем цифровой моды в России
— Ксения, как ты видишь своё будущее: полностью уйдёшь в моду или продолжишь реализовываться в агентстве, задействуя новые знания?
— Пока мне интересно в агентстве, здесь много крутых и новых для меня задач. Иногда они вызывают страх. Иногда накрывает синдром самозванца: «Ну вот, сейчас все и узнают, что я ничего не понимаю в моде, кроме слов „лекало“ и „крой“». Но в итоге всегда побеждает любопытство: «И всё же, а что из этого выйдет?»
Агентство — благодатная почва для того, чтобы и дальше развиваться в цифровой моде. Здесь множество крутых специалистов, которые всегда помогут реализовать любые, даже самые сумасшедшие идеи.
Путь одинокого воина сложен, страшен и далеко не для всех. Зачем тратить годы на то, чтобы в одиночку реализовывать крупные проекты, если рядом уже есть люди, принимающие твои творческие идеи и готовые помочь?
— Кстати, про синдром самозванца: как ты теперь отгоняешь мысли про то, что мода — это не твоё?
— Однажды я прочла крутую фразу: «Если ты ещё не художник, играй в художника».
Когда я работаю, то часто представляю маленькую Ксюшу, которая опять пришла к маме в мастерскую, чтобы придумать наряд для своей куклы. Пока мама шьёт, она собирает упавшие на пол куски ткани, пуговицы, молнии, пытается что-то из них мастерить. Сейчас мне 28, но я занимаюсь, по сути, тем же самым: делаю наряды для куколок, правда, уже для настоящих 🙂
Мы все играем, и синдром самозванца, возможно, ещё не раз ко мне вернётся. Но я не думаю, что страх — это всегда плохо. Иногда он позволяет почувствовать себя живым: вот, ты опять чего-то боишься, но всё равно набираешься смелости и делаешь шаг в неизвестность. Это же здорово!
— Идти дальше, несмотря на страх, — отличное жизненное кредо! Какие инструменты или навыки в ближайшее время ещё планируешь освоить?
— Я уже разобралась, как строятся концепции в современном искусстве, дизайне и рекламе. Теперь хочу понять, как они работают в моде. Думаю, это сильно поможет мне в работе.
А ещё хочу научиться адаптировать цифровую одежду для AR — это отличный способ внедрить бренд в виртуальный или даже реальный мир. Так, многие марки одежды заходят на игровую онлайн-платформу Roblox и дают игрокам возможность «примерить» свои вещи, купить какие-то новые классные скины.
Или, например, бренды могут рассмотреть такой вариант: в онлайн-режиме «накладывать» виртуальную одежду на ведущих матчей или других трансляций и таким образом рекламировать свои коллекции.
— А каким ты видишь будущее цифровой моды конкретно в России?
— Думаю, не стоит мыслить в пределах государственных границ. И даже языка. Сегодня люди разного происхождения разбросаны по всему свету, но это не мешает им работать вместе и объединяться. Особенно в том, что касается создания визуала.
Та же Zero10 базируется в США, но половина её штата — русскоговорящие. Вот и возникает вопрос: «А где они, края возможностей? Видимо, их и не существовало никогда».