Дизайн
#истории

«Неважно, на кого ты учился, главное — от чего тебе хорошо»: история дизайнера Ксении

Ксения оставила работу в сфере декоративно-прикладного искусства и нашла себя в цифровом дизайне. Теперь работает и растёт внутри Skillbox.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ксения Акулова

Россия, Санкт-Петербург


Пройденные курсы

«Дизайн мобильных приложений» (сейчас «Профессия Веб-дизайнер»)


Достижения

Прошла стажировку в дизайн-отделе Skillbox и устроилась в штат. Занимается дизайн-сопровождением курсов.


ссылки


Ксения рассказала:

  • пригодилось ли ей художественное образование в обучении дизайну мобильных приложений;
  • почему решилась не неоплачиваемую стажировку в Skillbox и не пожалела;
  • что помогало не опустить руки при затяжном поиске работы;
  • какие креативные задачи берёт на себя на работе;
  • почему никогда не поздно поменять специализацию.

«Я упёрлась в потолок в профессии»: как художник-керамист решила заняться дизайном

— Ксения, поделись: как развивалась твоя карьера до обучения дизайну?

— По образованию я художник и керамист — окончила СПБГУ по направлению «Декоративно-прикладное искусство». Однако в итоге с керамикой работала мало — мне попросту не хватало средств на аренду студии, покупку оборудования и материалов. Поэтому я переключилась на покраску брошек и ушла в наём — устроилась в две разные мастерские.

Позже через друзей мне подвернулась возможность заняться изготовлением пластиковых масок. Эта была интересная ремесленная работа с весёлым коллективом. Правда, без простора для творчества. К тому же были и другие минусы.

— Какие?

— Во-первых, в один момент я упёрлась в карьерный потолок. Теоретически я бы могла занять в компании управляющую должность, но у её владельцев тогда просто не было финансов на такое развитие. Во-вторых, само производство было довольно вредным. Ну и в-третьих, как я сказала выше, мне хотелось творческой реализации.

Со временем минусы становились всё более очевидными, и однажды я окончательно решила, что должна сменить направление. На тот момент у меня уже был куплен онлайн-курс по дизайну мобильных приложений, но учёба шла тяжело — я так уставала на работе, что в свободное время хотела только отдыхать, а совсем не учиться.

Спасибо моему молодому человеку: в тот непростой момент он поддержал меня и предложил оставить работу, чтобы полностью сосредоточиться на обучении. Так я и поступила.

— А почему ты выбрала именно дизайн мобильных приложений?

— На самом деле я наткнулась на рекламу этого курса ещё после окончания университета и вот, как-то заинтересовалась. Мне понравилось, что профессия предполагала не просто «рисование красивых картинок», но и проектирование пользовательского опыта — создание удобного продукта на основе реальных предпочтений аудитории.

К тому же в то время очень активно развивались мобильные приложения и игры. У меня даже была своя любимая игра Two dots. Мне в ней нравилось абсолютно всё: интерфейс, иллюстрации, анимации — и вот мне захотелось стать причастной к созданию чего-то похожего.

«Иногда я переделывала задание по несколько раз»: о плюсах и минусах художественного бэкграунда

— Наверное, после увольнения обучение пошло быстрее?

— Конечно, но мне всё равно казалось, что я двигаюсь медленно. Почти каждая новая тема или задание вызывали у меня трудности. В итоге в попытках разобраться во всём до мелочей я просто закапывалась в материал и не могла остановиться.

Мне хотелось продумать всё максимально детально, чтобы точно добиться красивого результата — иногда из-за этого я подолгу сидела над одним заданием и могла даже несколько раз переделать его.

Бывало, мне, наконец, нравился результат моей работы, а потом я возвращалась к ней свежим взглядом и… снова находила недочёты и переделывала 🙂 Выйти из этого замкнутого круга помогла обратная связь и поддержка от куратора.

— А творческий бэкграунд и высшее художественное образование помогали тебе в обучении?

— Безусловно: понимание законов композиции и общая насмотренность позволяли мне сразу создавать приятные глазу картинки с верными пропорциями, отступами, шрифтами.

Правда, иногда художественное видение, наоборот, мешало: я могла сделать миллион макетов одного и того же проекта в разных цветовых гаммах и с немного разной композицией, а потом испытывать трудности с выбором финального варианта. Честно говоря, до сих пор не могу избавиться от этой привычки.

Однако важно, что в профессии дизайнера мобильных приложений меня изначально привлекла именно исследовательская часть — на неё мой прошлый опыт не сильно влиял, но при этом мне очень нравилось проводить интервью, структурировать ответы в табличках, анализировать. Хоть всё это и было для меня в новинку.

Перед обучением я проходила разные тесты на профориентацию, и все они показывали, что у меня очень хорошо развита логика — это необходимый навык в UX/UI.

— Я знаю, что многим дизайнерам с художественным прошлым поначалу не поддаются графические редакторы, поскольку эти инструменты им очень непривычны. У тебя была такая проблема?

— Нет, ещё в детстве я сама освоила Photoshop и потом много раз к нему возвращалась: иногда брала задачи по графическому дизайну — например, сделать логотип. А ещё как-то проходила курс по векторной иллюстрации, где познакомилась с Illustrator, и тоже пользовалась им для фриланс-заказов. В общем, с программами я всегда дружила.

— А почему ты не осталась в иллюстрации? Кажется, многие художники выбирают именно её как альтернативный способ онлайн-заработка.

— У меня никогда не получалось брать сюжеты из головы и придумывать, как будет выглядеть тот или иной персонаж. Плюс при выборе профессии я, конечно, обращала пристальное внимание на зарплату. Так вот, в дизайне мобильных приложений и веб-дизайне она была гораздо выше, чем в иллюстрации. По крайней мере, тогда и по моим наблюдениям.

Размышляла так: зачем только рисовать, если можно и рисовать, и исследовать и получать за это значительно больше? В общем, о карьере в иллюстрации я два года назад не думала. Зато — думаю теперь!

— Что изменилось?

— Однажды на работе, уже в Skillbox, мне подвернулась задача, где можно было порисовать. Арт-директор показал мне гайд по иллюстрациям и предложил, ориентируясь на документ, создать каких-нибудь персонажей.

Задача была необязательной, по желанию, и я тогда не стала пробовать, подумала: «Это ведь так долго!» А потом похожая задача прилетела во второй раз, и я наконец решилась. Получилось очень хорошо — арт-директор был в восторге.

После этого мне стали чаще давать похожие задачи: отрисовку лонгридов, учебных материалов. Сейчас больше всего удовольствия я получаю именно от такой работы, хотя она далеко не самая простая — нужно продумать концепцию, найти референсы и стилизовать иллюстрацию в соответствии с гайдом.

Но всё же основная часть моей работы сейчас — это оформление презентаций и методических материалов. Эти задачи делаются преимущественно по шаблонам и, к сожалению, не увлекают меня так сильно, как создание иллюстраций.

«Я думала, что ни на что не гожусь»: как найти работу после затяжного поиска и не опустить руки

— Ты нашла работу по профилю ещё во время учёбы на курсе. Как тебе это удалось?

— В один момент у меня просто закончились деньги, а жить на полном обеспечении у молодого человека мне было не очень комфортно. Несмотря на то что я ещё не окончила курс, решила, что имею уже достаточно навыков для стажировки или работы джуниором.

Искала работу в несколько подходов. Алгоритм выглядел примерно так: я откликалась на вакансии, получала отказы из-за недостатка опыта, набиралась его, пополняла портфолио и снова откликалась…

В итоге после нескольких безуспешных месяцев я написала специалистам Центра карьеры сообщение, буквально кричащее: «Срочно, спасайте меня, ничего не получается!»

Они посмотрели моё резюме и подсказали, как его можно улучшить. А ещё через какое-то время прислали письмо с предложением пройти неоплачиваемую стажировку в дизайн-команде Skillbox. Я сразу же согласилась.

— Неоплачиваемая стажировка без гарантий трудоустройства — что помогло решиться на такой рискованный шаг?

— Всё просто. Решила так: даже если меня не возьмут в штат, мои шансы на успешное трудоустройство после стажировки точно сильно возрастут. Всё-таки крупная компания, известный бренд. Вдобавок я понимала, что смогу пополнить своё портфолио яркими работами.

— Было сложно влиться во все внутрикорпоративные дизайн-процессы?

— Нет, старшие дизайнеры всегда детально объясняли любые непонятные моменты. К тому же программа стажировки была очень грамотно выстроена: каждую неделю мы делали одну задачу. Например, сначала пять дней оформляли только методические материалы, потом — только презентации.

Все работы стажёров старшие дизайнеры подробно разбирали, оставляли комментарии, правки и, конечно, похвалу.

Атмосфера внутри команды была очень дружелюбной: организаторы стажировки делали всё, чтобы мы по-настоящему чувствовали себя частью коллектива. Например, на еженедельных созвонах мы обсуждали не только текущие задачи, но и в целом процессы в компании, корпоративную культуру.

Каждый знал: можно не стесняться и задавать любой вопрос — ответ придёт подробный и почти моментальный.

— В итоге после стажировки тебя позвали в штат. Как это произошло?

— Меня, кстати, взяли не сразу. Сначала пригласили другого стажёра — мою тёзку Ксюшу. Кураторы сказали, что довольны нашей работой одинаково, но поскольку Ксюша ходила в московский офис, а я выполняла задачи на удалёнке, отдали предпочтение ей.

Я не сильно расстроилась: у меня появилась новая строчка в резюме и рекомендательное письмо — наконец я была готова к новому витку в поиске работы. И на этот раз всё сложилось удачно: вскоре меня пригласили в стартап, где я в тандеме с ещё одним дизайнером выполняла разнообразные креативные задачи и по-настоящему кайфовала. Вот только обещанной зарплаты так и не дождалась и поэтому быстро ушла из проекта.

Расстроенная, я поделилась случившейся со мной ситуацией с арт-директором из Skillbox — после стажировки мы продолжали с ним общаться, и иногда я просила у него фидбэк на свои работы. Он мне посочувствовал и подбодрил, а спустя месяц написал, что в компании появилась вакансия, на которую меня готовы пригласить. Так я и попала в штат.

— Сейчас ты спокойно об этом рассказываешь, но звучит так, будто то время было сложным для тебя: отказы, нестабильность… Что помогло не сдаться?

— Мне и правда было очень тяжело и плохо в тот период. Я ругала себя и думала, что ни на что не гожусь, что только зря потратила время и деньги на учёбу. Как ни странно, меня поддержал отдых.

Я обожаю путешествия и активный отдых. Вот и тогда мы с молодым человеком постоянно выбирались куда-то на природу и изучали новые места. Это здорово помогало мне переключаться и учиться смотреть на вещи под другим углом.

Постепенно в мыслях я пришла к тому, что никогда и ничто не бывает зря.

Новые знание априори не могут быть «ненужной тратой времени»: если человек потратил время на освоение какого-то навыка, постарался, то это точно возымеет свой эффект. Просто нужно набраться терпения, упорства и попробовать снова.

«Я до сих пор каждый день делаю что-то новое»: о поисках себя и развитии в профессии

— Как ты осваивалась в новой для себя роли? И сильно ли этот процесс отличался от стажировки?

— Пожалуй, главное отличие — количество задач и их разнообразие. В остальном — достаточно спокойно. Конечно, у меня ушло определённое время на то, чтобы «закрыть» трёхмесячный перерыв и заново влиться во все процессы в Skillbox, ознакомиться с новыми гайдами. Но на всём пути я чувствовала поддержку: первые месяцы все мои задачи отсматривали коллеги — они подсказывали, что и где нужно исправить, объясняли почему.

Постепенно мне начали доверять новые задачи. Например, попросили подготовить 15 постеров для оформления четвёртого этажа московского офиса Skillbox. Очень интересный опыт, благодаря которому мне удалось поработать с новыми людьми из компании, с которыми я прежде никогда не взаимодействовала.

Ещё одна нестандартная, но полюбившаяся мне задача — это вертикальный шаблон для рассылки в WhatsApp. Помню, делая его, подумала: «Ну наконец-то мне пригодятся полученные навыки по работе с мобильными приложениями!»

— И вот ты в компании уже два года. Не чувствуешь иногда день сурка — когда кажется, что делаешь задачу, которую до этого уже выполняла миллион раз? Те же презентации или учебные материалы?

— Нет, дизайн не стоит на месте, даже шаблоны нужно регулярно обновлять, ведь визуал в них попросту устаревает. Так что я до сих пор каждый день делаю что-то новое. И это не всегда просто: только разберёшься в одном, выдохнешь, как тебе дают новую задачу, и к ней тоже нужно приноровиться.

— Что помогает не выгореть в таком режиме?

— Наши задачи, как правило, короткие. То есть ты быстро выполняешь одну, получаешь обратную связь и просто идёшь дальше, если всё в порядке. Постоянное переключение на самом деле действует благотворно.

Если же в проекте что-то нужно исправить, но ты не понимаешь как — всегда можно обратиться за советом к арт-директору.

Вот так постепенно, при поддержке старших коллег ты учишься и прокачиваешься в навыках — это тоже мотивирует и поддерживает. А ещё не выгорать помогает то, что ты не только работаешь, но и продолжаешь жить свою жизнь: встречаться с друзьями, заниматься хобби, отдыхать.

— Получается, сегодня почти все твои задачи связаны с графическим дизайном (оформление презентаций, учебных материалов) и лишь изредка — с UX/UI, на который ты училась. Не жалеешь, что так сложилось?

— Не жалею, хотя иногда, конечно, могу задуматься — не упустила ли я каких-то крутых возможностей в своей карьере. Но в такие моменты всегда напоминаю себе, что, во-первых, никогда не поздно попробовать ещё раз. А во-вторых — что, вероятно, мои мечты и представления о работе дизайнера мобильных приложений иллюзорны — я не могу знать наверняка.

Всё-таки одно дело в рамках курса самой придумать идею для приложения, провести анализ и оформить его. Без ограничений в задумках, деньгах и времени. И совсем другое — сделать всё то же самое в компании по строгому ТЗ, в короткие сроки.

— Какие в таком случае у тебя сейчас мысли о развитии своей дизайн-карьеры?

— Сейчас меня больше всего тянет к иллюстрации, потому что я соскучилась по рисованию. Полгода назад у меня даже был созвон с арт-директором, на котором я поделилась с ним своими мыслями — мол, как же так, училась работать с продуктом и всегда хотела развиваться в этом направлении, а сейчас больше всего кайфую от создания картинок и графики.

Он успокоил меня, сказав, что пробовать разные вещи — это абсолютно нормально. И что, если я захочу, в свободное от текущих задач время могу предложить помощь в проектах других команд, чтобы точно понять, что мне нравится, а что — нет.

Ксения в месте силы — на Ладожских шхерах
Фото: личный архив Ксении Акуловой

Так что, думаю, самое главное — всегда прислушиваться к себе, понимать свои сильные стороны и развивать их. Не придумывать искусственных ограничений. Неважно, на кого ты учился, главное — от чего тебе сейчас хорошо.

Научитесь: Профессия Веб-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована