«Наконец я ощущаю ценность своей работы»: как проектировщик стал дизайнером интерьеров
Илья устал от рутинных задач в проектировании и освоил профессию дизайнера интерьеров. Теперь — берёт коммерческие заказы и развивает экспертный блог.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Илья Исай
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Освоил профессию дизайнера интерьеров всего за полгода и почти сразу после обучения получил свой первый коммерческий заказ.
Илья рассказал:
- как синдром самозванца мешал ему достигнуть успеха;
- что помогло ему освоить сложную дизайн-программу;
- с помощью каких хитростей он смог в небольшой однушке разместить много мебели и техники;
- о необычных темах своего экспертного блога;
- за что особенно любит профессию дизайнера.
«Мне 34, больше нет времени откладывать»: о желании учиться на дизайнера интерьеров
— Илья, уже год вы совмещаете две работы — проектировщика и дизайнера интерьеров. Поделитесь, как так вышло?
— Проектированию я посвятил целых 10 лет своей жизни. И, честно говоря, за этот срок успел изрядно подустать от профессии. Всё-таки её нельзя назвать увлекательной: каждый день я выполняю одни и те же задачи, меняется только тип локаций. Изучаю объект, смотрю СНиП, подвожу чертежи к официальным стандартам. И по новой. Реализовать свой творческий потенциал в такой монотонной работе практически невозможно.
Но это полбеды. Самое обидное, что подготовленным мною документом никто и не пользуется, он нужен скорее для соблюдения формальности. Разве что один раз откроют на этапе экспертизы, а потом на долгие годы убирают в шкаф. Даже на стройке в него не смотрят. Получается, моя рабочая деятельность практически бессмысленна. Этот факт сильно огорчает и морально давит на меня.
— Представляю, как это тяжело психологически. И как же у вас появилась мысль перейти в дизайн интерьеров?
— Вообще, параллельно основной работе я увлекался музыкой и надеялся, что именно она однажды начнёт приносить мне доход. Но, увы, не сложилось, и поэтому пришлось искать другой путь. Остановился на интерьерном дизайне, так как несколько раз уже пересекался с этой сферой — делал ремонт в квартирах, и всегда с большим удовольствием выбирал материалы, мебель, обои, продумывал детали.
К тому же в детстве я очень любил работать руками и строить: вместе с дедушкой мы мастерили вещи, делали поделки, я даже помогал ему чинить разные предметы. И пускай всё это напрямую не связано с дизайном интерьеров, для себя я увидел что-то общее.
— Вы молодец, что после одной неудачи продолжили искать любимое дело дальше и не опустили рук. Что мотивировало вас? Кроме желания уйти с нелюбимой работы.
— Меня мотивировал мой возраст. Объясню. В большей степени моя музыкальная карьера не сложилась из-за синдрома самозванца, который я испытывал долгие годы. Я не решался заявить о себе, боялся, что недостаточно образован, не могу называться профессионалом. И это при том, что посвятил музыке почти 20 лет.
Когда ты молод, у тебя есть время на переживания, раздумья, сомнения. А теперь, когда мне 34, я чувствую, что этого времени у меня нет. Я больше не могу позволить себе опускать руки и оттягивать выбор. По этой причине я и купил курс по дизайну интерьеров и поставил себе цель пройти его как можно быстрее.
«Я начал проходить курс 1 января»: об учёбе и мотивации
— Итак, вы поставили себе цели и приобрели программу. Каким был старт обучения?
— Курс я купил под Новый год. Так рвался поскорее начать, что уже 1 января открыл вступительную лекцию. Урок был посвящён колористике: в качестве домашнего задания просили нарисовать цветовые круги. Я был так воодушевлён, что уже хотел бежать за красками… пока не вспомнил, что 1 января все магазины закрыты 🙂 Пришлось подождать пару дней.
— Учиться, когда все отдыхают, — вот это да! А что из курса запомнилось вам больше всего?
— Мне невероятно понравились лекции Виктора Дембовского. Он вёл колористику, историю дизайна и архитектуры и очень интересно и вместе с тем понятно подавал материал. Я настолько вдохновился, что даже посетил несколько его открытых лекций в Москве.
— А с какими сложностями в процессе учёбы сталкивались? К чему будущим студентам нужно быть готовым?
— Лично мне долго не поддавалась программа 3ds Max. И это с учётом того, что я не новичок в подобных продуктах: в своё время самостоятельно освоил Photoshop и парочку других программ. Обычно все они похожи друг на друга: хватает получаса, чтобы понять, какая кнопка за что отвечает, и всё — ты владеешь инструментом! Но с 3ds Max не так, там внутри всё как-то сложно устроено. Первое время у меня просто кипел мозг, но со временем я всё же разобрался.
Что могу посоветовать относительно 3ds Max: не полагайтесь на себя, не пытайтесь разобраться методом тыка. Лучше прослушайте все лекции, повторяя каждое действие за спикером. Так вы быстрее и плавнее вникнете в логику программы.
— Вы прошли курс за полгода. Как вам удавалось совмещать такую большую и интенсивную учебную нагрузку с основной работой?
— Просто убрал все выходные из своей жизни 🙂
Я и сейчас продолжаю жить в таком темпе: только сейчас совмещаю работу проектировщиком не с учёбой, а с дизайн-заказами на фрилансе. В свободное время от одной работы — делаю другую. Да, бывает тяжело, но пока мне всё нравится.
— И не выгораете, живя в таком режиме? Ведь нужно же иногда перезагружаться, откуда-то брать силы…
— Сейчас мне придаёт сил мощное внутреннее стремление: хочу как можно скорее добиться поставленных целей. А именно — сменить профессию и повысить доход. Прогресс на пути к этим целям есть, я его вижу и чувствую. Например, вот уже год, как я беру заказы по оформлению интерьера и получаю за них дополнительные деньги. Когда достигну определённого уровня заработка на фрилансе, уйду с основной работы и, наверное, верну в свою жизнь выходные.
«Сперва получал отказ за отказом, а потом мне повезло!»: о клиентах и интересных проектах
— Пожалуйста, расскажите: каким был ваш первый коммерческий заказ?
— Я получил его спустя несколько месяцев после окончания курса. Как было дело: сразу после защиты диплома я стал активно писать в дизайн-студии. Сперва отправлял портфолио только в те, что мне нравились, но ответа не получал. Тогда перестал быть избирательным и просто писал всем, кого находил. И всё равно получал отказ за отказом. Но не сдавался — откликался как помощник к индивидуальным дизайнерам и… всё равно безуспешно.
И вдруг однажды мне повезло! Знакомые купили однокомнатную квартиру и попросили поработать над её дизайном. Площадь квартиры была небольшой, около 40 метров, а разместить в ней предстояло много чего габаритного — всё-таки жить там собирались двое взрослых, подросток и собака.
Так и вышло, что в первом же заказе я столкнулся со сложными, но очень интересными задачами. Вдобавок через несколько дней после того, как я приступил к дизайн-проекту квартиры знакомых, мне всё-таки ответила одна девушка-дизайнер и предложила взять у неё проект. Согласился.
— Расскажите подробнее про проект однокомнатной квартиры. Как вы решили проблему нехватки места?
— Знакомые сразу сказали, что ужиматься они не хотят и попросили вместить полноразмерную мебель: посудомойку, кровать (а не диван-матрас, который обычно ставят в маленьких квартирах), гардеробную. Более того: оставить немного свободного места, чтобы было удобно ходить.
Сперва задача казалась невыполнимой. Я предпринимал много попыток воплотить их ожидания в жизнь, но вначале ничего не получалось. Места не хватало настолько, что на первых планировках мы даже думали переместить стиральную машину из ванной в прихожую.
— И какое же решение в итоге нашли?
— Мы:
- Убрали лишние стены и вместо них поставили шкафы «спинами» друг к другу до потолка.
Получилось так, будто в прихожей стоит шкаф, а на кухне — ещё один. Что между ними нет стены — догадаться трудно. Зато за счёт сноса стены мы выиграли несколько квадратных метров.
- Отказались от стола и заменили его полубарной стойкой.
- Использовали шкаф-кровать 🙂
— Как вы искали свои следующие заказы?
— Сначала клиенты приходили от знакомых, по сарафанному радио. А потом я переехал в Подмосковье и подписался на местные сообщества в соцсетях. В них я размещал объявления с предложением своих услуг, готовые визуализации, рассказывал о себе. Вскоре этот метод сработал. Так, сейчас я оформляю этаж загородного дома как раз для участников одной из этих групп.
А ещё взял в работу проект в другой стране. Буду участвовать в создании студии звукозаписи премиум-класса. Возможно, даже поеду для этого в Восточную Европу!
«Меня ни разу не просили показать диплом о высшем образовании»: о ведении блога и особенностях профессии
— На вашей страничке в запрещённой соцсети, помимо изображений ваших проектов, можно найти много полезных материалов о дизайне: вы пишете про интерьерные находки, даёте советы по декору и рассказываете об известных личностях в сфере. Почему решили сделать свой аккаунт образовательным?
— Во-первых, всё это безумно интересно мне самому! Во-вторых, в процессе подготовки полезной публикации, изучения источников я и сам узнаю много нового о сфере дизайна, её истории и развиваюсь как профессионал.
Наконец, конечно, не скрою, что за счёт образовательных постов стараюсь развивать свою страницу: набирать аудиторию и привлекать потенциальных клиентов. Просто выкладывать картинки своих работ — скучно и неинтересно, я за разнообразие.
У меня даже есть дневник с заметками для будущих публикаций. Каждый раз, когда приходит идея, записываю её туда. Причём стараюсь отдавать предпочтение уникальным и узким темам, о которых мало говорят.
— Кто из современных дизайнеров вас больше всего вдохновляет?
— Обожаю Анну Эрман, у неё свой, уникальный и не похожий ни на чей другой стиль. Ещё мне нравится то, что делают Сергей Трегубов, Алла Куница, Ариана Ахмад, Доротея Мейлихзон (её интерьеры тоже неповторимы, сразу узнаёшь из сотни). В предметном дизайне наблюдаю за проектами Дмитрия Логинова.
— Давайте обсудим частые стереотипы о профессии. Например, считается, что дизайнеру необходимо профильное высшее образование…
— Считаю, что это неправда. Сегодня онлайн-курсы по качеству ничем не уступают вузам, а в чём-то даже удобнее: открыл компьютер и занимайся. Более того: за год работы ни один клиент даже не спросил, где я обучался профессии. Всем важно портфолио и проекты в нём, а не корочка.
Работы дизайнера говорят о нём больше, чем диплом об образовании.
— К следующему стереотипу: до сих пор бытует мнение, что профессия дизайнера — женская, ведь связана с красотой. Что думаете на этот счёт?
— Лично я никогда такого не слышал, но, когда посещал тематические дизайнерские мероприятия, и правда замечал, что девушек в зале намного больше, чем молодых людей. Иногда я вообще был единственным мужчиной в помещении. Получается, доля правды в этом есть.
И всё же я думаю, это сухая статистика и стечение обстоятельств, которые на работу и выбор клиента никак не влияют. Всё-таки заказчик в первую очередь смотрит на авторский стиль дизайнера, а не на его пол.
— За год работы в интерьерном дизайне какие минусы в профессии вы для себя выделили?
— Интерьерный дизайн учит мириться с правками клиента и не воспринимать их лично, пускай ты и не всегда с ними согласен (а зачастую вообще считаешь, что они убивают классную идею). Но это даже не минус, а так, скорее наблюдение.
Или, например, многие клиенты изначально не готовы к ярким цветам и экспериментам, предпочитают нейтральность. Из-за этого начинающему дизайнеру сложно собрать разнообразное портфолио. К счастью, с такими проектами я столкнулся лишь в самом начале своего пути, сейчас уже приходят заказчики посмелее.
— А теперь, напоследок, о плюсах. За что больше всего вы любите свою новую профессию?
— В дизайне интерьера я могу потрогать свою идею руками. Увидеть, как наброски оживают. Наконец, я вижу результат своей работы, ощущаю её ценность. А не работаю «в стол», как это постоянно происходит в проектировании.
Бесценное чувство — увидеть, как твой дизайн обрёл физическую форму, прикоснуться к нему и сказать себе: «Илья, ты такой молодец!»