«Я любила рассматривать иллюстрации в детских книгах, а теперь создаю их сама»: путь Галии
Галия получила престижное образование и много лет работала инженером в крупной нефтяной компании. Но в душе желала совсем другого — стать художником.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Галия Файзуллина
Россия, Уфа
Пройденные курсы
Достижения
Вернулась к детской мечте и теперь готовится к выпуску книги со своими иллюстрациями.
Галия рассказала:
- почему, уйдя в декрет из нефтяной компании, она больше не захотела в неё возвращаться;
- какие полезные навыки приобрела на курсе по коммерческой иллюстрации;
- как бесповоротно влюбилась в книжную иллюстрацию и попала в соответствующий проект;
- как дети вдохновляют её при создании персонажей.
«Взгляды на жизнь менялись, неизменной оставалась любовь к рисованию»: о выборе профессии
— Галия, вы ведь пришли в профессию иллюстратора совсем не из творческой сферы?
— Верно! Я окончила нефтяной университет, а затем работала ведущим инженером в крупной нефтяной компании. В 2018 году ушла в декрет, а когда дети подросли и пришло время возвращаться на работу, поняла, что продолжать свой путь в нефтяной отрасли уже не хочу.
— Пропал интерес?
— Да, а ещё меня перестал устраивать жёсткий график работы.
В новой роли мамы приоритеты меняются: понимаешь, что хочешь больше времени проводить с детьми. Не просто быть рядом, а вовлекаться, активно участвовать в их жизни. Не пропускать их детство. На всё это нужен ресурс. Согласитесь, работа в офисе, да ещё и в нефтяной компании, совсем не располагает к перечисленному — никакой гибкости.
— А ещё, наверное, постоянный стресс?
— Именно. Я в нём жила. И даже приходя домой, не могла нормально отдохнуть: рабочие проблемы тянулись за мной из офиса и по вечерам и в выходные я часто их решала.
— Как получилось, что однажды вы решили попробовать себя именно в иллюстрации?
— Думая об идеальной работе, я представляла ту, что не выжимает все соки, а приносит радость и пищу для творчества. И однажды поняла, что именно рисование для меня всегда было как раз таким занятием.
Я рисовала с детства и даже ходила в художественную школу. В юности мечтала о творческой работе, но профессионально заняться иллюстрацией так и не решилась. Хотя за время учёбы в институте не раз порывалась сменить сферу деятельности и попробовать что-то новое.
В общем, когда передо мной вновь встал вопрос, каким делом заняться, если не возвращаться в нефтяную отрасль, — выбор новой профессии оказался очевиден 🙂
— Вы упомянули, что не решались уйти в творчество на протяжении многих лет. Что вам мешало?
— Не хватало уверенности в себе. Правильным казалось выучиться на «престижную» профессию, получить востребованную специальность — чтобы точно иметь стабильный доход и не сидеть без работы. Помню, думала: «Разве творческая сфера может мне всё это дать? То ли дело нефтяная отрасль!»
Но с годами мои взгляды и приоритеты поменялись. Ответственность за детей придала внутренней устойчивости. Сейчас я смотрю на всё совсем по-другому и понимаю, что желание рисовать — то, что в моей жизни всегда оставалось неизменным.
«Готовая иллюстрация должна побуждать клиента к действию»: об учёбе и об оформлении рабочей страницы
— Вы учились в художественной школе, а значит, рисовать уже умели. С какой целью в таком случае шли на курс?
— Художественная школа дала мне академическое образование с упором на графику и живопись. А на курсе мы не только изучали теорию рисунка и основы композиции, но и учились работать в графических редакторах. И главное — разбирались в том, как грамотно коммерциализировать свои навыки и презентовать себя.
— Коммерциализировать навыки? Для чего это нужно?
— Дело в том, что у живописи и коммерческой иллюстрации изначально разные цели: живопись работает на себя, а коммерческая иллюстрация — на бизнес и рынок, она должна продавать товар.
И поэтому подходы к обучению тоже различаются: мы, допустим, особое внимание посвящали не технике рисунка, а созданию иллюстраций под конкретные задачи. Например, отрисовывали рекламу для танцевальной студии.
Спорт ассоциируется с активностью и хорошим настроением, летом и молодостью. Поэтому готовая иллюстрация должна одним только видом побуждать клиента к действию — в данном случае к спортивным занятиям. При этом всём нам также требовалось придерживаться ТЗ, где прописывалось, что иллюстрации должны быть минималистичными, необъёмными.
И вот в рамках обучения нам как раз объясняли, как использовать цвет и композицию, опираясь на поставленную задачу, как в плоском изображении передать динамику. Мы подбирали цветовые схемы и делали карту ассоциаций, майндмэп, чтобы легче развивать свою креативную идею.
— Вы также сказали, что вас, иллюстраторов, учили грамотно презентовать себя. Пожалуйста, расскажите подробнее: как именно это происходило?
— Мы создавали и наполняли свои странички на Behance — международной платформе для иллюстраторов и графических дизайнеров, где специалисты размещают свои работы, собирают портфолио и изучают чужие проекты в поисках вдохновения.
Нашей задачей было оформить все свои учебные проекты в кейсы. Причём не просто сделать это визуально интересно, но и подумать над текстовым наполнением — историей создания, объяснением деталей.
Куратор давал свои комментарии: объяснял, какие работы стоит включать, а какие нет, на что стоит делать упор в описаниях, а в какие тонкости лучше не погружаться. В общем, подсказывал, как добиться того, чтобы зрители увлеклись нашим кейсом, а не просто пролистали картинки и пошли дальше.
— Поделитесь одним из секретов: как сделать свою рабочую страничку интереснее?
— Можно показывать весь процесс создания работы от начала и до конца: то есть включать в кейс не только итог, но и референсы, начальные эскизы. Людям всегда интересно смотреть на формат «до — после» и изучать, как развивалась и видоизменялась идея.
— А если говорить о курсе в целом: какое задание запомнилось вам больше всего?
— Сложно выделить что-то одно. Во-первых, мне в целом очень понравился подход к обучению — то, что кураторы часто не принимали работу с первого раза, а возвращали её с большим количеством правок. Я всегда воспринимала это как знак, что всё в порядке, — значит, нас здесь действительно хотят чему-то научить.
А ещё мне сильно понравился весь блок, посвящённый книжной иллюстрации. Я, как мама, много читающая своим детям, конечно, интересуюсь детской литературой.
Иллюстрации к детским книжкам — это моя отдельная любовь. Я обожаю перелистывать страницы и рассматривать картинки — тёплые, красочные, мечтательные!
И конечно, мне особенно интересно разобраться в творческих решениях художника и автора: подумать, почему этот персонаж изображён так, а не иначе, почему выбран тот, а не иной цвет.
— И много подобных размышлений возникало у вас, пока вы листали детские книжки, но ещё не учились на иллюстратора?
— Очень! Вот, например, меня всегда озадачивало: почему порою иллюстрации занимают несколько разворотов, забирая на себя всё основное внимание читателя, а иногда, наоборот, лишь неброско сопровождают текст.
Возникали вопросы: от чего это зависит? По каким принципам продумывается вёрстка? Как рождается стиль иллюстраций? Как достичь гармонии между текстом и картинками? В рамках курса мы как раз и разбирались во всём этом вместе со спикерами и кураторами — на примере различных книжных разворотов.
Так что блок по книжной иллюстрации стал для меня, пожалуй, самым увлекательным: я с большим удовольствием слушала каждую лекцию, а потом, вдохновлённая, спешила скорее выполнить практическую работу — подготовить книжную иллюстрацию для реальной детской книжки.
«Дети — главное вдохновение. С них легко рисовать характерных персонажей»: о создании детской книги
— Галия, у вас двое детей. Как вам удавалось совмещать заботу о них с обучением на курсе?
— Не буду врать: с большим трудом. Училась я очень медленно и, к сожалению, не могла заниматься ежедневно. А без регулярности мотивация теряется — это известный факт. И у меня действительно было так.
Особенно я расстраивалась, когда из-за перерывов мне приходилось переслушивать одну и ту же тему несколько раз — просто потому, что за прошедшее время я просто забывала все тонкости…
Настоящим спасением для меня стал детский сад. Когда дети наконец в него пошли, я перестала пропускать занятия. И начала действительно учиться с удовольствием.
— Вы много говорили о книжной иллюстрации и, насколько я знаю, именно с этим направлением планируете связать свои ближайшие профессиональные планы…
— Да, всё именно так. У меня есть подруга, которая пишет замечательные детские рассказы. Она планирует выпустить их сборник и предложила мне стать для него иллюстратором. Сейчас я нахожусь на этапе разработки эскизов персонажей.
Книгу планируем издать небольшим тиражом — чтобы разослать по редакциям и посмотреть на обратную связь.
— Желаю вам успехов! А как проходит процесс работы над персонажами, о котором вы упомянули? Кто решает, как они будут выглядеть: вы или автор?
— Первым делом мы ищем референсы. Это скорее моя зона ответственности. Я стараюсь подбирать отличные друг от друга примеры — разные по технике исполнения, по цветовой палитре, по динамике. Потом мы с подругой обсуждаем и оставляем то, что нравится нам обеим. Ну и, конечно, советуемся с близкими.
— Раз уж вы работаете именно над детской книгой, не могу не спросить: ваши дети как-то участвуют в процессе создания рисунков?
— Иногда я показываю им эскизы и они голосуют — какой вариант понравился им больше остальных. Вообще, они помогают мне не только косвенно, но и самым прямым путём: дети — это моё главное вдохновение!
Все дети полны эмоций, они буквально искрятся ими, они не умеют и никогда не скрывают своё настроение и живут в своих чувствах по-настоящему, на полную: смеются, плачут, озорничают. Поэтому с них очень легко рисовать характерных, живых персонажей.
Кроме того, именно благодаря своим детям я познакомилась со множеством прекрасных детских книг с красивыми иллюстрациями — так что не могу жаловаться на недостаток референсов. Мне всегда есть куда заглянуть и чем вдохновиться.
— А когда уже можно будет увидеть книгу с вашими иллюстрациями в свободном доступе?
— Пока сложно сказать: ещё как минимум месяца два мы точно будем активно работать. Всё-таки хочется сделать качественно, а опыта пока не так много. Кроме того, параллельно я планирую развивать свой блог о живописи и иллюстрации, на работу над которым тоже потребуется время. Ну, и двоих маленьких детей никто не отменял 😃
— Понимаю! И всё же спрошу: какие ещё профессиональные цели вы ставите перед собой, помимо вышеперечисленных?
— Работать в найме я точно больше не хочу, поэтому ещё нахожусь в раздумьях по поводу своего будущего карьерного пути. Сейчас, вдобавок к иллюстрации, в спокойном темпе изучаю графический дизайн как дополнительный полезный навык.
Я не спешу сейчас же найти работу: к счастью, в этом нет острой потребности.
Главное осознание, которое я вынесла из курса и за которое ему очень благодарна: в любом возрасте и с любым опытом можно освоить новое дело. На самом деле взять и кардинально сменить профессию — не сложно и не страшно.
Вернуться к детской мечте и исполнить её можно всегда. И это не выдумка. Это действительно так.