«Эта работа не надоедает»: как певец и блогер Фариз Мамедов стал дизайнером интерьеров
Фариз участвовал в шоу «Хочу к Меладзе» и много гастролировал, потом работал на телевидении и обучал вокалу. А теперь — создаёт невероятные интерьеры.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Фариз Мамедов
Казахстан, Алма-Ата
Пройденные курсы
Достижения
Стал востребованным дизайнером интерьеров и теперь развивает свой бизнес в этой сфере.
Фариз рассказал:
- как в 16 лет ворвался в шоу-бизнес, а потом стал обучать вокалу;
- как ремонт вдохновил его на ведение интерьерного блога и получение новой профессии;
- зачем дизайнеру интерьеров путешествовать;
- о роли музыки в своей жизни и планах на будущее;
- почему не стоит за один раз пытаться полностью закончить интерьер.
Я встаю в 8:00 и весь день провожу в разъездах. Домой со строек возвращаюсь после 21:00 и только тогда позволяю себе не отвечать на бесконечные звонки и сообщения. Наконец я спокойно… нет, не отдыхаю, а работаю: черчу планировки для новых проектов, листаю журналы, подбираю детали. Спать ложусь далеко за полночь. Но мне нравится такая жизнь!
«Едва окончив школу, отправился покорять Москву и шоу-бизнес»: как всё начиналось
До 16 лет я жил с родителями в Казахстане, в городе Семей. Окончив школу, уехал в Москву на съёмки музыкального телепроекта «Хочу к Меладзе». Ох и интересное время было!
После проекта вернулся в родной город, но понял, что мне там тесно. Тогда переехал в Алма-Ату и продолжил свою музыкальную карьеру вместе с группой, сформировавшейся на телепроекте. Мы гастролировали по России, Украине, Беларуси и Казахстану.
Несмотря на интенсивный гастрольный график, каким-то образом я ухитрился поступить в вуз, МГУП, на журфак. В то время я как раз подумывал о карьере телеведущего. Учился заочно: дважды в год летал из Алма-Аты в Москву на учёбу и экзамены. Было непросто, но свой диплом я всё-таки получил.
К моменту выпуска музыкальную группу мы уже распустили, и я преподавал вокал детям и взрослым. Делал это вместе со своим педагогом, которая в своё время и вдохновила меня на участие в телепроекте. Параллельно пробовал работать журналистом на разных каналах, но в итоге с журналистикой не сложилось — перспективы были туманны, а заработки нестабильны.
«Я просто делал ремонт и рассказывал о нём в блоге»: как возникла идея о новой профессии
Долгое время я вёл блог в соцсетях, а ещё ютуб-канал, где со времён «Хочу к Меладзе» у меня оставалась довольно активная аудитория. Рассказывал подписчикам обо всём, что было для меня важно, — о книгах, интересных событиях в жизни и даже собаках.
А потом появилась идея выпускать ролики об интерьерных переделках. В Казахстане тогда как раз никто не снимал дизайнерские рум-туры, а мне этот жанр очень нравился: сидишь, ужинаешь, и на твоих глазах квартира или комната преображается до неузнаваемости.
Небольшой интерьерный опыт у меня был — мы с друзьями часто жили на съёмных квартирах и постоянно что-то перекрашивали, реставрировали и ремонтировали. Но тут… как раз для моего блога подоспела первая серьёзная задача: мои родители планировали переезд в Алма-Ату, в новую квартиру, где из готового были только потолки и стены.
Мне предстояло превратить квартиру в новостройке в удобное жильё — быстро и недорого. Пришлось погрузиться в тему — разобраться в ценах, материалах, ремонтных работах. Я стал делиться своими открытиями и ходом ремонта в блоге и на ютуб-канале. Наконец, мне пригодился опыт работы на телевидении и журналистское образование — я писал сценарии рум-туров и режиссировал их. Аудитория стала расти, а я всё больше углублялся в дизайн интерьеров.
Смущало одно — подписчики задавали мне вопросы, просили совета: «Как грамотно спланировать пространство? Где купить мебель? Какой цвет лучше выбрать?» Вроде бы вопросы как вопросы. Почему не ответить? Но мой внутренний критик твердил: «Ты музыкант и журналист, но ни разу не дизайнер. Что ты в этом понимаешь? У тебя нет образования и опыта».
«Я был „мистер-многозадачность“»: о первых шагах в дизайне
«Нет соответствующего образования? Значит, надо его получить», — решил я и стал искать программы по дизайну интерьеров. Традиционное образование не рассматривал — мало практики, много воды да и слишком долго. Из вариантов онлайн-обучения больше других меня привлёк курс от Skillbox. Его наполнение максимально соответствовало моим целям.
Взял пробный доступ и убедился, что программа действительно мне подходит: мне очень понравился подход и лектор, Катя Юдина из Legko.com. Однако обучение стоило недёшево, и я какое-то время размышлял, разумно ли брать ещё один кредит (я уже выплачивал ипотеку). Меня мучили вопросы и сомнения: «А не блажь ли это? А вдруг всё это мне не пригодится — только время и деньги потрачу? Смогу ли я монетизировать своё увлечение дизайном интерьеров?»
Помню, на дворе стояла осень, я сидел на скамейке в парке в перерывах между уроками вокала, взвешивал все за и против, звонил маме — посоветоваться. В итоге принял решение, что курс мне нужен, и купил его.
В то время я был просто «мистер-многозадачность»: работал, учился, вёл довольно популярный в Казахстане блог и канал на YouTube. Мне сами писали люди с просьбами попасть ко мне в выпуск и рассказать об их интерьере. А параллельно этому, на учёбе, на каждом уроке я узнавал что-то новое и находил теоретические подтверждения тому, что я и так интуитивно чувствовал. Процесс невероятно мотивировал.
Вскоре после старта обучения меня пригласили поработать с контентом в Legko.com. Обязанности не были напрямую связаны с дизайном, но давали возможность изнутри узнать, как работают большие дизайн-бюро. Я побывал в офисе компании в Москве, понаблюдал за процессами, удивился огромному количеству образцов. Там я почувствовал, что двигаюсь в верном направлении. К тому же благодаря первой профильной работе я окупил стоимость обучения.
«Я сразу согласился на сложный проект»: о первых созданных интерьерах
Почти сразу после начала обучения мне также стали поступать первые запросы на проекты. Я был поражён, ведь нигде не анонсировал свои услуги, лишь рассказывал в блоге, что учусь. А люди писали — они просили взять их заказы, говорили комплименты моему видению и дизайн-проекту квартиры родителей.
Именно тогда я понял, что вкладываться в образование — лучшее решение. Как бы ни смущала стоимость обучения на первых порах, в итоге ты обязательно получишь свои дивиденды.
Параллельно учёбе я вёл несколько проектов. Первый получил от знакомого. Тот помогал людям купить жильё и обустроить его — вот и нанимал специалистов. Требования там были довольно просты и ясны. А вот второй проект был невероятно сложным: требовалось объединить две квартиры в сталинке 1930-х годов в одну большую. Для меня, совсем зелёного дизайнера, это стало настоящим вызовом!
Я сомневался, соглашаться или нет, даже спросил совета в студенческом чате Skillbox. Многие меня отговаривали, ссылаясь на то, что «слишком сложно и рискованно». Но я решил: раз уж мне выпала такая возможность, отказываться нельзя. И я справился, несмотря на все трудности. Даже впервые обращался в жилищную инспекцию и сам получал разрешение на объединение квартир и создание проёмов в капитальных конструкциях.
А потом проекты только добавлялись и добавлялись: ко мне обратилась близкая подруга, купившая квартиру, затем мне заказали дизайн-проект большого двухэтажного дома. И так пошло-поехало.
Я на всё соглашался — вот такой я смелый человек. Благо ночи были длинными и я всё успевал 🙂 Зато сразу мог применить на реальной задаче то, что проходил на курсе.
«Я всё принимаю близко к сердцу»: о сложных заказчиках и большой ответственности
В начале моей дизайн-карьеры мне очень везло с клиентами. Мы легко находили общий язык, и я уже стал думать, что так будет всегда: не работа, а праздник! Но, конечно, как бы не так. Впоследствии ситуации происходили разные: было и недопонимание, и незаконченные по разным причинам проекты (не нашли бригаду, не осталось финансирования).
Заказчики и ответственные специалисты бывают разные — учусь с этим мириться. С кем-то находишь общий язык мгновенно, с кем-то нужно время, а с кем-то понимание просто невозможно, и лучше не пытаться его искать. «Все люди разные, и это нормально» — говорю я сейчас… после терапии с психологом 🙂
А если серьёзно: я принимаю всё в работе слишком близко к сердцу и ничего не могу с этим поделать. Бывает, не сплю ночами и переживаю, что разочаровал клиента или не смог оправдать его ожиданий, даже если объективно эти ожидания были оторваны от реальности и никакого отношения ко мне не имели.
Если какая-то ошибка происходит по моей вине или кого-либо из моей команды — из-за невнимательности, неопытности, да просто человеческого фактора, — я стараюсь как можно быстрее всё исправить и урегулировать, даже если потеряю в деньгах.
Бессмысленно что-то доказывать и бить себя кулаком в грудь. На мой взгляд, куда важнее сохранить хорошие отношения с людьми — заказчиком и строительной бригадой. Хочу, чтобы меня вспоминали добрым словом, а не русским матом.
«Дизайн-проект — не бухгалтерский отчёт»: о подходе к работе и стилях
Для меня новый проект на этапе реализации — что-то вроде куска глины для скульптора. Никогда не знаешь, что получится в итоге: в процессе постоянно что-то ваяешь, отсекаешь, добавляешь, меняешь. А потом приезжаешь на объект и думаешь: «Как красиво вышло, получилось, угадал!» Именно по этой причине я никогда не делаю 3D-визуализации сам: на них всё уже готово и видно, негде разбежаться фантазии.
Когда я берусь за новый проект, то сначала делаю планировочное решение и согласовываю его с заказчиком. А уже потом достаю планшет и начинаю рисовать, обложившись книгами, журналами, каталогами. Очень часто итоговый вариант дизайна интерьера сильно отличается от исходного эскиза. Я открыто говорю об этом клиентам и объясняю: «Только так мы сможем собрать интерьер именно под вас». Клиенты в основном относятся к такому подходу с пониманием, но иногда приходится и настоять.
Помню, как объяснял одной клиентке: «Вы же у меня не стандартный бухгалтерский отчёт заказали, а индивидуальный дизайн-проект. Я не мог вам сразу выдать готовое решение. Я же вас почти не знал». В нашем деле нет единственно правильных решений. Многое зависит от контекста, от личности заказчика.
Я не поклонник минимализма. Если меня попросят сделать минималистичный или строго классический проект, то я сразу откажусь и посоветую обратиться к кому-то другому. Я смотрю на некоторые интерьеры и понимаю, что всё это очень красиво, очень дорого, что дизайнер на этом хорошо заработал, но… что я бы так не сделал.
Квартиры в стиле минимализма почти всегда выглядят как совершенно нежилые помещения: кажется, что в них можно провести лишь пару дней, как в отеле. А я по натуре настоящий барахольщик! У меня и у родителей дома множество всяких ламп, свечей, зеркал — иногда даже по несколько штук разных форм на одной стене. И это для меня красиво, это радует глаз.
Я люблю скандинавские интерьеры, мне близок парижский стиль. Но я не люблю шаблонных решений. Люди мне говорят: «Мы хотим что-нибудь спокойненькое». Хорошо, я предлагаю спокойненькое, но с какими-то необычными деталями — красной линией через всю квартиру, синим потолком, розовыми молдингами или прикольными обоями (например, с аистами или лягушками) в монохромном санузле. Обычно заказчики в восторге. Они просто не знали, что так можно было — красиво, комфортно, ненавязчиво и не как у всех.
«Путешествия, книги, глянцевые журналы — вот мои источники вдохновения»
Вдохновить меня может всё что угодно — история, рассказанная клиентом, задача, которую он передо мной поставил, журналы, литература, путешествия… У меня дома огромное количество книг, я их привожу из каждой поездки. Во время работы передо мной всегда стоит стопка новых глянцевых журналов, которые теперь тоже приходится добывать за границей. Никакой Pinterest и цифровые версии не заменяют возможности посидеть и полистать глянец.
Также для вдохновения я люблю просто бродить по улицам городов, заходить в дома, магазины, библиотеки, смотреть, как живут обычные люди. А ещё за новыми идеями и вдохновением я езжу на выставки. В этом году, например, побывал на выставке скандинавского дизайна в Стокгольме и на Maison& Objet в Париже.
«Буду развивать бизнес, но и петь не перестану»: о работе и планах
Помню, когда я только запускал интерьерный блог и покупал курс в Skillbox, я думал, что в будущем это позволит мне давать консультации в соцсетях за условные пять тысяч рублей (скорее даже меньше) и уже со знанием дела снимать ролики о пяти лучших материалах для ванной. Но вот не прошло и трёх лет, а моё увлечение дизайном превратилось не только в работу, но и в бизнес. Я и представить не мог такого развития событий.
Первые два года я всё делал сам — от первого замера до последней подушки, привезённой на съёмку, но со временем работы становилось всё больше, а часов в сутках при этом не прибавлялось. Поэтому я начал привлекать других специалистов, и теперь над новыми проектами работает целая команда.
Например, недавно я принял на работу менеджера проектов. Она будет параллельно со мной заниматься надзорами. Другой сотрудник помогает с поставками и контролирует сборку мебели, третий — занимается чертежами, когда у меня случается завал. Периодически, если есть запрос от клиента, я привлекаю 3D-визуализатора.
Сам же — продолжаю решать все глобальные вопросы, касающиеся разработки концепций, основных чертежей, планировочных решений, подбора чистовых материалов. Моё бюро активно растёт и, уверен, продолжит развиваться. Помимо набора новых сотрудников, также хочу находить время для подготовки публикаций.
У меня много планов и амбиций. Чем больше достигаешь, тем больше возможностей видишь. Собираюсь брать всё более сложную и объёмную работу — как для жилой, так и для коммерческой недвижимости. Сейчас, например, мы делаем дом: причём занимаемся не только интерьером, но и переделываем фасад, перепридумываем окна. А ведь ещё год назад я бы побоялся даже думать о таком сложном архитектурном плане.
Помню, когда я занимался музыкой, то всё время думал: «А что я буду делать в 30, 40, 50 лет? Вряд ли ведь буду прыгать в обтягивающих рваных джинсах по сцене». С преподаванием то же самое: почему-то я не видел себя учителем музыки в 45 или 50 лет. А вот в сфере дизайна я точно нашёл себя и отчётливо представляю себя в этой профессии в любом возрасте.
Петь я не перестаю никогда. Это часть моей жизни. Мне хочется петь, когда мне грустно, мне хочется петь, когда мне радостно. Я постоянно пою в машине и когда я работаю. Но когда пение стало работой, рутиной, оно потеряло свой волшебный флёр. Сейчас он вернулся.
«Не пытайтесь сделать всё быстро»: универсальный совет по обустройству жилья
Во время ремонта худшее, что вы можете сделать, — распланировать всё заранее и закончить ремонт в определённый срок или уложиться в бюджет любой ценой. Знаете, как бывает: деньги закончились, а ремонт — нет. И люди начинают покупать абы что. Так не надо.
Мне близок скандинавский подход — когда делается спокойная, довольно нейтральная, но качественная база, тщательно продумывается свет. А потом, уже в процессе жизни — через полгода, год, пять — вы покупаете какие-то классные вещи, дополняющие этот интерьер. Привозите винтажную вазу с парижского блошиного рынка или ковёр из Турции, покупаете стол у ремесленника из глубинки или картину у уличного художника. Именно такие вещи создают уют, а не множество дорогих стандартных шкафов в кредит, в которых нет души.
Я стараюсь обращать внимание клиентов на эти моменты сразу. Например, показываю: здесь мы можем повесить светильник, сделанный в 1950-е годы известным дизайнером, но пока финансы ограничены, можно купить что-то нейтральное в «Леруа Мерлен». Только, прошу, ни в коем случае не китайскую подделку — она всегда выглядит безвкусно.
В моей первой квартире после ремонта вообще был только старый разбитый стол с «Авито», матрас и книжный шкаф (без него никак, у меня слишком много книг). Всё. И только потом, в течение полутора лет, я покупал мебель. Зато сейчас в квартире всё выглядит именно так, как мне нравится. Я бы ничего не стал в ней менять, а это — показатель для дизайнера.