«Мои работы попадали в Elle Decor»: как художница занялась дизайном интерьеров
Сотрудничество с дизайнерами вдохновило Елену получить знания в новой области. Теперь она реализует проекты, куда включает свои интерьерные картины.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Елена Умутбаева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Освоила новую профессию, удачно совместив её со своим творчеством. Подготовила интересный дизайн-проект для заказчика.
✅ Помощь
Елена рассказала:
- как от росписи одежды пришла к созданию картин и дизайну интерьеров;
- как художественное образование помогает ей в дизайне интерьеров;
- почему считает, что отходить от общепринятых канонов планировки — это нормально;
- зачем много разговаривать с заказчиком, даже если он «точно знает», чего хочет;
- как новые знания повлияли на её подход к творчеству.
«Одна из моих коллекций была представлена в Париже»: о творчестве и поиске себя
— Елена, когда ты впервые почувствовала тягу к творчеству?
— Ещё в детстве: я из семьи художников — мама и сестра постоянно рисовали. И я повторяла за ними — начинала с разукрашивания обоев и кукол фломастерами 🙂
Став взрослее, захотела связать жизнь с искусством уже всерьёз, но… семья выступила против, ссылаясь на то, что это неблагодарное и малооплачиваемое занятие. Поэтому я поступила в технический университет на менеджера.
После выпуска работала по специальности — в том числе управляющей в строительной компании, где много взаимодействовала с дизайнерами и занималась комплектацией объектов.
При этом творчество никогда не забрасывала — всегда продолжила рисовать и шить.
В один момент даже запустила своё дело и начала сотрудничать с ателье — создавала для них коллекции тканей с авторскими рисунками, имитирующими вышивки и аппликации. С этими работами мы даже выставлялись на международных конкурсах и выставках — одну коллекцию, например, представляли в Париже.
К слову, расписывала я не только ткани, но и одежду. Однажды даже выпустила небольшую коллекцию плащей с принтами ручной работы в ретростиле.
— Международные выставки, фешен-проекты… Как тебе удалось так раскрутить своё, на первый взгляд, небольшое дело?
— Каким-то специальным продвижением я не занималась — просто выкладывала свои работы в «Инстаграм»*. Тогда эта платформа только появилась и конкуренции на ней особо не было, поэтому популярность набирала легко.
Довольно быстро мои работы стали продаваться, а моё окружение пополнилось творческими людьми — дизайнерами одежды, с которыми мы потом запускали коллаборации.
Выпущенные изделия и коллекции продавались успешно в том числе потому, что были лимитированными.
Я сознательно не шла в массовое производство — хотела создавать что-то уникальное и избегать повторений.
Возможно, с коммерческой точки зрения это можно счесть ошибкой, но я и не стремилась заработать миллионы: всё-таки я всегда тяготела к искусству, а не к бизнесу.
— А как в твоей жизни появился дизайн интерьеров? И почему именно он, а не, например, иллюстрация или графдизайн, учитывая твою любовь к рисованию?
— Вообще, я всегда тяготела к современному искусству — ещё в университете начала писать картины. А после переезда в Москву даже открыла свою мастерскую и начала выставляться в галереях. Через них на меня и вышли дизайнеры интерьера, которые хотели задействовать мои работы как элементы декора.
Некоторые мои картины даже попали в Elle Decor. Например, чёрно-белая графичная серия картин для интерьеров Femina, на которую меня вдохновила модель и художница 1960-х Верушка.
Так я и попала в поле интерьерного дизайна. Постепенно появилось желание заняться им вплотную и изучить необходимые для работы программы — Archicad, SketchUp. Стала искать, где это можно сделать онлайн, и так наткнулась на курс для дизайнеров интерьера от Skillbox.
«Лучшие дизайнеры интерьеров — художники»: как художественный опыт помогает в профессии
— Хочу ещё раз уточнить: получается, и создание модных коллекций, и рисование, и обучение на дизайнера интерьеров ты совмещала с основной работой?
— Да! К моменту старта обучения я как раз работала в смежной сфере — менеджером в компании, занимавшейся дизайном мебели.
В целом работа была не очень творческой, но иногда меня всё-таки просили собрать коллажи или разработать планировки для клиентов — это мне нравилось.
Тем более постепенно, узнав о моём новом занятии, знакомые тоже стали спрашивать, не могу ли я подготовить для них чертежи. Так что первые небольшие проекты я получила уже во время обучения.
— Что ты чувствовала, выполняя задачи по новому профилю?
— С каждым разом я всё чётче убеждалась, что дизайн интерьеров — это моё. Мне очень нравится чертить в Archicad, работать с цветом, делать скетчи и визуализации.
Ещё один несомненный плюс новой профессии — то, что я могу предлагать клиентам свои картины для интерьеров.
В целом уже сейчас я строю концепции проектов именно вокруг своих полотен. Они минималистичные, в стиле ретро — именно такой подход в интерьере я и предпочитаю. Не люблю обилие декора, орнаментов.
— И всё же: многие художники выбирают для себя путь декораторов, а ты — дизайнера интерьеров. Почему?
— Масштаб больше. Декорирование — это маленькая часть интерьерного дизайна. Зачем останавливаться на ней, если можно поработать над проектом целиком?
— Ещё до обучения ты много работала с цветом и композицией. Что нового тебе удалось узнать на курсе, несмотря на такой внушительный художественный бэкграунд?
— В первую очередь я пошла на курс, чтобы освоить специализированные программы — тот же Archicad. Но в процессе узнала гораздо больше, чем планировала: погрузилась в историю интерьерного дизайна, изучила нюансы стилей, научилась лучше работать с композициями и планировками, а также делать качественные визуализации.
Дизайн интерьера, как и многие творческие профессии, — это сфера, где нужно постоянно учиться и набираться опыта.
На защите итоговой работы мне сказали важные слова на этот счёт: «В вашем проекте всё хорошо, но нужно продолжать развиваться». И я с этим полностью согласна. Важно не расслабляться и проще относиться к ошибкам, ведь они неотъемлемая часть профессионального роста.
— А какие ошибки ты допускала в ходе обучения?
— Вначале мне было крайне сложно делать ровные чертежи — всегда получалось на миллиметр больше или меньше. Просто я по жизни привыкла рисовать от руки и на глаз — никогда не пользовалась линейками. Но такой подход не годится для профессионального черчения, где точность очень важна.
Помогли практика и опыт: подготовив в программе чертежей сто, я наконец набила руку — ровные планировки и верные расстояния стали получаться уже на автомате. Также я начала использовать вспомогательные линии, что сильно упростило задачу.
Всё остальное в обучении давалось мне значительно легче, чем создание чертежей. Например, я довольно быстро освоила SketchUp. Наверное, потому, что работа в этой программе предполагает уже более привычную мне художественную и объёмную визуализацию.
— Как думаешь: ты бы так же легко освоила программы и не имея художественного опыта за плечами?
— Сложно сказать. Думаю, у меня бы точно не было такого искреннего интереса к процессу, будь я каким-нибудь технарём. Скорее всего, я бы тогда просто спокойно выполняла чертежи, не придумывая ничего лишнего. А так художник во мне всегда хочет предложить какое-то необычное решение.
Если ты художник по натуре, то тебя тянет на риск и эксперименты. Именно поэтому, как мне кажется, самые классные дизайнеры интерьеров — это в первую очередь художники.
Если интерьер сделан по шаблону, за него не зацепится глаз. А я твёрдо верю, что интерьер должен вызывать эмоции, а не только ощущаться уютно и минималистично.
«Нет хорошей или плохой планировки»: как творчески подходить к интерьерному дизайну
— Елена, как дизайнеру интерьеров тебе уже удалось воплотить в жизнь какие-то интересные проекты?
— Да, в качестве итоговой работы я разработала дизайн-проект для своего друга, который давно любит моё творчество. Он дал мне полную свободу в решениях с единственным условием — в интерьере отталкиваться от моих картин.
Конечно, были и другие вводные. Сама квартира — 50 квадратов, не очень большая, поэтому мне было важно детально продумать её функциональность и не забыть при этом про комфорт и уют. В итоге мы поменяли планировку: гостиную объединили с кухней, а вместо второго санузла сделали гардеробную.
Кстати, это планировочное решение вызвало критику на защите — эксперты посчитали, что в гардеробной не должно быть окна. Но я считаю, что всё очень субъективно.
Нет хорошей или плохой планировки, главное — видение дизайнера, согласованное с заказчиком. Если тот хочет гардеробную в санузле с небольшим окном, я не вижу в этом проблемы.
Концепция интерьера основывалась на японском минимализме: прямые линии, интересные, но не яркие цветовые сочетания, органично сочетающиеся с картинами. Например, именно под них мы подбирали тот же цвет плитки на кухне и молдингов, похожих на японские перегородки.
Особенное внимание уделили мягким переходам цвета на стенах — от холодного серого в прихожей к тёплым, желтоватым оттенкам в спальне. В итоге заказчик остался доволен, и сейчас проект уже реализуется.
— Ты вдохновлялась только своими картинами или использовала ещё какие-то референсы?
— Конкретно в этом проекте передо мной стояла задача обыграть свои картины. Если бы заказчик пришёл ко мне с другим запросом, я бы посмотрела его референсы или подобрала свои под его запрос.
Всё же обычно у клиента есть своё представление о том, чего ему хочется в дизайне. А дальше уже можно развивать этот образ с помощью искусства, чужих идей в журналах или экспериментов в библиотеке материалов «Практика», партнёре Skillbox. Я люблю заходить туда, делать мудборды и тренироваться.
Ещё одна рабочая стратегия — отталкиваться от цветовых сочетаний.
В первую очередь у заказчика стоит спросить, какие цвета ему нравятся. И дальше выстраивать вокруг этого концепцию — внедрять соответствующую краску для стен или выбирать несколько предметов мебели с нужными цветовыми акцентами.
Главное, на мой взгляд, — слышать заказчика, чувствовать его. Бывает даже, что он может говорить, что ему нужно «всё бежевое», но в действительности это не так. Потом окажется, что это просто навязанное представление о «красивом дизайне», а близко ему совсем другое.
— А как об этом узнать? Как разобраться в человеке?
— Нужно уметь найти к клиенту подход: выпить с ним чаю, пообщаться, узнать, какие фильмы он смотрит, какая музыка ему нравится, чем он живёт.
Дизайнер интерьеров, как психолог, должен уметь задавать правильные вопросы, чтобы понять, что действительно цепляет человека. Только разобравшись с этим, можно предложить действительно интересную идею, от которой заказчик загорится.
— Готова ли ты работать с заказчиком, чьё видение сильно отличается от твоего? Или всё-таки у клиента и дизайнера должен быть полный «мэтч»?
— Всё зависит от масштаба разногласий. Если взгляды заказчика и дизайнера полностью противоположны, наверное, лучше сотрудничество не начинать. Никто не должен идти против себя и своих убеждений.
«Новая профессия, новые эксперименты, новая жизнь»: как использовать вдохновение от новых знаний
— Елена, каким ты сейчас видишь своё будущее в дизайне интерьеров?
— Я хочу углубиться в эту сферу, не забрасывая при этом свои картины. Конечно, влиться в новую профессию без обширного опыта и поддержки коллег тяжело, поэтому я обратилась в Центр карьеры Skillbox, чтобы мне помогли найти работу или даже стажировку.
Мне уже предложили несколько вариантов, но они мне не подошли — например, для одной из вакансий требовалась международная банковская карта, которой у меня нет. Буду ждать следующих предложений — я бы очень хотела поработать в компании, ведь развиваться в одиночку сложно.
— А чем ты занята сейчас?
— Пока я активно работаю над составлением портфолио, тренируюсь в SketchUp, отправляю заявки на опен-коллы и параллельно дописываю большую картину.
В будущем мне было бы интересно оформлять коммерческие пространства — большие объекты с высокими потолками, где можно «разгуляться» и поиграть с выкраской и сложным декорированием. Я люблю масштаб везде: и в своих картинах, и в интерьере.
— Мы уже обсудили, как твоё творчество влияет на твоё видение и восприятие интерьера. А замечаешь ли ты обратный процесс? Изменился ли твой подход к рисованию с получением новых знаний по дизайну?
— Раньше я писала работы среднего формата, 50 на 40, и из нескольких картин создавала серию, связанную некой историей. Сейчас же я переключилась на большие полотна, от метра и более, где на одном холсте умещаю все сюжеты.
Также я заметила, что стала более щепетильно относиться к технике: раньше я могла написать картину за один вечер, а теперь уделяю одной работе недели и даже месяцы, внимательно прописывая все детали. Появилось и место для экспериментов: недавно я написала картину в непривычной для себя технике старых мастеров.
Возможно, на эти изменения повлияло не только обучение, но и возраст. Говорят, что после сорока у людей начинается новый этап: так произошло и у меня — новая профессия, новые эксперименты, новая жизнь.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».