«Без чего не может существовать сад? Без человека!»: история ландшафтного дизайнера Елены
Впервые Елена заинтересовалась ландшафтным дизайном, когда обустраивала свой дачный участок. Теперь же среди её заказчиков — крупные компании.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Елена Гурьева
Россия, Пушкино
Пройденные курсы
Достижения
Освоила профессию ландшафтного дизайнера и в составе команды Skillbox заняла второе место в конкурсе «Сады начинающих». Теперь берёт частные заказы: сейчас работает над проектом парка-отеля.
Елена рассказала:
- понимание каких наук необходимо ландшафтному дизайнеру;
- о необычных учебных практиках (о выезде на сыроварню и создании сада на ВДНХ!);
- почему нейросети никогда не заменят человека;
- правда ли, что с крупными компаниями работать легче, чем с индивидуальными заказчиками;
- как вести проекты вместе с мужем и не ссориться.
— Елена, у вас большой творческий опыт: вы успели поработать и в дизайне интерьеров, и в сфере моды. Почему решили освоить ещё и ландшафтное искусство?
— Смело могу сказать, что вся моя жизнь в целом связана с эстетикой: вдобавок к перечисленному я когда-то училась в художественной школе. Так что, кажется, с таким багажом за спиной рано или поздно я просто обязана была прийти к ландшафтному дизайну.
Впервые мысль перейти в эту сферу появилась, когда я обустраивала собственный дачный участок. В этом непростом деле мне помогал муж — дипломированный архитектор. Нам было так интересно и весело вместе проектировать территорию и придумывать, как её облагородить, что захотелось работать в паре и дальше — только уже над коммерческими заказами.
Забегая вперёд, скажу: коммерческих заказов у нас теперь и правда много, как и мечтали. Вот только свой дачный участок мы так и не доделали. Всё время уходит на рабочие проекты 🙂
Практика на сыроварне, многостраничные конспекты и борьба с нейросетями: из чего состоит обучение на ландшафтного дизайнера
— Не думали освоить профессию самостоятельно? Всё-таки благодаря работе в дизайне интерьеров и художественному бэкграунду вы уже умели создавать удобную среду, работать с цветом и светом, имели вкус и насмотренность.
— Действительно, мне было знакомо всё, что связано с художественной частью: колористика, работа с перспективой и формами. Но… ведь ландшафтный дизайн — это не только про визуал. Это целая наука, в рамках которой ты погружаешься в абсолютно разные сферы.
Здесь потребуются знания и по биологии, и по геодезии, и по инженерии. Придётся изучить виды и составы почв, климатические зоны, болезни растений. Узнать, как правильно выстраивать подземные коммуникации (трубопровод, кабельные линии), чтобы они не навредили кустам, деревьям и цветам на участке. И много-много чего ещё.
Поэтому, понимая всю серьёзность новой профессии, о самостоятельном обучении я даже не думала. Вместо этого приобрела курс. Теперь моя тетрадь полностью исписана конспектами, а в голове — целая библиотека знаний из разных сфер, полезных в ландшафтном дизайне!
— Вот это да! А когда у вас впервые появилась возможность использовать все накопившиеся знания на практике?
— Уже во время обучения. Нам давали много практических заданий, в том числе выездных.
Как-то раз, например, мы проходили практику на… сыроварне. С коровниками и всеми прочими атрибутами натурального хозяйства. Нас, студентов, разбили на команды и попросили за шесть часов придумать, как грамотно и красиво обустроить территорию. В итоге мы справились. Интересный, конечно, был день!
А ещё я принимала участие во многих внеучебных инициативах от Skillbox. Например, c другими студентками-ландшафтницами участвовала в фестивале ландшафтного искусства «Сады и люди», в конкурсе «Сады начинающих».
— Как звучало конкурсное задание?
— За несколько дней требовалось создать небольшую садовую инсталляцию на заданную тему (её мы получили за пару месяцев до самого конкурса). Всё, что было известно, помимо темы, — это размер участка: три на шесть метров. А вот список растений и все остальные детали нам уже озвучили в первый день фестиваля.
Мероприятие проходило в Москве, на ВДНХ. За день мы должны были спроектировать сад на местности, ещё за день — его посадить, и в третий — показать работу жюри. От Skillbox участвовали две команды. Наша называлась «Skillсад».
— Что входило в вашу домашнюю, «подготовительную» работу, если заранее вы знали только тему и размер участка?
— Продумывание общей концепции. Нашей темой было бабье лето. Конечно, сперва на ум приходили самые банальные ассоциации: жёлтые листья, осенний урожай. Но фестивальный сад не может быть стереотипным. Наоборот, он должен привлекать к себе взгляды, заинтересовывать.
Поэтому попытались рассмотреть тему с разных сторон, найти в ней что-то необычное и зацепиться за это. Два месяца обменивались идеями. Помню, сначала хотели показать осень как время мудрости. Всё-таки именно осенью люди переключаются с отдыха на учёбу: идут в школу, институт. Но… оказалось, что однажды подобный ландшафтный проект уже реализовывали.
Тогда решили взять современную и модную тему — нейросети. Сегодня многие дизайнеры боятся, что лишатся работы из-за искусственного интеллекта. Вот мы своим проектом и задали себе и публике вопрос: кто же в итоге победит, ИИ или человек?
Назвали наш проект «Нейросень». Разделили участок на условные две половины, где в одной части посадили цветущий летний сад, созданный человеком, а в другую половину поместили подобие нейросети в цветах осени. По задумке, она будто тянулась своими проводами-щупальцами к зелёным растениям.
— И кто же, на ваш взгляд, одержит победу: нейросеть или человек?
— В своей работе мы как раз ответили на этот вопрос. Земля, откуда растёт нейросеть, сухая и мёртвая, а цвета растений и цветов — неестественно яркие. Часть, за которую отвечает человек, наоборот — живая и зелёная. В ней есть душа.
Вероятно, в чём-то нейросеть действительно может облегчить работу того же ландшафтного дизайнера: задал ей алгоритм — и она за пару секунд выдала картинку. Ты взял её за референс и создал свой проект.
Однако… у нейросети нет чувств, нет индивидуального вкуса и взгляда на мир. Её идеи собирательны. А как мне кажется, любое искусство прежде всего нуждается в человеке и его душе. Люди ощущают друг друга на уровне эмоций, улавливают тонкие смыслы, недоступные машинам. Так что лично я не боюсь нейросетей и верю в то, что победит всё-таки человек.
— Звучит оптимистично! Возвращаясь к конкурсу: вы упомянули, что на посадку сада вам давался всего день. Каково это — выполнять работу в такие сжатые сроки?
— Я никаких трудностей не испытывала. Проблемы скорее возникли у моего мужа, который несколько дней подряд с утра до вечера сидел с детьми 😀
«Себе всех клиентов всё равно не заберёшь»: о конкуренции
— Конкурсный проект вы придумывали вместе с другими ландшафтными дизайнерами. Как находили общий язык? Всё-таки творческим людям зачастую непросто работать вместе.
— О да, организаторы рассказывали нам, что для многих этот конкурс стал настоящим испытанием на прочность. Всё-таки большинство команд набирается из не знакомых между собой людей: у каждого своё мнение, своё видение, каждый считает свои идеи самыми лучшими и не хочет уступать. Немудрено, что люди ругаются.
Но нам повезло. Внутри «Skillсада» за всё время работы не возникло ни одного конфликта, наоборот, мы постоянно хохотали как сумасшедшие. Смеялись без перерыва и не могли остановиться. В последний раз у меня такое было, наверное, лет в двенадцать 🙂
Больше скажу, мы с девочками поддерживаем общение и после фестиваля: обмениваемся полезной информацией о лучших питомниках и компаниях для покупки материалов. А с одной из моих однокурсниц и соратниц по конкурсу, Анной Забродской, даже начали совместный проект.
— Это здорово! А конкуренции между собой не боитесь?
— Наоборот, нам очень удобно работать вместе. Каждый выполняет свои задачи: Анна рисует эскизы, а я занимаюсь чертежами. И оплату делим соответственно рынку. Всё-таки в одиночку выполнять всю работу сразу трудно, ведь, помимо проектов, нужно ещё уделять время семье и другим личным делам.
Работа в паре с другим ландшафтным дизайнером оптимизирует рабочие процессы.
А что касается полезных ссылок и советов — ими совсем не жалко делиться с единомышленниками. Клиентов много, себе всех всё равно не заберёшь.
«Вести дела с крупными заказчиками проще»: о проектах и совместной работе с мужем-архитектором
— В начале нашего разговора вы сказали, что пошли на курс, чтобы однажды работать в паре с мужем-архитектором. Получилось ли осуществить задуманное?
— Конечно! Мой муж уже двадцать лет в профессии, поэтому, как только я получила ландшафтное образование, он сразу же начал привлекать меня к своим заказам.
В основном мы берём крупные и долгосрочные проекты. Например, сейчас работаем над созданием ландшафтного дизайна для ресторана-отеля с собственной пивоварней.
— Работать с крупными организациями сложнее, чем с частными заказчиками?
— Наоборот, с «гигантами» намного легче. Как бы странно это ни звучало на первый взгляд.
Дело в том, что при работе с индивидуальным заказчиком ландшафтному дизайнеру приходится не только выполнять поставленные перед ним задачи, но и выстраивать комфортное и доверительное общение: располагать к себе клиента, понимать, как и чем он живёт. Без этого фундамента проект вряд ли будет реализован.
Сотрудничая с крупными компаниями, дизайнер пропускает этап «налаживания отношений» и сразу приступает к работе, так как пожелания заказчика обычно передают посредники. Они и дают исполнителю техническое задание, согласовывают этапы.
— Продолжая тему деловых отношений, не могу не спросить: как вам с мужем удаётся работать бок о бок и при этом оставаться в хороших отношениях?
— Философский вопрос! Если говорить лишь о работе, помогает то, что, как и в случае с партнёром Анной, мы выполняем разные задачи. Он отвечает за техническую часть: архитектуру, электрику, водоснабжение. Я — за визуал. А ещё супруг зачастую подсказывает мне многие неочевидные моменты, так как опыта у него гораздо больше.
Если же отвечать на ваш вопрос более глобально, могу сказать следующее: секрет в том, что я вышла замуж за человека, которого могу назвать «своим». Я уважаю его, а он уважает меня. Если возникает конфликт (а без них не бывает), мы никогда не молчим. Выговариваемся, выслушиваем мнения друг друга и находим точки соприкосновения.
Мы никогда не пытаемся задеть друг друга, не идём на поводу у эмоций. Всегда помним, что перед нами личность — со своими взглядами, опытом. Это, на мой взгляд, ключ к любым прочным и долгосрочным отношениям. И я сейчас говорю не только о любви.
— На этой философской ноте хочется задать ещё один, возможно, тоже философский, вопрос: без чего, на ваш взгляд, не может существовать сад?
— Здесь отвечу кратко: без человека!