Дизайн
#истории

«Я скептически отношусь к вузам»: как в 18 лет стать главным дизайнером в компании

UX/UI-дизайнер Егор Жуков — о том, почему он не захотел идти в университет, о синдроме самозванца и о худших врагах дизайнера — рутине и конвейере.

Logo Greatheart / Greatheart / Tmoore / Сleanpng / Macrovector / Freepik / Meery Mary для Skillbox Media

Егор Жуков

Россия, г. Уфа


возраст

18 лет


Пройденные курсы


Достижения

Устроился на работу, ещё не пройдя курс, стал главным дизайнером в компании и за полгода сильно прокачался в профессии.


Егор рассказал:


Об отказе от высшего образования и отношениях с отцом, о плюсах и минусах онлайн-курсов

— Ты намеренно не стал получать высшее образование. Почему?

— Когда я учился в одиннадцатом классе, планировал поступить в университет, думал о дизайнерском факультете в родном городе Уфе. А уже в середине года осознал, что не хочу идти в вуз на факультет дизайна: чему меня там могут научить? Я отношусь к высшему дизайнерскому образованию скептически. Скорее всего, это будут общие знания о предмете, имеющие мало отношения к современной профессии. К тому же я не знал, смогу ли я совмещать учёбу в университете с работой, а идти куда-то работать с дипломом, но с нулевым опытом — плохая затея.

Я оканчивал школу в 2020 году, в разгар пандемии, и правила ЕГЭ чуть изменились: те, кто не собирался идти в университет, могли его и не сдавать.

Так что после выпускного я просто взял и забрал аттестат.

— Были планы на будущее вместо университета?

— Я знал, что хочу и буду учиться профессии дизайнера, но не знал, как и где. Заинтересовался графическим дизайном ещё в школе. В 2019 году я участвовал в разных проектах и даже поработал в полиграфии. А уже когда окончил школу, занялся сайтами. Представления о формировании интерфейсов у меня вообще не было: просто клепал сайты и в процессе учился.

Тогда же я столкнулся с первой проблемой: бесплатной информации всегда много. Но постепенно ты продвигаешься всё дальше и дальше и уже не уверен в её качестве. Осознав это, я решил пойти на платные курсы UX/UI-дизайна.

Фото: личный архив Егора Жукова

— Как родители отнеслись к твоему выбору?

— Я живу с отцом, и он с самого начала знал, что я не собираюсь получать высшее. Конечно, ему было непривычно — он даже несколько раз предлагал мне поступить хотя бы на заочку, просто ради диплома.

Я каждый раз отказывал ему, и вскоре отец сдался.

— Доверился твоему мнению?

— Да, у нас с ним вообще очень хорошие отношения. Поэтому поддержка у меня была, и уже летом я стал думать о том, к какой образовательной платформе подключиться: хотя их очень много, на слуху всегда был Skillbox — в том числе благодаря его продвижению разными блогерами.

Я принял участие в трёхдневном вебинаре Skillbox по UX и занял призовое место, давшее мне право на скидку. Правда, скидку я потерял, потому что не воспользовался ей сразу. Прошлой осенью я начал учиться на UX/UI-дизайнера. Курс я взял в рассрочку, и первые полгода за него платит платформа. Я пообещал себе, что за это время найду работу, чтобы заплатить остаток самостоятельно. Так и вышло.

Одна из работ Егора для Skillbox. Изображение предоставлено Егором Жуковым

— Сложно было учиться?

— Конкретно мне — нет: я пришёл в Skillbox с бэкграундом в графическом дизайне, уже рисовал на тот момент сайты, а потому не испытывал проблем с домашкой. Но мне видится, что этот курс по дизайну может быть чересчур тяжёлым для новичков. Иногда, смотря ролики, я ловил себя на мысли: начинающим слишком тяжело будет переварить эту информацию. Есть и другие минусы, но это скорее мелочи.

— Что, наоборот, произвело на тебя впечатление?

— Понравились, кстати, преподаватели. Конечно, от смены спикеров зависит восприятие материала — у них же разные способы подачи информации, и какой-то конкретно тебе может не подойти. Но в целом все они отличные. Ещё мне очень зашло комьюнити в Skillbox. У нас куча чатов: где-то обсуждаем UX/UI-курсы, где-то просто общаемся как дизайнеры. Хотя я не очень общительный человек, мне нравилось помогать тем, у кого возникали проблемы в обучении.

Тестовое задание для рекламного агентства. Изображение предоставлено Егором Жуковым

Просто супер, что в Skillbox тебе помогают с поиском работы. Когда я попросил помочь в этом спустя полгода после начала обучения, мне сразу назначили менеджера. Вместе мы составили план и стали готовить резюме. Ещё мне дали список Telegram-каналов с вакансиями — работу я, кстати, там и нашёл.

О работе в благотворительном фонде и синдроме самозванца

— То есть работать ты начал ещё до окончания курса?

— Да, всё верно: я пришёл в Skillbox в ноябре, и в мае меня уже позвали на собеседование. По сути, я прошёл курс на 50 процентов, просто в какой-то момент не осталось времени заниматься дальше. Надеюсь, когда я закрою текущие проекты, я смогу наконец окончить курс.

— Расскажи подробнее, как ты нашёл работу?

— Произошла интереснейшая история. Однажды я решил полистать чат с вакансиями и наткнулся на позицию, где надо было создавать анимационные баннеры для Москва-Сити. В этот момент я был не совсем трезв и от балды решил откликнуться — понимая, что не подхожу, потому что как минимум я не занимаюсь анимацией. Мне ответил менеджер компании: мол, привет, ты тут на вакансию откликнулся — давай пообщаемся.

Сначала я упёрся и сказал, что не подхожу им, но слово за слово, и мы уже разговариваем с этим менеджером. В итоге я прислал ей своё резюме с проектами — среди них была (точечно) и анимация. Тут она меня буквально подловила: предложила всё-таки взяться за задание и проверить, подхожу я на должность или нет. Что делать? Я согласился. Уже потом оказалось, что на эту вакансию откликнулись только два человека. Моя анимация им понравилась, и мы начали сотрудничать — сначала на небольших проектах, а потом я стал полноценным штатным сотрудником.

— Что за компания и чем конкретно ты там занимаешься?

— Это благотворительный фонд «Огромное сердце». По сути, я там главный дизайнер: до меня у фонда вообще не было дизайнеров, так что мне приходилось делать всё подряд. Я создавал баннеры, оформлял Instagram*, занимался печатью, перерисовывал сайт фонда. Сейчас, кстати, я не занимаюсь всем этим ворохом задач — фонд нашёл людей, чтобы меня разгрузить. В основном я делаю баннеры и занимаюсь сайтом.

Наши баннеры, кстати, висят по всей России — и можно прийти, например, в Burger King и увидеть там плоды моей работы.

Сейчас фонд планирует запустить свою CRM-систему, и для неё я тоже создаю дизайн.

Один из баннеров, созданных Егором для фонда. Фото: предоставлено Егором Жуковым

— Какие-то другие проекты, помимо основной работы, есть?

— У меня были подработки. В конце прошлого года, например, я работал на фрилансе и создавал интерфейсы. Уже устроившись в фонд, я разрабатывал дизайн приложения, обучающего монтажу и видеосъёмке. Но постепенно я отказываюсь от других проектов в пользу основной работы.

— Уже чувствуешь себя спецом в дизайне?

— Я действительно прокачался в дизайне благодаря учёбе в Skillbox и опыту на работе, но одновременно столкнулся с синдромом самозванца. Это когда ты сам не можешь понять, насколько ты хороший специалист, не веришь в свои силы и думаешь, что твои достижения — это так, ерунда.

С этим может столкнуться любой хороший специалист. У меня для этого есть конкретные причины: работа всегда даётся легко, многие задачи уже по зубам. Но иногда я сижу и не понимаю, за что мне платят деньги, если всё так легко и хорошо.

Буквально с самого детства в тебя закладывают мысль, что если кто-то преуспевает в карьере, то только тяжёлым путём. А у меня получается наоборот.

— А ещё какие-то проблемы есть?

— Хотя мне хорошо даётся работа, я всё равно пугаюсь, когда поручают что-то новое. Например, я никогда не делал email-рассылки, но сейчас мне поручили ими заняться. И хотя я знаю, что рассылка — это то же самое, что и сайт: ты тоже работаешь с визуальным рядом, вроде как сторис в Instagram* делаешь, но всё равно очень непривычно.

Другая сложность — отстоять своё дизайнерское решение. Многие менеджеры мыслят в области дизайна архаично, а некоторые ещё и упираются как бараны в свои концепции… Но я-то уверен, что моё нестандартное решение выстрелит. Так что тоже начинаю упираться и доказывать правоту, напоминать о своём профессионализме.

И, наверное, третья трудность — конвейерная, будничная работа. Она возникает, если ты делаешь много задач одновременно. В такие моменты устаёшь гораздо быстрее, а работа перестаёт приносить удовольствие.

Чтобы справиться с рутиной, можно попросить начальство снять с тебя какие-то задачи. Понимаю, насколько это сложно, на тебя ведь рассчитывают — но иначе пострадает качество всей работы. Вообще, надо всегда говорить начальнику, что тебя не устраивает.

Если работодатель хороший, он прислушается, постарается понять, поможет. А если не поймёт, то он тебе такой не нужен и надо задуматься о новой работе.

Один из баннеров Егора для благотворительного фонда. Фото: предоставлено Егором Жуковым

Зачем в UX/UI-дизайне исследования

— Недавно я узнала, что перед тем, как разрабатывать продукт, UX-дизайнер проводит исследования. Зачем они нужны?

— Они непосредственно связаны с дизайном. Я тоже провожу такие исследования и очень ими интересуюсь. Работа UX-дизайнера заключается в том, что ты делаешь исследование сайта компании, смотришь, насколько он удобен покупателю, — буквально встаёшь на место пользователя. После такого исследования ты создаёшь подробную презентацию с описанием проблем, которые удалось найти, и с предложениями по их решению.

По факту вся UX-отрасль и направлена на исследования: мы смотрим, как работает готовый дизайн, либо изначально проводим исследование, на основании которого дизайн и создаётся. А UI — это уже создание красивого интерфейса.

Предварительные исследования в UX/UI хороши для всех: после них потребителю приятно пользоваться сервисом, а у бренда вырастает узнаваемость.

— Какие ресурсы и книги ты посоветовал бы тем, кто хочет научиться UX/UI-дизайну?

— Из книг по дизайну я читал только одну — «Сожги своё портфолио» Майкла Джанды. Она полезная, хотя, конечно, там больше про нецифровой дизайн, но есть и полезные вещи о взаимодействии с людьми в целом.

Ещё есть важные YouTube-каналы для дизайнеров: мне очень нравится Andrey Lov: там публикуются значимые мысли о дизайне, его правила, рассуждения о чувстве вкуса. Ещё я бы посоветовал канал фрилансера Алексея Бычкова про веб-дизайн и техническую реализацию различных проектов.

В Telegram полезных ресурсов ещё больше, но у меня в приоритете преимущественно те, где можно бесплатно скачать шрифты. Ещё могу посоветовать канал Designdealer про разные дизайнерские инструменты. Из других интересных ресурсов — «Ководство» Артемия Лебедева и «Джедайджест» для дизайнеров.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована