Дизайн
#истории

Как заинтересовать работодателя, если у тебя «страшненькое портфолио»

Давид учился в Лондоне, работал на кинопроизводстве и на круизном лайнере, а сейчас создаёт UX-дизайн для крупной IT-компании.

Фото: личный архив Давида Акопяна

Давид Акопян

Россия, г. Москва


Пройденные курсы


Достижения

Освоил UX/UI-дизайн, устроился на работу в международную IT-компанию EPAM.


ссылки


В интервью Давид рассказал:


— Давид, ты окончил Лондонский университет. Тебе пригодился этот диплом в России?

— Честный ответ — грустный. Когда я только вернулся в Россию, был уверен, что с таким образованием найду работу за пару дней. Смотрел вакансии в PR и рекламе — захотел попробовать себя там, хотя по образованию я режиссёр и киновед. Но мой диплом практически никак не повлиял на успех. Работодатели смотрели на профессиональные навыки, а их у меня не было. Ну, а диплом… да, круто, что хорошо знаю английский, но это скорее плюшка, чем причина взять меня на работу.

Где студенту заработать на жизнь и учёбу

— Сколько ты платил за год в английском университете?

— До фига — 9000 евро в месяц, но это было десять лет назад, думаю, что сейчас ещё больше. Мне пришлось помогать родителям и даже устроиться официантом, чтобы оплачивать учёбу. Иногда я голодал, недоедал и оставался без жилья. Держался сколько мог, но через два года у меня совсем закончились деньги. Я был на грани депортации, так что пришлось взять академ, чтобы подзаработать и доучиться. И — о чудо! — я нашёл вакансию фотографа на круизном лайнере! И потом плавал год по Средиземноморью.

В образе пирата во время работы на лайнере. Фото: из личного архива

— Быть фотографом на лайнере: весело или скорее уныло?

— Поначалу плыть интересно: гала-концерты, красивые гости, природа за бортом, ну и в целом — интересно пожить на воде. А вот месяцев через пять становится скучно. Начинаешь сходить с ума, потому что обстановка не меняется. Плюс ты спишь в каюте, которая ниже уровня воды, и там совсем нет света: ложишься и просыпаешься в темноте.

Как нашёл работу без опыта и навыков

— Ты потратил много сил и денег на учёбу… Почему у тебя не получилось найти работу после английского вуза?

— Наверное, сам виноват. Неправильно выбрал специальность, не пробивался на Мосфильм, а пошёл туда, где мой диплом ничего не значил. У меня была депрессия, в том числе и потому, что я не понимал, что делаю и зачем. Вроде учился, но профессии нет. Понимания, куда дальше двигаться, — тоже нет. Вся проблема в том, что я не чувствовал «призвания». Это, конечно, отчасти мифическая история, но для меня важно, чтобы что-то ёкнуло: «Вот это моё».

— Но ты же понимал, что «призвание» с неба не упадёт и нужно попробовать дело на практике…

— Постепенно и я пришёл к похожей модели: если нравится реклама — учись и пробуй работать с ней. Тогда я начал искать вакансии копирайтера. Мне казалось, что эта профессия дастся мне легко: я же умею говорить и писать по-русски — значит, всё получится.

Но навыков у меня не было, поэтому я воспользовался лайфхаком для новичков: не можешь взять опытом — бери количеством. Я выбрал десять международных компаний и отправил им резюме. Некоторые не ответили, шесть отказали, а одна предложила бесплатную стажировку. Выбирать было особо не из чего, поэтому пошёл к ним.

Поработал буквально несколько дней, и меня пригласили на должность копирайтера в агентство Leo Burnett. Большое им спасибо, что поверили в меня и многому научили. Я ушёл оттуда через полгода, но не из-за коллег или компании. Я просто понял, что ни реклама, ни копирайтинг мне не нравятся.

Как познакомился с продюсером в Facebook*

— Давид, но всё же ты поработал в кино…

— Ну, совсем чуть-чуть. Я списался с продюсером в Facebook*. Она рассказала, что у них намечаются съёмки фильма «Викинг» с Данилой Козловским и, возможно, ей понадобится моя помощь.

Бэкстейдж со съёмочной площадки. Фото: из личного архива

В итоге на площадке я был многостаночником. Работа тяжёлая, но я пищал от восторга, когда ездил на локации в Главкино, видел декорации, снимал отчётные видео, проводил кастинг с режиссёром второго плана. Но в 2014 году деньги в проекте закончились, и многих сотрудников, включая меня, уволили. Я был дико расстроен, но мне опять фантастически повезло. На моё сообщение в Facebook* откликнулась режиссёр Нигина Сайфуллаева, которая сняла фильм «Как меня зовут». Она пригласила меня в свой проект — помощником режиссёра, и моим инструментом была так называемая хлопушка.

Бэкстейдж со съёмочной площадки. Фото: из личного архива

— Ничего себе у тебя друзья в Facebook*! Расскажи, как ты это делаешь.

— Снова старый добрый лайфхак: не можешь взять опытом, бери количеством… и ещё немного наглостью. Я открывал страницы компаний, связанных с кино, писал админам, подписчикам, режиссёрам, продюсерам — да всем подряд: «Здравствуйте! Я вчерашний студент, безумно люблю кино и хочу к вам!»

— Всё гениальное просто. Но почему ты не продолжил работу в кино?

— Потому что я устал от работы на проектах. Мне было почти 30 лет, и я хотел какой-то стабильности, семьи. К тому же я был не настолько важной фигурой для кинематографа, чтобы меня взяли в штат, а одними проектами нельзя вечно перебиваться.

Как начал карьеру дизайнера

— И тогда ты решил освоить дизайн?

— Да, я решил пойти в графический дизайн. В итоге сам выучил основы, сделал страшненькое портфолио на Behance и разослал 50 писем потенциальным работодателям. Почти все мне отказали, но одна компания предложила сделать тестовое. Я очень серьёзно подошёл к нему, старался — а меня не взяли. Как так?! Я придумал ещё несколько вариантов и показал им снова.

Они сказали, что раз я такой настойчивый, то они ждут меня на собеседовании. Вот только там я понял, что надо было сделать буклет, а я отправил брошюру. Настолько мой уровень дизайна был ниже плинтуса, раз я даже брошюру от буклета не отличал. И несмотря на это, меня всё-таки взяли на работу!

Брошюра (многостраничный материал) vs буклет (сложенный лист)

— Понимаю, как тебе было неловко. Но тебя же взяли туда, зачем ты пошёл учиться? Работал бы там, копил опыт — научился бы на месте.

— В графическом дизайне мне стало скучно. Я посоветовался со знакомым арт-директором, и он сказал: «Зачем тебе графический дизайн, если сейчас всё переходит в digital? Иди в веб- или в UX-дизайн». И добавил, что надо идти учиться или в Британку, или в Skillbox.

— На чём остановился? Теперь не скучно?

— Я изучаю и веб-, и UX-дизайн, а параллельно работаю UX/UI-дизайнером в крупной международной компании EPAM. Честно, я пришёл в восторг от курса, и это ни разу не лесть. Skillbox — уникальное место. Я многому научился за короткий срок. Теперь, когда меня спрашивают: «А где бы что-то узнать, подтянуть какие-то темы?» — то я сразу отправляю к вам.

А самое крутое у вас — это чуткие и отзывчивые преподаватели. Инна Спирина, если вы будете это читать, огромное вам спасибо! За рекомендации по домашним заданиям, за советы по моим личным проектам — мне это очень помогло.

— У тебя неплохой уровень в дизайне. Ты учился как-нибудь дополнительно?

— Я учил себя хорошему дизайну. Старался не ваять работы «для портфолио», а придумывал проблемы и старался по-своему их решить. Например, как сделать так, чтобы пользователь мог заказать продукт быстрее и удобнее. Но эти проблемы настолько широкие, что для них есть бесконечное поле решений — вот я и тренировался.

— И как ты всё успевал?

 Во время карантина я фрилансил как веб-дизайнер 2–3 часа в день, после обеда учился в Skillbox, потом снова работал — и так каждую неделю. У меня рекорд был — я за день сдал четыре задания.

К чему стремиться, когда поймал дзен

— Как вычислить хорошего дизайнера?

— Он работает не ради портфолио, не опирается на интуицию, а может обосновать каждый свой шаг конкретным аргументом.

Ещё важное отличие: опытный дизайнер не цепляется за свои работы. Я долго к этому шёл, чтобы не относиться к каждому проекту как к собственному ребёнку. Надо спокойнее принимать критику, уметь вносить правки или даже начинать с нуля.

Плюс у него есть понимание, что даже если его вкусы не совпадают со вкусами клиента, то клиент всё равно прав, потому что он свой бизнес знает лучше. Для дизайнера это просто заказ, а для клиента — риск. Поэтому цена ошибки для заказчика — выше.

— Ты нашёл дело по душе, за которое много и стабильно платят, а дальше что? Есть какие-то цели или пока наслаждаешься моментом?

— Я хочу стать старшим дизайнером в EPAM и выступать на конференциях, чтобы самому учить новичков. Мне очень нравится идея менторства: делиться знаниями и кому-то реально помогать. Хочу стать таким специалистом, который знает ответ почти на любой профессиональный вопрос, и больше не скитаться по специальностям.

Ещё хочу пройти курс по иллюстрации, чтобы, когда подрастёт мой ребёнок, я смог рисовать что-то невероятное перед его глазами. А он говорил бы: «Вау, папа, научи меня так же!» И просто рисовать для себя, мне это всегда нравилось. Так что в следующем году планирую купить iPad с Procreate и пройти несколько курсов Skillbox по иллюстрации: персонажную иллюстрацию, на iPad и скетчинг от Bang! Bang!. Будет и отдушина, и дополнительный источник дохода.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована