Зачем опытному дизайнеру с «художкой» за плечами вновь учиться рисовать: путь Ангелины
В рамках обучения Ангелина не только нашла свой почерк в иллюстрации, но и несколько заказов. Например, создала персонажей для рождественской ярмарки.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ангелина Кузнецова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Прокачала навык в иллюстрации, оформила крупный проект и поборола синдром самозванца.
Ангелина рассказала:
- зачем иллюстраторам и графическим дизайнерам навык публичных выступлений;
- как прокачала навыки иллюстратора на практике;
- почему синдром самозванца и неуверенность в себе — не всегда плохо;
- как иллюстратору стать арт-директором.
Из программистов в дизайнеры: как начать свой творческий путь в 19 лет
— Ангелина, как ты пришла в графический дизайн и коммерческую иллюстрацию?
— Класса до восьмого я занималась в художественной школе, но бросила: идти в архитектурный вуз всё равно не планировала, поэтому и необходимости в занятиях не видела. Поступила на программиста. Правда, уже на втором курсе поняла, что сфера мне совсем не подходит, и захотела вернуться к творчеству.
По роликам на YouTube начала изучать базовые дизайн-программы вроде Adobe Illustrator. Потихоньку рисовала, развивалась, даже создавала в вузе какие-то афиши, участвовала в профильных студенческих форумах. И вот однажды случайно увидела объявление о том, что пресс-служба МФТИ ищет дизайнера-стажёра. Отправила им своё портфолио, рекомендательное письмо и прошла собеседование!
Работодателю понравилось, как быстро я схватываю информацию и чувствую цвет. Вот так в 19 лет и началась моя карьера графического дизайнера.
Моими наставниками на первой работе стали иллюстратор и опытный графический дизайнер. Они на практике научили меня основам профессии, навыкам общения с заказчиками, ответственности. Я убедилась, что действительно хочу развиваться в этой сфере.
— И как строился твой путь в дизайне после стажировки?
— После трёх месяцев испытательного срока меня взяли штатным дизайнером. Два с половиной года я оформляла для МФТИ конференции, создавала иллюстрации к научным публикациям. Также параллельно брала фриланс-проекты, например помогала вести соцсети и дизайнить афиши мероприятий в Высшей школе экономики.
Набравшись опыта, решила, что готова идти дальше. Подходящее место искала долго: чтобы и с офисом, и с хорошим коллективом, и с нестандартными задачами. В итоге устроилась в компанию по организации мероприятий, где уже полтора года работаю старшим дизайнером. Здесь и хочу дорасти до арт-директора.
«Мне не хватало навыков стилизации»: что обучение даст даже опытным художникам
— Зачем ты пошла учиться на курс по коммерческой иллюстрации, если уже несколько лет работала по желаемой специальности? Какие пробелы хотела восполнить?
— С курсом вышло интересно: я купила его ещё в самом начале своей карьеры, в 2020 году. В тот период я как раз активно решала, в каком именно направлении графического дизайна хочу развиваться. Иллюстрация была мне знакома и понятна с детства, поэтому на ней и остановилась.
Первое время занималась регулярно, но потом случилась пандемия. На карантине времени хватало лишь на основную учёбу в вузе, а до всего остального просто не доходили руки. Всё-таки тогда мы ещё не умели грамотно распределять свои силы на удалёнке.
Вернулась к обучению только через год и успешно прошла около 40% программы. Тогда и сформулировала свои образовательные запросы более чётко: научиться стилизации, найти свой неповторимый почерк. Ну и, конечно, наработать опыт в новых задачах с книжными и рекламными иллюстрациями.
И вот, в 2023 году, спустя три года после покупки, я наконец окончила курс. Теперь уверена: никогда не поздно продолжать то, что однажды начал!
— Как в целом на твоё обучение повлияло то, что у тебя уже была художественная база и практический опыт?
— Порой, особенно на первых модулях, мне было слишком легко. Настолько, что я раздражалась от некоторых заданий 🙂 Например, от тех, где надо было точь-в-точь перерисовать работу за преподавателем. Думала: «Зачем делать то же самое, чему это может меня научить?» А потом увидела плюсы: поняла, что так можно прочувствовать чужую стилистику, обратить внимание на детали, прокачать скорость работы.
— И пополнить портфолио иллюстрациями в разных стилях, например.
— Да! Самой бывает довольно сложно придумывать идеи для иллюстраций, находить время на обучение, а задания кураторов и обратная связь отлично на это мотивируют.
А ещё на курсе было много лекций на неожиданные темы. Например, в последнем обновлении программы появились полезные материалы по самопрезентации: как подать себя и свои работы клиентам, прокачать навык публичных выступлений.
— А зачем графическим дизайнерам навык публичных выступлений?
— В первую очередь опять-таки для качественного взаимодействия с заказчиками — грамотного обоснования своих идей и решений, эффективных бизнес-переговоров.
Плюс для продвижения себя как специалиста. Например, я не так давно поняла, что мне для «большего веса» нужно повышать свою узнаваемость в медийном пространстве: писать статьи, участвовать в интервью, профессиональных ивентах. Для всего этого необходимы навыки письменной и устной самопрезентации.
В качестве первого шага — завела блог: собираюсь рассказывать в нём о своём профессиональном опыте, делиться дизайн-советами и вдохновением.
— А отличались ли как-то иллюстрации на курсе от тех, что ты делаешь на основной работе?
— Кардинально: на работе я вообще почти не рисую (максимум — простые иконки), больше оформляю и дизайню. А тут — смогла попробовать себя в книжной иллюстрации, после чего взяла несколько реальных фриланс-заказов по оформлению сайтов и даже разработала брендбук для рождественской ярмарки в Петербурге.
— Ого! Пожалуйста, расскажи подробнее про рождественскую ярмарку.
— С ней получилось неожиданно: в чате курса опубликовали объявление о том, что ищут иллюстратора для проекта. Я откликнулась, прислала портфолио и в качестве тестового нарисовала одного персонажа. Им понравилось, и я доделала уже всю серию: Щелкунчика, Фрица, Клару, Мышиного короля, солдатиков…
Многие полезные знания из курса я перенесла на рабочие процессы. Например, алгоритм по поиску идей: подбор синонимов, составление облака тегов. Я всегда пользуюсь им, когда придумываю какой-то логотип или образ.
О синдроме самозванца, собственном стиле и мечте стать арт-директором
— Представители творческих профессий часто недовольны собой и чересчур критичны к своим работам. Ты сталкиваешься с подобным?
— Конечно, у меня вообще долгое время был синдром самозванца из-за того, что я работала графическим дизайнером без соответствующего образования. Мне казалось, что я просто обязана его получить, чтобы наконец встать на один уровень с «настоящими» специалистами.
После обучения стала увереннее. Но вместе с тем и поняла, что корочка — лишь иллюзия экспертности. Она не сделает из тебя классного специалиста автоматически. Всегда нужно продолжать учиться и развиваться.
Периодически синдром самозванца будет возвращаться, и это нормально. Так происходит у всех художников. На мой взгляд, нужно учиться с ним уживаться: использовать сомнения как толчок к росту, а не как повод себя загнобить. И конечно, любить своё дело — это главный секрет. Я каждый день спешу на работу окрылённая, потому что мне искренне нравится радовать заказчиков.
— Твоя мечта — стать арт-директором. Почему именно им?
— Этот путь карьерного развития самый логичный. Рассудила так: всю жизнь работать просто графическим дизайнером — не вариант. В смежные сферы: моушн, видеопродакшен — не тянет. А расти всё-таки нужно. Позиция арт-директора интересна тем, что такой человек отвечает сразу и за визуальную составляющую, и за управление коллективом и рабочими процессами.
Мне интересно попробовать себя в роли творческого управленца. Думаю, что знаю достаточно, чтобы делиться своим опытом и координировать работу других. К тому же у меня хорошо прокачан навык общения с заказчиками и развита насмотренность.
— Рост из графического дизайнера в арт-директора ещё вполне закономерен, но вот что делать иллюстраторам? У таких специалистов есть шанс подняться высоко?
— Конечно! Существует множество компаний, специализирующихся исключительно на иллюстрациях — для лендингов, журналов, книг. Нужно просто устраиваться в такие студии или агентства и расти внутри них.
Я вообще уверена, что любой творческий специалист — дизайнер, иллюстратор, неважно — обязательно достигнет успеха, если будет придерживаться всего нескольких простых правил. А именно будет: а) педантичен в своей работе; б) любить своё дело и своих клиентов; в) продвигать свои работы и себя как специалиста (участвовать в конкурсах, мероприятиях).
А самое главное, на мой взгляд, — помнить, что у каждого творца есть свой стиль, даже если вам кажется, что это не так. Уникальный почерк художника всегда чувствуется через подход к текстурам, выбор цвета и другие детали.