«Фотограф, как и режиссёр, рассказывает через кадр историю»: путь Алексея Лукьяшко
Алексей нашёл идеальный баланс между работой и хобби. Фотография помогает ему самовыражаться и воплощать смелые идеи, а работа — не думать о финансах.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Алексей Лукьяшко
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Разобрался с техническими и концептуальными тонкостями фотографии, а также наработал крутое креативное портфолио. Не боится экспериментировать и успешно совмещает две работы: регионального менеджера по продажам и фотографа.
Алексей рассказал:
- почему предпочёл онлайн-курс обучению в фотолаборатории;
- о важных для фотографа заданиях по составлению покадровой истории;
- как основная работа помогает ему в увлечении фотографией;
- что считает главным в фотографии и где ищет вдохновение;
- что делает фотографа интересным.
— Лёша, ты ведь не абсолютный новичок в фотографии, верно? Уже пробовал себя в профессии до обучения?
— Разве что совсем немного. Впервые я взял в руки фотоаппарат в 16 лет: мне жутко хотелось запечатлеть окружающий мир, передать его красоту. Рисовать я не умел и поэтому остановился на фотографии, решил освоить её визуальный язык. Начал снимать людей, природу, город. В то время я жил в Таганроге. Несмотря на то что сам город довольно небольшой, там проводили свои, местные конкурсы по фотографии. И я даже выиграл несколько из них.
Но, увы, в силу разных обстоятельств довольно быстро увлечение фотографией забросил. И вернулся к нему лишь спустя… 10 лет. Да уж! Зато теперь осваиваю профессию куда более осознанно, чем в юношеские времена.
— Почему для обучения ты выбрал онлайн-формат? В Москве ведь столько офлайн-школ, курсов, фотолабораторий…
— В большинстве из них, по моему печальному наблюдению, работают консервативные и немолодые фотографы, приверженцы портретов на объектив 85 миллиметров с открытой диафрагмой (кто знает, тот поймёт).
Это скучно и неинтересно. А я хочу экспериментировать, снимать смело и современно. Такое чаще преподают практикующие фотографы новой школы, у которых мало времени на проведение живых уроков.
Если приводить примеры отечественных специалистов: я давно слежу за крутыми Полиной Вашингтон и Лёшей Корзовым. Они вот как раз из тех, кто не боится креативить и этим вдохновляет. На них хочется равняться.
«Когда снимаешь на плёнку, нет права на ошибку. В некоторых учебных заданиях подход такой же»: об обучении
— Как при возвращении в профессию тебе пригодились знания по фотографии, которые ты получил ещё в юности?
— В 16 лет я освоил только базовые вещи: узнал, что такое диафрагма, выдержка, ISO. В общих чертах разобрался, как строить композицию. Этого, конечно, было недостаточно, чтобы стать профессионалом и чувствовать себя им.
Мне не хватало знаний по работе со светом и цветом, вспышкой, насмотренности и интереса к работам других фотографов, постоянной практики и грамотной обратной связи на моё творчество.
Курс как раз все эти возможности дал. И даже чуть больше: кроме полезной теоретической информации и опыта, я обрёл мотивацию к росту. Дополнительно начал изучать литературу и другие материалы, которые советовали педагоги.
— К слову, об опыте. Какое практическое задание во время обучения показалось тебе наиболее полезным?
— О, сейчас расскажу! После одного из модулей нас попросили снять на телефон 36 кадров и составить из них историю. Причём каждая фотография должна была получиться с первого раза: запрещалось удалять и переснимать. Лишь одна попытка.
Если проводить аналогию: мы будто делали снимки на плёнку, где каждый кадр стоил очень дорого и не было шанса на ошибку. Либо прикладываешь все усилия и концентрируешься, либо проигрываешь.
Эта задача показалась мне настоящей головоломкой! У меня не слишком яркое воображение, поэтому пришлось помучиться, придумывая историю с нуля. Заимствовать чужие идеи я не хотел — иначе какой в задании смысл, как я вырасту? Да и к тому же по условиям делать это запрещалось.
— Я слышала, что подобные задания нередко дают начинающим режиссёрам, чтобы те научились придумывать сюжет. А зачем это фотографам? Вы ведь редко создаёте покадровую историю и чаще передаёте идею лишь одним снимком.
— Не совсем. Фотограф в широком смысле — тот же режиссёр. Он должен всегда смотреть на своих героев под разным углом, «нащупывать» изюминку. Даже если снимает обычные свадьбы. Посмотрите, например, на работы известных свадебных фотографов — тех же Миши Муна и Артура Погосяна, и вы всё поймёте. То, что они делают, — настоящая режиссура в формате репортажа.
Если фотограф не умеет рассказывать историю в 36 кадрах, в одном не сможет тем более.
Нужно идти от большего к меньшему и постепенно уменьшать количество кадров. Сначала 36, затем 20, 10 и, наконец, один. И тогда появится навык.
— Убедил! А какую историю через 36 кадров в итоге рассказал ты?
— У меня есть мягкая вязаная игрушка в виде мопса-космонавта. Я решил отправить его в путешествие по космосу. Нашёл на улице кристаллик от хрустальной люстры (кстати, сейчас он служит мне отличным преломителем света) и придумал, что именно его мопс и хочет найти на других планетах. Эта работа стала одной из первых после моего десятилетнего перерыва в фотографии. В моменте результат меня удовлетворил, но когда смотрю на неё сейчас, то понимаю, как иначе мог повернуть ход истории, чтобы сделать её визуально интереснее.
Кстати, задание с покадровой съёмкой было не единственным, где нас просили составить историю. В другом его варианте мы собирали сюжет из готовых скриншотов фильма, там я уже чувствовал себя увереннее.
— А были ли ещё какие-то домашние задания на курсе, которые вызывали у тебя сложности?
— Да, вспомнил одно. Причём оно вообще не было связано с фотографией, а касалось карьерных перспектив и поиска профессиональных целей. Требовалось нарисовать пирамиду с несколькими уровнями и написать свои мечты — от главной до второстепенной, сверху вниз.
Тут-то я и впал в ступор. Оказалось, что конкретных амбиций у меня нет: меня не интересовали ни определённые журналы, ни бренды, ни сотрудничество, мне просто очень сильно нравилось фотографировать. Что-то такое я и вписал в уровни. И даже сейчас, спустя время, не могу однозначно сформулировать свои стремления в профессии 🙂
«Основная работа помогает мне продвигаться в фотографии»: о совмещении двух профессий
— На своей основной работе ты региональный менеджер. Почему не хочешь сменить профессию и зарабатывать исключительно фотографией? Ведь у тебя уже есть классное портфолио, собственный сайт, заказчики и хорошие отзывы.
— Я не хочу превращать любимое хобби в работу. А то вдруг оно тогда перестанет мне нравиться. Всё-таки рутина опасна в любой профессии, даже в творческой. Поэтому пока пытаюсь обезопасить себя и сделать всё, чтобы как можно дольше заниматься фотографией с радостью.
К тому же я из тех людей, кому нравится их основная работа. Вот если бы я её ненавидел, наверное, ответил бы на твой вопрос абсолютно иначе. Но мне повезло. Я вижу в работе регионального менеджера одни лишь плюсы для себя. В том числе как для фотографа. Например, благодаря стабильному и постоянному заработку на основном месте я могу выбирать только интересные съёмки и не фотографировать всё подряд, чтобы выжить.
— И правда здорово, что тебе так повезло. Поделись: а какие ещё преимущества даёт тебе основная работа, помимо стабильного и хорошего заработка?
— На самом деле их много! Я совсем не смущаюсь при общении с незнакомыми людьми. Как региональный менеджер по продаже мебели, я регулярно посещаю разные рынки, магазины, много рассказываю про наш ассортимент, решаю проблемы с поставками, браком, повышаю продажи.
В общем, навык коммуникации у меня развит так сильно, что я могу написать или подойти к кому угодно, если человек понравится мне внешне и я захочу позвать его на съёмку. Я так делал даже в самом начале обучения, когда в моём портфолио, кроме снимков жены, больше никаких других и не было.
Ещё один плюс моей основной работы в том, что она выездная. Я постоянно оказываюсь в интересных локациях, где бы в обычной жизни, без причины, вряд ли очутился. Так, например, однажды я приехал по делам в Южное Бутово и понял, что просто обязан сделать там съёмку в стиле киберпанк 🙂
— А как тебе удаётся совмещать основную работу с фотографией? Всё-таки, как я понимаю, съёмок у тебя довольно много.
— Да всё просто: фотографирую обычно по выходным, а обрабатываю снимки… как придётся. Когда появится свободная минутка: часто делаю это во время обеда. Предвосхищая вопрос: при таком режиме с выгоранием, к счастью, пока не столкнулся. Наоборот, сейчас наслаждаюсь тем, как нескучно я живу 🙂
«Главное, чтобы мои фотографии несли смысл, а в каком стиле они будут — не так важно»: о вдохновении и работе со светом
— Ты упомянул, что профессиональные цели тебе формулировать непросто. А что насчёт творческих? Возможно, хочешь освоить какой-то определённый стиль фотографии?
— Нет, к владению конкретным стилем я не стремлюсь. Наоборот, открыт к экспериментам и скорее хотел бы попробовать себя во всех. Всё-таки я как человек постоянно меняюсь — и так же моё творчество постоянно меняется вместе со мной. Мне кажется, это правильно.
Я готов снимать как угодно, в любом стиле и жанре, лишь бы получившиеся фотографии несли заложенный мной смысл и погружали зрителя в задуманное состояние.
Мне нравится снимать характерные, необычные лица. Работать с личностью. Ещё обожаю, когда снимки визуально похожи на кинокадры, — сам постоянно стремлюсь делать именно такие. Играть с цветом и светом, углом съёмки.
В поиске классных идей я изучаю творчество известных художников (очень люблю Мунка!), хожу в музеи и на выставки. Недавно, например, открыл для себя Cube.Moscow: там часто проходят интересные экспозиции фотографов и художников, можно многое почерпнуть для своего творчества.
Также часто ищу вдохновение в кино. Мне нравятся фильмы Вонг Карвая — они жутко грустные, но очень красивые. Ещё дико очаровал фильм Уэса Андерсона «Французский вестник»: то, как специалисты поработали с цветом, светом, композицией.
— Ты и сам так круто работаешь со светом, что многие твои снимки похожи на кинокадры!
— Спасибо, научиться этому было непросто. А особенно — справиться с двойными тенями. Это когда один источник света случайно создаёт тень от другого. Например, попадает на кончик носа модели и у неё появляется некрасивая тень под ним. Случалось, из-за одной этой ошибки я забраковал 95% всей студийной съёмки, а это около трёхсот фото.
— Ты нашёл решение, как не допускать этой ошибки?
— Заранее составлять световую схему и продумывать, где именно в кадре будет находиться модель. Приходя в студию, вообще хорошо бы отметить это место малярным скотчем и попросить позирующего человека не уходить оттуда.
Сейчас, конечно, я уже не испытываю прежних проблем и научился подстраиваться, если модель вдруг встала немного не там. Но… не представляю, какое решение находят операторы, когда и модель, и сам оператор должны двигаться. Скорее всего, однажды в этом разберусь, так как когда-нибудь хочу освоить видеосъёмку.
— Как считаешь, что делает фотографа интересным? Как для публики, так и для самого себя.
— Думаю, постоянный поиск нового. Непрекращающаяся работа над собой и качеством своих работ. Одним словом, развитие. Например, лично мне уже неинтересны фотографы из моего родного города, за которыми я когда-то следил, потому что многие из них до сих пор снимают в том же стиле, что и 10 лет назад. Это огорчает.
— Но ведь иногда довольно трудно понять, как и в каком направлении развиваться, у кого учиться. Особенно если живёшь в маленьком городе.
— Согласен! Но, мне кажется, всегда надо искать ориентиры, на которые тебе самому захочется равняться: подписаться на топовых фотографов и тянуться к их уровню, тянуться. Где-то — подсматривать интересные фишки. Безусловно, я говорю не о слепом копировании, а скорее о разумном заимствовании.
В заимствовании, в сущности, нет ничего плохого. Осознав, что вам нравится в чужих работах, вы постепенно начнёте преобразовывать это под себя — в свои идеи. Да и к тому же: полностью скопировать чужую работу всё равно никогда не получится. У каждого человека свой опыт, свой почерк, своя индивидуальность. Такого, как вы, больше нет 🙂