«Лучше работа без диплома, чем диплом без работы»: путь senior product designer Алексея
Алексей с детства мечтал о карьере в IT и в итоге построил её как продуктовый дизайнер. Теперь живёт в Лондоне и работает в финтех-компании.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Алексей Кирдяев
Великобритания, Лондон
Пройденные курсы
Достижения
Увеличил доход более чем в два раза, переехал в Лондон и нашёл работу в крупной финтех-компании. Дорос до позиции senior product designer.
✅ Помощь
Алексей рассказал:
- как с детства мечтал стать программистом, но в итоге пошёл по другому пути;
- почему не захотел учиться дизайну интерфейсов по ютуб-роликам;
- что сегодня поможет новичку-дизайнеру оперативнее найти работу по профилю;
- правда ли, что в задачах UX/UI-дизайнера не так много творчества, как кажется;
- за какими проектами следит для насмотренности и вдохновения.
«Я всегда заботился о комфорте пользователя»: о детстве в селе и карьере в Сбербанке
— Алексей, ты мечтал стать дизайнером с детства или оказался в этой профессии случайно?
— Можно сказать, что моя жизнь — это пример того, как удачно может сработать социальный лифт, если прикладывать должные усилия. Я родом из крошечного села Момотов в Воронежской области: там у нас всего три улицы и население 200 человек.
В 2007 году мне подарили ноутбук, и это изменило мою жизнь.
Я стал гиком и засел дома: мне было ужасно интересно разбираться во всех программах подряд. Интернет в деревне на тот момент ещё не провели, поэтому я просто читал справки, покупал компакт-диски, переустанавливал их и экспериментировал.
— А я думала, в деревне ребята больше гуляют и общаются…
— Ну, там особо не погуляешь. Да и родители у меня всегда были строгие. Так что я сидел дома за компьютером и изучал программы 🙂
Дошло всё до того, что в десятом классе я уже помогал одноклассникам на уроке информатики программировать на Pascal и вместе с учителем обустраивал компьютерный класс.

Фото: личный архив Алексея Кирдяева
Так что после школы мне очень хотелось попасть в IT, хотя тогда я ещё даже слова такого не знал. Мне просто очень нравилось всё, что связано с программами и компьютерами.
Ожидаемо я хотел сдать ЕГЭ по информатике, но… в нашей сельской школе не нашлось сильного учителя, который бы меня подготовил, и поэтому меня попросили выбрать что-то другое. И я остановился на обществознании и истории. Сдал их и поступил в вуз на факультет психосоциальной работы с населением.
— То есть желание помогать людям и делать их жизнь удобнее возникло у тебя ещё в студенчестве?
— Да, точно. Возможно, именно оно потом и помогло мне так долго работать и так сильно продвинуться в Сбербанке — где я со стартовых позиций дорос до руководителя группы. Хотя изначально пошёл я туда точно не из-за желания помогать 🙂
— А из-за чего? Поделись, пожалуйста.
— Сейчас эта история прозвучит смешно, но расскажу как было: однажды мы с мамой шли по Воронежу и вдруг увидели потрясающей красоты офис, весь стеклянный, прямо как в Нью-Йорке, внутри обставлен какими-то невероятными цветами. Помню, я сразу подумал: «Ого, что за место? Я хочу тут работать!»
Оказалось, что это новый контактный центр Сбербанка. От своего желания не отступился: подал заявку, потом вечерами после института около трёх месяцев обучался и наконец вышел туда на работу.
Сбербанк стал моим социальным лифтом.
В компании мне всё безумно нравилось: люди, которые меня окружали, развитие карьеры, профессиональные возможности. Я знал, где найти ответ на любой возникающий по работе вопрос. Я был настоящим фанатом Грефа и искренне думал, что могу проработать в Сбербанке всю жизнь.
— Но в какой-то момент всё изменилось?
— По отношению к компании — нет, а вот внутри меня — да. Накопилась усталость от профессии. Во-первых, всё-таки я каждый день ходил в офис, а это — непрерывное взаимодействие с людьми. Такая коммуникация выматывает, даже если понимаешь, что твоя работа действительно приносит пользу.
Во-вторых, за годы работы я достиг пика — стал уверенным руководителем (даже в один год получил свидетельство с подписью Грефа о признании меня лучшим руководителем в Сбербанке). Возможности двигаться дальше уже не видел: вакансий на должности более высокого уровня было очень мало. И поэтому стал думать, чем ещё мог бы заняться.
Меня интересовали три направления: программирование, маркетинг и UX/UI‑дизайн. Мысль о коде отложил, маркетинг мне как-то сразу не зашёл, а вот UX/UI — понравился.

Фото: личный архив Алексея Кирдяева

Фото: личный архив Алексея Кирдяева
— Как считаешь, почему тебя так увлёк UX/UI-дизайн?
— Думаю, всё дело в том, что, пока я рос в деревне и был единственным человеком, который что-то понимает в компьютерах, ко мне постоянно обращались за помощью. И так я постепенно соприкасался со сферой: наводил порядок в чужих ПК, делал их владельцам папочки с программами, писал подсказки — прямо создавал текстовый файл «Прочти меня» и в нём описывал, что человек должен сделать, чтобы, например, войти в интернет. Заботился, чтобы всё было удобно, продумано и логично.
Сейчас понимаю, что я буквально проектировал пользовательский опыт. Просто не в приложении, а на компьютере.
«Вырос в доходе в два раза»: про обучение и первую работу в UX/UI‑дизайне
— Итак, ты определился с профессией и выбрал UX/UI-дизайн. После этого сразу решил пойти на курс?
— Не совсем. Сначала я просто искал на YouTube обучающие ролики по графическому редактору Figma. В 2019 году с этим инструментом работали ещё немногие, поэтому информация была разрозненной и очень неструктурированной.
Так я и оказался перед выбором: продолжить копаться самому и потратить на это много времени, заплатить непонятно каким экспертам из соцсетей сто тысяч или же пойти в нормальную онлайн-школу. Я выбрал последнее.
— Что в учёбе тебе особенно запомнилось?
— Я очень жадный до знаний, мне было интересно абсолютно всё. Просто обожал то невероятное чувство, когда повторяешь что-то по инструкции и потом видишь, как получается красивый и удобный интерфейс.
Мне безумно нравилось работать в Figma. Вообще, само ощущение, что я сижу за макбуком и занимаюсь дизайном 🙂 Мечтал, что так и продолжу.

Изображение: Алексей Кирдяев

Изображение: Алексей Кирдяев

Изображение: Алексей Кирдяев
— В какой момент обучения ты начал искать работу?
— Где-то через год после старта: я начал учиться в мае 2019-го, а резюме на HeadHunter опубликовал летом 2020-го. Хотя к тому моменту ещё не окончил курс. Как и не окончил его по сей день.
Мне кажется, это нормально: лучше работа без диплома, чем диплом без работы.
Так вот, когда я опубликовал своё резюме, меня просто завалили откликами: в первый же день я получил около 20 штук. И в сентябре вышел в стартап внутри большого холдинга. Там я был единственным дизайнером.
Я только сменил профессию, но при этом сразу же вырос в зарплате в два раза.
— Чувствовал себя уверенно в новой роли?
— Ну… как сказать. Было очевидно, что мне недостаёт дизайнерских навыков, зато меня поддерживали мои отлично развитые софт-скиллы, которые я прокачал на работе менеджером в Сбербанке. Моя позиция звучала так: «Ребята, я ничего не знаю, но мы разберёмся и всё сделаем».
— Тогда работодатели охотились за UX/UI-дизайнерами, потому что их на рынке было немного. А сейчас, как думаешь, это направление испытывает дефицит кадров?
— Нет, уже нет. Сейчас, наоборот, много начинающих дизайнеров, и количество откликов на вакансии просто колоссальное. Искать работу классическим способом — «опубликовал резюме и ждёшь откликов» — теперь крайне сложно.
Сегодня, чтобы выйти на стартовые позиции, нужно или проходить стажировки внутри интересующих вас компаний, или заручиться рекомендациями и сильными проектами в портфолио.
— Что помогло тебе в первые месяцы работы, когда хард-скиллов и опыта ещё очевидно не хватало?
— Главное — я не замыкался в себе и активно общался с другими членами команды, просил совета. У меня были очень поддерживающие коллеги, они говорили: «Лёша, всё будет хорошо. Если чего-то не знаешь, просто скажи, что тебе нужно, и мы подскажем».
В итоге я проработал в том стартапе два года, а потом перешёл в крупную компанию — цифровой узбекистанский банк Uzum Bank.
«Мы работаем с привычками пользователей»: о хорошем, плохом и вдохновляющем дизайне
— Если бы тебя попросили кратко описать, что вообще входит в задачи UX/UI‑дизайнера, что бы ты ответил?
— Хм… Интересно, что чистое творчество и работа в графическом редакторе на самом деле занимает лишь процентов тридцать от всего времени. Остальное — это погружение в задачу, взаимодействие с бизнес-заказчиком, проведение опросов и исследований, тестирование гипотез.
В UX/UI, в отличие от графического дизайна, ты больше думаешь не о красоте, а о комфорте пользователя при взаимодействии с программой или приложением.
Объясню на примере. Представьте, что вы заезжаете в новую квартиру и начинаете обустраивать её под себя. Вами руководит привычка, паттерн: вы кладёте пульт туда, где он, по ощущению, должен лежать, ставите соль на то место, откуда её будет быстро и удобно достать.
Так вот, UX/UI-дизайнеры работают с такими же паттернами, только в интерфейсах. Наша задача — отследить привычки людей и сделать их взаимодействие с нашим продуктом максимально естественным.

Фото: личный архив Алексея Кирдяева
— Как отличить хороший UX-дизайн от плохого?
— Плохой дизайн заставит вас, как пользователя, делать то, что вы не должны делать: проходить через лишние шаги, совершать лишние действия. Словом, тратить время и силы на этапы, которые разработчики и дизайнеры должны были продумать и упростить ещё до релиза.
В хорошем UX-дизайне вы с такой проблемой не столкнётесь. Более того: вам будет так удобно и легко, что вы даже не заметите, как переходите между страницами сайта или приложения. Даже если при этом вам придётся воспользоваться какой-то новой функцией или кнопкой, которой раньше не было. Секрет в том, что всё уже заранее подстроят под ваши пользовательские привычки.
Задача хорошего UX/UI-дизайнера — найти баланс между привычками пользователя и технологическими возможностями. Сделать так, чтобы люди не просто заметили новую функцию, но и легко ей воспользовались.
— Пожалуйста, расскажи про проект из своего портфолио, которым ты особенно гордишься.
— Я не только расскажу, но и крайне порекомендую всем дизайнерам последовать моему примеру.
Есть такая известная платформа интеллектуального волонтёрства — PrоСharity. Она объединяет благотворительные организации и специалистов разных областей, готовых помогать. Когда я учился UX/UI-дизайну, то увидел на их сайте объявление: «Красный Крест ищет дизайнера для сборки лендинга».
Я откликнулся и приступил к выполнению заказа. Спроектировал посадочную страницу, через которую организация собирала пожертвования. Потратил на это всего несколько часов, зато сделал доброе дело, познакомился с просто потрясающими людьми и пополнил портфолио.

Скриншот: Алексей Кирдяев

Скриншот: Алексей Кирдяев

Скриншот: Алексей Кирдяев
И… история на этом не закончилась. Когда проект был готов, руководитель команды сказал, что они с другими ребятами из Красного Креста очень хотят меня отблагодарить и приглашают пройти их курсы спасателей. Я согласился и два дня учился спасать людей по европейскому стандарту Красного Креста: в условиях пожара, удара электричеством и многого другого.
Это было невероятно интересно и полезно! Мне даже дали сертификат международного уровня, подтверждающий, что я могу оказывать первую помощь. Очень горжусь этим. Хотя, когда только приступал к выполнению благотворительного проекта, вообще ничего не ждал взамен.
— Я знаю, что для любого дизайнера, от UX- до графического, помимо прочих навыков, очень важна насмотренность. Как ты её развиваешь?
— Да, это действительно очень важно. Здорово, что сейчас в прокачке насмотренности помогают удобные сервисы. Например, у меня есть своя доска на платформе Are.na — это что-то вроде Pinterest, этакий гибрид доски для мудбордов и системы по организации файлов. Туда я хожу за вдохновением: узнаю об интересных проектах, идеях, подходах. В самом Pinterest тоже много чего «коллекционирую».
Ещё стараюсь вести соцсети. В моём телеграм-канале есть разделы, куда я сохраняю всё красивое, что увидел. А для аналогичной цели внутри компании мы создали отдельный документ в Figma, куда сохраняем любые необычные решения.

Фото: личный архив Алексея Кирдяева
И, конечно, меня вдохновляют люди. В X (Twitter) я слежу за интересными дизайнерами: читаю, о чём они пишут, что их волнует, какими кейсами они делятся. В последнее время также стал более активным в LinkedIn — сам пишу посты и слежу за тем, какие кейсы постят другие специалисты и компании. Всегда очень интересно подглядеть за «внутрянкой» и забрать что-то полезное.
— А есть какие-то компании, за чьими дизайн-командами ты наблюдаешь и думаешь: «Однажды я буду как они»?
— Конечно! Поскольку я давно в финтехе, для меня главный дизайн-флагман в этой сфере — онлайн-банк Revolut. Они создают все передовые финансовые сервисы за рубежом.
Я, кстати, сейчас живу в Лондоне, и головной офис Revolut находится недалеко от меня. Иногда прохожу мимо и думаю: «Эх, вот бы с ними поработать». Возможно, однажды это случится. Интересно, что у них почти все дизайнеры — выходцы из России или Украины. Я подписан на очень многих и с интересом слежу за их проектами.
Есть ещё одна британская финтех-компания, которая меня вдохновляет, это цифровой банк Monzo. И к этому же списку ещё добавил бы Family — это криптокомпания, они разрабатывают удобный и стильный криптокошелёк.

Фото: личный архив Алексея Кирдяева
В целом мы вместе с коллегами вообще очень много наблюдаем за рынком. Причём не только за британским. Нужно понимать, что большинство российских сервисов на порядок опережает европейские по всем пунктам.
Многие из нас каждый день пользуются такими сервисами, как «Яндекс», «Яндекс Музыка», «Яндекс Лавка», «Сбер», «Самокат», «Делимобиль» и даже не задумываются, насколько высок у этих приложений уровень UX/UI-дизайна. Пользовательский опыт там продуман до самых мелочей. За всеми этими компаниями я тоже пристально слежу и стремлюсь к их уровню.
UPD. За время подготовки статьи к публикации Алексей уволился из Uzum Bank и устроился филиппинскую финтех-компанию Skyro.