«Я сильно выросла как специалист»: история графического дизайнера Александры Малининой
Интерес к графдизайну у Александры возник ещё в колледже, но смелость всерьёз развиваться в профессии пришла лишь после обучения и первых успехов.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Александра Малинина
Беларусь, Могилёв
Пройденные курсы
Достижения
Во время обучения собрала внушительное портфолио. Теперь совмещает работу в полиграфической компании с фриланс-заказами.
✅ Помощь
Александра рассказала:
- как начала учиться на инженера, но полюбила графический дизайн;
- какими качествами, на её взгляд, должен обладать графический дизайнер;
- что ей дало обучение на курсе;
- где находит заказчиков;
- о чём мечтает и с какими заблуждениями о профессии часто сталкивается.
«Воспринимала дизайн скорее как баловство»: о знакомстве с профессией
В 15 лет мало кто знает, кем хочет стать. Так было и у меня: сначала я получила среднее специальное — по первому образованию я техник-программист. А сейчас продолжаю обучение в университете — на инженера. Дело в том, что с раннего возраста я просто обожала информатику — отсюда и выбор профессии.
Тяга же к графическому дизайну началась у меня ещё в колледже, с пар по компьютерной графике. Помню, когда я впервые погрузилась в этот предмет, то мало что поняла, но ощутила огромное желание разобраться. Мне хотелось изучить всё, что связано с графическим дизайном, — от правил композиции и подбора цветов до владения такими программами, как Adobe Photoshop и CorelDRAW.
И, хотя до всего перечисленного мне было ещё очень далеко, на первых порах я безумно радовалась маленьким успехам: просто тому, что могу интуитивно нажимать на кнопки в программе и получать результат.
Именно тогда я поняла, что мне больше нравится не писать код, а заниматься визуалом.
Однако в тот период жизни я не допускала даже мысли о том, что могу всерьёз начать свой профессиональный путь в области графического дизайна. Воспринимала его скорее как баловство. Думала: «Потом когда-нибудь разберусь», ведь сильно сомневалась в своих силах и очень боялась, что у меня что-нибудь не получится.
При этом углубиться в сферу и пройти курсы по графическому дизайну мне всё-таки хотелось, но я никак не решалась: то финансы не позволяли, то времени не хватало. Так продолжалось до тех пор, пока в один день я чётко не решила: «Хватит сидеть на месте! Нужно перестать искать себе оправдания и начать действовать». За один вечер я продумала план своего развития, посоветовалась с мамой и уже на следующий день приобрела курс.
Как только приступила к обучению, быстро втянулась: на постоянной основе смотрела лекции, выполняла домашки и успевала сдавать всё в срок.
Грамотно планировать своё время мне помогал ежедневник, в котором я расписывала планы на день, неделю, устанавливала сроки и старалась их придерживаться.
А ещё, возможно, это покажется смешным, но меня очень приободряла классная фраза: «Отдохнём на пенсии».
«Нужно быть „живчиком“»: о работе и важных для графдизайнера качествах
С 2022 года я работаю в частной полиграфической компании. Здесь я совмещаю сразу две должности, сильно связанные между собой: графического дизайнера (моя основная роль) и оператора цифровой печати (работаю с техникой — настраиваю принтеры, сканеры, регулирую параметры печати).
В своей работе я выделяю три критически важных качества:
- Умение работать с клиентами.
За три года я убедилась, что очень важно слушать и понимать требования заказчиков, а также грамотно преподносить свои идеи и предложения.
- Технические навыки.
На мой взгляд, хороший дизайнер должен уметь не только создавать классные картинки и айдентику, но и обслуживать оборудование, владеть современными графическими программами.
- Адаптивность.
Причём важно быстро и эффективно приспосабливаться не только к правкам в проектах и требованиям клиентов, но и к интенсивности работы и условиям труда. Нужно быть «живчиком» и иметь моральные силы в моменте разрешить любую ситуацию.
К сожалению, в какой-то момент на работе я перестала учиться чему-то новому и теперь почти каждый день занимаюсь одним и тем же. Поэтому сейчас своего будущего в типографии не вижу. Хотя понимаю, что, вероятно, если бы я работала в крупной организации с большим количеством оборудования, разнообразными задачами и направлениями работы, то могла бы думать иначе.
«Уверенности стало больше»: о результатах учёбы
Занималась я с большим энтузиазмом: смотрела лекции взахлёб и не хотела останавливаться. Но… прерываться приходилось: как я уже упомянула, параллельно с прохождением курса я также училась в университете и работала. Было нелегко всё совмещать, но я справлялась. К тому же учиться графическому дизайну мне помогала небольшая база знаний и навыков, уже наработанная прежде.
В качестве итоговой работы я разрабатывала айдентику (логотип, цвета, шрифт, графические элементы, мерч) для киберспортивной команды «Ростелекома». Помню, в процессе реализации я испытывала множество сомнений: терзалась мыслями, что могла бы доработать идею получше, придумать что-то покруче и помасштабнее, а мои задумки не подходят для финального проекта.
И лишь благодаря поддерживающей обратной связи кураторов я поверила, что мой проект действительно весьма хорош. Это сильно меня порадовало и приободрило.
Оглядываясь назад, я понимаю, что за время учёбы я сильно выросла как специалист. Да, мне всё ещё есть к чему стремиться, но мои знания и компетенции уже заметно отличаются от тех, с которыми я пришла на курс.
Например, я наконец разобралась в шрифтах. Раньше я очень злилась на себя, потому что не могла разглядеть различия между антиквами и гротесками. Думала: «Ну шрифт и шрифт. И какая разница?» Курс же дал понимание, что разница действительно есть и она заметна.
У меня было несколько кураторов: обо всех у меня остались приятные воспоминания, но особенно хочу отметить Алексея Воронина. Мне понравилось, что он очень доступно объяснял любую тему.
А ещё Алексей — невероятно жизнерадостный человек, и этот оптимизм как-то сам собой передавался через экран: после разбора ошибок с ним мне не хотелось всё бросить, а наоборот — я с улыбкой на лице и ещё большим усердием вносила правки в проект, доводя его до возможного идеала.
Своей целью на обучение я ставила существенное улучшение своих навыков в графдизайне, и я этой цели достигла.
Для этого мне понадобилось около 11 месяцев, но я и не рассчитывала справиться быстрее: ориентировалась на качество, а не на скорость. Да и вообще: в процессе обучения я научилась более разумно подходить к проектам, не ставить невыполнимых целей и меньше себя критиковать.
При этом, безусловно, я всё ещё не считаю себя большим профессионалом в отрасли. Понимаю, что сфера графического дизайна не стоит на месте: постоянно появляются новые тренды, инструменты и направления. Да и в уже существующих ещё многому можно научиться: я, например, пока не очень сильна в дизайне упаковки.
Если вспоминать какое-то особенно запомнившееся мне задание на курсе, кроме итогового, то я бы, пожалуй, выделила разработку дизайна плаката. Тему мы могли выбрать сами, любую. Я долго думала и в итоге решила, что хочу поработать с книжным клубом.
Нашла клуб «Третье место» в Санкт-Петербурге и просто влюбилась в него: я сама безумно люблю читать книги, обсуждать их и делиться впечатлениями. Думаю, моя личная увлечённость темой отразилась и на результате: в итоге я до сих пор очень довольна результатом.
«Я человек процесса»: о первых реальных заказах
Сейчас я уже не представляю свою жизнь без графического дизайна. Новая профессия даёт мне возможность экспериментировать, выражать свою индивидуальность и находить красоту в повседневности.
После обучения, помимо основной занятости в типографии, я стала иногда брать разовые подработки. Клиентов в основном нахожу через друзей, которые рекомендуют меня как надёжного профессионала.
Недавно, например, разработала дизайн меню для бара в Могилёве — этот заказ стал моим первым индивидуальным кейсом как фрилансера. До этого я работала только в рамках организации или выполняла практические задания.
Больше всего мне понравилось разрабатывать концепцию и структуру меню: продумывать чёткий и логичный план подачи текста и картинок, акцентного оформления блюд, использования красивых деталей. Так я поняла, что я — человек процесса.
«Дома в четырёх стенах мне слишком скучно»: о мечтах, стереотипах и вдохновении
«Дизайнер должен уметь рисовать» — так звучит один из, пожалуй, самых популярных мифов нашей сферы. На мой взгляд, этот навык, несомненно, будет плюсом, но… в целом он вовсе не обязателен. Могу подтвердить это на личном опыте: я не владею навыками рисования, но при этом без проблем могу сделать эскиз для заказчика в графических программах.
Другой стереотип касается формата работы. Есть мнение, что большинству графических дизайнеров комфортнее работать удалённо. Изначально я тоже хотела уйти на удалёнку, но со временем честно призналась себе, что это не моё. Я социальный человек: мне нужны люди, общение, коммуникации и хорошая компания. Сидеть дома в четырёх стенах слишком скучно. Так что в будущем мне бы хотелось работать в гибридном формате.
Что касается вдохновения: я черпаю его из собственных наблюдений — на улице, дома, в кафешках и других местах. Обожаю посещать эстетически оформленные заведения: когда можно осмотреться по сторонам и поразглядывать детали — в такие места хочется возвращаться снова и снова.
В дизайне у меня такие же критерии при поиске референсов и вдохновения: очень воодушевляют продуманные работы других дизайнеров. Чужой контент чаще всего изучаю на популярной платформе Pinterest — провожу там очень много времени.
Как я уже сказала, в ближайшее время хочу перейти на гибридный формат работы. Возможно, набраться опыта в какой-то студии. А лет через пять-десять вижу себя работающей в какой-то крупной компании на значимой должности.
Вообще, я человек непостоянный: мне всё время хочется пробовать разные направления и сферы деятельности. Не знаю, хорошо это или плохо. Но чувствую, что от графического дизайна я вряд ли уйду совсем уж далеко. В ближайших планах — разве что освоить веб-дизайн, чтобы научиться ещё и создавать сайты.
А что до масштабных и важных целей на жизнь — хочу быть тем, кто постоянно учится, развивается и никогда не останавливается.