Стиль модерн: шрифты век назад и сейчас
Рассказываем о гарнитурах первой половины ХХ века и показываем 17 шрифтов в стиле ар-нуво, ар-деко и югендстиль.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Течения в искусстве, архитектуре и графическом дизайне — а именно в дизайне шрифтов — всегда связаны. Рифмуются формы окон и геометрия знаков, декор в интерьерах и штрихи в буквах, характерный стиль рисования и типографика.
Модерн — одно из направлений, влияние которого распространилось на интерьеры, архитектуру, иллюстрации, графику, промышленный дизайн. Разбираемся, как стремление художников и архитекторов воспевать цветущую природу и распространять искусство повсюду повлияло на шрифты. А ещё — показываем, какие знаковые элементы ар-нуво можно встретить в современном брендинге, дизайне сайтов и печати.
Что такое модерн в дизайне
У модерна много имён. Во Франции — ар-нуво, в США — тиффани, в Португалии — арте нова, в Германии и Латвии — югендстиль, в Аргентине — модернизмо, в Австрии и Венгрии — сецессион, в Италии — либерти, в России — модерн. Всё это — разные названия одного крупного течения в искусстве, архитектуре и дизайне, которое распространилось в Европе и США в самом конце XIX века и развивалось до Первой мировой войны.
Развитие модерна обусловлено множеством факторов — экономических, социальных, культурных. Один из них — реакция художников и тех, кого мы бы сейчас назвали промышленными дизайнерами и бренд-дизайнерами, на индустриализацию. Однако это был не протест против технологий: машинное производство они воспринимали как способ производить «красоту» в больших объёмах, чем это было возможно в условиях ручного труда. Одна из главных ценностей модерна — это демократизация эстетики. Но не через упрощение: «красота», искусство должны проникать повсюду и становиться доступными всем.
Читайте также:
Быт, обыденную жизнь, повседневные предметы необходимо преображать средствами искусства — вот основная идея европейского модерна. Искусство не должно быть элитарным и доступным малому количеству людей — его надо распространять и тем самым преодолевать кризис «старого мира».
Причём для «красивого» важно было оставаться функциональным. Так появились арки входов в метро со сложными металлическими плетениями в виде ветвей, настольные лампы с витражными стёклами, цветочные узоры на стенах квартир — и всё это выглядело, будто было создано вручную.
У печатного дизайна в эпоху модерна было большое значение. Благодаря индустриализации и эмансипации в Европе и США росло количество грамотных людей, а из-за увеличивающейся конкуренции бурно развивалась сфера рекламы. «Новый стиль» повлиял на оформление книг, реклам, плакатов, открыток: типографика тоже стала объектом «повседневного искусства», а печатная продукция — носителем модерна.
Печатная графика модерна
Именно в период расцвета модерна сложилось новое направление дизайна — тиражный плакат и экслибрис, а искусство книжной графики расцветало. Этому способствовало и то, что в дизайн и типографику пришли художники, и изобретение новых средств и техник сложной печати, в том числе цветной.
У типографики модерна, как и у архитектуры, есть отличительные черты:
- Объёмные шрифтовые композиции, построенные вокруг центральной линии симметрии.
- Обилие орнаментов-кружев, рамок и небольших иллюстраций с цветочными мотивами.
- Использование в пространстве одного листа множества шрифтов — пяти и даже больше.
Технологическое развитие словолитен и стремление создателей шрифтов привнести в буквы «искусство» породили невероятное разнообразие гарнитур. Это были гротески, антиквы, брусковые шрифты, в которых могли проявляться характерные черты:
- Завышенная средняя линия. Например, это мог быть максимально высоко расположенный горизонтальный штрих в букве A или диспропорционально маленькое верхнее очко в букве B.
- Плавное движение изогнутых линий и асимметрия. Знаки будто нарисованы японской кистью, и их графика напоминает о природе и силуэтах растений.
- Уникальные формы и обилие декоративных элементов и штрихов. Фантазийность и сказочность рисунков букв приближает наборные шрифты ар-нуво к современному леттерингу.
Все эти оригинальные графические эксперименты с буквами эпохи модерна стали богатым наследием, к которому постоянно обращаются дизайнеры айдентики и шрифтов. Так, одна из крупных волн «возрождения» ар-нуво в графическом дизайне произошла в 1960–1970-е в Америке: переосмысление гипердекоративных гарнитур начала XX века породило особенную эстетику психоделического дизайна. Например, объёмные буквы, в линиях которых была «природная» волнистость.
Читайте также:
Оригинальные шрифты эпохи модерна
Eckmann
Шрифт Eckmann авторства Отто Экманна вышел в 1900 году в словолитне Rudhard в Оффенбахе и быстро стал модным. Автор объединил в графике готический Fraktur и югендстиль: к тяжёлым и плотным формам добавил живописные росчерки, а диакритические знаки сделал изогнутыми.
Reklameschrift Herold
Этот шрифт в стиле модерн был выпущен в 1901 году и предназначался для оформления текстов в рекламах. Он получил широкое распространение: в разных странах стало появляться множество его адаптаций, в том числе русский шрифт «Герольд» словолитного заведения «Бертгольд» в Санкт-Петербурге.
В каталоге фирмы Paratype есть версия этой гарнитуры с кириллицей — Herold Владимира Ефимова.
Baldur
Baldur — ещё один аутентичный шрифт эпохи модерна. Он был выпущен в 1901 году собственной словолитней немецкого издательского дома Klinkhardt.
В последующие десятилетия этот шрифт несколько раз «оживляли», создавали по фотокопиям литеры, оцифровывали их. Модерновая графика Baldur продолжает вдохновлять дизайнеров на интерпретации, которые подходят для digital и современного брендинга. Например, это шрифты Reznicek и BN Breezy.
Corinna
Шрифт 1904 года был известен под разными именами: Virgil, Corinna, Korinna. Его кириллическая версия входила в каталог словолитни «Бертгольд» и была популярна в дореволюционной России.
Corinna — образец «спокойного» модерна без гипертрофированной декоративности: этим шрифтом набирали подзаголовки и основную массу текста.
Desdemona
Это один из самых старых шрифтов в стиле модерна — он появился в 1886 году. Распространялся тоже под разными названиями: Quaint, Serie Bohème.
В графике Desdemona есть буквально все стилистические признаки ар-нуво или венского сецессиона: максимально завышенная «талия» в буквах B, S, H, Y, парные горизонтальные штрихи, асимметрия и характерная «органическая» форма засечек.
Современные шрифты в стиле модерн
Мы отобрали 12 гарнитур в стиле модерна, ар-нуво или югендстиля — платные и бесплатные, с поддержкой расширенной латиницы и кириллические.
Posterama
Posterama — нестандартный набор шрифтов. Это серия гарнитур, дизайн которых посвящён конкретному году: 1901, 1913, 1919, 1927, 1933, 1945, 1984, 2001. Posterama 1901 — это оммаж стилю ар-нуво, Posterama 1913 — выставке Armory Show в США, которая изменила мир искусства, Posterama 1919 — основанию Баухауса и так далее.
В серию также входит Posterama Text — нейтральный гротеск с лёгким визуальным намёком на эстетику модерна.
Распространяется платно. Posterama Text поддерживает кириллицу, остальные акцидентные гарнитуры — нет.
Cocotte
Cocotte — набор акцидентных шрифтов без засечек. Однако их сложно назвать гротеском из-за обилия декоративных элементов, ломаной геометрии и особенных резких закруглений, которые прямо указывают на ар-нуво. Кроме этого, знаки в Cocotte капитульные — то есть строчные буквы похожи на уменьшенные прописные.
Распространяется платно, есть кириллица.
Luxembourg 1910
Визуальный характер гарнитуры Luxembourg 1910 ностальгический — в первую очередь для тех, кто вырос в Европе. Сам автор, Петер Вигель, ссылается на винтажные надписи на керамических ящичках старых буфетов: в начале XX века в таких хранили специи или кофе.
Шрифт бесплатный, в том числе для коммерческого использования. Есть кириллические знаки.
Epoque
Семейство акцидентных шрифтов выпущено бразильским дизайнером Рафаэлем Феррейрой в 2018 году.
Графика на первый взгляд может показаться даже минималистичной, но в знаках есть узнаваемые диспропорции и закругления в стиле «бэль эпок».
Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.
Jugendreisen
Оригинальная воздушная, «флюидная» графика Jugendreisen — это современная интерпретация наборных шрифтов эпохи югендстиля. Знаки не выглядят точной копией старинных образцов, а отдалённо напоминают их.
Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.
Grand Slang
Автор этой акцидентной гарнитуры вдохновлялся образцами американской каллиграфии середины XX века, однако стилистически Grand Slang напоминает щедро декорированные шрифты ар-нуво.
Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.
Mazagan
Вдохновением для рисунка Mazagan послужил шрифт Marocaines, «Марокканки», который вышел во французской словолитне Mayeur в начале XX века. Получился набор ярких акцидентных шрифтов, в которых соединились рубленость и романтичность.
Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.
Nouveau
Nouveau — это вариативный шрифт из шести стилей с игривой эстетикой ар-нуво. Каждый из них назван тоже романтично — в честь цветов, характерных для орнаментов модерна: «Крокус», «Георгин», «Гинкго», «Водяная лилия», «Роза», «Чертополох».
Шрифт платный, кириллицы в наборе нет.
Boecklins Universe
Boecklins Universe — это цифровая версия Arnold Böcklin, одного из самых известных шрифтов эпохи модерна. Его разработали в словолитне Otto Weisert в 1904 году, назвав в честь швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.
Права на оригинал принадлежат Linotype, а Boecklins Universe — отдельный продукт шрифтового энтузиаста и дизайнера Петера Вигеля.
Это полностью бесплатный шрифт с поддержкой кириллицы — хотя и некоторыми странностями в знаках.
XAyax
Это маленькое семейство из трёх шрифтов также создано Петером Вигелем. В сложной графике есть прямые цитаты мотивов ар-нуво, а в целом она отсылает к эстетике титров немого кино.
Это бесплатный шрифт, в наборе есть кириллица.
P22 Arts and Crafts
P22 Arts and Crafts — это коллекция из девяти разных, но визуально родственных шрифтов. В их основе лежат образцы типографического искусства из книг и периодики, выпущенных в Америке между 1900 и 1910 годами. Кроме наборов знаков в коллекцию входят два орнамента в стиле Arts and Crafts — художественного течения «искусств и ремёсел».
Шрифты коллекции платные. Кириллицы в кассе нет.
Cosmic Solace
Это свежий суперакцидентный, супердекоративный шрифт — студия Silver Stag выпустила его в середине августа 2023 года. Авторы презентовали его как проект, который «органично сочетает в себе изящество архитектуры Эйфелевой башни с современностью типографики». В его графике есть и строгая структура, как у металлической конструкции, и замысловатый декор, как у парижских архитектурных образцов ар-нуво.
Шрифт платный, без знаков кириллицы.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!