Дизайн
#статьи

Стиль модерн: шрифты век назад и сейчас

Рассказываем о гарнитурах первой половины ХХ века и показываем 17 шрифтов в стиле ар-нуво, ар-деко и югендстиль.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Течения в искусстве, архитектуре и графическом дизайне — а именно в дизайне шрифтов — всегда связаны. Рифмуются формы окон и геометрия знаков, декор в интерьерах и штрихи в буквах, характерный стиль рисования и типографика.

Модерн — одно из направлений, влияние которого распространилось на интерьеры, архитектуру, иллюстрации, графику, промышленный дизайн. Разбираемся, как стремление художников и архитекторов воспевать цветущую природу и распространять искусство повсюду повлияло на шрифты. А ещё — показываем, какие знаковые элементы ар-нуво можно встретить в современном брендинге, дизайне сайтов и печати.

Что такое модерн в дизайне

У модерна много имён. Во Франции — ар-нуво, в США — тиффани, в Португалии — арте нова, в Германии и Латвии — югендстиль, в Аргентине — модернизмо, в Австрии и Венгрии — сецессион, в Италии — либерти, в России — модерн. Всё это — разные названия одного крупного течения в искусстве, архитектуре и дизайне, которое распространилось в Европе и США в самом конце XIX века и развивалось до Первой мировой войны.

Павильон Карлсплац в Вене. Его автор, архитектор Отто Вагнер, объединял в своих проектах последние технические достижения, строгую структурность, функциональность и высокие эстетические стандарты ар-нуво — точнее, венского сецессиона
Фото: Wien Museum

Развитие модерна обусловлено множеством факторов — экономических, социальных, культурных. Один из них — реакция художников и тех, кого мы бы сейчас назвали промышленными дизайнерами и бренд-дизайнерами, на индустриализацию. Однако это был не протест против технологий: машинное производство они воспринимали как способ производить «красоту» в больших объёмах, чем это было возможно в условиях ручного труда. Одна из главных ценностей модерна — это демократизация эстетики. Но не через упрощение: «красота», искусство должны проникать повсюду и становиться доступными всем.

Быт, обыденную жизнь, повседневные предметы необходимо преображать средствами искусства — вот основная идея европейского модерна. Искусство не должно быть элитарным и доступным малому количеству людей — его надо распространять и тем самым преодолевать кризис «старого мира».

Причём для «красивого» важно было оставаться функциональным. Так появились арки входов в метро со сложными металлическими плетениями в виде ветвей, настольные лампы с витражными стёклами, цветочные узоры на стенах квартир — и всё это выглядело, будто было создано вручную.

Надгробия на еврейском кладбище в Будапеште оформлены в стиле ар-нуво
Фото: Friends of Budapest Jewish Cemetery
Оригинальные элементы интерьера ар-нуво в самарской гостинице
Фото: «Бристоль-Жигули»
Лестница в «самом красивом книжном в мире» — магазине Lello в Порту. Обычно она карминно-красная, но в 2021-м её покрасили в цвета года Pantone
Фото: Livraria Lello
Парадная дома 42 на улице Чайковского в Санкт-Петербурге
Фото: «Парадные Петербурга»

У печатного дизайна в эпоху модерна было большое значение. Благодаря индустриализации и эмансипации в Европе и США росло количество грамотных людей, а из-за увеличивающейся конкуренции бурно развивалась сфера рекламы. «Новый стиль» повлиял на оформление книг, реклам, плакатов, открыток: типографика тоже стала объектом «повседневного искусства», а печатная продукция — носителем модерна.

Реклама Coca-Cola в стиле ар-нуво
Изображение: Jay Paull / Getty Images
Обложка архитектурного каталога 1912 года
Изображение: Public Domain

Печатная графика модерна

Именно в период расцвета модерна сложилось новое направление дизайна — тиражный плакат и экслибрис, а искусство книжной графики расцветало. Этому способствовало и то, что в дизайн и типографику пришли художники, и изобретение новых средств и техник сложной печати, в том числе цветной.

У типографики модерна, как и у архитектуры, есть отличительные черты:

  • Объёмные шрифтовые композиции, построенные вокруг центральной линии симметрии.
  • Обилие орнаментов-кружев, рамок и небольших иллюстраций с цветочными мотивами.
  • Использование в пространстве одного листа множества шрифтов — пяти и даже больше.
Обложка книги и открытки начала XX века из музея югендстиля в Риге
Изображения: Rīgas Jūgendstila centrs
Классическая и неизменная этикетка одеколона — «кёльнской воды» с элементами типографики в стиле модерна: орнаментированными рамками, сочетанием нескольких ярких шрифтов
Изображение: 4711

Технологическое развитие словолитен и стремление создателей шрифтов привнести в буквы «искусство» породили невероятное разнообразие гарнитур. Это были гротески, антиквы, брусковые шрифты, в которых могли проявляться характерные черты:

  • Завышенная средняя линия. Например, это мог быть максимально высоко расположенный горизонтальный штрих в букве A или диспропорционально маленькое верхнее очко в букве B.
  • Плавное движение изогнутых линий и асимметрия. Знаки будто нарисованы японской кистью, и их графика напоминает о природе и силуэтах растений.
  • Уникальные формы и обилие декоративных элементов и штрихов. Фантазийность и сказочность рисунков букв приближает наборные шрифты ар-нуво к современному леттерингу.

Все эти оригинальные графические эксперименты с буквами эпохи модерна стали богатым наследием, к которому постоянно обращаются дизайнеры айдентики и шрифтов. Так, одна из крупных волн «возрождения» ар-нуво в графическом дизайне произошла в 1960–1970-е в Америке: переосмысление гипердекоративных гарнитур начала XX века породило особенную эстетику психоделического дизайна. Например, объёмные буквы, в линиях которых была «природная» волнистость.

Фирменный шрифт в айдентике сериала «Американская история ужасов» — это доработанная версия ITC Willow или его близкородственного Rennie Mackintosh от словолитни CRMFontCo
Изображение: 20th Century Fox
Шрифт в стиле «купеческий модерн» Arkhive в ностальгически-винтажном дизайне сайта
Скриншот: сайт «Белёвская пастила» / Skillbox Media
У обложки книги о Густаве Климте дизайн современный, но с реверансом в сторону венского сецессиона: прямую связь с ним создают пастельный зелёный фон и акцидентный орнаментированный шрифт
Изображение: Stella Rollig / Markus Fellinger / Belvedere Museum Vienna
Брендинг с элементами в стиле ар-нуво для кофейни, интерьер которой напоминает традиционные мюнхенские или венские заведения
Изображение: Saraghina Caffè / дизайн студии Mucca
Современная интерпретация графики модерна в интерфейсе интернет-магазина женственной одежды. Тексты оформлены парой из элегантного ITC Century и фирменного «романтичного» шрифта Samantha Pleet — его разработали в студии Dinamo на основе знаменитой ар-нуво гарнитуры Baldur
Скриншот: сайт Samantha Pleet / Skillbox Media
Эта книга Эрнста Геккеля оказала огромное влияние на искусство эпохи модерна, представители которой стремились воспроизвести природные формы в камне, стекле и на бумаге. Для обложки русского издания Ольга Панькова из «Бюробукв» нарисовала леттеринг с характером ар-нуво
Изображение: издательство «МИФ»
Гипердекоративный шрифтовой эксперимент в рамках 36 Days of Type 2023 года
Изображение: предоставлено Ольгой Паньковой

Читайте также:

Жизнь после 36

Двухцветная ризография для выставки «Пропаганда»: шрифт и орнамент в стиле модерн
Изображение: Siggi Odds / Behance

Оригинальные шрифты эпохи модерна

Eckmann

Шрифт Eckmann авторства Отто Экманна вышел в 1900 году в словолитне Rudhard в Оффенбахе и быстро стал модным. Автор объединил в графике готический Fraktur и югендстиль: к тяжёлым и плотным формам добавил живописные росчерки, а диакритические знаки сделал изогнутыми.

Фото: Gerhard Fileschi / Google Maps

Reklameschrift Herold

Этот шрифт в стиле модерн был выпущен в 1901 году и предназначался для оформления текстов в рекламах. Он получил широкое распространение: в разных странах стало появляться множество его адаптаций, в том числе русский шрифт «Герольд» словолитного заведения «Бертгольд» в Санкт-Петербурге.

В каталоге фирмы Paratype есть версия этой гарнитуры с кириллицей — Herold Владимира Ефимова.

Пример возрождения шрифта эпохи модерна через полвека: Reklameschrift Herold на обложке музыкального альбома в 1968 году
Изображение: Apple Publishing

Baldur

Baldur — ещё один аутентичный шрифт эпохи модерна. Он был выпущен в 1901 году собственной словолитней немецкого издательского дома Klinkhardt.

В последующие десятилетия этот шрифт несколько раз «оживляли», создавали по фотокопиям литеры, оцифровывали их. Модерновая графика Baldur продолжает вдохновлять дизайнеров на интерпретации, которые подходят для digital и современного брендинга. Например, это шрифты Reznicek и BN Breezy.

Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media

Corinna

Шрифт 1904 года был известен под разными именами: Virgil, Corinna, Korinna. Его кириллическая версия входила в каталог словолитни «Бертгольд» и была популярна в дореволюционной России.

Corinna — образец «спокойного» модерна без гипертрофированной декоративности: этим шрифтом набирали подзаголовки и основную массу текста.

Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media

Desdemona

Это один из самых старых шрифтов в стиле модерна — он появился в 1886 году. Распространялся тоже под разными названиями: Quaint, Serie Bohème.

В графике Desdemona есть буквально все стилистические признаки ар-нуво или венского сецессиона: максимально завышенная «талия» в буквах B, S, H, Y, парные горизонтальные штрихи, асимметрия и характерная «органическая» форма засечек.

Скриншот: сайт Fontsgeek / Skillbox Media

Современные шрифты в стиле модерн

Мы отобрали 12 гарнитур в стиле модерна, ар-нуво или югендстиля — платные и бесплатные, с поддержкой расширенной латиницы и кириллические.

Posterama

Posterama — нестандартный набор шрифтов. Это серия гарнитур, дизайн которых посвящён конкретному году: 1901, 1913, 1919, 1927, 1933, 1945, 1984, 2001. Posterama 1901 — это оммаж стилю ар-нуво, Posterama 1913 — выставке Armory Show в США, которая изменила мир искусства, Posterama 1919 — основанию Баухауса и так далее.

В серию также входит Posterama Text — нейтральный гротеск с лёгким визуальным намёком на эстетику модерна.

Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media
Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media

Распространяется платно. Posterama Text поддерживает кириллицу, остальные акцидентные гарнитуры — нет.

Cocotte

Cocotte — набор акцидентных шрифтов без засечек. Однако их сложно назвать гротеском из-за обилия декоративных элементов, ломаной геометрии и особенных резких закруглений, которые прямо указывают на ар-нуво. Кроме этого, знаки в Cocotte капитульные — то есть строчные буквы похожи на уменьшенные прописные.

Скриншот: сайт Zetafonts / Skillbox Media

Распространяется платно, есть кириллица.

Luxembourg 1910

Визуальный характер гарнитуры Luxembourg 1910 ностальгический — в первую очередь для тех, кто вырос в Европе. Сам автор, Петер Вигель, ссылается на винтажные надписи на керамических ящичках старых буфетов: в начале XX века в таких хранили специи или кофе.

Скриншот: сайт 1001fonts / Skillbox Media

Шрифт бесплатный, в том числе для коммерческого использования. Есть кириллические знаки.

Epoque

Семейство акцидентных шрифтов выпущено бразильским дизайнером Рафаэлем Феррейрой в 2018 году.

Графика на первый взгляд может показаться даже минималистичной, но в знаках есть узнаваемые диспропорции и закругления в стиле «бэль эпок».

Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media

Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.

Jugendreisen

Оригинальная воздушная, «флюидная» графика Jugendreisen — это современная интерпретация наборных шрифтов эпохи югендстиля. Знаки не выглядят точной копией старинных образцов, а отдалённо напоминают их.

Изображение: Pretty Faces Typefaces

Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.

Grand Slang

Автор этой акцидентной гарнитуры вдохновлялся образцами американской каллиграфии середины XX века, однако стилистически Grand Slang напоминает щедро декорированные шрифты ар-нуво.

Скриншот: сайт Nikolas Type / Skillbox Media

Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.

Mazagan

Вдохновением для рисунка Mazagan послужил шрифт Marocaines, «Марокканки», который вышел во французской словолитне Mayeur в начале XX века. Получился набор ярких акцидентных шрифтов, в которых соединились рубленость и романтичность.

Скриншот: сайт Feliciano Type / Skillbox Media

Распространяется платно, кириллицы в наборе нет.

Nouveau

Nouveau — это вариативный шрифт из шести стилей с игривой эстетикой ар-нуво. Каждый из них назван тоже романтично — в честь цветов, характерных для орнаментов модерна: «Крокус», «Георгин», «Гинкго», «Водяная лилия», «Роза», «Чертополох».

Скриншот: сайт Poem Editions / Skillbox Media

Шрифт платный, кириллицы в наборе нет.

Boecklins Universe

Boecklins Universe — это цифровая версия Arnold Böcklin, одного из самых известных шрифтов эпохи модерна. Его разработали в словолитне Otto Weisert в 1904 году, назвав в честь швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.

Права на оригинал принадлежат Linotype, а Boecklins Universe — отдельный продукт шрифтового энтузиаста и дизайнера Петера Вигеля.

Скриншот: сайт 1001fonts / Skillbox Media

Это полностью бесплатный шрифт с поддержкой кириллицы — хотя и некоторыми странностями в знаках.

XAyax

Это маленькое семейство из трёх шрифтов также создано Петером Вигелем. В сложной графике есть прямые цитаты мотивов ар-нуво, а в целом она отсылает к эстетике титров немого кино.

Скриншот: сайт Dafont / Skillbox Media

Это бесплатный шрифт, в наборе есть кириллица.

P22 Arts and Crafts

P22 Arts and Crafts — это коллекция из девяти разных, но визуально родственных шрифтов. В их основе лежат образцы типографического искусства из книг и периодики, выпущенных в Америке между 1900 и 1910 годами. Кроме наборов знаков в коллекцию входят два орнамента в стиле Arts and Crafts — художественного течения «искусств и ремёсел».

Скриншот: сайт Fontspring / Skillbox Media

Шрифты коллекции платные. Кириллицы в кассе нет.

Cosmic Solace

Это свежий суперакцидентный, супердекоративный шрифт — студия Silver Stag выпустила его в середине августа 2023 года. Авторы презентовали его как проект, который «органично сочетает в себе изящество архитектуры Эйфелевой башни с современностью типографики». В его графике есть и строгая структура, как у металлической конструкции, и замысловатый декор, как у парижских архитектурных образцов ар-нуво.

Скриншот: сайт Myfonts / Skillbox Media

Шрифт платный, без знаков кириллицы.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована