«Стеклянный городок»: кто ищет историю на берегах Невы
Как из осколков появился проект сохранения культурного наследия.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Стеклянный городок, Стеклянная слобода, или Стеклянка, — исторический район Петербурга, места вокруг бывшего Императорского стеклянного завода. Так называется и проект, созданный в 2019 году, — его участники буквально собирают на берегу Невы осколки предметов, чтобы узнать больше об истории этого места.
Поговорили с создательницей «Стеклянного городка» Никой Артемьевой о находках, атрибуции и будущем проекта, по крупицам восстанавливающего прошлое.
Мадларкинг на брегах Невы
Ника Артемьева выросла в центре Петербурга, в районе Коломна рядом с Театральной площадью. Детский сад, в который она ходила, был в Великокняжеском дворце с потрясающими интерьерами. «Меня с детства интересовал вопрос, почему всё в таком печальном состоянии и что с этим можно сделать», — говорит Ника. Последние восемь лет она занимается темой сохранения архитектурного наследия.
В 2019 году Ника переехала в Стеклянный городок, но к тому моменту она поверхностно знала историю этого района. Чтобы разобраться в ней лучше, а ещё интересно провести время, Ника вместе с подругами решила заняться мадларкингом.
«На берегах в исторических местах разных городов и стран вода вымывает остатки предметов старого быта. Радостно что-то найти, угадать, старое это или новое. Такой приятный и увлекательный процесс», — делится Ника.
В 1777–1779 годах князь Григорий Потёмкин получил в дар от императрицы Екатерины II стекольные заводы, расположенные в окрестностях Петербурга. Он решил перевезти их и расположить по соседству с Александро-Невской лаврой. После смерти Потёмкина Екатерина II выкупила заводы обратно в казну. Так возник Императорский стеклянный завод.
К концу XIX века завод пришёл в упадок, его объединили с фарфоровым заводом. В первой половине 1890-х производство перевезли в Фарфоровую слободу. Там стекольное производство стало вторичным, а в революционные годы вообще закрылось.
В 1940 году Вера Мухина, Николай Качалов и Алексей Толстой инициировали в Стеклянном городке создание экспериментального цеха по стеклу. Здесь был основан Ленинградский завод художественного стекла. После того как в 1990-е годы производство было приватизировано, а позже — упразднено, сохранилась коллекция заводского музея (она находится на Елагином острове). Предметы Императорского стеклянного завода представлены в разных музеях. Богатейшие коллекции находятся в Эрмитаже, Государственном историческом музее, во Всероссийском музее декоративного искусства. Для меня отрадно, что в музее «Невская застава» тоже есть изделия Императорского стеклянного завода».
В первые же вылазки Ника и её подруги обратили внимание на то, как много находок удаётся сделать по берегу. Осколки старого быта контрастировали с современным обликом района, где почти не осталось дореволюционной застройки. Вскоре девушка обнаружила, что история района описана буквально в паре источников, поверхностно. «Тогда я поняла, что если системно заниматься сбором осколков, то они расскажут о быте, о котором мы мало знаем, даже об утраченной застройке».
Зубные щётки, замороженная Шарлотта и пивные бутылки
Стеклянный городок — исторически не богатая местность: дворянские семьи здесь не жили. Частыми гостями были паломники и представители церкви, уровень жизни которых мог быть выше, чем у местных жителей.
Всё это подтверждается находками «Стеклянного городка»: на берегу обнаруживают глиняную, простую и не очень дорогую фаянсовую посуду. Однако помимо недорогих изделий Кузнецовского завода есть и посуда завода Корнилова, которая была ощутимо дороже.
Атрибутировать находки со 100% достоверностью позволяют клейма на осколках. Их можно сравнить с примерами в каталогах. Иногда «Стеклянный городок» обращается за подсказкой к подписчикам: так или иначе, всю посуду опознают.
«Мы также находим клейма рижских, польских, финских фабрик. В дореволюционный период они входят в состав Российской империи, но это не ближний свет. Попадаются и предметы французского производства, достаточно много английской посуды, чуть меньше — немецкой. Выходит, что жители, местные трактиры и другие общественные заведения могли себе позволить не только кузнецовскую посуду», — полагает Ника.
Она также рассказывает, что осколки позволили картировать место, где располагался популярный трактир. По фрагментам бутылочного стекла удаётся обрисовать примерный алкогольный «репертуар». Ника предполагает, что люди в Стеклянном городке жили совсем не так бедно, как свидетельствуют нынешние исторические описания.
Говорящими оказываются и те осколки, которых нет. «Например, московская Трёхгорная пивная фабрика была очень популярна в XVIII–XIX веках, то есть в исследуемый нами период, но бутылок, которые относились бы к ней, в Стеклянном городке до сих пор не обнаружили. Может быть, было дешевле пить местное пиво. Вероятно, мы ещё найдём архивные объяснения, почему в Стеклянный городок не возили московское пиво».
Вместе с посудными осколками обнаруживаются игрушки и игры: кости от домино, куклы. В том числе — фрагмент Frozen Charlotte, «Замороженной Шарлотты», небольшой фарфоровой куклы, которая была распространена в конце XIX — в начале XX века по всему миру. Это цельнолитая фарфоровая малышка, которая помещалась на ладони.
Есть и фрагменты фарфоровых немецких изделий, скорее всего, тоже кукол. В том, что со временем их можно будет атрибутировать, в «Стеклянном городке» не сомневаются: есть клеймо и часть надписи, значит, источник почти наверняка найдётся.
Среди находок — много зубных щёток. Их тоже удаётся найти в каталоге вместе с ценой, чтобы понять: даже небогатый местный житель мог себе позволить это гигиеническое средство.
Кроме предметов быта встречаются и остатки элементов архитектуры, к примеру — части черепицы. Черепица — редкий предмет для Петербурга, её в основном использовали для храмов. Местные черепичные церкви были утрачены в 1930-е годы, а осколки черепицы пролежали в воде почти 90 лет. Часть фрагментов передали в керамические мастерские для восстановления, ещё часть — в музейные коллекции Петербурга.
«Часто мы не только узнаём про местный быт, но и погружаемся в историю материальной культуры в целом. Её исследуем, конечно, не только мы, но на музейном уровне чаще обращают внимание либо на быт именитых особ императорской семьи, либо занимаются этнографическим материалом — деревенским бытом», — полагает Ника.
Из комнаты — в музей
Пока коллекция «Стеклянного города» хранится в домашних условиях, в 13-метровой комнате в квартире Ники Артемьевой. Полноценного каталога ещё нет, но уже сейчас можно говорить о десятках тысяч находок. В основном это осколки старой посуды, тары, элементов архитектур. Кроме того, в коллекции — 200–300 предметов Ленинградского завода художественного стекла.
С 2021 года Ника и её единомышленники искали помещение для хранения предметов, а также офиса. Подходящее пространство вскоре было выставлено на торги, и их «Стеклянному городку» удалось выиграть. Ремонт длился два года и сейчас почти окончен.
Под конец работ Ника и её коллеги всерьёз занялись поисками выставочного пространства, и его тоже удалось найти. «Нам пришлось занять немного денег, придумать, как можно покрыть часть расходов на это помещение, и решиться на прыжок веры — перекупить право аренды», — вспоминает Ника.
В новом пространстве откроется выставочный зал, где посетителям будет доступна коллекция находок с берегов Стеклянного городка. «Задача номер один — постоянная экспозиция, рассказывающая об истории района. Вторая — работа с нашими артефактами, находками. Когда мы показываем, как из осколков сложился кувшин или как в течение нескольких лет из кусочков собрали тарелку, это вызывает невероятный отклик», — делится Ника.
В выставочном пространстве планируют открытое хранение с максимальным доступом к фондам проекта. Здесь же организуют лекторий и кофейню, которая будет приносить деньги на работу проекта.
Сбором, атрибуцией и музеефикацией (сохранением и популяризацией, демонстрацией, изучением осколков и находок) Ника занимается, привлекая волонтёров, консультантов, подписчиков, но основные организационные задачи и финансовые риски остаются на ней. «Это не то дело, которое можно кому-то доверить и сказать: „Слушай, есть классная идея. Не хочешь ли ты бóльшую часть своей жизни посвятить какому-то историческому мусору?“», — смеётся она.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «IKEA — везде IKEA, а индивидуальных мест очень мало»: создатели VologDom рассказывают о локальной идентичности в интерьере.
- Играть с огнём: японская технология дровяного обжига в российской глубинке.
- «Моя миссия — чтобы производство адаптивной одежды стало бизнесом»: создательница бренда Be easy kid Наталья Малько — о вещах для людей с инвалидностью, жалости и красоте.