Спроси эксперта: критика дизайна
Поля Луз о том, как уйти от негативного восприятия критики и превратить её в инструмент.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Вопрос от читателя:
Как дизайнеру научиться воспринимать критику спокойно? Как правильно отвечать на критику?
Ирена,
Москва
Поля Луз
Графический арт-директор red_mad_robot
Ссылки
Мы, дизайнеры, с критикой сталкиваемся каждый день в работе и в сообществе. Лучше с самого начала выработать правильное отношение к ней, чем потом бороться с деструктивными внутренними последствиями.
Просто ответить на критику — не сработает :) Первыми часто приходят негативные эмоции, попытка защититься, стремительно накидать аргументов и отстоять свою идею. Здесь нужно сделать паузу и выдохнуть.
В первую очередь критика — это возможность улучшить проект, получить обратную связь, обменяться опытом. Другие люди, даже далёкие от дизайна, могут подсказать те идеи, которые сейчас не пришли нам в голову. Открытость к критике и умение расставаться с лучшими идеями дадут больше роста.
Что делать?
- Научиться отделять значимое от незначимого, личное от профессионального.
Важно осознать, что критика нацелена на результат твоей работы, а не на тебя лично. Тогда она будет полезна как инструмент, поможет развиваться и улучшать созданное.
- Не зарываться в своём проекте и задавать больше уточняющих вопросов. Выяснять проблему и понимать причины, чтобы найти новое или компромиссное решение.
Если критика обобщённая — вводите собеседника в контекст, цели и саму задачу, чтобы задать больше открытых и точечных вопросов. Это поможет перевести разговор в «подробно» и «по делу» и получить развёрнутый комментарий, который позволит посмотреть на проект с другой стороны.
- Прокачивать себя в коммуникации, идти на диалог.
Не стесняйтесь переспрашивать и уточнять те комментарии, которые кажутся двусмысленными. Задавать вопросы — круто, больше правильно поставленных вопросов — больше чётких ответов. А ещё это повод скооперироваться над дизайн-решением.
Недизайнеров полезно подключать в формате «коридорного опроса», для них это ещё и возможность поучаствовать в проекте.
- Чтобы натренировать себя, ищите критику осознанно.
Обращайтесь к опытным дизайнерам, в дизайн-каналы в Telegram, на Behance и Dribbble, в Instagram*.
Чаще выкладывайте свои работы, делитесь, вводите это в привычку. Например, присоединяйтесь к активностям #postereveryday и #365posters или предлагайте публикации в журнал tomorrow.type.today, ставя хештег #tomorrow_featured под своими работами.
- Прочитайте полезные книги.
Книга Скотта Беркуна «Дизайн всего» рассказывает про нестандартные решения. Особенно рекомендую третью главу «Что такое хорошо?». Благодаря ей можно провести параллели, как вести диалог с заказчиком и как пересматривать свои решения, которые так хочется скорее выпустить — но над которыми нелишне подумать ещё.
«Дизайн как отношение» Элис Росторн поможет посмотреть на результат с точки зрения пользы, а не с позиции «какую красоту я сделал!». В целом эта книга помогает переосмыслить роль дизайна и задать фокус на его социальные и гуманитарные функции.