Знак и смысл: стрелка
К каким глубинам смыслов ведёт самый известный индексальный символ?
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сергей Кужавский рассматривает знаки-индексы и воспевает древний указующий символ.
Онкиросу (Сергей Кужавский)
Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.
Основатель студии OPEN!Design&Concepts.
Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).
Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.
Сооснователь и старший преподаватель HSE Art & Design School. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».
Что такое знаки-индексы
В бытовой речи под индексами часто понимают показатели — например, индекс Доу — Джонса.
Но с латыни index переводится как указательный палец. То есть не показатель, а скорее «указатель» на что-либо.
По Пирсу знаки-индексы не являются объектами, но указывают на объекты, привлекают к ним внимание и при этом составляют единое смысловое целое с объектом.
Во времена Пирса распространённым индексальным знаком было гравированное изображение человеческой руки с выпрямленным указательным пальцем, «перст указующий». Этот образ встречается на гербах городов, где из облака в небе появляется «длань господня», и его перст указует на символ города, подчёркивая тем самым его богоизбранность и, конечно, важность.
Читайте также:
Знаки-индексы показательно коммуникативны. Это:
- указ, директива;
- подсказка;
- направление внимания;
- указание направления.
Как правило, указатель ведёт к цели. Это может быть эскалатор в помещении, пункт назначения в путешествии, или жизненно важная задача, или следствие события.
И самый распространённый символ в коммуникации — это стрелка.
Что значит стрелка
Стрелка — индексальная королева.
У неё есть начало и есть направление движения, но нет смыслового окончания.
Стрелка вносит в композицию движение и эмоцию — не та стрелка, которую забивают и переводят, а та, что указывает и к чему-то приводит.
В графике обычно действие знаков разворачивается в плоскости листа, поэтому стрелки направлений определяют его географию, а направления важны для восприятия и логики композиции.
Композиция — это всегда путешествие по листу взглядом, поэтому стрелки как путеводители сильно облегчают коммуникативную задачу, а точнее, направление внимания зрителя:
Стрелка слева направо совпадает с направлением нашего чтения и представляет поступательное движение вперёд, то есть географически — на восток.
Движение на запад, влево, воспринимается как возврат.
Вниз, на юг, — падение, снижение.
Вверх, на север, — подъём, стремление к высшим ценностям.
Стрелка, направленная на северо-восток, — поступательный рост и развитие, и это самое позитивное направление.
Вообще, наличие стрелки говорит о том, что действие происходит как бы в воздушном пространстве, и белый лист становится воздухом, абстракцией.
Вперёд и вверх, а там…
Стрелка как рисунок и символ произошла от стрелы, выпущенной из лука. Если ты видишь стрелу в профиль, значит, летит она не в тебя: это хороший ракурс, но и сила в нём тоже чувствуется, даже если тебе повезло. Стрела может быть направлена в любую сторону: в полёте она какое-то время не подвержена гравитации и является убедительным и опасным аргументом.
Архаичные графические стрелки-указатели имитируют оперение стрелы. Современные стрелки такими уже не бывают — они уже больше похожи на следы от птичьей лапки.
Антропологическое наблюдение: стрелка интересна тем, что, скорее всего, изобретена человеком, и в нынешнем виде она не очень похожа на существующий объект, как обычные знаки-иконы. Её графика уже давно ушла от иконической графики летающего деревянного прототипа.
Стрелка, пойманная глазом, привлекает внимание и активизирует воспоминание о ситуации, когда в аэропорту та самая стрелка всё-таки приводит вас к заветным знакам-иконкам.
Читайте также:
Ещё стрелка воспринимается как луч: как и стрела, он движется, отдаляясь от точки, его запустившей.
Стрелка может быть не только указующим, но и связывающим символом, как в ситуации, когда стрелками показаны поступательные этапы процессов и явлений, как остановки в пути, как трансформация целей.
Интересно, что все мои образцы стрелок нарисованы слева направо указывающими на восток. Возможно, это не случайность. Проще всего их рисовать в направлении чтения. Комфортно находиться в ощущении общего потока, где все участники движения отличаются только формой. А одна-единственная стрелка, направленная справа налево, воспринимается в контрасте как протестная мысль одиночки. Надо сказать, пририсована она была уже постфактум, когда я заметил тенденцию к неосознанному приданию всем стрелкам единого направления движения.
Курсор на мониторе направлен вправо-вверх.
Если молния, символ электричества и опасности, направлена из верхнего правого угла, то она противоположна направлению максимального роста и развития.
Вообще, направление стрелки вниз подразумевает давление сверху, будто под прессом.
Стрелками можно эффективно визуализировать идею движущегося потока и идею движения вообще. Лексически стрелка отвечает на незаданные вопросы и говорит: вам туда, или туда, или туда-сюда.
При движении одной стрелки по кругу получается знак перезагрузки, а если две стрелки идут по кругу друг за другом — это бинарность и переработка. Так же, но идею ресайклинга отражают три стрелки, идущие по кругу.
Вертикальная и горизонтальная стрелки, выходящие из одной точки, образуют ещё один базовый школьный символ осей икс и игрек из геометрии. И — современных экономических графиков, не менее важных образов для взрослого человека, подзабывшего геометрию.
Но самым влиятельным соединением стрелок, наверное, можно считать крест, который растёт из одной точки в четырёх основных направлениях, как четыре стороны света. Это символ перемещения объекта в Photoshop.
Система из кружочка в центре и четырёх треугольников, направленных из него, как стрелки, даёт ощущение, что ты контролируешь все четыре направления мирового порядка одним большим пальцем. Или — управляешь телевизором.
Читайте также:
Ещё точка, тире, линия
Знаки «больше» и «меньше» — это тоже стрелки, но без хвостиков. «Больше» направлен вправо, значит, там хорошо.
Например, правая сторона листа, исходя из логики языка, правильная, а левая — неправильная (это не правило, а наблюдение).
Если стрелки — соединяющие индексальные знаки, то точка выступает как остановка и символ прохождения этапа. Линия — тоже. Если стрелка может соединить, указать связь между двумя объектами (к примеру, текстовыми блоками), то вертикальная линия их разделит.
Знак линии приобретает максимальную «силу» разделения в дорожной «двойной сплошной», которая сообщает, что совсем нельзя на ту сторону. Похожую функцию, остановку плёнки, выполняет укороченная «двойная сплошная» — знак паузы в аудиоприложении, а когда-то — в кассетном магнитофоне.
На уровне жестов разделяющую линию можно представить как ладонь вытянутой руки, которая будто разрезает пространство по вертикали. Линии, рамки, точки разъединяют объекты, а соединяют стрелки, но не только…
Эквивалент стрелки в знаковой системе языка — это тире, которое тоже играет индексальную роль и похоже на брошенное копьё или мостик: посмотрите, как оно способно направить внимание к следующему слову и последующему смыслу.
Рамку тоже можно считать разделительным индексальным знаком, к тому же ограничивающим.
Двоеточие, как и точка, останавливает внимание, а вот троеточие превращается в соединяющий символ. Оно намекает на продолжение, что-то обещает. В динамике это знак загрузки файла на экране, ожидание ваше и ожидание чего-то.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!