Дизайн
#статьи

Знак и смысл: стрелка

К каким глубинам смыслов ведёт самый известный индексальный символ?

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Сергей Кужавский рассматривает знаки-индексы и воспевает древний указующий символ.

Онкиросу (Сергей Кужавский)

Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.

Основатель студии OPEN!Design&Concepts.

Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).

Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.

Сооснователь и старший преподаватель HSE Art & Design School. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».

Что такое знаки-индексы

В бытовой речи под индексами часто понимают показатели — например, индекс Доу — Джонса.

Но с латыни index переводится как указательный палец. То есть не показатель, а скорее «указатель» на что-либо.

По Пирсу знаки-индексы не являются объектами, но указывают на объекты, привлекают к ним внимание и при этом составляют единое смысловое целое с объектом.

Во времена Пирса распространённым индексальным знаком было гравированное изображение человеческой руки с выпрямленным указательным пальцем, «перст указующий». Этот образ встречается на гербах городов, где из облака в небе появляется «длань господня», и его перст указует на символ города, подчёркивая тем самым его богоизбранность и, конечно, важность.

Знаки-индексы показательно коммуникативны. Это:

  • указ, директива;
  • подсказка;
  • направление внимания;
  • указание направления.

Как правило, указатель ведёт к цели. Это может быть эскалатор в помещении, пункт назначения в путешествии, или жизненно важная задача, или следствие события.

И самый распространённый символ в коммуникации — это стрелка.

Что значит стрелка

Стрелка — индексальная королева.

У неё есть начало и есть направление движения, но нет смыслового окончания.

Стрелка вносит в композицию движение и эмоцию — не та стрелка, которую забивают и переводят, а та, что указывает и к чему-то приводит.

В графике обычно действие знаков разворачивается в плоскости листа, поэтому стрелки направлений определяют его географию, а направления важны для восприятия и логики композиции.

Композиция — это всегда путешествие по листу взглядом, поэтому стрелки как путеводители сильно облегчают коммуникативную задачу, а точнее, направление внимания зрителя:

Стрелка слева направо совпадает с направлением нашего чтения и представляет поступательное движение вперёд, то есть географически — на восток.

Движение на запад, влево, воспринимается как возврат.

Вниз, на юг, — падение, снижение.

Вверх, на север, — подъём, стремление к высшим ценностям.

Стрелка, направленная на северо-восток, — поступательный рост и развитие, и это самое позитивное направление.

Вообще, наличие стрелки говорит о том, что действие происходит как бы в воздушном пространстве, и белый лист становится воздухом, абстракцией.

Вперёд и вверх, а там…

Стрелка как рисунок и символ произошла от стрелы, выпущенной из лука. Если ты видишь стрелу в профиль, значит, летит она не в тебя: это хороший ракурс, но и сила в нём тоже чувствуется, даже если тебе повезло. Стрела может быть направлена в любую сторону: в полёте она какое-то время не подвержена гравитации и является убедительным и опасным аргументом.

Архаичные графические стрелки-указатели имитируют оперение стрелы. Современные стрелки такими уже не бывают — они уже больше похожи на следы от птичьей лапки.

Антропологическое наблюдение: стрелка интересна тем, что, скорее всего, изобретена человеком, и в нынешнем виде она не очень похожа на существующий объект, как обычные знаки-иконы. Её графика уже давно ушла от иконической графики летающего деревянного прототипа.

Стрелка, пойманная глазом, привлекает внимание и активизирует воспоминание о ситуации, когда в аэропорту та самая стрелка всё-таки приводит вас к заветным знакам-иконкам.

Ещё стрелка воспринимается как луч: как и стрела, он движется, отдаляясь от точки, его запустившей.

Стрелка может быть не только указующим, но и связывающим символом, как в ситуации, когда стрелками показаны поступательные этапы процессов и явлений, как остановки в пути, как трансформация целей.

Интересно, что все мои образцы стрелок нарисованы слева направо указывающими на восток. Возможно, это не случайность. Проще всего их рисовать в направлении чтения. Комфортно находиться в ощущении общего потока, где все участники движения отличаются только формой. А одна-единственная стрелка, направленная справа налево, воспринимается в контрасте как протестная мысль одиночки. Надо сказать, пририсована она была уже постфактум, когда я заметил тенденцию к неосознанному приданию всем стрелкам единого направления движения.

Курсор на мониторе направлен вправо-вверх.

Если молния, символ электричества и опасности, направлена из верхнего правого угла, то она противоположна направлению максимального роста и развития.

Вообще, направление стрелки вниз подразумевает давление сверху, будто под прессом.

Стрелками можно эффективно визуализировать идею движущегося потока и идею движения вообще. Лексически стрелка отвечает на незаданные вопросы и говорит: вам туда, или туда, или туда-сюда.

При движении одной стрелки по кругу получается знак перезагрузки, а если две стрелки идут по кругу друг за другом — это бинарность и переработка. Так же, но идею ресайклинга отражают три стрелки, идущие по кругу.

Вертикальная и горизонтальная стрелки, выходящие из одной точки, образуют ещё один базовый школьный символ осей икс и игрек из геометрии. И — современных экономических графиков, не менее важных образов для взрослого человека, подзабывшего геометрию.

Но самым влиятельным соединением стрелок, наверное, можно считать крест, который растёт из одной точки в четырёх основных направлениях, как четыре стороны света. Это символ перемещения объекта в Photoshop.

Система из кружочка в центре и четырёх треугольников, направленных из него, как стрелки, даёт ощущение, что ты контролируешь все четыре направления мирового порядка одним большим пальцем. Или — управляешь телевизором.

Читайте также:

Что означает крест?

Изображение: Сергей Кужавский

Ещё точка, тире, линия

Знаки «больше» и «меньше» — это тоже стрелки, но без хвостиков. «Больше» направлен вправо, значит, там хорошо.

Например, правая сторона листа, исходя из логики языка, правильная, а левая — неправильная (это не правило, а наблюдение).

Если стрелки — соединяющие индексальные знаки, то точка выступает как остановка и символ прохождения этапа. Линия — тоже. Если стрелка может соединить, указать связь между двумя объектами (к примеру, текстовыми блоками), то вертикальная линия их разделит.

Знак линии приобретает максимальную «силу» разделения в дорожной «двойной сплошной», которая сообщает, что совсем нельзя на ту сторону. Похожую функцию, остановку плёнки, выполняет укороченная «двойная сплошная» — знак паузы в аудиоприложении, а когда-то — в кассетном магнитофоне.

На уровне жестов разделяющую линию можно представить как ладонь вытянутой руки, которая будто разрезает пространство по вертикали. Линии, рамки, точки разъединяют объекты, а соединяют стрелки, но не только…

Эквивалент стрелки в знаковой системе языка — это тире, которое тоже играет индексальную роль и похоже на брошенное копьё или мостик: посмотрите, как оно способно направить внимание к следующему слову и последующему смыслу.

Рамку тоже можно считать разделительным индексальным знаком, к тому же ограничивающим.

Двоеточие, как и точка, останавливает внимание, а вот троеточие превращается в соединяющий символ. Оно намекает на продолжение, что-то обещает. В динамике это знак загрузки файла на экране, ожидание ваше и ожидание чего-то.

Изображение: Сергей Кужавский
Изображение: Сергей Кужавский

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована