Зачем дизайнеру изучать символы
И как именно это поможет рисовать товарные знаки и логотипы.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Онкиросу отходит от словаря знаков и показывает, как иллюстраторам, дизайнерам айдентики и другим профессионалам работать с графической визуализацией.
Онкиросу (Сергей Кужавский)
Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.
Основатель студии OPEN!Design&Concepts.
Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).
Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.
Сооснователь и старший преподаватель HSE Art & Design School. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».
Знаки и символы, если говорить упрощённо, — это несложные рисунки, которые большинство людей будут понимать примерно одинаково.
Изучением знаков и символов занимается наука семиотика. Согласно Чарльзу Пирсу, её основателю, есть три вида знаков:
- Знаки-иконки.
- Индексальные знаки.
- Знаки-символы.
В этом материале речь пойдёт о знаках-иконках. Самый понятный пример — пиктограммы в общественных местах: это упрощённые изображения, которые визуально соответствуют оригиналу, реальному объекту.
Например, такие символы, прекрасно понятные без слов, необходимы в международном аэропорту.
Если хотите научиться рисованию пиктограмм, начинайте прямо сейчас: повторяйте мои рисунки.
Пока вы едете в аэропорт, встречаете «иконическое» изображение самолёта на дорожных указателях. Образ самолёта у зрителя связан с темой безопасности. Изображение самолёта в виде креста (пересечения корпуса и крыльев) наиболее показательное: это вид на самолёт снизу, он в небе — это выглядит безопасно. В этом аспекте не так хороши часто встречающиеся пиктограммы самолёта, идущего на посадку, — такая пиктограмма скорее тревожит.
Читайте также:
Когда вы приземляетесь в новом месте и идёте по аэропорту, одними из первых вас встречают именно символы-иконки: «мужчина» и «женщина», обозначения общественного туалета.
Женская фигура в юбке, мужская — в брюках; мужчины идут к своему символу, женщины к своему, каждый идентифицирует себя со своей иконкой. Англоязычное «WC» в этом случаем уже не является иконическим, впрочем, и общепонятным тоже.
Знаки-иконки правдиво отражают действительность — это главное правило, которое стоит помнить в рисовании и проектировании. Эти изображения вы рисуете для других, они обязаны быть функциональными и эмпатичными.
Чтобы знаки узнавались всеми, нужно соблюдать логику устройства изображаемого предмета и логику восприятия изображения зрителем. Пирс ассоциировал и даже отождествлял семиотику именно с логикой.
Дальше в аэропорту нужно получить багаж, и самой желанной в этот момент иконкой-пиктограммой покажется изображение чемодана. Причём логика подсказывает, что должен быть изображён именно большой дорожный чемодан на колёсиках, не похожий на ручную кладь.
Далее вам может понадобиться обмен валют, особенно если есть сложности с банковскими картами. На этой иконке будут изображения монет и купюр. Характерная деталь для изображения и тех и других — наличие номиналов: только из-за них возникнет ассоциация с архаичными «офлайновыми» деньгами.
Изображения купюр и монет хоть и не являются прямым изображением пункта обмена валюты, но ясно дают понять, что за местными деньгами — сюда.
Символ кафе — это кофе, хотя чай там тоже подают. Ведь есть же узнаваемая форма и у чашки для чая, и у кофейной чашки? Для того чтобы показать, что кофе свежий и горячий, добавим пар, а блюдце даст понять, что кофе сервирован по правилам общепита, а не как дома.
Чтобы покинуть аэропорт, часто нужно заказать такси. Как правило, это легковая машина с чёрно-белыми шашечками, международно признанным символом такси-сервиса. Кстати, интересно, что и на пиктограммы влияет мода: желательно, чтобы стилизованный автомобиль выглядел поновее, — это подчеркнёт современность аэропорта, если есть такая необходимость.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!