Дизайн
#Мнения

Зачем дизайнеру изучать символы

И как именно это поможет рисовать товарные знаки и логотипы.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Онкиросу отходит от словаря знаков и показывает, как иллюстраторам, дизайнерам айдентики и другим профессионалам работать с графической визуализацией.

Онкиросу (Сергей Кужавский)

Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.

Основатель студии OPEN!Design&Concepts.

Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).

Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.

Сооснователь и старший преподаватель HSE Art & Design School. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».

Знаки и символы, если говорить упрощённо, — это несложные рисунки, которые большинство людей будут понимать примерно одинаково.

Изучением знаков и символов занимается наука семиотика. Согласно Чарльзу Пирсу, её основателю, есть три вида знаков:

  • Знаки-иконки.
  • Индексальные знаки.
  • Знаки-символы.

В этом материале речь пойдёт о знаках-иконках. Самый понятный пример — пиктограммы в общественных местах: это упрощённые изображения, которые визуально соответствуют оригиналу, реальному объекту.

Например, такие символы, прекрасно понятные без слов, необходимы в международном аэропорту.

Если хотите научиться рисованию пиктограмм, начинайте прямо сейчас: повторяйте мои рисунки.

Пока вы едете в аэропорт, встречаете «иконическое» изображение самолёта на дорожных указателях. Образ самолёта у зрителя связан с темой безопасности. Изображение самолёта в виде креста (пересечения корпуса и крыльев) наиболее показательное: это вид на самолёт снизу, он в небе — это выглядит безопасно. В этом аспекте не так хороши часто встречающиеся пиктограммы самолёта, идущего на посадку, — такая пиктограмма скорее тревожит.

Изображение: Сергей Кужавский

Когда вы приземляетесь в новом месте и идёте по аэропорту, одними из первых вас встречают именно символы-иконки: «мужчина» и «женщина», обозначения общественного туалета.

Женская фигура в юбке, мужская — в брюках; мужчины идут к своему символу, женщины к своему, каждый идентифицирует себя со своей иконкой. Англоязычное «WC» в этом случаем уже не является иконическим, впрочем, и общепонятным тоже.

Изображение: Сергей Кужавский

Знаки-иконки правдиво отражают действительность — это главное правило, которое стоит помнить в рисовании и проектировании. Эти изображения вы рисуете для других, они обязаны быть функциональными и эмпатичными.

Чтобы знаки узнавались всеми, нужно соблюдать логику устройства изображаемого предмета и логику восприятия изображения зрителем. Пирс ассоциировал и даже отождествлял семиотику именно с логикой.

Дальше в аэропорту нужно получить багаж, и самой желанной в этот момент иконкой-пиктограммой покажется изображение чемодана. Причём логика подсказывает, что должен быть изображён именно большой дорожный чемодан на колёсиках, не похожий на ручную кладь.

Изображение: Сергей Кужавский

Далее вам может понадобиться обмен валют, особенно если есть сложности с банковскими картами. На этой иконке будут изображения монет и купюр. Характерная деталь для изображения и тех и других — наличие номиналов: только из-за них возникнет ассоциация с архаичными «офлайновыми» деньгами.

Изображения купюр и монет хоть и не являются прямым изображением пункта обмена валюты, но ясно дают понять, что за местными деньгами — сюда.

Изображение: Сергей Кужавский

Символ кафе — это кофе, хотя чай там тоже подают. Ведь есть же узнаваемая форма и у чашки для чая, и у кофейной чашки? Для того чтобы показать, что кофе свежий и горячий, добавим пар, а блюдце даст понять, что кофе сервирован по правилам общепита, а не как дома.

Изображение: Сергей Кужавский

Чтобы покинуть аэропорт, часто нужно заказать такси. Как правило, это легковая машина с чёрно-белыми шашечками, международно признанным символом такси-сервиса. Кстати, интересно, что и на пиктограммы влияет мода: желательно, чтобы стилизованный автомобиль выглядел поновее, — это подчеркнёт современность аэропорта, если есть такая необходимость.

Изображение: Сергей Кужавский
Изображение: Сергей Кужавский

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована