Знак и смысл: сказочные создания
Онкиросу исследует драконов и прочих фантастических тварей.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Самые известные фантастические животные достались нам от древних греков. Немного обидно, что в мифах их функция была часто одной и той же — пасть от руки героя: Геракла, Персея, Тесея и прочих. Но со временем все эти существа стали гораздо более «самостоятельными», приобрели отдельное символическое значение и даже попали на гербы. А некоторые улучшили свою репутацию благодаря ролям в популярных фэнтези-блокбастерах.
Онкиросу (Сергей Кужавский)
Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.
Основатель студии OPEN!Design&Concepts.
Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).
Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.
Сооснователь и старший преподаватель HSE ART AND DESIGN SCHOOL. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».
Дракон
В европейской традиции дракон изображается в виде чешуйчатого змея или рептилии (ящериц или крокодила). Часто — с кожаными крыльями, как у летучей мыши. Начиная с античных мифологических традиций, дракон охраняет сокровище, и, чтобы этим сокровищем завладеть, нужно убить чудовище. Здесь дракон выступает как символ зла, которое не позволяет герою добиться успеха и поэтому обречено на поражение. Дракона убивает Геракл, чтобы добыть золотые яблоки из сада Гесперид, Ясон убивает дракона и получает золотое руно, а Персей, используя голову горгоны Медузы как оружие, поражает дракона и освобождает свою возлюбленную Андромеду.
Европейский дракон бывает двухлапый и четырёхлапый. Вообще, евроцивилизация воспитана на стремлении к реализму и реалистичной физике, поэтому драконы в «Игре престолов» и Смауг во «Властелине колец» — самые правдоподобные с точки зрения устройства: двуногие, с руками-крыльями, способные и летать, и ползать.
Ходить вольготно могли бы более ранние версии из бестиариев и сказок, а вот звери с шестью конечностями неправдоподобны. У этих тварей пересекаются мышцы крыльев и передних ног.
В христианской мифологии дракон приобретает ещё более зловещий имидж: в его образе является сам Сатана. В таком виде его поражают и архангел Михаил, и святой Георгий. Фигуры конных святых-змееборцев стали популярными геральдическими образами победы добра над злом — например, такой символ есть на гербе города Москвы.
А вот в восточной традиции всё обстоит наоборот. Дракон в Китае и во всей Юго-Восточной Азии — настоящий волшебник. Он может плавать в воде, как рыба-ремень или мурена, ходить по земле, как многоножка. У него тело змеи, а голова оленя или другого зверя. Для того чтобы подняться в воздух, ему не нужны крылья — он летает в небе, как рыба плавает в воде. На него не действует гравитация, ему не нужно махать крыльями и пыхтеть. Он летает волшебным образом, как и положено фантастическому созданию.
В русских сказках дракон появляется в виде трёхголового мутанта змея Горыныча, и здесь он становится не столько грозным, сколько комичным и недалёким. К символике злого чудовища добавляется противоречивость, потому что головы не всегда могут договориться.
Следующий год по китайскому календарю — год Дракона, и в китайской культуре это чудище ассоциируется с силой и добротой, является символом удачи и императорской власти.
Это будет год Зелёного Дракона — цвет этого создания тоже имеет значение в символике. Зелёный — цвет растений и символ жизни, и ему соответствует дружелюбный зелёный дракон, иногда с головой оленя. На востоке и на западе зелёный дракон и зелёный цвет денег — символы достатка. Но если этот зелёный дракон бескрыл и похож на змею, он будет ассоциироваться с алкоголем, а также с библейским змием-искусителем. Красный — агрессия, синий — спокойствие. Золотой — достаток и власть в Поднебесной.
Прочие чудовища
Химера, порождение Ехидны и Тифона в греческой мифологии, — существо с телом льва, с козой на спине и хвостом в виде змеи. Как и дракон, она изрыгала пламя, и поразить её удалось только с воздуха — это сделал герой Беллерофонт, сидя на крылатом коне Пегасе. Как композитное создание Химера в первую очередь изображает множественность зла. А из-за внешней нелепости и невозможности этой твари второй смысл слова «химера» — неосуществимая, несбыточная и сумасбродная мечта, заведомо нереальные планы и намерения.
Гарпии — полуженщины-полуптицы отвратительного вида, дочери морского божества Товманта и океаниды Электры. Боги насылали гарпий на тех, кто провинился перед ними, и эти чудовища известны как злобные похитительницы детей и человеческих душ. Ассоциируются они с жадностью, злым намерением причинять вред.
Кентавры — полулюди-полукони, обитатели гор и лесов, невоздержанные и со свирепым нравом. С античности кентавр трактовался как враг, с ним боролся и Геракл, и Лапиф, и другие герои. А в современном мире благодаря «Хроникам Нарнии» кентавры улучшили свой имидж.
Кентавр символизирует животное начало, потому что в его форме объединены животное (конь) и разумное (человек). Но если бы такое соединение человека с лошадью существовало в реальности, этот субъект вряд ли развил большую скорость из-за проблем с равновесием. Похожая символика ещё у сатира, тоже склонного к дурному поведению.
Сфинкс, существо с человеческим торсом и телом льва, задавало несчастным путникам загадку про того, кто утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх. Правильный ответ дал только царь Эдип, а сфинкс на века стал символизировать тайну. Большой египетский сфинкс из Гизы настолько загадочен, что подошёл бы и для неразгаданной загадки.
Пегас очень известен, и у него немного пафосный образ: его присвоили поэты, и крылатый конь символизирует поэтическое вдохновение. Традиционное изображение Пегаса очень неправдоподобное, ведь чтобы поднять тяжёлую лошадь, нужны крылья не менее пяти метров каждое. А если на спину сядет вполне материальный поэт, то и того больше.
Сирены, коварные русалки, завлекающие наивных моряков своим пением, чтобы потом убить, известны со времён Одиссеи и до «Пиратов Карибского моря». Сирена с раздвоенным, будто ноги, хвостом — более архаичный дизайн, и он не получил такого распространения, как вариант с рыбьим хвостом. Символизируют эти существа соблазн, двуличие и обман.
И наконец, единорог — единственный в этом ряду абсолютно позитивный символ. Он тоже древний, но получил популярность в христианском Средневековье как символ чистоты, непорочности, целомудрия. Самый классический единорог, конечно, белого цвета и с прямым рогом. Таков он на прекрасных франко-фламандских гобеленах «Дама с единорогом» и в «Гарри Поттере», благодаря которому все знают, что единорогов убивать нельзя. Рог у единорога хоть и длинный, но бегать ему не мешает, потому что волшебный.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!