Дизайн
#статьи

Десять картин Валентина Серова, которые стоит знать

Не только «Девочка с персиками».

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Валентин Серов многим известен как мастер психологических портретов, но его талант этим не ограничивался: он писал иллюстрации к историческим книгам и афишу для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В своих работах он показал диапазон от импрессионизма до модернизма.

И всё-таки главным жанром его жизни остался «Портрет Портретыч», как он сам его называл. Вот десять картин Валентина Серова, которые могут дать представление о его творческом пути.

«Девочка с персиками»

Валентин Серов учился у Ильи Репина и часто бывал в гостях у мецената Саввы Мамонтова. Однажды он увидел, как в дом после игр на улице забежала Вера Мамонтова — 11-летняя дочь предпринимателя. Валентин Серов тут же предложил ей позировать. Это затянулось на несколько недель, девочке приходилось сидеть в одной позе по несколько часов
Изображение: Третьяковская галерея

«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров», — так вспоминал о работе над картиной сам художник.

Исследователи относят «Девочку с персиками» к шедеврам импрессионизма и одним из первых российских произведений этого течения. На картине тщательно выписано лицо девочки, а её одежда, скатерть и задний план полотна выполнены крупными мазками, особенно пейзаж за окном. Валентин Серов использовал чистые тона и накладывал их вплотную, чтобы передать оттенки мебели и предметов.

Кстати, в левом нижнем углу полотна можно найти небольшого схематичного жучка: так художник подписал свою картину перед тем, как отправить её на конкурс. Это было одним из условий: свои работы исполнителям нельзя было подписывать, чтобы жюри оставалось беспристрастным, но какой-то знак на них необходимо было поставить. Такой же символ направляли в комиссию в конверте, но его вскрывали только после объявления победителя.

За эту картину Валентина Серова наградили премией Московского общества любителей художеств.

«Девушка, освещённая солнцем»

Ещё одна импрессионистская работа Валентина Серова и одна из его любимых. Позировала для неё кузина художника Мария Симонович. Он просил её сидеть неподвижно в саду и думать о чём-то приятном. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и вскоре она выставлялась с табличкой «Собственность Третьякова»
Изображение: Третьяковская галерея

По воспоминаниям автора монографии «Валентин Серов» Игоря Грабаря, сам художник считал её верхом своего мастерства: «Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у „Девушки, освещённой солнцем“, он долго стоял перед ней, пристально её рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: „Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся…“».

Портрет Софьи Боткиной

Изображение: Русский музей

По воспоминаниям современников, Валентин Серов был довольно замкнутым и угрюмым человеком. Кроме того, он не пытался никак приукрасить действительность или польстить заказчику.

В портрете жены богатого купца и коллекционера Петра Боткина Валентин Серов не изменил себе: он выписал его с изрядной долей иронии, поместив в центр не её саму, а крошечную собаку.

Сам он называл эту работу «Скучающая барынька» и писал про неё: «Так и хотел посадить, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, её расфуфыренность и нелепость мебели. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью».

Критики называли её «дамой на диване в пустыне». Художник намеренно оставил пустой фон, а основными цветами выбрал жёлтый, синий и чёрный — они передают одиночество и грусть.

Этот портрет получил европейское признание на Всемирной выставке в Париже.

Портрет Николая II

С этой работой связывают исторический анекдот: якобы во время работы художнику принялась подсказывать императрица Александра Фёдоровна, которой портрет не нравился. Тогда Валентин Серов протянул ей кисти и предложил завершить работу самой
Изображение: Третьяковская галерея

Художник был недоволен своей работой и даже объявил императору, что завершить портрет не получится. Тогда Николай II, разочаровавшись, сел за стол и сложил перед собой руки. Таким Валентин Серов в итоге его и запечатлел.

Новаторство этой работы в том, что император изображён не в парадной одежде с атрибутами власти, а в повседневной — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет, хоть и завершён, выглядит похожим на эскиз: он написан широкими мазками, вокруг фигуры Николая II оставлен контур, фон не проработан. Так император предстаёт не помазанником Божьим, а человеком.

Портрет Ивана Морозова

Изображение: Третьяковская галерея

Иван Морозов был предпринимателем, меценатом и коллекционером, занимался благотворительностью в области здравоохранения, образования и культуры. Финансировал Русское филармоническое общество и «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. Собирал новейшую французскую живопись.

Валентин Серов изобразил его на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза», который Иван Морозов приобрёл.

Кстати, художник часто давал советы коллекционеру о том, какие картины стоит покупать. Сейчас многие из этих картин составляют экспозиции русских музеев: например, картина Матисса находится в музее имени Пушкина.

Портрет Иды Рубинштейн

Изображение: Русский музей

Ида Рубинштейн была фигурой очень яркой и знала толк в эпатаже. Валентин Серов искренне восхищался ей и написал картину в неформатной манере, которая не вписывалась ни в традиции, ни в ожидания публики.

Чтобы этого достичь, он прибег к символизму и написал её фигуру намеренно нескладной и плоской. К тому же она была обнажённой, что было провокацией для того времени и при этом полностью отвечало характеру самой Иды Рубинштейн, которая сама перед публикой частенько выступала в немыслимо откровенных нарядах.

Портрет наделал много шума (чему художник был очень рад): сначала полотно выставили в музее Александра III, и зрители вскоре стали требовать удалить её. Учитель Валентина Серова Илья Репин заявил, что тот изобразил гальванизированный труп и назвал портрет безобразием, кто-то увидел на полотне грязный скелет или зелёную лягушку, но после смерти художника (всего лишь через год после этих событий) работу признали произведением искусства.

«Баба с лошадью»

Изображение: Третьяковская галерея

Валентин Серов любил русскую деревню и часто её выписывал в жанровых картинах. Ему нравились лица простых людей, которые не позируют часами для коммерческих портретов.

Картину «Баба с лошадью» Валентин Серов писал с натуры в морозный день: было так холодно, что масляные краски просто замерзали, поэтому ему пришлось дописывать работу пастелью.

Вскоре вокруг стала собираться небольшая толпа крестьян, которые приходили в восторг от того, как художнику удавалось перенести натуру на холст. Впоследствии Валентин Серов признавался, что такое признание для него было ценнее, чем одобрение коллег.

Афиша для «Русских сезонов» Сергея Дягилева

Изображение: Русский музей

Это были первые балетные сезоны, и Сергей Дягилев ставил «Сильфиду» с Анной Павловой, которая к тому моменту уже была звездой мирового уровня. Для афиши она позировала Валентину Серову больше десяти сеансов, во время которых ей приходилось застывать в одной позе.

Валентин Серов нарисовал балерину в натуральную величину несколькими штрихами мелом на холсте, покрытом синей краской. Это давало ощущение воздушности и эфемерности — именно так и танцевала Анна Павлова.

Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков вспоминал: «Портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова».

«Пётр I»

Изображение: Третьяковская галерея

Издатель Иосиф Кнебель задумал выпустить серию наглядных пособий для школьников «Картины русской истории». К работе над серией он привлёк лучших художников: Бориса Кустодиева, Виктора Васнецова и Валентина Серова, который должен был написать портрет Петра I.

Известно, что для работы художник изучил множество исторических документов, чтобы показать императора не таким, как его изображали обычно: статным и красивым. Валентин Серов увидел в нём нескладного (слишком высокого и с непропорционально маленькой головой), но крайне целеустремлённого человека. Ему противопоставляются чиновники, которые не могут справиться с ветром и едва успевают за Петром I.

Высказывание в картине было весьма однозначным.

«Похищение Европы»

Изображение: Третьяковская галерея

Символизм и модернизм есть в этой картине на мифологическую тему. Это не было случайностью: незадолго до этого Валентин Серов посетил остров Крит, на котором в то время археолог Артур Эванс провёл сенсационные раскопки. Ему удалось обнаружить грандиозный дворцовый комплекс: он открыл целую цивилизацию, которую назвал минойской.

Валентин Серов вдохновился этими открытиями и написал шесть версий картины «Похищение Европы». В этой работе он отклонился от канонов академической школы и использовал необычную яркую палитру. Он изобразил Европу спокойной и уверенной, а рога быка напоминают лиру, что символизирует инструмент, на котором играет Европа.


Валентин Серов прожил не слишком долгую жизнь — он скончался от сердечного приступа в возрасте всего 46 лет. Он шёл к заказчику писать портрет.


Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована