Дизайн
#статьи

Ренессанс аналоговой печати: что такое ризограф?

Рассказываем, как японский принтер стал любимым инструментом независимых дизайнеров.

Иллюстрация: Rickwood Illustration

Ризограф — это скоростной цифровой принтер, использующий метод трафаретной печати. Его применяют, когда в краткие сроки нужен тираж одноцветных материалов от рекламных листовок до медицинских справок — он отлично подходит для тонких типов бумаги. Но с начала десятых годов его стали использовать независимые дизайнеры для создания сложных многоцветных постеров и зинов, которые легко узнать по ярким краскам, доступным только ризографу.

Рассказываем, как устроен ризограф, его историю, как он стал популярен среди дизайнеров и что нужно учесть при создании макета для него.

Технология

Снаружи ризограф выглядит как куб с лотками для бумаги по бокам и цифровым интерфейсом на верхней части. Внутри в центре аппарата находится съёмный барабан с краской, к которому автоматически крепится трафарет из мастер-плёнки. Программа подаёт бумагу из левого лотка в правый, а крутящийся барабан оставляет на ней отпечаток.

Изображение: Flash Flood Print Studios

Ризограф уникален тем, что выжигает нужное изображение на плёнке, и этот трафарет затем можно долго использовать вплоть до его износа.

В ризографе одновременно может быть установлен только один барабан с краской, поэтому если вы делаете многоцветную работу, то каждый цвет нужно будет прогнать отдельно. Есть версии аппарата с двумя барабанами, расположенными V-образно, но чаще студии используют более простые версии из-за ограниченного бюджета.

Поскольку мы имеем дело с аналоговой скоростной печатью, то нужно понимать, что изображения получаются немного разными, они могут слегка «скакать» от листа к листу, особенно это заметно в многоцветных работах. Опытные типографы умеют сгладить этот эффект, но всё равно стоит воспринимать любые неточности как «идеальные несовершенства», сопутствующие любой ручной работе.

Аналоговое очарование ризографа также связано с типом краски. Чернила для него делают на соевом масле или на основе рисовых отрубей, поэтому краска не высыхает полностью, и даже полежавшая работа будет оставлять лёгкие следы на пальцах. Поэтому лучше всего печатать на немелованной, более грубой бумаге, которая сильнее впитывает краску.

Палитра цветов для ризографа. Рэйчел Литтлвуд. Скриншот из видеоролика «Как делать ризографию». Анимационный фильм: Рейчел Литтлвуд. UAL
Скриншот: UAL Insights / YouTube

История

Ризографы сейчас производят многие компании, в том числе известные Ricoh и Duplo, но своё имя они получили от японской корпорации Risosha, которую в 1946 году в Токио основал Нобору Хаяма. Через два года он переименовал её в Riso Printing Company, а в 1963 году она получила нынешнее наименование Riso Kagaku Corporation. С японского riso переводится как «идеал», Хаяма объяснил выбор названия тем, что он не хотел забывать о своих идеалах в трудные послевоенные годы.

Нобору Хаяма, создатель ризографа
Фото: Riso Kagaku Corporation

Компания изобрела ризограф не сразу. В 1955 году только началось производство соевой краски, мастер-плёнки и машин для ручной трафаретной печати. Первый ризограф появился лишь в 1980 году, это была модель AP-7200. Он состоял из двух частей: техники для нагрева мастер-плёнки и станка для печати. Объединить их в один корпус смогли только в 1984 году, с этого момента и начинается история ризографов практически в том виде, в котором мы знаем их и сейчас.

Тем не менее проблем ещё хватало, старые модели часто подавали бумагу нестабильно, краска иногда ложилась неровно, к тому же не было автоматической подачи и вывода мастер-плёнки. Тиражные работы создавать было непросто, поэтому требовались сотрудники с высокой квалификацией.

Всё изменилось в 1988 году, когда инженеры Riso добавили к устройству цифровые интерфейсы. С этого момента типографы стали точнее попадать в макет, а также это открыло дорогу к новым возможностям: все последние модели печатают в размере 600×600 точек на дюйм, есть встроенный сканер и возможность прямого подключения к ноутбукам.

Бум независимых ризо-студий

Ризограф быстро освоили крупные компании, но с развитием технологий появилось много альтернатив, и постепенно на него обратили внимание независимые студии, близкие к андеграундной культуре. Сначала это были единичные случаи, но с десятых годов по миру прокатилась волна интереса к ризографии, не утихающая до сих пор.

Первыми к ризографу присмотрелись голландские панки из Неймегена, в 1984 году Ян Дирк де Вильде открыл в бывшем сквоте типографию Knust Press. В те дни теряли популярность ризографы Roneo и Gestetner, поэтому списанные аппараты было легко выкупить у крупных компаний, что де Вильде с друзьями и сделал.

В Knust заинтересовались ризографами сначала из практических соображений: они печатали быстро, дёшево и их не надо чистить, но затем типографы стали поклонниками той красоты, которую давали жирные цветные чернила на шероховатой бумаге.

Типография стала печатать для себя и на заказ постеры, зины и книги и занимается этим уже почти сорок лет. За это время Knust стала самой старой ризо-студией с рекордно большой коллекцией цветов ― их свыше пятидесяти, в то время как у других студий менее десятка. При этом Knust используют пять разных моделей Riso и Ricoh с двумя барабанами.

Knust также популяризируют ризографии, помогают консультациями другим студиям, печатают книги совместно с арт-пространством Extrapool, с которым они делят здание, и приглашают авторов к самостоятельной работе в их второй типографии в Амстердаме.

Но Knust — исключение из правил. Настоящий бум произошёл в десятых, когда каждый год в разных странах и городах открывались новые независимые ризо-студии, которых в итоге к сегодняшнему дню стало больше пятидесяти.

Одна из самых известных студий — это Risotto в Глазго, её в 2012 году основала дизайнерка Габриэлла Марселла. Она начала заниматься ризографом на волне интереса к экологичным проектам, поскольку краску для него производят из органического сырья, а сам процесс печати требует мало электроэнергии.

Марселла выполняет заказы на постеры и книги, но также стала знаменита уникальными канцелярскими товарами вроде тетрадей и записных книжек, сделанных на ризографе. Бумагу и другие расходники Risotto заказывает у местных производителей, чтобы не увеличивать углеродный след, а всю свою продукцию они запаковывают в остатки неиспользованной бумаги или повторно используют чужую упаковку.

При этом Risotto одна из тех локальных студий, которая вышла на международный креативный рынок. Марселла часто проводит семинары в других странах и сотрудничает с такими брендами, как Apple, Mini, Puma и Swatch.

Знаменитые ризо-студии есть во многих городах мира, от Drucken3000 в Берлине до Corners в Сеуле, и они часто появляются даже в менее свободных странах вроде Китая, где в Шанхае существует ризо-издательство и галерея Bananafish Books, которое незадолго до пандемии укрепило международные связи ретроспективной выставкой Knust Press.

Ризограф в России

На российский рынок ризограф пришёл в 1991 году, и долгое время его также использовали только для утилитарных целей, а не творчества. Ситуация изменилась на общей волне с появлением ризо-типографии ESH Print, издательств Samopal Books и Sputnikat Press в Москве и Plateau Press в Тольятти.

Студия ESH Print образовалась примерно в 2017 году, и с того момента её мастера постоянно проводят ризо-воркшопы, обучают стажёров, печатают материалы с правилами подготовки макетов и даже выпустили номер газеты Shizo с базовой информацией о работе ризографа. В их студии напечатали больше половины ризографий российских независимых авторов.

Второй крупный центр ризо-культуры — Sputnikat Press, первое полноценное ризо‑издательство, основанное преподавателем БВШД Крисом Рейнбоу и его студентами. Они не принимают заказы, а издают комиксы своих студентов или понравившихся им авторов, иногда объединяя их в серии, вроде цикла комиксов «PersonаЖ».

С ризографом также работает издательство Samopal Books, его основатель Саша Маршани одним из первых в России стал заниматься зин-культурой. Сначала он печатал свои работы на обычном офисном принтере, но незадолго до организованного им первого российского зин-феста освоил ризограф. Samopal Books с мощным кураторским отбором выпускает фотозины уже несколько лет, а в последние годы они также стали принимать заказы вне своего издательского портфеля.

Издательство Plateau Press из Тольятти основал Александр Верёвкин в 2018 году. Он печатает по-настоящему андеграундные одноцветные зины с поэзией, прозой и иллюстрациями таких современных художников, как Александр Бренер, Варвара Геворгизова и Михаил Лёзин. К 2022 году в издательстве вышло уже более сотни зинов.

Одно из главных отличий российских ризо-студий от мировых — постоянные вынужденные переезды из-за проблем с арендой помещений. Поэтому если вы хотите отдать им свои работы на печать, то лучше заранее узнайте их актуальное местоположение на сайте или в социальных сетях.

Памятка дизайнера

При подготовке макета для ризографа помните несколько основных правил от студии ESH Print:

  • Макет должен быть в формате от А3 до А7, меньшие форматы надо «замостить» под А3, так вы сэкономите материалы.
  • Метки реза не нужны.
  • Запечатываемая область: 289×409. Поля: 4/4/4/7.
  • Следует избегать плотных заливок по краям, желательно не более 70% плотности, иначе ризограф будет жевать бумагу или она налипнет на барабан.
  • Обычное разрешение — 300 DPI; если есть много тонких линий, то лучше использовать 600 DPI.
  • Линии не тоньше 0,25 PT.
  • Каждый цветовой слой должен лежать в отдельном PDF- или TIFF-файле.
  • Только чёрно-белые файлы.
  • Минимальный кегль — 6 PT (формат 100/100/100/100), а кегль выше 12 PT (формат 0/0/0/100).

Если хотите совсем глубоко погрузиться в вопрос, то посмотрите вебинар Ксении Левановой о цветоделении для ризографии.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована