Идём в музей: «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF»
Рассказываем о ретроспективе классика советского авангарда в МуАр.


Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева
В Музее архитектуры им. Щусева сейчас проходит выставка «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF». Это первая масштабная ретроспектива Константина Мельникова за долгое время — она готовилась к его 130-летнему юбилею, но из-за пандемии была отложена на два года.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
В основном Мельников работал в Москве, и потому москвичи видят его наследие не только в виде проектов, но и в городской среде. А в некоторые постройки можно даже попасть. Например, в Бахметьевском гараже на улице Образцова находился музей «Гараж» (именно благодаря своему первому помещению музей получил такое название), а сейчас там Еврейский музей и Центр толерантности. В другом гараже архитектора на Новорязанской улице — Музей транспорта Москвы.
Некоторые дома культуры, которых Мельников спроектировал немало, также сохранили функции общественного пространства. В знаменитый Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке до недавнего времени водили экскурсии. Всего в Москве сохранилось 12 построек архитектора. Выставка знакомит с ними, а также нереализованными и утраченными проектами.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Как архитектор Константин Мельников был востребован лишь полтора десятилетия. Уже с конца 1930-х на смену авангарду пришли более классические формы, работать с которыми он не захотел. При этом ретроспектива даже за такой относительно небольшой период занимает 12 залов, в которых представлено более двухсот экспонатов — от набросков и чертежей до подробных макетов.
Мы сходили на выставку и рассказываем в репортаже о:
- поиске новых решений в архитектуре;
- неожиданных проектах городского пространства;
- «хрустальном» саркофаге Ленина;
- последнем проекте архитектора.
Большие проекты смелой мечты
Первый зал выставки — «зал мечты». Здесь представлены нереализованные проекты. К сожалению, как и многие архитекторы-новаторы, Мельников — во многом представитель жанра так называемой бумажной архитектуры. Многие его проекты так и остались «на бумаге» — в виде эскизов, чертежей и макетов-реконструкций.
Центр этого зала — подробный макет здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Оно должно было находиться прямо на Красной площади напротив так и не построенного Дворца Советов — доминанты города по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
В конкурсном предложении Мельникова сорокаэтажный «тучерез» выделяется размахом и высотой даже по сегодняшним меркам — что уж говорить о 1934 годе, когда дома выше даже десяти этажей были редкостью. Дополнительные 16 этажей здания Наркомтяжпрома находились ниже уровня земли. При этом центральный вход в здание с фасадной части архитектор расположил на высоте нескольких десятков метров и туда вели два длинных лестничных марша. Если смотреть на входную группу снизу, с земли (этот ракурс представлен на выставке также в виде листа авторского проекта), — вид открывался грандиозный.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Несмотря на глубоко рационалистический подход — именно он и сделал Мельникова и его конструктивные изобретения знаменитыми на весь мир, — здание выдержано в духе смелых идей модернизма и потому не было воспринято комиссией всерьёз. Она назвала подход «утопическим и формалистическим», что во многом соответствует правде. Проект интересен как архитектурная фантазия, но подземные этажи, бесконечная длина лестничных маршей под открытым небом — всё это сложно назвать «архитектурой для жизни».
Этот зал вводит в контекст эпохи и образа мыслей Мельникова — на воздушных конструкциях расположены листы с другими монументальными постройками, а также цитаты из критики, не принимающей новаторские идеи архитектора.
Но несмотря на частое неприятие, именно Мельников вошёл в историю советской архитектуры — и именно за свои инновационные идеи.
Новые формы: углы
Сразу после зала с его ранними учебными проектами (особенно интересны эскизы церквей и зданий в классическом стиле) следует пространство, где собраны реализованные новаторские проекты по строительству гаражей и Сухаревского рынка.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
В Москве в двадцатые годы начала активно развиваться автобусная сеть, для чего в 1924 году закупили восемь автобусов «Лейланд», а через год — ещё 16. Для них нужно было построить новый большой гараж.
Перед архитектором стояла нестандартная инженерная задача: чтобы заехать и выехать из здания гаража, автобусу нужно сдавать задом, что очень неудобно — это занимало у водителей много времени. Для оптимизации этого процесса Мельников предложил новую систему — её назвали прямоточной системой Мельникова. Автобусы заезжали в гараж с одной стороны, а выезжали — с другой, при этом здание имело форму не прямоугольника, а параллелограмма.
Поначалу новая система вызвала большое недоверие, поэтому перед постройкой были проведены испытания с нанесённой на землю разметкой. И эти испытания, как потом писал сам Мельников, прошли блестяще.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Ещё один, также реализованный, проект Мельникова, где он отказывается от прямых углов — здание Ново-Сухаревского рынка. Мельников проводит большое исследование по оптимизации людских потоков, рассчитывая кратчайшие маршруты от входа.
Другая инновация здесь же — киоски сделаны в виде смещённых относительно друг друга модулей, расположенных под небольшим углом: если посмотреть сверху, то линия витрин образует будто бы зубчатый край пилы. Такое решение давало каждому киоску нишу для общения продавца и покупателя.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
К сожалению, рынок в этом решении просуществовал всего пять лет и в 1930 году был снесён. Сейчас здесь проложено широкое полотно Садового кольца. Однако при желании разыскать его следы в городе можно. По адресу: Большой Сухаревский переулок, дом 11, находится сохранившееся здание конторы Ново-Сухаревского рынка. И хотя спрятано оно в переулках и выглядит уже обветшало, если его найти, то сразу будет понятно — здесь без авангардистов от архитектуры не обошлось.
По мере того как знакомишься с экспонатами, становится понятно дизайнерское решение пространства выставки. Его разработали в бюро Planet9, и оно наглядно демонстрирует тот архитектурный приём Константина Мельникова, о котором рассказывается в посвящённом этому приёму зале.
Например, одну из стен для экспозиции проектов гаражей и рынка сделали по тому же «зубчатому» принципу, по которому располагались павильоны продавцов и выстраивались автобусы. В зале о форме цилиндра в архитектуре — присутствуют округлые стены. В предпоследнем зале, где собраны живописные портреты семьи архитектора, стены имитируют изгиб комнат в Доме Мельникова и огромное панорамное окно второго этажа.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Новые формы: цилиндры
Ещё одна форма, с помощью которой архитектор отходит от опостылевшего прямоугольника, — цилиндр. Он лежит в основе здания клуба «Буревестник», клуба имени Зуева или модульных проектов домов-коммун. Но, конечно же, один из главных сохранившихся цилиндрических шедевров архитектора — его частный дом в районе Арбата.
Дом Мельникова — главный объект следующего зала. Здесь можно прочитать историю этого дома, увидеть планы и чертежи, а в центре комнаты — реконструкции кладки ромбовидного окна и тонкой оконной рамы.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Разрешение на строительство этого дома и участок земли архитектор получил как награду за проект саркофага Ленина. И именно в собственной частной постройке он смог воплотить все те архитектурные фантазии, которые часто в других проектах так и оставались существующими лишь на бумаге. Ведь здесь заказчиком и критиком выступал он сам. Одна из развёрток называется «Показательный дом арх. Мельникова» — именно так относился он к своему детищу.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Сегодня в дом Мельникова также относится к сети филиалов МуАр им. Щусева, и до недавнего времени в него можно было попасть с экскурсией. С 1 октября он закрыт на реставрацию до 2024 года.
Архитектор городского пространства
Гораздо менее известны проекты Мельникова в области урбанистики, поскольку практически ничего из этого не было осуществлено. Например, он руководил реконструкцией Арбатской площади. Проект выглядел футуристично (на эскизе над площадью даже парит дирижабль).

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Причём футуристичным он был не только по форме, в основе которой лежали минималистично-гладкие постройки неправильных геометрических форм, но и по смыслу. Одна из идей — отсутствие на площади какого-либо пешеходного движения: люди должны были перемещаться по тоннелям, через здания и строения-переходы.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Ещё один урбанистический проект — комплексная застройка Гончарной и Котельнической набережных. Благодаря строительству канала Москва — Волга в 1937 году, Москва-река расширилась, став судоходной, и после реконструкции эти две набережные должны были превратиться в образцовые места для жизни. Гончарная набережная сегодня по-прежнему остаётся эталоном градостроительной мысли: сталинская архитектура вписана в широкие проспекты, где много зелени для прогулок и продуманно спроектированные дворы. Но проект Мельникова был слишком футуристичен и потому его идеям не нашлось места — ни висячим садам, ни надземным переходам над площадями.
В проекте планировки Юго-Западного района Москвы Мельников также предлагает возвести огромную спирально закручивающуюся эстакаду, плавно переходящую в мост через Москву-реку, — её можно подробно рассмотреть на эскизе.
Из реализованных общественных пространств в Москве сохранился амфитеатр парка Горького. Константин Мельников стал первым главным архитектором парка, и его планы на формирование территории от Садового кольца до Лужников были грандиозны. Но уже через несколько лет на этом посту его сменил архитектор Александр Власов, который внёс некоторые изменения в первоначальный проект — например, заменил предложенный Мельниковым центральный фонтан на собственный. Авангардный же проект фонтана Константина Мельникова, где струи воды бьют к центру из противоположных углов огромного бассейна, сохранился только в виде рисунков.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Коллеги и конкуренты
Экспозиция охватывает весь период работы архитектора и показывает его проекты не только в оригинальных чертежах и набросках, но и в сравнении. Так, например, невоплощённый памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго, конкурс для которого проходил в 1929 году, можно увидеть и в эскизах Мельникова, и Щусева, и Олтаржевского. Ученические работы также можно сопоставить с эскизами Жолтовского, Щусева того же времени.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Зал со студенческими работами находится почти в самом начале и имеет «секрет» — за занавесью расположено ещё одно помещение, в которое лучше заглянуть в конце — им завершается экспозиция.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Сон, смерть и бессмертие
В этом зале собраны работы, связанные со смертью и продлением жизни. Смерть волновала Мельникова с достаточно юных лет — когда умерла его любимая старшая сестра, ему было всего 15. Размышляя о бессмертии, в конце 1920-х он даже спроектировал «Зелёный город» — образцовый курортный посёлок, где советский человек мог оздоровляться через «сонотерапию».
Похожие идеи восстановления через сон он заложил и в спальне собственного дома — вся семья спала в одном помещении, которое огибал полукруг стены с ромбовидными окнами. Здесь не было никакой мебели, а кровати походили будто бы на пьедесталы. «Золотую спальню» можно увидеть в виде фотографий и живописи, а чертежи Зелёного города сопровождаются описанием проекта из журнала «Строительство Москвы».
Но главный экспонат в этом помещении — большой стеклянный саркофаг поверх красного бархатного гроба, в котором должен был покоиться Ленин, умерший в 1924 году. Здание Мавзолея проектировал Алексей Щусев, а Константин Мельников работал над стеклянным — «хрустальным» — саркофагом.

Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Мельников был вдохновлён сказкой о Спящей красавице. Она однажды пробудилась ото сна — а модернисты верили, что однажды будет изобретено и «лекарство от смерти». Поэтому тело Вождя нужно было до этого момента сохранить — во многом это зависело и от качества саркофага. Архитектор предложил крышку, напоминающую кристалл, — она асимметрична и имеет острые выступающие углы, по-разному преломляющие свет. На листах в зале можно увидеть этапы работы над проектом — от быстрых набросков до чертежей и изометрий.
Уникальность показанной на выставке реконструкции в том, что именно этот саркофаг победил на конкурсе, но впоследствии выяснилось, что реализовать эту форму с технологиями того времени было невозможно. В результате Мельникову пришлось предложить ещё восемь вариантов стеклянного купола над телом с той же идеей, но более простых в реализации — один из них и был использован в Мавзолее до 1945 года.
Закат карьеры
Зал смерти, сна и бессмертия — последний в экспозиции, основная часть которой относится к периоду до 1939 года. Но что было дальше? Увы, выставка даёт на этот вопрос очень убедительный ответ — дальше не было практически ничего. К концу тридцатых авангард теряет свою актуальность, на смену приходят новые установки и иные архитектурные стили. Великий инноватор остаётся не у дел. Он начинает заниматься живописью, преимущественно камерно изображая свою семью (эти портреты также представлены в экспозиции), а после войны снова начинает преподавать.
Уже в достаточно пожилом возрасте Константин Мельников отправил прошение в ЦК КПСС с просьбой участия в проекте павильона для Международной выставки в Нью-Йорке. Это был 1962 год, архитектору к этому моменту было уже 72. Мельников подготовил внеконкурсный проект под названием «Переливы небесной механики», но он принят не был, а СССР от участия в выставке отказался.

Фото: предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Ретроспектива показывает весь путь архитектора от самого начала его становления до последнего проекта шестидесятых и полного ухода из мира большой архитектуры. Основной период работы мастера охватывает лишь два десятилетия. И выставка их показывает полностью — она последовательно рассказывает не только о классике советского авангарда, но и о человеке, не боявшемся идти не в ногу и изобретать то, что до него даже никому не приходило в голову.
Выставка проходит до 23 января 2023 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева по адресу: Воздвиженка, д. 5/25.

Читайте также:
- Советский ответ Эйфелю: башня Татлина
- Железобетон, церковь Ле Корбюзье и «стеклянные стены»: история французских архитекторов
- История дизайна: 1920–1930 годы, Баухаус и ВХУТЕМАС
- История одного дизайна: «Клином красным бей белых»
- Серп и кегль: шрифты СССР