Дизайн
#события

Идём в музей: искусство будущего в МАММ

Рассказываем о биеннале Art for the future — роботы, технологии и искусственный интеллект.

Фото: Антон Галецкий / Мультимедиа Арт Музей

МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) вот уже два десятка лет ― главная площадка московских биеннале, здесь они проходят каждый год.

Традиционно основная тема биеннале Мультимедиа Арт Музея ― фотография и смежные с ней искусства, ведь когда-то он работал под вывеской Московского дома фотографии. Но в 2010 году музей открылся после реконструкции с новыми площадями, названием, а вместе с ними ― с новыми темами экспозиций.

Цитаты о будущем нейросети «Балабоба». Фото: Антон Галецкий / Мультимедиа Арт Музей

Биеннале «Искусство будущего/Art for the future», которая проходит в МАММ в этом году в первый раз, наиболее точно соответствует его нынешней концепции ― здесь объединены и «мультимедиа», и «арт», и «музей». Задача экспозиции — показать современные технологии, которые используются в искусстве XXI века, и искусство новой формации — невозможное без технического прогресса.

Анна Ротаенко. The Network, 2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Первая биеннале «Искусство будущего» открылась без темы ― кураторы собрали под одной крышей всё, что отражает состояние искусства в «эпоху индустрии 4.0». За всю историю музея это третья выставка, расположенная сразу на всех восьми его этажах. Иначе разместить 60 проектов, более трети из которых — от зарубежных авторов, просто бы не получилось.

Геймификация

Один из важных компонентов экспозиции ― цифровые метамиры. Правда, популярной сегодня проблематике социальных сетей кураторы предпочли альтернативный виртуальный мир ― компьютерные игры.

Так, например, Ярослав Кравцов в своей игре «Невозможные лестницы» приглашает посетителя пробежаться при помощи джойстика по воображаемым мирам Маурица Эшера и преодолеть его «невозможные» лестницы и пространства.

Есть и более размеренные «бродилки» ― Сергей Носков в своей игре 35mm показывает постапокалиптический мир, в котором два странника путешествуют по безлюдным городам и сёлам.

Зал компьютерных игр. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Иной подход к игре у Максима Змеева. В проекте Type 1.5.11 при помощи воображаемой фотокамеры он исследовал виртуальные миры Fallout 76, сделав скриншотами «фотографии» построек, которые проектировали сами игроки.

Идея скрин-арта не нова ― в отличие от настоящего фотографа-пейзажиста, виртуальный «фотограф» не может управлять ни сюжетом, ни светом, которые предопределены цифровым миром заранее. В своём проекте Змеев протягивает нить между искусственным и настоящим: в Type 1.5.11 его медиум — не экран, а аналоговые отпечатки, для которых он выбрал метод каллитипии. Такая фотопечать на основе солей серебра и железа использовалась фотографами в конце XIX века. Застывшие чёрно-белые малоэтажные постройки в опустевших пейзажах Fallout 76 отсылают к американской фотографии первой половины XX века и переосмыслению индустриальных пейзажей в девяностые и двухтысячные.

Максим Змеев. Type 1.5.11, 2020. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Общение машин

Играют на выставке не только люди. Например, в работе Фабьен Зокко Game over and over в аркаде сражаются два робота. Заняв место человека за компьютерным столом, они пытаются выстрелить в самолётик противника на экране. Эти игроки не знают усталости и не испытывают эмоций, их действия настолько же бесконечны, насколько механичны и бессмысленны.

Фабьен Зокко. Game over and over, 2016. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Взаимодействия машин ― ещё одна тема представленных проектов. Нейросеть в работе группы Gray Cake «Сны машины» проанализировала большую базу записанных человеческих снов и сгенерировала сюжеты собственных. «Снятся ли андроидам электроовцы?» ― спрашивал ещё в 1968 году Филип Дик. «Смотря на чём они обучены», ― отвечают художники: нейросеть, отвечающая за визуальную часть их проекта, обучена на картинах Иеронима Босха, Уильяма Блейка, Поля Сезанна. Она генерирует картинки из нейросетевого сна, где сюжеты плавно перетекают один в другой согласно тексту, который звучит из динамиков для зрителя.

Анастасия Королёва. «Метаморф», 2020. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

В работе «Замкнутый цикл» Джейка Элвеса текстовая и графическая нейросети общаются друг с другом на двух экранах, пытаясь найти взаимопонимание. Первая рисует изображение, вторая ― пытается его опознать, выдавая собственную версию в виде текста. Как правило, она видит что-то другое, и её ответ вновь отправляется на обработку первой сети. Изображение ― текст ― новое изображение ― новый текст. Как испорченный телефон, они обмениваются картинками и текстом, пытаясь понять друг друга. Этот процесс бесконечен ― при сегодняшнем развитии технологий взаимопонимание недостижимо.

Самодвижущиеся аппараты

Живые роботы населяют практически каждый этаж. Они наблюдают за зрителем, реагируют на его приближение, пытаются с ним взаимодействовать. Сотня маленьких зеркал кинетической скульптуры «Фрагменты» от Random International немедленно поворачиваются к человеку, стоит ему только подойти. Плоскость большого зеркала, только что находившегося в покое, бьётся на десятки фрагментов, разрушая реальность, которая недавно отражалась в его глади.

Random International. «Фрагменты», 2016. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

«Самозаклинатель» Натальи Алфутовой также наблюдает за зрителем при помощи маленькой встроенной камеры. Как кобра, механизм «гипнотизирует» того, кто рядом. Как говорят смотрители, он весьма любопытен и очень расстраивается, когда остаётся один, ― начинает искать, кого бы позаклинать, и выглядит при этом печально.

Наталья Алфутова. «Самозаклинатель» (Self-charming robo-snake), 2020. Фото: Антон Галецкий / Мультимедиа Арт Музей

Практически все авторы подчёркивают рукотворность своих механических созданий. В отличие от эстетически привлекательных предметов массового производства, у этих объектов нет гладких корпусов и ярких оболочек — можно рассмотреть платы, провода, как двигаются детали и элементы. Работы будто бы всё ещё не завершены — намёк на то, что искусство развивается и это лишь рабочий прототип, на основе которого вскоре появится что-то другое — более технологически совершенное и умелое. Здесь суть не во внешнем виде — важна именно начинка.

Анна Толкачёва. «Новый завет. Новый интерфейс», 2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Многоканальная красота

Часть представленных на выставке художников исследуют красоту в её классическом понимании, работая с ней как с категорией. Для её демонстрации они используют многоканальные видеоинсталляции, каждой из которых отведён целый зал. Самая большая и захватывающая — «Турандот 2070» от AEF+S. В характерном для своих работ синтетическом стиле цифровой реальности художники переосмысляют сюжет сказки Гоцци, используя современные медиа.

AES+F. «Турандот 2070», 2020. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Оторваться от происходящего на трёх больших вертикальных экранах невозможно, несмотря на то, что видео идёт в тишине. Изначально «Турандот 2070» — декорации к опере «Турандот», премьера которой состоялась в 2019 году в Палермо, художники также делали для неё сценографию и костюмы. Благодаря инсталляции мы видим лишь толику работы над постановкой, но даже в таком формате можно оценить её величественность.

Арт-группа 18apples. «Метабола», 2017. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Ещё одна видеопроекция, возле которой можно провести немало времени (здесь же неплохо и просто передохнуть от обилия экспонатов и долгой ходьбы) ― «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II». Её создатели ― международный коллектив teamLab, в который входит несколько сотен человек, включая математиков и инженеров.

TeamLab. «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II», 2019. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

В режиме реального времени на двенадцати синхронизированных экранах расцветает, опадает и распускается вновь райский куст. Смотреть на падение лепестков и то, как раскрываются новые бутоны, можно бесконечно. Инсталляция синхронизирована с состоянием суток: в светлое время на ней день, в вечернее ― на экране наступает сумрак. Ни один из кадров видео никогда не повторится: компьютерный интеллект просчитывает происходящее в виртуальном мире беспрерывно. И получается очень красиво.

Дизайн на службе искусства

Целый зал отведён работам Дмитрия Кавки ― дизайнера-плакатиста и современного художника, работающего с цифровыми медиумами и графикой. Главный элемент в зале ― инсталляция «Работа над железом». С использованием видео на ярких ЖК-панелях она рассказывает о человеке, ставшем лишь мифом в сознании машин.

Дмитрий Кавка. «Работа над железом», 2016–2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Вокруг инсталляции на стенах расположены его же плакаты серии «Гуглонатюрморты» — перерисованные на бумаге герои гифок и фотографий из Google. На каждом элементе плаката указан интернет-адрес, по которому хранится файл (можно проверить). Казалось бы — это весёлые и жизнерадостные композиции, однако при ближайшем рассмотрении они оказываются Vanitas — напоминанием о скоротечности цифрового мира. Каждый из объектов может быть стёртым с просторов Сети в любой момент: значимость персонажей настолько ничтожна, что у файлов с этими картинками нет даже конкретного названия ― просто наборы бессмысленных букв.

Юлия Вергазова. Flora onion 2.0, 2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Ещё один дизайнер, чьи работы можно увидеть на выставке в музее, ― Симон С. Никкель. Её видеопроект «Слоновий сок» построен на интерпретации искусственным интеллектом человеческих мимики и эмоций. Во время чтения по губам нейросеть воспринимает фразу I Love You как бессмысленное Elephant Juice. Что ещё она думает о человеке и можно ли ей доверять решения, основанные на интерпретации нашего поведения или эмоций?

Экспозиция. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Рассказать об этой выставке в одной статье невозможно: художники исследуют связь живого мира и неживого, привлекают к работе учёных, работают со звуком, светом, погружают зрителя в цифровую реальность и рисуют будущее карандашом. Поскольку большинство работ не вписываются в общепринятые представления о прекрасном и часто непонятны, то, планируя поход, запаситесь временем — придётся прочесть много подписей. Именно они помогут раскрыть замысел и полностью погрузиться в искусство новой эпохи.

Хотите на эту выставку?

Участвуйте в розыгрыше билетов в нашем инстаграме**!

Выставка продлится до 15 мая, адрес Мультимедиа Арт Музея: Москва, ул. Остоженка, д. 16.

Виртуальная часть экспозиции доступна из любой точки мира на сайте artforthefuture.art.

Читайте также:

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована