Дизайн
#статьи

Что такое паблик-арт и как он развивается в России?

Роман Ермаков рассказывает, какие исторические предпосылки были у паблик-арта и почему «глина» на Болотной набережной — это искусство.

Роман Ермаков «Композиция в чёрную полоску», 2021 г., для проекта «Здесь и сейчас» / Современное искусство на улицах города»; Музей Москвы / фото Музея Москвы

Больше десяти лет Роман Ермаков создаёт паблик-арт-объекты. В 2021 году его «Стабильная композиция» стала частью выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной площади, а «Композиция в чёрную полоску» расположилась во дворе Музея Москвы в рамках проекта «Здесь и сейчас», который продлится до конца октября.

Мы попросили его рассказать про основные направления паблик-арта и примеры интеграции в российский культурный ландшафт.

Роман Ермаков

Художник, скульптор

Фото: Роман Ермаков. «Композиция в чёрную полоску»

История паблик-арта

Паблик-арт появился в России вместе с приходом советской власти. В 1920–1930-е годы городскую скульптуру активно использовали в качестве политической и социальной пропаганды. Тогда памятники были отображением идеала советского человека, к которому можно и нужно стремиться.

В разных городах стали появляться многочисленные скульптуры пионеров, спортсменов и партийных деятелей. Несмотря на серийность, параллельно с этим создавались настоящие произведения искусства. «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана 1937 года — это пример агитационного паблик-арта, который был идеологически верным для своего времени с точки зрения государства.

Своего расцвета паблик-арт достиг в период модернизма в 1960–1970-е годы. Художников и скульпторов часто приглашали для работы над проектами государственных и спортивных сооружений, жилых и общественных зданий. Тематически их произведения продолжали подчиняться плану монументальной пропаганды, но среди жанровых сцен можно было найти абстрактные панно, мозаики и архитектурные композиции.

В этот период в университетах открывались художественные кафедры, строились мастерские, при комбинатах организовывались худсоветы, а главное — формировалось больше госзаказов. Благодаря этому география произведений получилась широкой и охватила всю территорию СССР.

Среди самых необычных и интересных примеров паблик-арта того периода — проекты детских площадок. Они украшали площади и переносили ребёнка в сказочный мир, но проектировались по всё тем же канонам монументального искусства. Яркий образец — бассейн в пансионате «Адлер», оформленный скульптурами и украшенный мозаикой авторства Зураба Церетели.

Основные форматы паблик-арта

К основным направлениям паблика-арта можно отнести ленд-арт, стрит-арт, муралы, скульптуру и виртуальное искусство. Такое разнообразие стилей и направлений можно объяснить широким спектром техник и материалов, доступных художникам. Если нет серьёзного ограничения по бюджету, то выбор зависит от задачи, контекста и предпочтений автора.

К примеру, парк «Никола-Ленивец» — это собрание монументальных ленд-арт-произведений, созданных из дерева, которое добывают в соседних лесах, и это же отражает авторский стиль. Со временем работы изнашиваются, но сотрудники парка следят за этим и обновляют по мере необходимости.

Художник Николай Полисский, автор множества арт-объектов парка, обращается к жителям соседних деревень для реализации проектов. Его идеи превратили небольшой поселок в арт-кластер, в котором получили работу многие жители и который сделал область притягательной для туристов.

Фото: Wikimedia Commons

Благодаря региональным фестивалям активно развивается стрит-арт. Художники меняют облик городов, рисуя муралы на фасадах зданий. Заводы и фабрики сами проводят акции и получают работы признанных мастеров, а горожане — новые точки на карте привычных маршрутов.

Выкса и Нижний Новгород повысили туристическую привлекательность городов за счёт граффити. Заметные работы, созданные в рамках фестивалей, выходят в международное информационное поле, а такие художники, как Миша Most, Zmogk, Sshhozzy и другие, давно представляют Россию в международном стрит-арт-сообществе.

Современная скульптура тоже обретает масштаб и начинает выходить за пределы музеев. Правда, из-за сложности получения разрешений на установку монументальных произведений в городской среде их присутствие в городе ограничено по времени. Исключением стала скульптура «Агата» Григория Орехова. Она полюбилась москвичам и c 2019 года остаётся в Столешниковом переулке.

Фото: Orekhov Gallery

В других городах России установить уличную скульптуру проще. Но авторы с большей вероятностью могут остаться непонятыми. Впрочем, знаменитые «Красные человечки» Андрея Люблинского ещё в 2010 году получили популярность среди жителей Перми и стали символом культурной революции отдельного региона.

Фото: Red People / A. Lublinsky & M. Zaborovskaya

Стать заметной и органичной доминантой в городской застройке скульптура может благодаря тонкой работе с пространством и масштабом произведения. Важный критерий выбора материалов для городской скульптуры — устойчивость к вандализму. Также они должны уверенно выдерживать смену времён года и погоды: дождь, снег, палящее солнце. Поэтому предпочтение отдаётся натуральному камню, металлу и стеклопластику.

С каждым годом всё большую популярность набирает диджитал-арт. Художники используют технологии дополненной реальности, где скульптура и архитектура встречаются в цифровом пространстве, а полотном становится не холст, а город во всём его многообразии.

Фестивали помогают привлечь к направлению нового зрителя и дают художникам возможность поэкспериментировать. Как используют AR-технологии в скульптуре и монументальной живописи, можно увидеть в работах Аристарха Чернышёва, Максима Свищёва и Андрея Бергера.

Ещё одно направление — это интерактивный паблик-арт. Самое интересное его проявление можно увидеть на современных детских площадках. Архитектурные бюро «Дружба» и «Чехарда» занимаются разработкой самых разных решений. Их проекты включают как малые архитектурные формы, так и объекты с привычной функциональностью: горки, качели и многое другое.

Каждой новой работе, появившейся в городе, нужен оператор — тот, кто возьмёт на себя ответственность по уходу за произведением на долгие годы. Важно заранее понять, кто будет заниматься дальнейшим сохранением объекта. Редки случаи, когда такие обязательства берёт на себя организатор. Например, команда «Артмоссфера» занимается поддержкой уличного искусства и сохраняет некоторые произведения, созданные в рамках проекта.

Будущее паблик-арта в России и основные тенденции

Когда неподготовленная публика негативно реагирует на то или иное произведение, это не говорит о намеренной провокации. Любое искусство так или иначе — это провокация. Оно вызывает нас на диалог, приглашает к разговору или исследованию, получению нового знания и эмоционального опыта, к которому готовы не все или не сразу.

Фото: Wikimedia Commons

Например, инициаторы установки «Большой глины №4» Урса Фишера не стремились к провокации, но понимали, что скульптура не будет принята всеми. Огромное количество людей включилось в обсуждение, а кто-то впервые узнал о художнике и, возможно, углубился в его работу, а затем продолжил изучение паблик-арта. Проект из провокационного превратился в просветительский. И в этом главная сила искусства, изучая которое, мы познаём себя.

При этом заказчиком паблик-арта может быть любой, кто готов профинансировать проект. Его используют в оформлении городских площадей, для оживления выходящих на улицы фасадов, его приобретают частные компании для офисных центров или девелоперы, чтобы установить на закрытых территориях своих жилых комплексов.

Самая главная задача — упростить согласование установки объектов и создания муралов. В городе должны быть площадки, подготовленные для художников. Важно создавать фонды, которые бы занимались экспертизой, установкой, обслуживанием и сохранением монументальных произведений, а также поиском финансирования для реализации крупных проектов. Всё это поможет вывести российский паблик-арт на новый уровень, что отразится на общем культурном фоне и сделает искусство ближе, а значит — доступнее.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована