Преемственность и новаторство: гжель и хохлома в современном дизайне
Как дизайнеры интерпретируют традиционные виды росписи в своих работах.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/8cb/8cb63864dd004d6aa70c58a6be7e130e/b0e8649fd9b66492af315b0da60705fd.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/8cb/8cb63864dd004d6aa70c58a6be7e130e/b0e8649fd9b66492af315b0da60705fd.jpg)
Фото: «Объединение Гжель» / «Супрематика»
В последние годы многие дизайнеры возвращают в тренды традиции, появившиеся несколько веков назад. Их переосмысливают, дополняют, но с сохранением самобытности. В этом материале мы расскажем, в каком виде гжель, хохлома и другие виды росписи вернулись в дизайн и где их применяют сегодня.
Виды росписи и их особенности
Подсчитать все виды росписи едва ли возможно: они зарождались в разных частях страны, а их особенности зависели от конкретного региона. Многие виды схожи между собой в цветовой гамме, однако есть различия и в технике, и в самих узорах.
Гжель
Гжель появилась в XIV веке в одноимённой деревне недалеко от Москвы. В Гжели добывали глину, из которой со временем начали делать посуду и игрушки.
Цветовая гамма гжели — синие и белые тона. Такая гамма появилась под влиянием популярности голландских изразцов и китайского фарфора. Гжель существенно выделяется среди других видов росписи: она сдержанная, но при этом эффектная.
![](/upload/setka_images/12232129082023_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
![](/upload/setka_images/12242829082023_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Фото: Cleveland Museum of Art
Гжель — одноцветная, это гигантский шаг к минимализму. Когда-то она была разноцветной, но такой её уже никто не помнит.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Хохломская роспись
Название также возникло благодаря локации: во второй половине XVII века мастера на левом берегу Волги стали расписывать деревянную мебель и посуду золотистыми, зелёными и красными цветами. Потом предметы быта везли для продажи в село Хохлома Нижегородской губернии, благодаря которому яркий орнамент и стали так называть.
На изделиях с хохломской росписью фон глубокого тёмного цвета, на нём изображена листва деревьев и ягодные грозди.
![](/upload/setka_images/12250029082023_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
![](/upload/setka_images/12250029082023_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Жостовская роспись
Жостовская роспись появилась в первой четверти XIX века в деревне Жостово. В тот период некоторые мастера начали наносить на металлические лакированные изделия изображения пёстрых цветочных букетов.
Традиционным вариантом считается чёрный поднос с яркими бутонами. Иногда в качестве базового цвета выбирают красный.
![](/upload/setka_images/12252929082023_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
![](/upload/setka_images/12254229082023_9ba3a81e181804fd4e845eff8293633670f4518e.jpg)
Северная чернь
Одним из самых сложных видов росписи считается великоустюгское чернение по серебру, которое кратко называют северной чернью. Такой промысел возник в XVII веке — плотный и богатый узор стал украшать даже самые мелкие предметы и изделия: от табакерок до флаконов. В этой росписи почти нет сюжетов, а рисунок — непрерывный и словно бесконечный.
![](/upload/setka_images/12252129082023_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
![](/upload/setka_images/12254629082023_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Северная чернь — очень мрачная и тёмная. Раньше чёрного цвета не боялись. Такой тёмный фон был основой многих промыслов, как в Палехе, Холуе или Хохломе. Да и при всей весёлости цветов чёрное хорошо уравновешивает пестроту.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Городецкая роспись
Возникшая в середине XIX века в Нижегородской губернии городецкая роспись поражает не только яркими орнаментами, но и тем, как мастерам удавалось изображать на прялках или мебели целые сюжеты. Как правило, это были праздники, прогулки или свидания влюблённых.
![](/upload/setka_images/12254629082023_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
Любимым мотивом городецких мастеров, как и у коллег, считались цветы. Оттенки выбирали яркие и насыщенные: красный, винный, синий и горчичный.
![](/upload/setka_images/12254629082023_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Наверное, разноцветные пёстрые росписи прошли естественный отбор и больше были по душе людям. Представьте себе деревню. У Михаила Иваныча одна краска, а у Петра Юрьича — десять. Нарядно. Ещё хочется вспомнить про разность регионов. На севере — сдержаннее, на Кавказе — абстрактнее. Погода, культура, доступ к сырью — всё влияло.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Роспись в современном дизайне
В моде
В XXI веке традиционная роспись возрождается. Сфера, которая активнее всех переняла традиции, — мода. Несмотря на то что в последнее время и модные дома, и массмаркет стремятся к минимализму, воспевая монохромные образы без излишеств, порой они всё же отдают предпочтение броским орнаментам.
В 2013 году итальянский модный дом Valentino представил осенне-зимнюю коллекцию, некоторые предметы одежды которой были украшены гжелью — сине-белым орнаментом. Это были строгие платья с белыми воротниками, кейпы и вечерние наряды. Традиционные узоры можно также найти в коллекциях бренда Nina Donis и модельера Ульяны Сергеенко.
![](/upload/setka_images/12254729082023_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Больше всего узоров, орнаментов и цветов в одежде можно заметить у итальянцев. При всей простоте кроя и лаконичности форм обычное платье-футляр или классический пиджак будут либо ярких цветов, либо в вышитых или напечатанных узорах. Одежда-праздник.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Маленькие бренды тоже делают одежду с узорами. Например, бренд «Ирина Вартанян» воспевает культуру северных регионов страны. Дизайнеры изображают коней и жар-птиц на базовых худи, толстовках, лонгсливах, футболках и жилетах, а также украшают изделия цветочными и геометрическими орнаментами.
![](/upload/setka_images/12274629082023_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Гжель, хохлома и другие виды росписи послужили вдохновением и для творческой студии Gruppa и проекта Front. Дизайнеры немного переработали традиционные орнаменты и трансформировали их под современность. Изображения на изделиях коллекции — более графичные, чем привычные узоры, не такие витиеватые и как будто нанесены крупными мазками.
![](/upload/setka_images/12331029082023_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
![](/upload/setka_images/12280629082023_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
В интерьере и на посуде
Роспись постепенно применяют и в дизайне интерьеров — в сфере, где долгое время господствовал почти стерильный минимализм. Только орнаменты делают более спокойными и немного меняют. Среди видов росписи наиболее популярны гжель и хохлома. Интерьеры в светло-голубых тонах при удачной концепции смотрятся свежо, с хохломскими узорами — уютно и камерно.
![](/upload/setka_images/12254629082023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
![](/upload/setka_images/12254629082023_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Те, кто пока не готов расписывать стены дома яркими витиеватыми орнаментами, могут купить мебель с узорами или более мелкие предметы интерьера. Гжель, например, иногда наносят на мебель для ванной комнаты — шкафчики или рамы зеркал.
![](/upload/setka_images/12284829082023_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
![](/upload/setka_images/12290229082023_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Дизайнеры не могли обойти стороной и посуду. Ещё в 2017 году магазин Half & Half выпустил серию тарелок «Гжель» от графического дизайнера Анны Кулачёк. Изделия создали вручную, орнамент на них не такой активный, как традиционный. Однако он по-прежнему напоминает вековой сине-белый узор.
![](/upload/setka_images/12292829082023_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
![](/upload/setka_images/12292829082023_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
В айдентике
Элементы русской росписи разных видов используют в айдентике разных брендов. Недавно дизайнер взяла гжель за основу для логотипа одноимённой кофейни, которую мечтает открыть. В проекте удалось совместить приятный узор, цветовую гамму и облик кофейных зёрен.
![](/upload/setka_images/12295229082023_178ae943fb180dbd85da113c997e71d410f43eb6.jpg)
![](/upload/setka_images/12300529082023_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
В логотипе чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России, дизайнеры тоже завуалированно показали традиционную роспись.
![](/upload/setka_images/12300529082023_00ef4ecbef33723c9293d85ddb5e396ecc049496.jpg)
Ручной труд и человеческий ресурс — самое дорогое и ценное, что сейчас есть. Мы на пути к автоматизации и экономии в производстве. Уникальность стилей древнейших промыслов сложилась из-за изолированности их друг от друга географически, разности сырья, преемственности. Глобализация всё приводит к одному знаменателю. Важно сохранить традиции, которые остались в разных местах, в красную книгу уникальной красоты.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!