Портал, жар-птица, свет. Первая сельская биеннале современного искусства
Сотрудники агентства Dotorg рассказывают, как разрабатывали для неё фирменный стиль.
Фото: Павел Парамонов / Dotorg
Материал подготовили арт-директор Ольга Кутовая, senior-дизайнер Екатерина Антонова, senior-дизайнер Виктория Трубицина, копирайтер Митя Кутепов.
Первый контакт
«Преображение» — первая биеннале современного искусства, которая проходила в августе 2023 года в Палехе. Тема — архитектура. В программе были выставки, лекции, кинопоказы, лаунж-зона, арт-маркет, выступление группы «Маркшейдер Кунст».
Палех — это старинный русский город в Ивановской области, центр народного промысла — лаковой миниатюры. Мастера там с ювелирной точностью расписывают шкатулки, броши, тарелки, игольницы.
«На стартовом зуме ребята-организаторы сказали, что это будет первая сельская биеннале. Сочетание слов „сельская“ и „биеннале“ вызвало когнитивный диссонанс. Что там будут показывать?»
Екатерина Антонова,
senior-дизайнер
«Нас наполнял энтузиазм приступить к работе, но как связать современное искусство и Палех — известный центр традиционной лаковой миниатюры? Плюс название „Преображение“ и дату проведения биеннале 19–20 августа — в этот день христиане отмечают Преображение Господне. Все эти смыслы сбивали с толку. Тем не менее мы сразу почувствовали, что фирменный стиль не может быть гротескным, вызывающим, провокационным. Это должно быть что-то светлое, возвышенное и хорошее».
Ольга Кутовая,
арт-директор
Метафора
«Поиск метафоры я начала с исследования палехской миниатюры и заметила, что одна из главных её тем — народные сказки. А в морфологии волшебной сказки важную роль играют порталы между мирами: избушка на курьих ножках, Калинов мост, лес, озеро. Это вход в другой, сказочный мир. Место, которое преображает реальность и самого героя».
Екатерина Антонова
«В древнерусской архитектуре есть отдельный элемент — портал. Это особым образом оформленный вход, который сразу выделяется своей красотой, необычным оформлением или формами. А ведь главная идея фестиваля — архитектура!»
Виктория Трубицина,
senior-дизайнер
«Стиль „Преображения“ сформировался как дерево — из нескольких корней выросла единая концепция. Так получилось и с метафорой. Мы перелопатили множество источников и нашли общую идею в них — портал как точка перехода между мирами и место превращения, изменения или преображения человека. Нам понравилась многослойность метафоры, поскольку она говорила как о пространственных изменениях города, так и о личных переменах внутри каждого посетителя биеннале».
Ольга Кутовая
Первая поездка в Палех
Фестиваль неразрывно связан с местом, где он проводится. Мы поехали в Палех проникнуться атмосферой этого места, изучить пространство и найти вдохновение для дальнейшей работы. Нас заинтересовала закольцованная улица Ленина, которая огибает Крестовоздвиженский собор и возвращается на ту же площадь, где берёт начало (позже это нашло своё отражение на карте фестиваля).
Палех наполнен разными порталами: арочные входы в храм, округлые окна зданий, портальные формы в лаковой миниатюре и каноничные арочные райские врата в иконописи.
Мы лично познакомились с командой организаторов: Мариной Галкиной, Екатериной Лапиной, Василием Парнышковым и Ильёй Юрасовым, которые заразили нас драйвом и желанием сделать крутой фестиваль.
«Я люблю поездки, путешествия, русскую культуру. Этот проект как будто специально для меня придумали. И я сразу поняла, что нужно ехать в Палех и самим исследовать город для поиска идей».
Екатерина Антонова
«Город поразил меня своей сказочностью: Крестовоздвиженский храм с сиреневыми куполами и высокой колокольней, деревянные дома с резными наличниками — весь город как маленькая шкатулка. Я была под впечатлением».
Ольга Кутовая
Два концепта
В результате работы у нас появилось два концепта, которые мы предложили организаторам.
«Первый концепт базировался на разных формах порталов — входов в мир сказки, в которых героя встречают сказочные животные и жар-птица, символ Палеха».
Екатерина Антонова
Организаторам понравились обе идеи, и они попросили создать объединённый концепт: портал, движение к свету и типографический приём, который, как оказалось, перекликается с важным объектом выставки — духовным лабиринтом.
Реализация проекта
«В работе мы вдохновлялись старым книжным оформлением русских сказок, где в текст встраиваются буквицы и иллюстрации. В качестве иконок мы выбрали персонажей, которых встретили в городе: лошадку из „дома с конями“, мандо́рлу с иконы Преображения, кота с сохранившегося резного наличника избы. Получилась история про сам город, его традиции и жителей. Найденные нами образы откликнулись в сердцах горожан и посетителей фестиваля, ведь это что-то родное и близкое каждому из нас».
Екатерина Антонова
«Главный цвет стиля, сиренево-голубой, — это цвет куполов Крестовоздвиженского храма. Мы выбрали его, чтобы создать перекличку с главной достопримечательностью Палеха».
Виктория Трубицина
«Мы совместили два концепта и перешли к разработке носителей. Кроме традиционных футболок-шоперов-бейсболок, мы придумали арт-объекты — чтобы ещё больше погрузить посетителей в атмосферу биеннале и „забрендировать“ территорию. Фразы на арках, фразы на зеркалах, открытки с порталами.
На стадии, когда мы выбирали шрифт для проекта, я увидела пост в канале дизайнера Тани Черкиз („Бюробукв“). Тогда работа над шрифтом Wildfire ещё не была закончена, но мы попросили раннюю версию. Узкие буквы с острыми засечками сочетают в себе сказочность и приятную дикость. Это было точное попадание в смысл — начертание идеально подошло к нашей задумке».
Ольга Кутовая
В результате мы разработали логотип и фирменный стиль биеннале, подготовили все носители: навигацию в городе и внутри пространств, буклет и карту мероприятия, фирменные стикеры и открытки с прорезями в виде портала, шоперы, футболки, бейджи для волонтёров.
Мы оформили ярмарку, музыкальную сцену и арт-объекты: арку в парке, наличники с зеркалами и фразами «Шагни в портал», «Через град земной в град небесный», «Почувствуй преображение». В результате все носители раскрывали образ движения сквозь портал.
Ключевой объект биеннале — духовный лабиринт, который перенесён в физическую реальность с изображения на старой православной иконе. Он символизирует путь души во мраке страстей.
Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, куратор Марина Галкина и её команда вложили все силы и время, чтобы сделать фестиваль на высоком уровне. К примеру, специально для биеннале преобразовали территорию старого заброшенного льнозавода в современное арт-пространство, построили красный мост и повесили гигантские льняные полотна с иллюстрациями об истории этого места.
По городу установили фирменные стенды с картой мероприятий. В городском парке стояла инсталляция с наличниками и арками, где фотографировались горожане и посетители биеннале. Везде раздавали фирменные открытки и стикеры, волонтёры были одеты в фирменные футболки. Весь город преобразился!
Биеннале
Конечно, мы не могли пропустить такое событие и приехали в день открытия биеннале — 19 августа.
«Мы поселились в доме, переделанном из деревенской избы. Всё пространство было наполнено предметами старины: полки, скатерти, утварь. Даже печь! Это был наш личный портал в мир прошлого и сказок».
Екатерина Антонова
Организаторы сумели реализовать всё задуманное: арт-объекты были установлены, здание бывшего льнозавода превращено в арт-пространство, построен мост, развешаны льняные полотна. Арка и наличники в парке, сцена, указатели, карты фестиваля — фирменный стиль наполнил весь город.
Для нас это был особенный проект. Мы сознательно ушли в шрифтовую айдентику. Когда история рассказана через текст, в ней больше смысла. Основополагающая мысль биеннале — диалог с прошлым и будущим. И портал как переход между мирами, соединяющий традиционное и современное искусство.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!