Дизайн
#подборки

Пиксель-арт: 5 непохожих художников в формате 8-bit

Рассказываем в день рождения Super Mario об истоках пиксельной графики и показываем лучшие работы в этом жанре.

Иллюстрация: Mario / Pacman / Space Invader / Colowgee для Skillbox Media

13 сентября 1985 года компания Nintendo выпустила игру Super Mario — именно под этим названием приключения итальянского водопроводчика Марио и его брата Луиджи удерживают первые места в топах компьютерных игр вот уже почти 40 лет.

Super Mario 1, 1985
Скриншот: игра Super Mario 1 / Nintendo
Super Mario 3, 1989
Скриншот: Super Mario 3 / Nintendo

Персонаж Марио стал не только талисманом Nintendo, но и частью поп-культуры: по игре снимают фильмы и сериалы, бренды выпускают коллекции с Марио, его образы часто используют в стрит-арте.

Но Super Mario вдохновляет не только стрит-художников: вместе с другими 8-битными играми его графика повлияла на становление целого направления современной иллюстрации — пиксель-арта.

Граффити британского художника TRUST.iCON
Фото: duncan c / Flickr

История цветной пиксельной графики начинается ещё в восьмидесятые годы, когда появились видеоигры для автоматов и 8-битных консолей. Поскольку скромные ресурсы компьютеров того времени не справлялись с обработкой изображений фотографического качества, в играх использовалась ограниченная палитра из 256 основных цветов. При таком подходе были невозможны сглаженные переходы и разница в цветах пикселей была очень заметна.

Заставка игры Commander Keen «Goodbye, Galaxy», 1990
Скриншот: игра Commander Keen «Goodbye, Galaxy» / Apogee Software
Заставка игры GobliiinS, 1991
Скриншот: игра GobliiinS / Coktel Vision / Sierra On-Line

Современная пиксельная графика — не результат несовершенства компьютеров, а дань ретростилю видеоигр ушедшей эпохи. Пиксельные изображения выглядят простыми и не требуют серьёзного инструментария, однако они достаточно трудоёмки: работать приходится при сильном увеличении, вручную отрисовывая каждый квадратик.

Рассказываем в нашей статье о:

  • eBoy и их огромных пиксорамах;
  • Густаво Визельнере, который любит кино;
  • 6VCR, вдохновляющейся архитектурой модернизма;
  • Space Invader, «захватившем» десятки городов;
  • Pixray, который создан человеком, но не человек.

eBoy

Пиксорама
Изображение: eBoy
Пиксорама, фрагмент
Изображение: eBoy

eBoy — это не один человек, а команда из трёх художников. Штеффен Зауэртайг, Свенд Смиталь и Кай Фермер с начала 1990-х пиксель за пикселем выстраивают замысловатые городские пейзажи, жанровые сцены и портреты.

Наибольшую славу художникам принёс цикл работ «Пиксорамы» (Pixoramas). Эти трёхмерные иллюстрации, наполненные деталями, сочетают в себе реалии поп-культуры и элементы фантастики: на улицах мегаполисов среди огромных рекламных вывесок, машин и людей роботы сражаются с монстрами, а голые женщины летают на ракетах. eBoy, будто бы вдохновляясь Брейгелем и Босхом, наполняют свои картины множеством деталей, отчего иллюстрации становятся многоплановыми и требуют внимательного изучения.

Пиксорама «Москва»
Изображение: eBoy
Пиксорама «Москва», фрагмент
Изображение: eBoy

Густаво Визельнер

Pixel Art TV: сериал «Друзья», 2017
Изображение: Gustavo Viselner / Behance

Густаво Визельнер рассматривает пиксельную графику не только как технику рисования. Для него это язык ностальгии. Как говорит он сам: «Пиксель-арт — это искусство, появившееся из несовершенства, которое отсылает нас обратно в счастливые восьмибитные восьмидесятые. Оно — краеугольный камень геймерского народного творчества».

С помощью пиксель-арта художник изображает ситуации из своей жизни и кино. Большинство его работ связаны со светлыми воспоминаниями, причём это относится как к эпизодам из цикла «Дни с папой» (Days with Dad), которые он размещает в своём «Инстаграме»*, так и к кинематографическим зарисовкам. Рассматривая многочисленные сцены из «Друзей», «Звёздных войн», «Игры престолов» и других популярных фильмов и сериалов, Густаво Визельнер словно приглашает зрителя восхититься ещё раз значимыми для художника эпизодами.

«Дни с папой» — это зарисовки из детства художника, которые он публикует в своём блоге. В них маленький мальчик (вероятно, сам Густаво) проводит время со своим отцом. Иллюстрации на тему дождливых дней, проведённых с ним под одной крышей, прогулок у моря или путешествий пронизаны чувством светлой тоски по детству. Работы выполнены в тёплых спокойных тонах, а элементы анимации — например, дуновение ветра или капли дождя — превращают минималистичные картинки в ожившие воспоминания.

Дни с папой: дождливый день, 2022
Изображение: Gustavo Viselner / SpartanBlack / Foundation

В начале 2010-х годов художник Кристофер Торрес нарисовал и анимировал смешного пиксельного котика, который получил название Nyan Cat. На несколько лет рисунок стал популярным мемом, но потом о нём почти забыли. «Второе рождение» Nyan Cat получил в 2021 году, когда NFT с этим рисунком был продан за рекордные 590 тысяч долларов.

Изображение: Кристофер Торрес / Wikimedia Commons

После такого ошеломительного успеха у пиксельного кота появились новые версии — Nyan Blunt, Nyan Dogg и Hazy Nyan Cat, которые также существуют в виде NFT.

6VCR

Изображение: 6VCR

За ником 6VCR скрывается Евгения Гончарова — художница из России, которая совмещает в своих иллюстрациях технику пиксель-арта и меланхоличную постсоветскую эстетику. Чаще всего в своих работах она изображает индустриальные пейзажи или делает архитектурные зарисовки. «Простые геометрические формы напоминают мне изображения в пикселях, особенно если смотреть издалека», — говорит о теме своих работ Евгения.

Иллюстрации Евгении Гончаровой построены на контрасте: в «примитивной» на первый взгляд технике пиксельной графики она не только изображает огромные монументы, но и поднимает сложные экзистенциальные темы. Например, в четырёх работах «космической» серии она показывает внутренние сомнения космонавта, который задаётся вопросом — а в чём смысл его профессии? Приглушённая нарочито бедная палитра и эффекты глитча, столь нехарактерные для пиксель-арта, подчёркивают те душевные «помехи», которые сопровождают его в полёте.

Изображение: 6VCR

Несмотря на то, что работы 6VCR соответствуют всем канонам пиксельной графики — ограниченное количество цветов, отсутствие сглаженных переходов между тонами и различимые пиксели, — они создают впечатление огромных панно. Что изначально противоречит сути пиксель-арта — быть маленьким. И в этом их парадоксальность.

Space Invader

Уличная мозаика в Лондоне, 2016
Фото: Space Invader

Франк Слама, работающий под псевдонимом Space Invader, знаменит своими мозаичными композициями по мотивам пиксельной видеоигры Space Invaders — «Космические захватчики». Называя себя «хакером общественного пространства», он «захватывает» города по всему миру, размещая на фасадах изображения фантастических персонажей игр, кино и комиксов.

Причём работает он не с привычными для стрит-арта красками, а со стеклянной мозаикой и плиткой — каждый ее кусочек имитирует квадратик компьютерного пикселя. С конца 1990-х годов Space Invader создал более 3700 работ, почти полторы тысячи из которых находятся в его родном городе — Париже.

Space Invader работает не только на улице. Также он создал технику «рубикубизм». Огромные панно составляются из кубиков Рубика, где каждый из девяти квадратиков на грани становится пикселем огромного изображения. В этой технике он воспроизводит портреты реально существовавших злодеев (серия «Плохие люди») или главные музыкальные обложки ХХ века (серия «Низкая точность»). У этого направления появилось много последователей, которые делятся фотографиями своих работ в социальных сетях.

Уличная мозаика в Малаге, 2017
Фото: Space Invader

Работы Фрэнка Сламы можно встретить в десятках городов Европы, в США, Австралии, одна из его работ побывала даже в космосе на МКС. Вокруг творчества художника собралось большое комьюнити, благодаря которому работы Space Invader продолжают жить вопреки попыткам коммунальных служб «победить» его «вторжение». Когда власти городов решают удалить мозаичные картинки с фасадов, поклонники Space Invader реставрируют их.

Pixray

Сюжет Citizens leave Moscow through Red Square («Горожане покидают Москву через Красную площадь»), созданный по алгоритму pixray-text2pixel
Изображение: dribnet / pixray / Replicate

Pixray — иллюстратор, но не человек. Это — нейросеть, которая создаёт пиксельные картинки с помощью текстового запроса. Её создатель — Том Вайт, новозеландский программист и художник, который занимается исследованиями алгоритмов компьютерного зрения.

Как и другие нейронные сети, Pixray анализирует запрос — в данном случае текстовый, — а после выдаёт результат — изображение. Сегодня нейронные сети умеют создавать рисунки в различных стилях, Pixray рисует пиксель-арт.

Конечно же, сеть не может сама выдумать, как выглядит домик или лягушка. В её основе лежит огромная база изображений: алгоритм выбирает ряд необходимых, а затем создаёт на их основе некоторое усреднённое собственное. Иногда это приводит к казусам: например, слово «принц» он интерпретирует как имя темнокожего певца Принса, известного своими яркими костюмами и жгучим взглядом.

Сюжет Vampire in dark castle («Вампир в тёмном замке»), созданный по алгоритму pixray-text2pixel
Изображение: dribnet / pixray / Replicate

Всего Том разработал и выложил на платформу для сетевых разработчиков Replicate более десятка разных алгоритмов, рисующих изображения. Основная часть из них посвящена пиксельной графике — они отличаются настройками. Что интересно, интерфейс его программ сохраняет каждую из итераций работы над картинкой, поэтому по завершению работы алгоритма можно при помощи слайдера посмотреть «ход мысли» нейросети.

Поскольку для работы нейросетей требуются очень большие мощности, работают они преимущественно в интернет-среде. Платформа Replicate даёт небольшой тестовый период, после чего ресурсы её серверов нужно оплачивать согласно времени, которое она тратит на обработку запроса. Бесплатного использования хватит, например, на 4–6 картинок по алгоритму pixray-text2pixel, который создаёт не очень большие, но эффектные изображения с крупными пикселями. Создание каждой из этих картинок занимает от десяти минут до получаса в зависимости от сложности запроса и устройства.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована