Питер Брейгель Старший: одновременно простой и загадочный
Биография и творчество гения Северного Возрождения.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Питер Брейгель Старший, сам того не желая, до сих пор водит за нос многих зрителей и исследователей. Одни считают, что он был крестьянином — из-за своей любви изображать жизнь простолюдинов. Другие порой путают картины Брейгеля с работами Иеронима Босха. Есть и те, кто приписывает полотнам художника неверный смысл.
В этой статье мы разберёмся в туманной биографии живописца, объясним сходства и различия с творчеством самого первого сюрреалиста, а также постараемся раскрыть настоящий смысл работ «брюссельского» периода. Приготовьтесь, мы начинаем танцевать!

Изображение: Rijksmuseum Amsterdam
Вот и он, со своим фонарём
Точный год рождения Питера Брейгеля неизвестен. Исследователи считают, что, вероятнее всего, он родился в промежутке между 1525 и 1530 годами — недалеко от города Бреда, который был частью ныне несуществующего герцогства Брабантского.
О детстве Брейгеля, как и о его жизни в целом, известно довольно мало, но вопреки устойчивому представлению, он вовсе не был крестьянином, а рос во вполне обеспеченной семье. Происхождение позволило ему не только выучиться на художника, но и стать частью интеллектуальной элиты в среде гуманистов Северного Возрождения.
Брейгель ещё в юношестве переехал в Антверпен — торговую и культурную столицу региона, где у талантливого человека из хорошей семьи было куда больше шансов выстроить успешную карьеру. К 1545 году он уже был учеником известного художника Питера Кука ван Альста — Брейгель трудился в его мастерской больше пяти лет и освоил как искусство живописи, так и технику гравюры.

Изображение: Kunsthaus Zürich
Скорее всего, Брейгель и ван Альст были друзьями, по крайней мере, молодой художник был хорошо знаком с женой наставника, Марией Бессемерс, которая вошла в историю искусства под именем Майкен Верхюлст. Она ещё сыграет важную роль в жизни Брейгеля, но и на этом этапе Верхюлст научила Брейгеля технике работы с акварелью и темперой по льну, а также пробудила интерес к изображению крестьянской жизни. Верхюлст была родом из Мехелена, где чуждая Антверпену художественная традиция куда сильнее тяготела к простонародным сюжетам, нежели к античной мифологии.
Держать угря за хвост
В 1550 году умирает Питер Кук ван Альст. Какое-то время Брейгель работает в мастерской гравёра, но уже к 1551 году решается на длительное путешествие в Италию. Это был понятный выбор, но опасный — путь мог занять около года, и на дорогах путников могли убить не только грабители, но и горные оползни. К счастью для всех нас, Брейгеля миновала эта чаша.
Он прибыл в Италию примерно в 1552 году, смог добраться до Неаполя, посетил Сицилию. Достоверно известно, что в 1553 году он жил в Риме, где видел строительство Собора святого Петра, которым в то время руководил Микеланджело. Брейгель легко заводил знакомства, поэтому в итоге остановился у талантливого миниатюриста Джулио Кловио, который позднее станет покровителем другого великого живописца — Эль Греко.
Опись имущества Кловио показывает, что ему принадлежал ряд картин и рисунков Брейгеля, а также миниатюра «Страшный суд», которую они написали вместе. Брейгель оформил небольшой медальон с кораблями в штормовом море.

Изображение: The New York Public Library
К этому периоду относится и одна из немногих религиозных картин Брейгеля — «Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере». Редкий пример прямого итальянского влияния в творчестве Брейгеля — позже мало что будет указывать на то, что художник был хорошо знаком с творчеством Микеланджело и Рафаэля, настолько самобытным будет его стиль.

Изображение: Wikimedia Commons
Интересно, что и в этой картине есть «приглашённый художник» — фигуры святых писал Мартен де Вос, тоже житель Антверпена, который тогда работал в Италии. Этот маленький факт раскрывает два важных качества Брейгеля.
Во-первых, он любил и активно участвовал в непривычных нам живописных практиках своего времени, которые стимулировали художников делиться пространством своих полотен с коллегами по цеху. Отголоски этой традиции можно найти в современной музыкальной практике фитов.
Во-вторых, Брейгель осознавал всю важность связей и знакомств. Они не сделают тебя великим художником, но дадут куда больше возможностей для самореализации. В итальянском путешествии спутниками Брейгеля часто были известный картограф Абрахам Ортелий и скульптор Жак Йонгелик. Первый углубил знания художника в географии, что помогло ему в искусном изображении пейзажей, а второй сведёт Брейгеля со своим братом, Николасом Йонгеликом, который станет одним из главных его покровителей и заказчиком серии «Времена года».
Плыть по ветру
С этим культурным и социальным багажом Брейгель к 1555 году возвращается в Антверпен. Здесь он заводит новое и крайне полезное знакомство с Иеронимом Велленсом де Коком, известным гравёром и крупнейшим издателем Северной Европы второй половины XVI века. Иероним де Кок почти на десять лет становится главным заказчиком Брейгеля, это позволяет художнику укрепить свою финансовую независимость и утвердить себя как умелого мастера. Однако это и на долгие годы привязывает его к графике.
Именно многообразие ассортимента стало одним из ключевых элементов плаката: кресла и стулья (точнее, их схематичные изображения) громоздятся друг на друге, выстраиваясь в диагональ.

Изображение: Royal Museums of Fine Arts of Belgium
Лишь к концу десятилетия он начинает уверенно осваивать пространство живописи. К этому времени относится одна из известнейших работ Брейгеля «Падение Икара» — переходная веха в творчестве мастера.
Это пока ещё мифологический сюжет, но художник в разрыв со всеми традициями помещает главного персонажа — Икара — в угол, да ещё и в тот момент, когда его тело уже почти скрылось под водой, а из моря торчат только ноги. Центром сюжета становятся природа и крестьяне, совершенно безразличные к тому трагическому событию, которое происходит рядом с ними. Этим решением Брейгель снижает пафос сцены, открывает дорогу новому, простому искусству.

Изображение: Gemäldegalerie
Эта мнимая простота эволюционирует в перенасыщенные деталями сюжеты. В 1559 году Брейгель пишет «Нидерландские пословицы» (ранее известные как «Фламандские пословицы»), где на одном полотне умещает более сотни народных пословиц. В этой картине отчётливо заметно влияние Иеронима Босха — его творчество в это время становится популярным и востребованным, поэтому многие художники пытаются скопировать его уникальный стиль.
Брейгель же идёт дальше банального подражания. Он берёт композиционную структуру Босха, но убирает из неё сложный символизм, наполняя картины простым и оттого комичным и трогающим содержанием. Его герои буквально вооружены до зубов, кусают колонны и железо, стригут свиней, кроют крышу пирогами и писают на Луну.

Изображение: Kunsthistorisches Museum
Есть и более серьёзный подтекст, который лучше считывается в картине «Детские игры». Брейгель изображает более 200 детей, которые играют в 90 с лишним игр. Они делают это настолько серьёзно, и изображение настолько избыточно, что становится видна педагогическая и гуманистическая функция этой работы. Брейгель пытается объять и структурировать окружающий мир, а также выразить важную функцию игры, которая должна из маленьких взрослых воспитать настоящих взрослых.
Тем не менее творчество художника быстро выйдет из типичного гуманистического смыслового поля, ведь совсем скоро он примет решение, которое принесёт ему счастье и любовь, правда, познакомит и с настоящим ужасом.
Жребий брошен
В 1563 году Брейгель решает жениться на Майкен Кук, дочери своей старой знакомой Майкен Верхюлст. Вдова даёт согласие на брак, но с одним условием — Брейгель должен переехать в Брюссель. Так начинается новая, самая плодотворная глава в творчестве Брейгеля. Но открывает её мрачная картина «Триумф смерти».

Изображение: Museo del Prado
В отличие от Иеронима Босха, который жил в более или менее спокойные и сытые времена до Реформации, Брейгелю выпало творить во времена великих потрясений. В 1556 году герцогство Брабантское, как и многие другие земли будущих Нидерландов и Бельгии, перешло во владение испанских Габсбургов.
Новые правители были убеждёнными католиками, они стали притеснять протестантов. В 1561–1563 годах, при написании «Триумфа смерти», Брейгель зафиксировал настроения интеллектуальной элиты, которая ожидала от будущего новых жертв и страданий.
В этой картине стиль художника крайне близок к стилю Босха, так как именно он кажется ему наиболее подходящим для передачи апокалиптических настроений. Позже, когда Брейгель своими глазами увидит жестокость испанских солдат, он найдёт свой стиль для передачи того, что невозможно передать.

Изображение: Kunsthistorisches Museum
Эти ожидания великих потрясений на время возвращают Брейгеля к масштабным темам. В 1563 году он пишет «Вавилонскую башню», которая тоже несёт в себе тень грядущего раздора. В то же время художник показывает величие человеческих амбиций, которые поражают воображение (даже если потом за них неизбежно следует расплата).

Изображение: Kunsthistorisches Museum
Однако было бы неправильно сводить всё к политике. Большое влияние на Брейгеля оказывает счастье в семье и рождение детей, которые вдохновляют его вновь обратить внимание на обычных людей и радости жизни. Сказывается и то, что главный заказчик художника Иероним Кок из-за переезда Брейгеля в Брюссель начинает меньше влиять на его профессиональный путь. Да и коммерческий успех полотен позволяет мастеру чаще обращаться к живописи, нежели к графике.
Уже упомянутый Николас Йонгелик делает заказ на большой цикл «Времена года», и Брейгель пишет картину с охотниками на снегу, которые наблюдают с холма за тем, как обычные горожане и селяне наслаждаются отдыхом на катке. Фигурки совсем маленькие, но они создают настоящее вневременное ощущение жизни, известное всем, кто ждёт зиму.

Изображение: Kunsthistorisches Museum
В более поздние годы, как отмечают многие искусствоведы, Брейгель неожиданно совершает ещё одну стилевую эволюцию, причём в этот раз в ней можно найти скрытое влияние путешествия в Италию.
Художник продолжает писать сюжеты из жизни простолюдинов, но теперь его фигуры становятся крупными, выходят на передний план, их лица и одежда тщательно проработаны, а в некоторых элементах можно найти даже отсылки к творчеству итальянского Возрождения.
В «Крестьянской свадьбе» Брейгель передаёт реальный облик праздника, но на заднем плане помещает зелёную ткань с чашей посередине и девушку с достаточно классическим лицом, причёской и головным убором, чтобы образованный зритель уловил стилевую игру.

Изображение: Museo di Capodimonte
Игривый символизм уступает место серьёзным и завуалированным аллегориям в 1568 году — самом мрачном эпизоде в истории Брюсселя и жизни Брейгеля. В 1566 году начинается Нидерландская революция, также известная как Восьмидесятилетняя война — за отделение региона от Испанской империи.
22 августа 1567 года Фернандо Альварес де Толедо, более известный как герцог Альба, входит с войском в Брюссель и разворачивает мощные репрессии против бунтовщиков и протестантов. Он берёт в плен самых уважаемых граждан города и формирует «Совет о беспорядках», который в народе прозвали «Кровавый совет». Всех пленников позже казнили.
Герцог Альба вводит высокие налоги и казнит протестантов, из-за чего в городе останавливаются производства и торговля, а интеллектуальная элита спешно бежит из Брюсселя в более безопасный Амстердам. В этих условиях Брейгель пишет «Притчу о слепых», которая, с одной стороны, вписывается в длинную голландскую традицию изображения этого сюжета, но в то же время является точным и красноречивым политическим высказыванием — ведь если слепой ведёт слепого, то все они обязательно упадут.

Изображение: Hessian State Museum Darmstadt
Но Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не попытался найти что-то положительное в окружающем его ужасе. В картине «Сорока на виселице» мы видим устрашающий символ эпохи, но вокруг него танцуют и веселятся люди, птицы не боятся сесть на перекладину, а на фоне — невероятной красоты пейзаж. Насилие и гонения обязательно закончатся, а природа и человеческая любовь к жизни будут с нами всегда.
Брейгель умер 5 или 9 сентября 1569 года. Ему было то ли 39 лет, то ли 44 года, то ли где-то между ними (даже после смерти он продолжил оставлять загадки). Художник похоронен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе. Все трое его детей, два мальчика и одна девочка, стали художниками — их обучила живописи Майкен Верхюлст.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!